Стратегия развития лекарственного обеспечения населения до 2025 года

Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Стратегия ориентирована на долгосрочное социальное развитие, модернизацию национальной экономики и обеспечение безопасности страны.

Основной целью Стратегии развития лекарственного обеспечения до 2025 года является максимально возможное удовлетворение потребностей населения в качественных и доступных лекарственных средствах на основе рациональной системы лекарственного обеспечения, сбалансированной с финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней.

Основные принципы государственной политики в сфере лекарственного обеспечения:

1. Рациональность. Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации должно соответствовать реальным потребностям в лечении и профилактике заболеваний

2. Эффективность. Система лекарственного обеспечения должна соответствовать современным требованиям к лечению на основе принципов доказательной медицины и социально-экономической эффективности

3. Безопасность. Государственное регулирование фармацевтического рынка направлено на обеспечение обращения только тех лекарственных средств, которые соответствуют национальным и международным стандартам качества, эффективности и безопасности

4. Доступность. Государственная политика в сфере лекарственного обеспечения направлена на расширение возможности применения российскими гражданами современных и эффективных лекарственных средств, повышение их экономической, физической и иной доступности для населения.

5. Справедливость. Государственная политика в сфере лекарственного обеспечения должна обеспечивать доступ к необходимым лекарственным средствам каждому российскому гражданину, вне зависимости от его социального статуса и материального положения или места проживания.

6. Стабильность. Система лекарственного обеспечения должна базироваться на реальных возможностях бюджета страны, частного сектора и граждан, при условии сохранения государственных гарантий в области медицинской помощи.

7. Солидарное участие граждан и государства. Возмещение затрат личных средств граждан по приобретению необходимых лекарственных препаратов может эффективно использовать механизмы софинансирования со стороны государства, в соответствии с утвержденным уровнем государственных гарантий.

8. Обеспечение национальной безопасности. Государственная политика в сфере развития фармацевтического производства должна обеспечивать доступность стратегически необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе – за счет развития отечественных производств полного цикла.

9. Комплексность. Должен быть обеспечен систематизированный учет всех элементов и этапов процесса лекарственного обеспечения в контексте реализуемой социально-экономической политики Российской Федерации.

10. Управляемость. Должна быть внедрена система управления лекарственным обеспечением на основе мониторинга параметров функционирования системы и реальных потребностей населения Российской Федерации в лекарственных средствах.

Основные задачи, которые будут решены в результате реализации Стратегии лекарственного обеспечения до 2025 года:

1. Обеспечить рациональную систему регистрации лекарственных препаратов с целью сохранения необходимой доступности для населения качественных, безопасных и эффективных лекарственных препаратов.

2. Обеспечить эффективную систему ценового регулирования, позволяющую повысить доступность лекарственных препаратов и медикаментозного лечения при амбулаторном лечении для всех групп населения.

3. Обеспечить рациональное назначение и использование лекарственных средств на основе принципов доказательной медицины и оценки медицинских технологий, учитывающей сравнительную социально-экономическую эффективность.

4. Обеспечить сохранение в полном объеме реализуемых государственных гарантий обеспечения необходимыми лекарственными средствами.

5. Разработать и внедрить рациональную модель лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении, включающую частичное возмещение стоимости лекарственных препаратов.

6. Создать эффективную систему, обеспечивающую повышение физической доступности необходимыми лекарственными препаратами для пациентов.

7. Проработать вопросы внедрения механизмов переговоров с производителями инновационных лекарственных препаратов по ценовой политике, а также по системам разделения рисков при внедрении данного вида продукции в практику здравоохранения.

8. Обеспечить фармацевтическим и медицинским кадрам доступ к необходимым современным знаниям, позволяющим повысить качество лекарственной помощи и уровень медицинского обслуживания, а также увеличить информированность профессионального сообщества и населения в вопросах применения лекарственных препаратов.

9. Обеспечить дальнейшую гармонизацию внутренних процедур обращения лекарственных средств с международными нормами для повышения инвестиционной привлекательности российского здравоохранения.

10. Обеспечить расширение международного сотрудничества в научной и производственной и регуляторных сферах, внедрениe инновационных подходов в управление, стимулирование внедрения различных инструментов государственно-частного взаимодействия.

