- Приложение 19. Контрольные и архивные образцы
- Экспертиза при регистрации лекарственных средств
- Значение экспертизы лекарств
- Подготовка к выполнению экспертизы
- Правила выполнения экспертизы
- Организация исследований
- Ускоренное выполнение экспертизы
- Правила составления и применения экспертного заключения
- Повторное выполнение экспертизы
- Применение результатов экспертизы
Приложение 19. Контрольные и архивные образцы
Контрольные и архивные образцы
1 Область применения
1.1 Настоящее приложение устанавливает требования к обращению с контрольными образцами исходных, упаковочных материалов, готовой продукции и с архивными образцами готовой продукции.
1.2 Специальные требования к лекарственным средствам для исследований приведены в приложении 13 к настоящему стандарту.
1.3 Настоящее приложение также распространяется на работу с архивными образцами лекарственных средств, реализуемых (импортируемых) несколькими дистрибьюторами.
2 Общие положения
2.1 Образцы следует хранить для проведения:
— анализа готовой продукции в случае необходимости.
С учетом вышеуказанного образцы можно разделить на две группы:
Контрольный образец (Reference Sample) — образец (проба), отобранный(ая) из серии исходных, упаковочных материалов или готовой продукции, который хранится для проведения анализа в течение срока годности серии (при необходимости). Следует сохранить образцы с критических промежуточных этапов (например, после которых предусматривается проведение аналитических исследований и выдача разрешений на выпуск), и промежуточных продуктов, которые поставляются за пределы зоны контроля производителя, если стабильность образцов допускает это.
Архивный образец (Retention Sample) — образец в окончательной упаковке, отобранный из серии готовой продукции. Его хранят в целях подтверждения идентичности. Например, в течение срока хранения серии может потребоваться осмотр образца или упаковки, маркировки, листа-вкладыша (инструкции по применению), получение информации о номере серии и сроке годности. Исключения допускаются только в тех случаях, когда предъявляемые требования могут быть выполнены без сохранения дубликатов образцов (архивных образцов), например при упаковке малых количеств продукции из серии, предназначенных для различных рынков или при производстве лекарственных средств, имеющих очень высокую стоимость.
Во многих случаях контрольные и архивные образцы продукции идентичны и являются единицами продукции в окончательной упаковке. В таких случаях, контрольные и архивные образцы могут рассматриваться как взаимозаменяемые.
2.2 Производитель, импортер и/или субъект, выпускающий серию продукции (см. пункты 7 и 8 данного приложения), должны хранить контрольные и/или архивные образцы от каждой серии готовой продукции. Производитель также должен хранить контрольные образцы от каждой серии исходных материалов (кроме исключений, приведенных в пункте 3.2 данного приложения) и/или промежуточной продукции. На каждом участке по упаковке следует хранить контрольные образцы от каждой серии первичных упаковочных материалов и печатных материалов. Допускается включать печатные материалы в состав контрольных и/или архивных образцов готовой продукции.
2.3 Контрольные и/или архивные образцы характеризуют серию готовой продукции или исходных материалов, являются приложением к протоколу серии и могут быть оценены в случае, например, рекламаций на качество лекарственного средства, проверке соответствия требованиям, установленным при государственной регистрации, проверке маркировки и упаковки или при проверке надзорными органами (инспекцией).
2.4 Следует вести документацию, позволяющую проследить происхождение образцов, и представлять ее в надзорные органы.
3 Срок хранения
3.1 Контрольные и архивные образцы от каждой серии готовой продукции следует хранить, как минимум, в течение срока годности серии и одного года после истечения срока годности. Контрольный образец должен быть упакован в его первичную упаковку или в упаковку, состоящую из того же материала, что и первичная упаковка, в которой препарат реализуется на рынке (указания в отношении импортируемых лекарственных средств для животных, кроме иммунных препаратов, даны в пунктах 8 и 9 приложения 4 к настоящему стандарту).
