- Особенности использования устного народного творчества как средства развития выразительности речи статья по развитию речи (старшая группа) на тему
- Особенности использования устного народного творчества как средства развития выразительности речи
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников
Особенности использования устного народного творчества как средства развития выразительности речи
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Особенности использования устного народного творчества как средства развития выразительности речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_kak_sredstva_razvitiya_vyrazitelnosti_rechi.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования устного народного творчества как средства развития выразительности речи
Известно, что устное народное творчество многообразно по своему составу. К нему относят произведения разных видов и жанров. Многие исследователи утверждают, что сказка, загадка, потешка и прибаутка, являясь наиболее типичными фольклорными жанрами в отношении содержания, композиции и языка, в большей степени соответствуют особенностям восприятия , языковой и коммуникативной компетентности детей.
Названные особенности произведений устного народного творчества позволяют рассматривать его в качестве действенного средства развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, в то же время, влияние произведений устного творчества русского народа на развитие выразительности речи старших дошкольников не было ещё предметом специального изучения.
Мы считаем, что становление выразительности детской речи средствами устного народного творчества обеспечивается сбалансированным развитием трёх групп умений:
- художественного восприятия фольклорных произведений в
единстве их содержания и формы; - к пониманию значения средств выразительности народно-поэтического языка и речи исполнителя народных сказок и прибауток;
- использования адекватных средств выразительной передачи
образа в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
Эти умения развиваются в активной деятельности. Полагаем, в нашем случае речь должна идти о художественной деятельности, которая по мнению М. С. Кагана, «занимает особое место в системе видов человеческой деятельности», поскольку представляет собой органическое слияние четырех основных форм человеческой деятельности (созидательно-преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной) и их перерастание в новое качество-художественный образ.
Тексты произведений устного фольклора обладают большими возможностями для постижения ребёнком единства идеи и слова в художественном образе, понимания того, как с помощью особых средств выразительности, объединённых в единую художественную систему, выявляются национальные особенности русского народа и его языка (Г. В. Брусендова, Н. И. Кравцов, Л. Я. Соколовская, л. Е. Тумина и др.).
Данные положения позволяют предполагать, что в центре специальной работы по использованию устного народного творчества в целях развития выразительности детской речи должно быть восприятие и понимание ребенком художественного образа фольклорных произведений и его отражение в художественной деятельности дошкольника.
Накопление эмоционального и интеллектуального опыта восприятия фольклорных произведений является основой зарождения интереса детей к средствам вербальной и невербальной выразительности и желания использовать их в собственной речи. Это становится базой развития исполнительских умений на втором этапе работы. Его основным содержанием должно стать освоение детьми способов выразительного воплощения художественного образа, что включает обогащение представлений дошкольников о средствах речевой выразительности и развитие умений использовать их в личностно-значимых условиях .
Значение специального отбора произведений обусловлено тем, что выразительность речи ребёнка в художественно-речевой и игровой деятельности во многом зависит от их содержания и формы . Традиционным средством развития данных видов деятельности выступают русские народные сказки о животных. Однако, их эмоциональная значимость для старшего дошкольника не велика, вследствие чего оригинальности и творчества при их разыгрывании и рассказывании дети, как правило, не проявляют, используя стереотипные, «заученные» средства вербальной и невербальной выразительности.
Более привлекательными и значимыми для детей старшего дошкольного возраста являются русские народные волшебные сказки, которые отличают сюжетная занимательность, динамичность, Фантастичность, драматичность ситуаций и коллизий, яркость положительных и отрицательных героев, которые вступают в жизнеутверждающее единоборство. В волшебных сказках используются разнообразные средства выразительности языка, а для их исполнения закономерно требуются более сложные Формы выразительности речи. Это послужило выбору именно этого жанра в качестве основы экспериментальной работы. Сказка о животных, являясь самым известным детям жанром, могут использоваться на первом этапе. Потешки и прибаутки должны применяться в начале работы на каждом этапе, как более простое и доступное содержание для заданий, игр и творческих этюдов .
Отбор произведений устного народного творчества с точки зрения языковой выразительности должен определяться несколькими критериями: средства выразительности должны быть доступны для восприятия и самостоятельного использования детьми, интересны для наблюдения и анализа. Соответствующий отбор Фольклорных произведений будет обеспечивать эффективность поэтапной методики работы .
Развитию выразительности речи служат частые обращения детей к произведениям устного народного творчества и деятельности на их основе.
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности Фольклорных произведений: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению.
