Средство нравственного воспитания устного народного творчества

Консультация для воспитателей: «Устное народное творчество — как средство духовно-нравственного воспитания детей.»
консультация по теме

Устное народное творчество — как средство духовно-нравственного воспитания детей.

Скачать:

Вложение Размер
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo-kak_sredstvo_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_detey.docx 47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество – как средство духовно-нравственного развития ребенка.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное, нравственно возрождение, которое невозможно осуществить, без усвоения культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства. И ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как приобщение к народным традициям, народному творчеству.

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Устное народное творчество представляет особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пословицы и поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовным качествам человека, отношении к жизни в целом.

Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове. Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие–то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.

Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая–то простая деятельность. Цель потешек – развеселить, добиться от ребенка ответной реакции. Потешки передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо. Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил.

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы – это все неотъемлемая составляющая русского народного творчества. Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!

Дразнилки и поддевки.

Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина–говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилки учат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более — наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что – нибудь свое. Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой группе, быстро разберется, что к чему

Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! Загадки придумывают сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости. Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь «мудреные» вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи.

Огромной любовью у детей пользуется сказка, с которой они встречаются еще в раннем возрасте. Слушая сказки, они испытывают те или иные чувства, переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.

В русской народной сказке заключено богатое содержание как в отношении нравственно – эстетических аспектов раскрываемых тем и идей, так и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд.

Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему-то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.

Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети – большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути. Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.

Устное-народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.

Источник

Устное народное творчество как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьник

Марина Бузиненко
Устное народное творчество как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьник

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность в том, что материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Вот поэтому одной из первостепенных задач современной школы выступает – развить в ребенке всё хорошее, изначально заложенное в человеке. Это и является одной из составляющих духовно-нравственного воспитания.Как раз это и составляет базовые национальные ценности: воспитанность и душевность. Эти ценности исторически заложены в традициях культуры каждого народа, семьи и передаются из поколения в поколение. Опираясь на эти ценности, человек может противостоять любым негативным влияниям. Сколько доброго, мудрого, вечного таит в себе творчество русского народа. Именно оно в современной школе является одним из основных рычагов воздействия на младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. [1, с. 58].

Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент в развитии личности. Основным стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшего школьника является формирование гуманистического отношения к окружающему миру, взаимоотношения детей между собой, отношение к взрослым и малышам, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Культуру России невозможно представить себе без фольклора, который раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует духовные ценности, художественный вкус и является частью его истории. [1, с. 34].

Фольклор это — (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество. [6].

УНТ удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, значит именно оно, является средством духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Проанализировав проблемы классного коллектива, воспитательную работу за прошедший учебный год, исходя из анализа деятельности и психолого-педагогической характеристики своего класса, я пришла к выводу, что данное направление требует более серьёзного подхода в моей дальнейшей работе.

Исходя из этого, была намечена цель работы и сформулированы задачи.

Цель: воспитание мыслящего, толерантного, милосердного школьника, стремящегося совершенствовать мир и людей, в ходе изучения УНТ.

• Раскрыть методы использования устного народного творчества на уроках и во внеурочной деятельности.

• Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения духовных сил учащихся.

• Учить жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

• Знакомить школьников с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью

Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Проанализировав программы урочной и внеурочной деятельности, пришла к выводу, что наиболее распространённой формой организации педагогической деятельности являются уроки литературного чтения (обучения грамоте, ОРКСЭ в 4 классе, классные часы, а во внеурочной деятельности кружки «Азбука добра» и «Школа развития речи».

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

УНТ играет важную роль в воспитании и образовании учащихся.

Деление его на жанры позволяет обогащать духовный мир ребенка,

развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его

традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов,

воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость

пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве

произведений устного творчества русского народа — всё это открывает путь к

сердцу и уму маленького читателя. [, с. ].

Курс «Азбука добра», а в дальнейшем «Истоки» успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, некоторые темы уроков даны в форме пословиц «Ученье-свет, а не ученье — тьма», «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Делу время, а потехе час». Занятия строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек.

Применяя диалоговые технологии, на уроках раскрывается конкретный смысл пословиц и поговорок, что способствует развитию логического мышления, при чтении чистоговорок и скороговорок совершенствуются речевые умения, при чтении сказок расширяется кругозор и формируется эмоционально- ценностные сферы личности ребёнка.

Дети любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, выражают свое одобрение, негодование восклицаниями, нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, отчего они становятся более выразительными и интересными.

В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.

В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, выбрать пословицу для названия сказки, продолжи сказку., придумай сказку по опорным словам и найди соответствие с русской народной сказкой, отгадывание загадок. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

На уроках царит атмосфера взаимопонимания, дети учатся уважать не только своё, но и чужое мнение.

Работая над произведениями на уроках литературного чтения, стараюсь создавать проблемные ситуации, мнения учащихся разделяются, часто приходится направлять беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы.