3.2 Образцы исходных материалов (кроме растворителей, газов или воды, предназначенных для технологических целей) должны храниться в течение не менее двух лет после выпуска продукции, если более длительный период не предусмотрен нормативными документами. Это время может быть сокращено, если в спецификации указан более короткий период стабильности материала. Упаковочные материалы должны храниться в течение срока хранения соответствующего готового продукта.
4 Количество контрольных и архивных образцов
4.1 Количество контрольных и архивных образцов должно быть достаточным для проведения не менее двукратного аналитического контроля серии продукции в соответствии с требованиями, установленными при государственной регистрации. В случае необходимости следует для каждого вида аналитического контроля использовать невскрытые упаковки. Любые исключения должны быть обоснованы и согласованы с соответствующим органом.
4.2 Необходимо соблюдать требования в отношении количества контрольных образцов и, при необходимости, архивных образцов.
4.3 Контрольные образцы должны быть представительными для серии исходных материалов, промежуточной или готовой продукции, из которой они отобраны. Для контроля наиболее критических этапов процесса (например, начала или конца процесса) могут отбираться дополнительные образцы. Если процесс упаковки серии ведется в ходе двух и более операций по упаковке, то после каждой из этих операций следует отбирать не менее одного архивного образца. Любые исключения должны быть обоснованы и согласованы с соответствующим органом.
4.4 Все необходимые материалы и оборудование для проведения контроля в соответствии со спецификацией должны быть в наличии (или быть легко доступными) до истечения срока годности последней выпускаемой серии и одного года после истечения срока годности.
5 Условия хранения
5.1 Хранение контрольных образцов готовой продукции и активных субстанций должно быть организовано в соответствии с требованиями нормативных документов на лекарственные средства и активные субстанции.
5.2 Условия хранения должны соответствовать требованиям, установленным при регистрации лекарственного средства (например, требований к пониженной температуре, если требуется).
6 Письменные соглашения
6.1 Если держатель лицензии на производство не является одновременно юридическим лицом, ответственным за выпуск серии продукции в Российской Федерации*, обязанность по отбору и хранению контрольных/архивных образцов должна быть определена в письменном соглашении между двумя сторонами в соответствии с разделом 7 части I данного стандарта. Это также касается случаев, когда какая-либо деятельность по производству или выпуску серии продукции проводится не на том предприятии (производстве), которое несет общую ответственность за серию продукцию на рынке Российской Федерации*. Порядок отбора и хранения контрольных и архивных образцов для каждого предприятия (производства) должен быть определен в письменном соглашении.
6.2 Уполномоченное лицо, которое выдает разрешение на выпуск, должно убедиться в том, что все контрольные и архивные образцы будут в наличии в течение установленного периода. При необходимости порядок получения образцов должен быть определен в письменной форме.
6.3 Если в производстве готовой продукции принимает участие более одного предприятия (производства), то порядок отбора и места хранения контрольных и архивных образцов должны быть определены в письменной форме.
7 Контрольные образцы. Общие положения
7.1 Контрольные образцы предназначены для проведения анализа и должны быть доступны для лаборатории, имеющей аттестованные методики его проведения. Образцы исходных материалов, используемых в производстве лекарственных средств в Российской Федерации*, и образцы готовой продукции должны храниться на предприятии-производителе готовых лекарственных средств.
7.2 Порядок обращения с контрольными образцами готовых лекарственных средств, производимых в других странах:
7.2.1 Если страна имеет соглашение о взаимном признании с Российской Федерацией*, то контрольные образцы могут отбираться и храниться на предприятии-производителе. Это должно быть оформлено письменным соглашением между импортером внутри Российской Федерации и производителем, находящимся за ее пределами.
7.2.2 Если страна не имеет соглашения о взаимном признании с Российской Федерацией, то контрольные образцы готовой продукции следует отбирать и хранить на уполномоченном предприятии, расположенном в Российской Федерации. Отбор образцов должен выполняться в соответствии с письменным соглашением между всеми сторонами. Рекомендуется хранить образцы там, где проводился контроль продукции при ее ввозе.
