Стишки про лекарственные растения

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Лекарственные растения»

Тарновская Валентина
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Лекарственные растения»

ТЕМА:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

(ознакомление детей старшей логопедической группы с окружающим)

Цель: Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их ролью в жизни человека. Закрепить правила поведения в природе.

Развивать познавательный интерес к лекарственным растениям, игровое творчество, смекалку. Развивать речь, умение отвечать полным предложением, внимательно слушать взрослого и своих товарищей, отгадывать загадки.

Воспитывать у детей любознательность, отзывчивость, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.

Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, безопасность, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Словарная работа: настои, отвары, иммунитет, травник, фармацевт.

Предварительная работа: чтение сказок и стихов про лекарственные травы («Подорожник», «Мать-и мачеха», «Чертополох» и др., сюжетно-ролевая игра «Аптека»,рассматривание иллюстраций и рисование по теме: «Лекарственные травы», загадывание загадок, лепка цветочка – ромашки.

Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений; разрезные картинки для игры «Собери целое из частей»; атрибуты сюжетно-ролевой игры «Аптека»; указка, интерактивная доска, фрагменты мультфильма, мячик. Сюрпризный момент – вход Карлсона. Банка малинового варенья. Сюжетно-ролевая игра «АПТЕКА» (костюм фармацевта, наборы трав (в пачках).

Ход занятия:

(Дети входят в зал под музыку)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель: Ребята, к нам пришла долгожданная весна, ярко светит солнышко, весело поют птицы и поэтому у нас сегодня какое настроение? (Хорошее.)

— Мы поздоровались с гостями, значит пожелали им здоровья, а теперь улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь друг с другом молча, то есть с помощью мимики и жестов. (Дети по очереди пожимают руку, кивают головой, машут рукой)

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивые, и лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

Воспитатель: О каких друзьях говорится в стихотворении?

Дети. О лекарственных травах. (Дети садятся на стулья).

Воспитатель. Вот сегодня мы и поговорим о них. Лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут быть еще и целебными. А на наших лугах очень много таких растений.

Скажите, дети, вы любите отгадывать загадки? (Да).Тогда отгадайте мои загадки:

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички

И, как солнышко, глазок. (Ромашки).

Ты растение не тронь-

Жжется больно, как огонь. (Крапива)

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два, облысела голова. (Одуванчик)

Семена, как коготки,

От горла помогают,

Кто же их не знает (Календула)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых,

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай,

Что за травка, отвечай! (Душица)

В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт. (Мята)

И матушка родная, и мачеха злая

Бок о бок живут — через стеночку. (Мать-и-мачеха)

Все лекарственные растения – дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от разных болезней. У лекарственных растений используют разные части, назовите их.

Дети: Это корень, стебель, листья, цветы. (Ребенок показывает на экране интерактивной доски строение цветка).

Воспитатель: Дети, как называют человека, который собирает лекарственные травы, знает места их произрастания, правила сбора и использования трав? (Травник)

Воспитатель: Дети, какие правила сбора лекарственных трав знаете вы?

1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того, как высохнет роса. (Потому что травы должны быть сухими, чтобы они не испортились.)

2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Потому что у дороги травы впитывают в себя вредные вещества от выхлопных газов машин.)

3. Сорванные растения нужно складывать в широкую корзину. (Чтобы не помять их, а то выделится сок.)

4. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. (Собирают осторожно, чтобы сохранить их, не топчут, не вырывают с корнем, а аккуратно срезают.)

5. А как нужно сушить травы? (Сушить травы нужно в тенечке, в прохладном проветриваемом помещении, не на солнышке, потому что потеряются витамины, целебные свойства растения.)

6. Хранить травы нужно в сухом месте. (Потому что во влажном помещении, там где рядом вода, они сгниют, испортятся.)

7. При сборе трав нужно хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (Потому что можно отравиться и даже умереть.)

8. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. (Потому что этих растений очень мало на Земле, и они могут исчезнуть.)

Отгадайте загадку и узнаете лекарственное растениезанесенное в Красную Книгу Подмосковья:

Цветет он весенней порой,

Его найдешь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд

Цветы душистые висят.