Условия лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации

Система лекарственного обеспечения должна обеспечивать принцип справедливости. Это означает, что доступ к реально необходимой лекарственной помощи должен осуществляется на равных условиях вне зависимости от социального статуса гражданина. При этом участие государства в возмещении затрат различных категорий граждан на лекарственное обеспечение будет определяться объемом государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Необходимое лекарственное обеспечение будет гарантировано при различных видах медицинской помощи:

§ Лекарственное обеспечение при оказании стационарной и скорой медицинской помощи будет оставаться бесплатным для всех категорий граждан в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), а также бюджетов субъектов Российской Федерации. Дополнительным источником финансирования лекарственного обеспечения граждан при стационарной помощи будет являться добровольное медицинское страхование.

§ Будет сохранена обеспечиваемая за счет расходных обязательств федерального бюджета бесплатная вакцинация населения в соответствии с Национальным календарем прививок.

§ Лекарственное обеспечение в рамках высокотехнологичной специализированной медицинской помощи (до 2015 года) будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральной и территориальными программами государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

§ Лекарственное обеспечение при амбулаторной помощи будет осуществляться в соответствии с реальными потребностями граждан в лечении и профилактике. Уровень участия государства в возмещении затрат отдельных категорий граждан будет определяться Федеральной и территориальными программами государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

§ Будет предусмотрена гибкая система скидок и возмещения стоимости лекарственных средств при добровольном страховании расходов на лекарственное обеспечение в зависимости от соблюдения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, занятия спортом, своевременности прохождения застрахованным диспансеризации.

§ Будет предусмотрена возможность солидарного участия работодателя в оплате расходов работников на лекарственное обеспечение и развитие систем накопительного страхования на случай возникновения потребности в дорогостоящем лекарственном обеспечении.

С учетом планируемого перехода российской системы здравоохранения преимущественно на одноканальную систему финансирования, ключевым источником средств для лекарственного обеспечения становятся страховые взносы работодателей, а для неработающего населения – отчисления из федерального и региональных бюджетов, осуществляемые a Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

Читайте также:  Как применять лекарственные травы

В соответствии с различными источниками финансирования и условиями получения лекарственной помощи следует выделить четыре группы населения, которые будут иметь различные условия лекарственного обеспечения:

Условия обеспечения лекарственными средствами

Стационарная и скорая помощь

Работающее население, не страдающее тяжелыми хроническими заболеваниями

Страховые взносы работодателей (ФФОМС)

Будет предусмотрен соплатеж

100% за счет госзакупок

Неработающее население (пенсионеры, дети, инвалиды, безработные)

Федеральный и региональные бюджеты и/или бюджет ФФОМС

Возможен соплатеж граждан (для различных категорий граждан)

100% за счет госзакупок

Отдельные категории больных (социально-значимые, опасные, редкие, высокозатратные, тяжелые хронические заболевания)

Федеральный и региональные бюджеты. Преимущественно программный способ финансирования

Полная компенсация стоимости лекарств для лечения основного заболевания. Остальные препараты компенсируются на принципах соплатежа

100% за счет госзакупок

Отдельные категории граждан (военнослужащие, сотрудники МВД и др.)

Бюджеты ведомств (обеспечение медицинской помощью в ведомственных МО, минуя систему ОМС)

100% за счет ведомственных источников

100% за счет госзакупок

Приоритетные направления Стратегии лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации до 2025 года

В соответствии с обозначенными задачами Стратегии, будут сформированы приоритетные направления деятельности правительства российской Федерации с сфере лекарственного обеспечения до 2025 года.

Задача 1. Обеспечить рациональную систему регистрации и контроля качества лекарственных препаратов с целью сохранения необходимой доступности для населения качественных, безопасных и эффективных лекарственных препаратов.

Система государственного контроля качества лекарственных средств представляет собой комплекс мер по обеспечению эффективности и безопасности фармацевтических продуктов, их соответствию стандартам качества и противодействию обращению фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств.