7.2.3 Контрольные образцы исходных и упаковочных материалов следует хранить там, где они использовались для производства лекарственных средств.
8 Архивные образцы
8.1 Архивные образцы должны быть представительными для серии готовой продукции, реализуемой в Российской Федерации, и использоваться для контроля с целью подтверждения соответствия требованиям, установленным при государственной регистрации, или требованиям законодательства Российской Федерации (исключая технические параметры). В связи с этим архивные образцы должны храниться в пределах Российской Федерации. Рекомендуется хранить их в месте нахождения уполномоченного лица, выдавшего разрешение на выпуск продукции.
8.2 Если действует соглашение о взаимном признании и контрольные образцы хранятся у производителя, находящегося в стране за пределами Российской Федерации (см. пункт 7.2.2 данного приложения), отдельные архивные образцы должны храниться в Российской Федерации (см. пункт 8.1 данного приложения).
8.3 Архивные образцы должны находиться у производителя, имеющего лицензию, и быть доступными для представителей надзорных органов.
8.4 Если в последовательности «ввоз — процесс упаковки — контроль — выпуск серии» участвует более одного производителя в пределах Российской Федерации, то ответственность за отбор и хранение архивных образцов должна быть определена письменным соглашением между участвующими сторонами.
9 Контрольные и архивные образцы продукции, импортируемой (реализуемой) несколькими дистрибьюторами
9.1 Если вторичную упаковку лекарственного средства не вскрывают, то следует хранить только используемый упаковочный материал, поскольку риск перепутывания продукции низок или отсутствует.
9.2 Если вторичную упаковку вскрывают, например, для замены картонной коробки или листка-вкладыша, то следует отбирать один архивный образец для каждой операции процесса упаковки, т. к. существует риск перепутывания продукции в процессе упаковки. Следует предусмотреть порядок, позволяющий быстро определять виновного в перепутывании (производитель или дистрибьютор), т.к. от этого зависит объем отзываемой продукции.
10 Контрольные и архивные образцы в случае ликвидации предприятия-производителя
10.1 В случае ликвидации предприятия-производителя и отзыва (отмены, истечения срока действия) лицензии на производство на рынке может остаться большое количество серий продукции с не истекшим сроком годности. В этом случае производитель обязан передать контрольные и архивные образцы (и соответствующую документацию) на хранение в предназначенное для этого место. Производитель должен обосновать перед надзорным органом достаточность принятых мер по хранению и возможность передачи образцов для проведения оценки и анализа, при необходимости.
10.2 Если производитель не может сделать этого, то выполнение необходимых действий может быть передано другому производителю. Держатель лицензии на производство несет ответственность за такую передачу функций и за представление необходимой информации надзорному органу. Кроме того, он должен согласовать с надзорным органом достаточность мер по хранению контрольных и архивных образцов.
10.3 Эти требования распространяются также на случай ликвидации производства, находящегося за пределами Российской Федерации. В этом случае импортер несет ответственность за принятие необходимых мер и согласование с соответствующими органами.
* В оригинале правил GMP ЕС указано ЕС (здесь и далее по тексту).
Источник
Экспертиза при регистрации лекарственных средств
4,66 (Проголосовало: 32)
Процедура регистрации лекарственных средств является обязательной для легитимного обращения медицинских препаратов на территории Российской Федерации.
Согласно федеральному закону № 61-ФЗ процедура регистрации лекарственных средств обязательна для легитимного обращения медицинских препаратов на территории Российской Федерации. При этом одним из ключевых ее этапов становится выполнение экспертизы лекарств. Эта процедура достаточно требует серьезных вложений времени и финансовых средств, поскольку она включает несколько сложных и продолжительных исследований.