На зеленой ножке.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.Давайте встанем у стульчиков и разомнемся: (дети выполняют движения согласно тексту четверостишия):

Цветочек спать ложится.

Воспитатель:Приглашаю всех поиграть в игру: «Собери лекарственные

растения». У меня перепутались картинки и их нужно восстановить.

Разрезанные картинки лежат в стопке на ковре или на столе. Дети из частей собирают одно целое –(лекарственное растение)и отвечают на вопросы:

Читайте также:  Лечение аденомы слюнной железы народными средствами

Как называется растение?

Какая часть растения полезна?

Воспитатель: Дети, а как быть тем людям, кто не заготовил, не насобирал летом

лекарственных трав? (Купить их в аптеке.)

Воспитатель: Полина, давай ты будешь фармацевтом.

(Ребенок в белом халате стоит за прилавком и читает стихотворение:

Травам нужно поклониться

И навечно в них влюбиться,

Трав лекарственных запас

Помогает в трудный час.

(Под музыку входит чихающий Карлсон.)

Карлсон: (Продолжает чихать) Здравствуйте, детишки. Это детский сад №30 «ДЕЛЬФИНЕНОК?», СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА? Мне сказали, что вы хорошо знаете лечебные травы и можете помочь мне поправить здоровье.Совсем что-то разболелся: чихаю, кашляю, болит голова, болит горло!

Воспитатель: Дети, поможем Карлсону? Давайте мы спросим, что у него болит?

1-ый ребенок: Карлсон, что у тебя болит?

Карлсон: У меня болит горло.

1-ый ребенок идет в аптеку. Дайте мне, пожалуйста, траву ромашки и календулы. (Подходит к Карлсону). Возьми, будешь отваром этих трав полоскать горло.

Карлсон: Меня еще мучает сильный кашель.

2-ый ребенок идет в аптеку: Дайте мне, пожалуйста, траву мать-и-мачехи и подорожника. (Подходит к Карлсону) Возьми, это травы от простуды, от кашля.

3-ий ребенок Саша: Карлсон, что у тебя болит?

Карлсон: У меня слабость во всем теле.

3-ый ребенок идет в аптеку: Дайте мне, пожалуйста, траву крапивы и одуванчика. (Подходит к Карлсону). Пей отвар этих трав, это для укрепления иммунитета. Чтобы у тебя были силы.

Карлсон: «Ох, сразу легче стало дышать, вся болезнь с потом вышла, вот и жар спал, голова не болит. Спасибо Вам, друзья, я совершенно здоров!»

А раз вы мне помогли, то я хочу с вами поиграть в интересную игру, которая называется «Лекарственное – не лекарственное». Если это лекарственное растение, то нужно поймать мяч. А если не лекарственное растение, то мяч ловить не надо. Правила игры понятны?Тогда начинаем: Календула, вороний глаз, одуванчик, воздушный шарик, ромашка, рюшка, крапива, соринка, лопух, петух, волчье лыко и т. д.

Карлсон: Спасибо, вам, дети! Мне было с вами интересно, до новых встреч!

Воспитатель: А мы хотим тебе подарить банку малинового варенья. Больше не болей.

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня говорили? Что нового и интересного узнали?

Дети:(Мы говорили о лекарственных растения и узнали, что лекарственные растения нужны, чтобы помочь людям себя вылечить, чтобы не пить горькие лекарства, чтобы не ставить уколы, чтобы заботиться о своем здоровье).

Дети! Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть.

(Дети прощаются с гостями)

Воспитатель: А я вас, дорогие гости, приглашаем отпить полезного зеленого чая.

Пейте на здоровье и отгадывайте из каких он трав?

Конспект лексико-грамматического занятия «Комнатные растения» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру, дать представление о строении растения (корень, побег — стебель.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.

Конспект занятия «Весеннее приключение» в старшей логопедической группе Конспект НОД по образовательным областям «Речевое развитие» Составила: учитель-логопед Емельянова С. Б Возрастная группа: старшая логопедическая.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.

Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.

Конспект занятия «Математический конкурс КВН» в старшей логопедической группе Цель: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Задачи: Закреплять представления детей о последовательности.

Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.