Данная система включает законодательство в области обращения фармацевтической продукции; стандартизацию качества лекарственных средств и методов их контроля; государственную регистрацию лекарственных средств; контроль и надзор за проведением доклинических и клинических исследований; лицензирование, контроль и надзор за производством лекарственных средств; лицензирование, контроль и надзор за ввозом, оптовой и розничной торговлей лекарственными средствами; систему контрольно-аналитических лабораторий.

При наличии в распоряжении Росздравнадзора необходимых инструментов и технологий по контролю за качеством лекарственных средств, включая: бюджетное финансирование, штат специалистов, федеральные испытательные лаборатории, современные методы исследований, действующее законодательство, однако, является сдерживающим фактором для выявления и изъятия из обращения недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.

В этой связи, предполагается внесение изменений в законодательство в части:

– внести изменения в статью 1 (п. 4) Федерального закона -ФЗ, включив государственный контроль качества лекарственных средств в перечень видов государственного контроля (надзора), особенности организации проверок в рамках которого могут устанавливаться другими федеральными законами;

– внести изменения в статью 9 Федерального закона -ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в части осуществления государственного контроля качества лекарственных средств.

– подготовить и утвердить соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты по осуществлению государственного контроля качества лекарственных средств.

Отдельным направлением для государства в части защиты населения от недоброкачественной и фальсифицированной медицинской продукции являются мероприятия по ратификации в Российской Федерации Конвенции Совета Европы против распространения контрафактной и фальсифицированной медицинской продукции «Медикрим», включая внесение соответствующих изменений и дополнений в Кодекс административных правонарушений и Уголовный кодекс.

Приоритетные направления по развитию государственной системы контроля качества, эффективности и безопасности:

1. Облегчение доступа новых лекарственных средств на рынок, снижение административных барьеров:

§ Сокращение объема документов, предоставляемых для государственной регистрации воспроизведенных лекарственных препаратов.

§ Упрощение государственной регистрации препаратов, применяемых для лечения редких заболеваний.

§ Введение возможности применения по индивидуальным жизненным показаниям отдельных лекарственных препаратов без их регистрации.

§ Правовое урегулирование экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств (порядок и сроки проведения, требования к необходимому и достаточному для государственной регистрации объему экспертизы, требования к квалификации экспертных организаций, порядок привлечения, источники финансирования деятельности экспертов).

§ Уточнение в части лицензирования производства лекарственных средств с целью сокращения административных барьеров при сохранении всех лицензионных требований и условий.

2. Усиление контроля на всех этапах обращения лекарственных средств:

· Создание системы государственной стандартизации в области контроля качества лекарственных средств, включая систему аттестации государственных стандартных образцов и периодического издания Российской государственной фармакопеи.

§ Детализация требований при государственной регистрации лекарственных средств к предоставляемым в регистрирующий орган материалам, касающимся методов контроля качества субстанции, организации производства лекарственного средства, показателей его эффективности и безопасности.

§ Введение дополнительных требований к организации производства, хранению, перевозке, утилизации лекарственных средств, а также правил и форм оценки соответствия, с учетом международных стандартов (в том числе GMP, GDP, GPP) и их нормативное закрепление.

§ Организация экспертизы качества лекарственных средств в оптовом и розничном секторах торговли с помощью создания на территории Российской Федерации сети современных контрольных лабораторий с высоким техническим потенциалом, позволяющим контролировать качество высокотехнологичных препаратов, проводить неразрушающие экспресс-анализы для идентификации фальсифицированных лекарственных препаратов.

§ Распространение практики государственного инспектирования производств фармацевтических субстанций и готовых лекарственных препаратов, находящихся за пределами России.

§ Введение государственной системы мониторинга безопасности лекарственных препаратов, которая позволит предпринимать конкретные действия по защите населения от небезопасных лекарственных средств, вплоть до запрета гражданского оборота лекарственных средств и отмене их государственной регистрации.

§ Совершенствование административной и судебной практики по вопросам обеспечения качества лекарственных средств, ответственности за вред, нанесенный здоровью людей вследствие применения лекарственных средств.