Значение экспертизы лекарств
Выполнение экспертизы для регистрации лекарственных средств — это ключевое условие для обеспечения легитимности оборота медицинских препаратов в России. Именно по ее результатам уполномоченный орган принимает решение об удовлетворении заявления о регистрации либо отказе в выдаче регистрационного удостоверения. При этом порядок обращения за предоставлением государственной услуги по регистрации лекарственных средств (РЛС) устанавливается положениями приказа Минздрава от 21 сентября 2016 года N 725н. Координацию взаимодействия участников процедуры и принятие окончательных решений по этому вопросу согласно приказу осуществляет Министерство здравоохранения. Однако в цепочке процедур, составляющих алгоритм госрегистрации, заняты и другие органы.
Подготовка к выполнению экспертизы
Выполнение экспертизы лекарства — это самый ответственный этап процедуры госрегистрации, до которого доходят далеко не все заявители. Для отсеивания заявок, которые не соответствуют требованиям законодательства, федеральным законом № 61-ФЗ предусмотрена предварительная подача заявителем пакета документации на препарат для рассмотрения экспертами Минздрава. Этот пакет включает следующие документы:
- сертификат GMP, который играет роль документального подтверждения того, что производитель, подающий заявку на регистрацию своего продукта, соответствует актуальным правилам надлежащей производственной практики. Такое условие введено в законодательство относительно недавно — с 2016 года. Проверку на соответствие рассматриваемым требованиям проводят инспекторы Минпромторга, и они же оформляют нужный сертификат;
- отчет о выполненных клинических исследованиях. Этот документ входит в состав пакета, передаваемого на регистрацию, если выполнение клинических исследований необходимо для конкретного препарата. Из этого правила есть ряд исключений – они перечислены в статье 18 федерального закона № 61-ФЗ;
- регистрационное досье, сформированное согласно принципам, прописанными в приказе Минздрава от 12 июля 2017 года N 409н. Требования этого нормативного акта предписывают, чтобы оно оформлялось в форме общетехнического документа (ОТД).
Подготовленный пакет вместе с отобранными образцами продукта передается в Минздрав. Там в течение десяти рабочих дней уполномоченные эксперты проводят анализ сформированной заявки на предмет корректности составления документов и полноты комплекта. Если с этим все в порядке, назначается процедура экспертизы лексредства.
Правила выполнения экспертизы
Необходимые этапы исследования лекарственных препаратов, претендующих на регистрацию на территории РФ , зафиксированы в ст. 14 ФЗ-61. В их число входят следующие стадии:
- анализ методики оценки уровня качества конкретного лексредства и использование предложенной методики для реализации такого контроля;
- анализ соотношения предполагаемой пользы от применения лекарства к возможным отрицательным следствиям его использования.
Для препаратов, которые представлены на регистрацию в качестве орфанных, то есть предназначенных для лечения редких типов заболеваний, также выполняется анализ документации, которая подтверждает возможности их использования для этих медицинских целей.
Организация исследований
Выполнять требуемые исследования имеет право только одно уполномоченное предприятие, подконтрольное Министерству здравоохранения. Это ФГБУ «НЦЭСМП». При этом оно вправе выполнять аналитические процедуры только по заданию Минздрава: прямое взаимодействие с заявителями в рамках договорных отношений не разрешается. Такое взаимодействие ограничено даже в тех ситуациях, когда уполномоченная организация сталкивается с нехваткой материалов или информации для организации экспертизы. В этой ситуации руководитель предприятия обращается с таким запросом в Минздрав, который уже запрашивает у заявителя недостающие сведения. Такой механизм выработан для гарантии объективности проводимых исследований и отсутствия возможности воплощения коррупционных схем в ходе выполнения экспертизы.