Источник

Стишки про лекарственные растения

Книга СЧАСТЬЯ
СОВЕТЫ НАШЕГО ЗНАХАРЯ:

Воду пей перед едой – будешь долго молодой.

Коже рук вернёт былое сок чесночный и алоэ.

Гепатиту гибель дарят корни ревеня в отваре.

Чем старее мужичок, тем важней ему лучок!

Вену видно изнутри – уксус яблочный вотри.

Натощак зуб чеснока – сутки вирус в дураках.

Мёд, лимоны и чеснок одышку пустят наутек.

Съешь лимон и мед, и кашель отойдет.

Мёд с морковью, облепихой язву ног осадят лихо.

Ревматизм, натри и грей соком редьки почерней.

Болят суставы и спина – вотри репейник — семена.

Артрит, подагру и склероз питай арбузами до слёз.

Если есть грибок в ногах – по траве носись в лугах.

При чесотке немореной кожу парь в воде соленой.

Настой из семечек укропа при энурезе чаще лопай.

Лист осиновый приложь – геморрой не будет гож!

В стопы ног лимон вотри – боль не явится внутри.

Нужный в яблоках пектин гонит прочь холестерин.

Фарингит гнетут лимон плюс шиповник, мед и сон.

Огурец, морковь и свёкла гонят камни смесью сока.

Приложи к радикулиту лист от хрена свежий, битый.

Читайте также:  Почему человек потеет ночью когда с похмелья

Отвар сухих корней арбуза смоет твой колит из пуза.

Малярии нет в помине, коль спишь в ворохе полыни.

Коль желудок портит стул – подорожник ешь, как мул.

Скрой живицей недуг ног, чтоб без боли шастать мог.

Коль заел фурункулез – каждый день ешь лук до слёз.

Сок свекольный чаще пей, чтоб не знал живот камней.

Хочешь быть всегда здоров – пчёл паси, не докторов!

Прячь ожог, где будет пир, под картофельный мундир.

Насморк, кашель, голова – лук с медком прими сперва.

Чтоб срастались переломы, ешь скорлупки до истомы.

Три петрушкой с чесноком дерматит, коль есть на ком!

Можжевельник — масло с ягод лечит раны так, как надо.

В глухоту гож клевер красный – пей отварчик ежечасно.

Пей настой цветков от липы и мать-мачехи при гриппе.

Огуречный сок с морковным не оставят лик бескровным.

Артроз и судороги ног боятся валеных сапог,
насыпь в те валенки гороху, ходи в них чаще и не охай!

Коль соли в пятке допекли, за можжевельником беги –
настой на водке из корней перед едой по ложке пей.

Плохо спишь, боль в голове – съешь капусты дольки две.

Нерв седалищный болит – грей кирпич, пусть с ним и спит.

Прополис в водочке с аиром зубную боль оставит с миром.

Геморрой пройдёт без крови – пей, как чай, ботву моркови.

Прополис в спирте вместе с мёдом ангину вылечит на годы.

Соки пей, меняй продукты – проживёшь здоровым фруктом.

Ожог закрой морковью с тёрки, чуть облепихи иль касторки.

Сгодится может и медок, коль не слизнет его едок.

Боль в ногах – парь в чане смело вместе с травкой чистотела.

Кипяти овёс фуражный в родниковой воде,
против астмы пей. И даже… камни выйдут налегке.

Пей там, где конь пьет. Конь плохой воды не будет пить никогда.

Стели постель там, где кошка укладывается.

Ешь фрукт, которого червяк коснулся.

Смело бери грибы, на которые мошкара садится.

Сади дерево там, где крот роет.

Дом строй на том месте, где змея греется.

Колодец копай там, где птицы гнездятся в жару.

Ложись и вставай с курями — будешь иметь золотое зерно дня.

Ешь больше зеленого — и будешь иметь сильные ноги и выносливое сердце, как у зверя.

Плавай чаще — и будешь себя чувствовать на земле, как рыба в воде.

Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и лёгкие.

Больше молчи, чем говори — и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным.