3. Развитие государственного регулирования клинических исследований лекарственных средств:

§ совершенствование процедуры экспертизы документов и данных клинических исследований и принятия решения о проведении клинических исследований;

§ совершенствование требований к учреждениям здравоохранения и к специалистам, проводящим клинические исследования лекарственных средств;

§ нормативное урегулирование вопросов проведения клинических исследований лекарственных средств у детей;

§ разработка специальных нормативных требований к доклиническим и клиническим исследованиям орфанных лекарственных средств;.

4. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации:

§ Усиление роли территориальных органов контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

§ Обеспечение высокого уровня взаимодействия между профессиональным экспертным сообществом и органами государственного контроля по вопросам качества, эффективности и безопасности лекарств.

Читайте также:  Лекарственные растения кировской области презентация

§ Расширение международного обмена опытом по вопросам качества лекарственных средств.

§ Регламентация и стандартизация исполнения государственных функций, совершенствование внутреннего контроля их исполнения.

В целях совершенствования процедуры государственной регистрации лекарственных препаратов с учетом правоприменительной практики предлагается ввести новые понятия такие как: «орфанные лекарственные препараты», «биологические лекарственные средства», «биоаналоговое лекарственное средство», «взаимозаменяемый лекарственный препарат», «препарат сравнения», уточнить сроки отдельных процедур государственной регистрации лекарственных средств, определить особенности экспертизы для отдельных групп лекарственных препаратов.

Для орфанных лекарственных препаратов проектом федерального закона предлагается следующая схема их государственной регистрации:

· проведение на первом этапе экспертизы документов лекарственного препарата для подтверждения возможности его отнесения к орфанным лекарственным препаратам в Российской Федерации;

· возможность применения ускоренной процедуры экспертизы лекарственного препарата (без проведения клинических исследований на территории Российской Федерации), подтвердившего статус орфанного лекарственного препарата.

В целях усиления контроля за качеством лекарственных препаратов, получающих разрешение на проведение клинических исследований, особенно в отношении биологических и биоаналоговых лекарственных средств проектом федерального закона предусматривается введение фармацевтической экспертизы образцов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение клинического исследования.

Основными принцами организации экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств являются:

• независимость и правовая защищенность субъектов экспертизы при осуществлении ими своей профессиональной деятельности;

• научный подход, полнота, всесторонность и объективность исследований объектов экспертизы, обеспечение обоснованности результатов в соответствии с документально установленными критериями приемлемости;

• компетентность и высокий профессиональный уровень экспертных организаций и экспертов;

• системность организации экспертной работы и ее методического обеспечения;

• ориентация на мировой уровень развития науки и техники, нормы и правила экологической, технической и общественной безопасности, на обязательность выполнения требований законодательства РФ и применимых международных и национальных стандартов;

• гласность результатов экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ.

Результаты стандартизации лекарственных средств находят свое отражение в специальных нормативных документах – фармакопейных статьях.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 73 «О Государственной Фармакопее Российской Федерации» установлено введение в действие части I Государственной Фармакопеи Российской Федерации XII издания с 1 сентября 2007 года и использование в работе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в качестве государственного стандарта.

До конца 2012 г. будет утверждена для издания 2-я часть ГФ XII, включающая общие требования к лекарственным формам и лекарственным препаратам, фармацевтическим субстанциям, описание физических, физико-химических и химических методов анализа, а также ряда технологических показателей, которая передана в МЗ РФ для решения вопроса об издании.

В процессе подготовки находятся:

3-я часть, содержащая общие фармакопейные статьи (ОФС) на медицинские иммунобиологические лекарственные средства и методы анализа;

4-я часть, в которую войдут требования к лекарственному растительному сырью и лекарственным препаратам на его основе и методы анализа;

5-я часть, содержащая требования к гомеопатическим лекарственным препаратам на методы их анализа.

Сроки завершения работы над ГФ XII скоординированы с запланированным на 2014 г. переходом отечественных фармацевтических предприятий на Международные стандарты производства (GMP). Таким образом, создание ГФ XII станет важным шагом к достижению высокого качества отечественных ЛС, ключевым условием повышения их конкурентоспособности и выхода на зарубежные фармацевтические рынки.