На уроках чтения ведется систематическая работа с пословицами, это выяснение общего смысла, возможность почувствовать силу слова и красоту каждой народной пословицы, её правдивость, выразительность, умение правильно применить ту или иную пословицу по назначению, работа над образностью пословиц.Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи. Учащиеся знакомятся с пословицами, которые отражают важные закономерности в жизни человеческого общества, обобщают богатый социально — исторический опыт народа и требуют умения мыслить отвлечённо. В учебниках по литературному чтению есть пословицы «Смелость города берёт» и «Стоянием города не возьмёшь». Изречения такого характера прекрасно раскрывают детям народное отношение к прошлому, убеждают в том, что необходимо быть смелым и решительным в любом деле, укрепляют патриотические чувства ребят. Чтобы научить детей правильно применять пословицы, полезно предлагать им такие, например,вопросы: «О ком можно сказать: не спеши языком, торопись делом?». «Кому мы напоминаем: слово — не воробей, вылетит — не поймаешь?».

Работая над сказкой предлагаю такие задания.

1. Решать «сказочные задачи»,не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

— Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

— Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

— Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

2. Переделать знакомую сказку, т. е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет.

3. По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.

Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем дело с личностью, способной к творчеству. В дальнейшем, войдя во «взрослую» жизнь, такой человек имеет больше возможностей защититься от стрессовых ситуаций.

Главной формой воспитательной работы с учащимися остаётся классный час. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.Была проведена серия классных часов: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Речь шла о добрых делах, которые могут послужить на пользу людям в них нуждающихся. В итоге не только ученики, но и родители загорелись желанием делать добрые дела. Они не только включились в работу по благотворительности, но еще и сделали видео ролик.

Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Необходимым условием формирования духовно-нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Этому способствуют такие формы работы как экскурсии, организованные поездки, акции добрых дел, праздники.

Регулярным стало посещение ЦДТ. Ребят интересуют русские обряды,обычаи и конечно праздники: «Убранство русской избы», конкурс «Осенины» инсценирование русской народной сказки «Колосок», «Калядки» — предварительно заучиваем калядки. В этом учебном году мы дважды посетили выставочный зал на Юбилейной. Ребята узнали о гжельских мастерах, о том, какие бывают храмы, и зачем нужен колокол, посмотрели картины художников нашего края.

Показать и приобщить детей к культуре проведения старинных праздников, показать красоту национальных традиций, узнать о накопленных наблюдениях за сменой времен года, народных обрядах, которые связаны с бытом и трудом человека, восхищение мастерством человеческих рук, рассказы об истории народных гуляний, ярмарках. В школе ежегодно проводится «Осенняя ярмарка». Подготовка к этому событию невозможна без УНТ. Ребята учат зазывалки, заклички, кричалки, выступают в роли скоморохов. Какая же ярмарка без русской матрешки! Сразу возникает вопрос, а кто она такая, откуда взялась? А вот и готова тема для научно-практической конференции в познавательном плане, а какой богатый материал для реализации духовно-нравственного воспитания.

зависит от возникшей в классе определенной проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

Можно сделать вывод, УНТ является источником для формирования патриотических чувств, познавательного и духовно-нравственного развития детей. Через синтез жанров, составляющих УНТ, ученики знакомятся с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его душевных позывов, эмоционального состояния, котрые и являются главными направляющими духовно-нравственного воспитани, это значит именно УНТ позволяет воспитать в наших детях в будущем чувство гордости за родную землю, ответственности за свои поступки, ощущение носителя культуры своего народа.

1. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории/ Н. И. Болдырев. – М. : Педагогика, 1979. –224 с.

2. Волков, Г. Н.Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с

3. Курзова, Н. А. О формировании нравственной культуры личности / Н. А. Курзова. — Л. : 1987. –238с.

4. https://yandex.ru/search lr968&clid2008250-377&win377&text

5. https://nsportal.ru nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/31/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-etika-azbuk

6. https://yandex.ru/ search/?text=фольклор20это&lr=968&clid=2008250-377&win=377

Опыт работы «Изучение культурных традиций народа как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Г. Н.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство нравственного воспитания детей» Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом.

Лэпбук «Устное народное творчество» Лэпбук «Устное народное творчество» Темой для своего лэпбука я выбрала устное народное творчество. Использованием таких малых фольклорных.

Устное народное творчество в развитии речи воспитанников младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы.

Проект для дошкольников с ОВЗ «Устное народное творчество» Проектная деятельность для дошкольников с ОВЗ «Устное народное творчество».Тема проекта:»Устное народное творчество как средство развития.

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.

Консультация «Устное народное творчество — богатейший источник духовно-нравственного развития детей» • Авторы : Крутенкова Т. А., Минжунова Н. А. Воспитатели МБДОУ Д\С № 22 • «Почемучка» г. Саяногорск РХ Проникновение в массовое.

Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставлении индивида.

Устное народное творчество в ФЭМП СЛАЙД 1 На протяжении 15 лет работаю над самообразованием по теме: «Использование наглядного материала в формировании математических представлений.

Устное народное творчество в воспитании и развитии дошкольников «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Источник

Читайте также:  Лекарственные растения цветы весны
Оцените статью