Это – одно из основных условий, применяемых при выполнении экспертиз. Этот и другие принципы зафиксированы в основном нормативном документе, который регулирует порядок их осуществления: это приказ Минздрава от 24.08.2017 № 558н. В этом приказе зафиксировано, что эксперт, выполняющий анализ препарата и документации на него, не может находиться в какой-то зависимости от любого лица, которое заинтересовано в его результатах – будь то сотрудник Министерства здравоохранения, изготовитель препарата или другое лицо. При этом за составление ложного, фальсифицированного или преднамеренно неполного экспертного заключения эксперт привлекается к ответственности согласно действующему законодательству.
Ускоренное выполнение экспертизы
По действующему правилу общая длительность процедуры регистрации лекпрепарата в России составляет 160 рабочих дней. В этот период включается и организация всех необходимых экспертиз. Однако в отдельных ситуациях ход осуществления аналитических процедур может быть еще ускорен: проверка документов, составляющих регистрационное досье, также выполняется в течение десяти рабочих дней, но на выполнение обеих видов экспертиз отводится только 60 рабочих дней. В обычном случае на эту процедуру согласно пункту 27 приказа № 558н отводится 110 рабочих дней. Ускоренный порядок применяется для следующих категорий лекарств:
- орфанные препараты, использующиеся для лечения редких типов заболеваний;
- первые три дженерика оригинального лексредства, регистрируемые в России;
- лекарства, предназначенные только для лечения детей, не достигших 18 лет.
Правила составления и применения экспертного заключения
Выводы экспертов относительно качества направленного на регистрацию препарата, а также соотношения «риск-польза» оформляются в виде экспертного заключения. Оно прописывается по форме, приведенной в приложениях к приказу № 558н. В приложениях к этому нормативному документу также содержатся формы дополнительных документов – например, для оценки степени взаимозаменяемости препарата.
Основным результатом экспертизы, который приводится в заключении, становится оценка степени безопасности, действенности и качества препарата. По результатам выполненной аналитической работы эксперт может прийти к выводу о том, что определить значения этих параметров невозможно. Однако в любой ситуации уполномоченное учреждение не принимает самостоятельных решений относительно исхода процедуры регистрации. Оно только передает сформированное заключение в Минздрав, который уже проводит анализ выводов экспертов и выносит положительное или отрицательное решение по поводу госрегистрации.
Повторное выполнение экспертизы
Чаще всего отказ в государственной регистрации по результатам проведенной экспертизы окончателен. Однако вместе с тем ст. 25 ФЗ-61 предусматривает отдельные ситуации, в которых производитель имеет право обратиться за назначением повторной экспертизы с отменой результатов ранее осуществленного исследования. Такое право у него возникает в тех случаях, когда результаты первой процедуры оказались недостоверными не по его вине. Речь идет о следующих ситуациях:
- необоснованность, неполнота или противоречивость заключения;
- фальсификация результатов экспертизы;
- наличие заинтересованности конкретного эксперта в результатах процедуры либо иных факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на итоговые выводы, содержащиеся в тексте заключения экспертизы.
Во всех этих случаях производитель лекарственного средства имеет право подать заявление на назначение повторного исследования. В случае его утверждения этого заявления повторная процедура должна быть осуществлена в срок, не превышающий 30 рабочих дней. При этом, поскольку недостоверные результаты были получены не по вине заявители, он освобождается от обязанности по повторной оплате проводимых действий.
Применение результатов экспертизы
После того, как Минздрав получил результаты экспертизы, он обязан в срок, составляющий не более 10 рабочих дней, осуществить обработку и анализ заключения и произвести следующие операции:
- опубликовать на портале министерства переданные заключения и оценить их на предмет соответствия первоначально выданному заданию;
- вынести решение по поводу регистрации лексредства или отказе в его государственной регистрации;
- в случае, если по вопросу регистрации вынесено положительное решение – внести информацию об этом факте в государственный реестр лексредств.
Если Министерство отказало в регистрации по причине содержащейся в экспертном заключении информации о недостаточной безопасности, действенности или уровне качества препарата, изготовитель вправе подать повторное заявление, внеся необходимые изменения в состав средства.
Источник