Мониторинг побочных действий и серьезных нежелательных явлений при медицинском применении лекарственных средств

Безопасность лекарственных средств является одной из составных частей безопасности пациентов, поскольку в течение последних десятилетий заболеваемость и смертность, связанные с применением лекарственных средств, стали одной из основных проблем здравоохранения. Неблагоприятные побочные реакции могут возникать при приёме всех лекарственных средств, но большинство из них можно предотвратить за счет тщательной оценки рисков и преимуществ, изучения взаимодействия лекарств при комбинированной терапии и доведения этой информации до врачей и пациентов.

Оценка рисков и преимуществ лекарственных препаратов должна проводиться на протяжении всего «жизненного цикла» лекарства, начиная со стадии предварительной оценки и регистрации до использования пациентами, так как достоверная информация о переносимости препарата может быть получена только в процессе их широкого применения.

Для раннего выявления рисков, связанного с использованием лекарственных средств, предупреждения побочных реакций необходимо дальнейшее развитие государственной системы мониторинга побочных действий и обеспечения безопасности лекарственных средств — службы фармаконадзора.

С учетом того, что в настоящее время служба фармаконадзора в Российской Федерации находится на этапе становления и начала реальной работы, основными направлениями ее развития в Стратегии лекарственного обеспечения должны стать:

§ расширение и развитие сети региональных центров мониторинга безопасности лекарственных средств, осуществляющих сбор, проверку, верификацию данных по побочным действиям лекарственных средств от врачей, производителей и пациентских организаций;

§ создание и развитие единой общероссийской базы данных нежелательных побочных действий лекарственных средств;

§ введение процедуры оперативного изменения статуса лекарственных средств (приостановление/ отзыв регистрационного удостоверения) и внесение изменений в стандарты медицинской помощи при выявлении серьезных и (или) непредвиденных побочных действий, включая создание механизма дополнительной экспертизы лекарственных средств с привлечением экспертов профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, научных обществ;

§ организация системы постоянного мониторинга проведения клинических исследований на территории Российской Федерации на предмет выявления побочных действий лекарственных средств;

§ интенсификация международного научного и информационного обмена по вопросам мониторинга побочных действий;

§ разработка и внедрение комплекса административных, налоговых и иных мер, стимулирующих производителей лекарственных средств к постоянному мониторингу возможных побочных действий своих препаратов на территории Российской Федерации и оперативному информированию государственной службы фармаконадзора о выявленных нежелательных побочных эффектах своей продукции

§ оперативное информирование медицинских работников о выявленных побочных действиях лекарственных средств и изменении профиля безопасности лекарств (посредством Интернет-ресурсов, медицинских периодических изданий и т. д.).

Задача 2. Обеспечить эффективную систему ценового регулирования, позволяющую повысить доступность лекарственных препаратов и медикаментозного лечения при амбулаторном лечении для всех групп населения.

Фармацевтическому рынку присущи функции, характеристики, закономерности любого рынка, однако процесс оказания фармацевтической помощи обладает многими специфическими особенностями, которые ограничивают действие основных объективных экономических законов рынка (спроса, предложения и стоимости) в этой социально — значимой сфере. Необходимость сочетания экономической эффективности деятельности субъектов предпринимательства и социальной справедливости определяет необходимость регулирования цен на лекарственные препараты.

Читайте также:  Лечение солью коленного сустава народными средствами

В настоящее время государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется в соответствии со статьей 60 ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» посредством:

1) утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, включенных в такой перечень под международными непатентованными или химическими наименованиями;

2) утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

3) государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

4) ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

5) утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

6) установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В мировой практике наряду с прямым регулированием цен широко используется референтное ценообразование, применяемое с целью возмещения стоимости лекарственных препаратов в рамках системы медицинского страхования и, в случае, если зарегистрированная цена на лекарственный препарат превышает референтную цену, то разницу доплачивает пациент.

При разработке оптимальной модели референтного ценообразования для российской системы лекарственного обеспечения необходимо принимать во внимание перспективу внедрения системы возмещения стоимости лекарственных препаратов в рамках системы медицинского страхования, а также учитывать, что переход фармацевтической отрасли на единые правила организации производства и контроля качества лекарственных средств, предусмотрен только с 1 января 2014 года.