НАРОДНЫЕ МУДРОСТИ О КРЕПКОМ ЗДОРОВЬЕ

• Плохо спишь, боль в голове — съешь капусты дольки две.
• Нос не дышит или бронхи — взяв чесночный стебель тонкий, раскури тот, вдоль проткнув или в трубку все заткнув.
• Чем старее мужичок, тем важней ему лучок!
• Насморк, кашель, голова — лук с медком прими сперва.
• Для профилактики простуд с чесноком имей сосуд.
• «Перхоть» в горле и ангина не выносят жмыха, тмина.
• Перестуженные ноги прогревай в песке, с порога.
• Артроз и судороги ног боятся валеных сапог (насыпь в те валенки гороху, ходи в них чаще и не охай!).
• Болят суставы и спина — вотри репейник (семена).
• Артрит, подагру и склероз питай арбузами до слез.
• Коль соли в пятке допекли, за можжевельником беги — настой на водке из корней перед едой по ложке пей.
• Нерв седалищный болит — грей кирпич, пусть с ним и спит.
• Если есть грибок в ногах — по траве носись в лугах.
• Ревматизм натри и грей соком редьки почерней.
• Чеснок зеленый (в нем германий) сосуды лечит со старанием.
• Заешь обед кусочком сыра — в зубах не будет места дырам.
• Нужный в яблоках пектин гонит прочь холестерин.
• Ожог закрой морковью с терки, чуть облепихи иль касторки. Сгодится может и медок (коль не слизнет его едок).
• Держи занозу в керосине, в нем та слаба, как еж в трясине.
• Гепатиту гибель дарят корни ревеня в отваре.
• Малярии нет в помине, коль спишь в ворохе полыни.
• Геморрой пройдет без крови — пей, как чай, ботву моркови.
• Скрой живицей недуг ног, чтоб без боли шастать мог.
• Прячь ожог, где будет пир, под картофельный мундир.
• При чесотке немореной кожу парь в воде соленой.
• Коль желудок портит стул — подорожник ешь, как мул.
• Настой из семечек укропа при энурезе чаще лопай.
• Можжевельник (масло с ягод) лечит раны так, как надо.
• Приложи к радикулиту лист от хрена свежий, битый.
• В глухоту гож клевер красный — пей отварчик ежечасно.
• Прополис в спирте вместе с медом ангину вылечит на годы.
• Пей от кашля сок березы с молоком парным, без дозы.
• Соль с горчицей в керосине суставные боли снимет.
• Чтоб срастались переломы, ешь скорлупки до истомы.
• Прополис в водочке с аиром зубную боль оставит с миром.
• При запоре пей до пуста сок (рассол) в дрожжах капустный.
• Три петрушкой с чесноком дерматит, коль есть на ком!
• Лист осиновый приложь — геморрой не будет гож!
• В стопы ног лимон вотри — боль не явится внутри.
• Коль заел фурункулез — каждый день ешь лук до слез.
• Боль в ногах — парь в чане смело вместе с травкой чистотела.
• Мажь живицей ноготь, чирей и сустав, что тянет гирей.
• Из свеклы сок почаще пей, чтоб не знал живот камней.
• Вену видно изнутри — уксус яблочный вотри.
• Огуречный сок с морковным не оставят лик бескровным.
• Натощак зуб чеснока — сутки вирус в дураках.
• Отвар сухих корней арбуза смоет твой колит из пуза.
• Пей настой цветков от липы и мать-мачехи при гриппе.
• На водке почки от березы микробов губят с малой дозы.
• Фарингит гнетут лимон плюс шиповник, мед и сон.
• Глицерин, лимон и мед съешь, и кашель отойдет.
• Мед, лимоны и чеснок одышку пустят наутек.
• Огурец, морковь и свекла гонят камни смесью сока.
• Коже рук вернет былое сок чесночный и алоэ.
• Мед с морковью (облепихой) язву ног осадят лихо.
• С отложением солей водкой всю сирень залей (из цветов того букета компрессы делай хоть все лето).
• Гепатит боится хрена — пей настой перед едой; с молоком хрен непременно гонит вон песок крутой.
• Раскали гвоздь старый, ржавый. В мед воткни, как флаг державы. Мажь с гвоздя пчелиным дегтем флюс с десной. Дави их ногтем.
• Гипертоникам полгода квас из свеклы пить с медком; спрячь фурункул в пластырь с содой и алоэвым листком.
• Кипяти кору осины, ноги парь, коль есть грибок; с содой мыло мажь всю зиму на грибковый ноготок.
• Парь все боли поясницы на багульнике (в отваре).
• Псориаз намажь мокрицей в порошке на жире (сале).
• Кипяти овес фуражный в разведенном молоке, против астмы пе

Читайте также:  Лекарственный препарат грамицидин оказывает антибактериальное действие

Воду пей перед едой –
будешь долго молодой.
Хочешь быть всегда здоров –
пчел паси. не докторов!

Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой

Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль,

Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.

Клюква вылечит цистит,
Редька — кашель и бронхит,
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.

Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь — укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.

Коль отеки у тебя —
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки — тертым хреном.

Отвар сухих корней арбуза
смоет твой колит из пуза.
Пей настой цветков от липы
и мать-мачехи при гриппе.

Огурец, морковь и свекла
гонят камни смесью сока.
Коже рук вернет былое
сок чесночный и алоэ.

Огуречный сок с морковным
не оставят лик бескровным.
Натощак зуб чеснока –
сутки вирус в дураках.

Плохо спишь, боль в голове –
съешь капусты дольки две.
Чем старее мужичок,
тем важней ему лучок!

Насморк, кашель, голова –
лук с медком прими сперва.
Для профилактики простуд
с чесноком имей сосуд.

Настой из семечек укропа
при энурезе чаще лопай.
Можжевельник (масло с ягод)
лечит раны так, как надо.

Малярии нет в помине,
коль спишь в ворохе полыни.
Геморрой пройдет без крови –
пей, как чай, ботву моркови.

Из свеклы сок почаще пей,
чтоб не знал живот камней.
Вену видно изнутри –
уксус яблочный вотри.

Гипертоникам полгода
квас из свеклы пить с медком;
спрячь фурункул в пластырь с содой
и алоевым листком.

Мед с морковью (облепихой)
язву ног осадят лихо.
Коль желудок портит стул –
подорожник ешь, как мул.

Приложи к радикулиту
лист от хрена свежий, битый.
В глухоту гож клевер красный –
пей отварчик ежечасно.

Кипяти овес фуражный
в разведенном молоке,
против астмы пей.
И даже… камни выйдут налегке.

“Перхоть” в горле и ангина
не выносят жмыха, тмина.
Перестуженные ноги
прогревай в песке, с порога.

Артроз и судороги ног боятся
валеных сапог
насыпь в те валенки гороху,
ходи в них чаще и не охай!

Болят суставы и спина –
вотри репейник (семена).
Артрит, подагру и склероз
питай арбузами до слез.

Коль соли в пятке допекли,
за можжевельником беги –
настой на водке из корней
перед едой по ложке пей.

Нерв седалищный болит –
грей кирпич, пусть с ним и спит.
Если есть грибок в ногах –
по траве носись в лугах.

Ревматизм натри и грей
соком редьки почерней.
Чеснок зеленый (в нем германий)
сосуды лечит со стараньем.

Заешь обед кусочком сыра –
в зубах не будет места дырам.
Нужный в яблоках пектин
гонит прочь холестерин.

Ожог закрой морковью с терки,
чуть облепихи иль касторки.
Сгодится, может и медок
коль не слизнет его едок.

Держи занозу в керосине,
в нем та слаба, как еж в трясине.
Гепатиту гибель дарят
корни ревеня в отваре.

В стопы ног лимон вотри –
боль не явится внутри.
Коль заел фурункулез –
каждый день ешь лук до слез.

Скрой живицей недуг ног,
чтоб без боли шастать мог.
Прячь ожог, где будет пир,
под картофельный мундир.

Прополис в спирте вместе с медом
ангину вылечит на годы.
Пей от кашля сок березы
с молоком парным, без дозы.

Соль с горчицей в керосине
суставные боли снимет.
Чтоб срастались переломы,
ешь скорлупки до истомы.

Прополис в водочке с аиром
зубную боль оставит с миром.
При запоре пей до пуста
сок (рассол) в дрожжах капустный.

Три петрушкой с чесноком
дерматит, коль есть на ком!
Лист осиновый приложь –
геморрой не будет гож

Источник

Оцените статью