Расчет референтной цены на основе анатомо-терапевтического классификатора (АТХ) обычно производится в рамках 4-го или 5-го уровня АТХ, как средняя цена всех лекарственных препаратов, минимальная цена препарата (Новая Зеландия, Италия, Португалия, Чехия, Словакия, Румыния), минимальная цена плюс 10% (Швеция) или средняя цена двух или трех наиболее дешевых препаратов (Дания, Испания). Практические расчеты, проведенные по данному методу с использованием записей реестра предельных отпускных цен на ЖНВЛП показали, что существует большая вероятность многократного увеличения цен на лекарственные препараты с отдельными лекарственными формами (например, таблетки) и наибольшими дозировками. Полученные результаты объясняются присутствием в выборке инновационных лекарственных форм (например, таблетки пролонгированного действия), а также присутствием наименьших дозировок.

Расчет референтной цены в рамках одного показания является наиболее эффективным методом, способствующим сдерживанию появления на рынках лекарственных препаратов ничем не отличающихся по составу и действию, от уже существующих и, таким образом, стимулируя разработку новых инновационных лекарственных препаратов. Указанный метод применим только в зрелых системах лекарственного обеспечения, организованных по принципу возмещения (Германия, Голландия) и может быть реализован при наличии разработанных стандартов оказания медицинской помощи. В Российской Федерации введение такого подхода представляется преждевременным.

Наиболее оптимальным для российской системы ценового регулирования может стать метод расчета референтной цены в рамках одного международного непатентованного наименования (МНН) с учетом лекарственной формы и дозировки. Суть метода заключается в определении медианной (референтной) цены и фиксированного шагового отступа от нее в верхнюю и нижнию ценовую нишу (дециль) по следующей формуле:

Медиана ( МАКС-(МАКС-МИН)/10 ; МИН + (МАКС-МИН)/10),

(МАКС-МИН)/10 = дециль (характеризует распределение величин совокупности, при которой девять значений дециля делят ее на десять равных частей. Любая из этих десяти частей составляет 1/10 всей совокупности. Например, первый дециль отделяет 10 % наименьших величин, лежащих ниже дециля от 90 % наибольших величин, лежащих выше дециля).

Основным потенциальным фактором риска при применении данного метода расчета референтной цены может стать неконтролируемый рост цен на лекарственные препараты, находящиеся в ценовом сегменте ниже расчетной медианной цены. Как показывает международный опыт, снижение цен на лекарственные препараты, превышающие референтную цену, более экономически выгодно, для страны в целом, по сравнению с ростом цен на лекарственные препараты в самой низкой ценовой категории.

Для минимизации потенциальных рисков, а также учитывая все сложности по внедрению системы референтного ценообразования, предлагается предусмотреть переходный период с продолжительностью не менее одного года, в течение которого, референтные цены, рассчитанные указанным методом, могут использоваться наряду с действующей системой регулирования предельных отпускных цен на ЖНВЛП, которые могут быть рекомендованы в качестве оценочной цены для расчетов стоимости стандартов медицинской помощи, а также в качестве стартовой цены при закупках, осуществляющихся за счет государственных средств.

Для новых оригинальных лекарственных препаратов предлагается введение подхода определения цены на лекарственные препараты на заявительной основе:

для препаратов зарубежного производства ценообразование предусмотреть с учетом цен в странах со схожей системой экономического развития;

для препаратов российского производства предусмотреть свободное ценообразование при первичной регистрации, с дальнейшим экономическим обоснованием повышения уровня цены. Предполагается, что указанный подход будет способствовать разработки новых инновационных лекарственных препаратов российского производства.

Указанный метод позволяет снизить риск попадания в расчет медианной (референтной) цены лекарственных препаратов, произведенных не в соответствии с едиными правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств, а также требованиями международных стандартов качества (GMP).

В условиях смешанной экономики существенное влияние на процесс ценообразования оказывает не только механизм государственного регулирования, но и структурная модель конкуренции, определяющая реальную возможность существования таких типов рынка, как монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия. Тип рыночной конкуренции в свою очередь в значительной мере определяется единичными составляющими, такими как число субъектов фармацевтической деятельности (оптовые и розничные организации), а также количество товаров-субститутов (или взаимозаменяемых товаров).

Источник

Оцените статью