Таким образом, в произведениях устного народного творчества заключены большие потенциальные возможности для приобщения детей к народной культуре и, прежде всего, к языковой культуре. Устное народное творчества, являясь синтетическим искусством, в котором соединяются элементы словесного, театрального, хореографического и музыкального искусства, может оказать благоприятное воздействие на развитие как вербальной, так и невербальной выразительности. Как отмечалось выше, устное народное творчество отличает традиционность языка, что способствует быстрому запоминанию детьми типичных средств выразительности. А импровизационность исполнения позволяет дошкольникам использовать освоенные средства свободно и творчески.
Тексты произведений устного фольклора также обладают большими возможностями для постижения ребёнком единства идеи и слова в художественном образе, понимания того, как с помощью особых средств выразительности, объединённых в единую художественную систему, выявляются национальные особенности русского народа и его языка (Г. В. Брусендова, Н. И. Кравцов, Л. Я. Соколовская, л. Е. Тумина и др.).
Данные положения позволяют предполагать, что в центре специальной работы по использованию устного народного творчества в целях развития выразительности детской речи должно быть восприятие и понимание ребенком художественного образа фольклорных произведений и его отражение в художественной деятельности дошкольника. Следовательно, названные особенности произведений устного народного творчества позволяют рассматривать его в качестве действенного средства развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, в то же время, влияние произведений устного творчества русского народа на развитие выразительности речи старших дошкольников не было ещё предметом специального изучения.
В связи с этим, требуется отобрать фольклорные произведения, отвечающие интересам детей для игр-драматизаций , определить, какие средства языковой выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; разработать и экспериментально проверить методику, направленную на развитие умений воспринимать и эмоционально-осознанно использовать в речи средства выразительности русских народных потешек, прибауток и сказок в театрализованной деятельности; обеспечить среду развития материалами, способствующими накоплению вариативного опыта исполнительской деятельности .
Н.С. Карпинская особо отмечала влияние театрализованных игр на развитие выразительности и образности речи детей дошкольного возраста, так как участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными выразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). На основе подготовленности к театрализованной игре облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.
Выше сказанное, обосновывающее педагогический потенциал театрализованной деятельности, устного народного творчества в речевом развитии, позволило нам выстроить практическую работу дошкольниками на основе использования устного народного творчества в театрализованной деятельности, что обеспечит развитие у детей развития выразительности речи.
Источник
Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников
Инна Суворова
Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников
Речь является важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность, как качественная характеристика речи. Монотонная невыразительная речь делает дошкольника неинтересным собеседником, нежелательным участником разных видов деятельности. Ребенок будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников, не сможет высказать полноценно свои мысли и чувства, проявить творчество, показать свою индивидуальность. Все это приведет к замкнутости, обособленности и, как следствие, к снижению самооценки личности.
На протяжении своей педагогической деятельности, я придаю особое значение развитию выразительности речи старших дошкольников, широко, используя произведения устного народного творчества. К нему относят произведения разных видов и жанров. Потешки, прибаутки, тексты песенок помогают детям понять напевность и ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость, выразительность языка; показывают, как богат родной язык юмором, живыми образными выражениями, эпитетами, сравнениями, фразеологическими оборотами. Устное народное творчество отличает традиционность языка, что способствует быстрому запоминанию детьми типичных средств выразительности. А импровизационность исполнения позволяет дошкольникам использовать освоенные средства свободно и творчески.
Для большинства старших дошкольников характерно общеположительное отношение к произведениям устного народного творчества; особенно к сказкам, которые являются любимым жанром дошкольников. Вместе с тем интерес к данным произведениям недостаточно глубок и мотивирован. Детей в основном привлекает позиция «слушателя». При восприятии фольклорных текстов дошкольники ориентируются в основном на содержании, недооценивая красоту формы и выразительность исполнения.
Направленность работы с детьми состояла в том, чтобы постепенно перестроить позицию ребенка с позиции «слушателя» произведений устного народного творчества на позицию «рассказчика – артиста», а затем «исполнителя-импровизатора».
В группе был организован ориентирующий модуль развивающей среды, предусматривающий широкое ознакомление детей с фольклорными произведениями. Дети знакомились с некоторыми сведениями о жизни, быте и обычаях русских людей. Организовывались сюжетно – ролевые игры, игры драматизации и театрализации прибауток и сказок.
В беседах о прослушанных произведениях предлагалось выразить свое отношение к героям, событиям, установить последовательность событий, понять мотивы поступков
— задавались вопросы – что произвело наибольшее впечатление, особенно запомнилось, ярче представляется;
— назови эпизод – самый страшный, самый весёлый, тот, который удивил…
— «Расскажи всё о своём герое»
— Использовались приёмы: словесное рисование в двух вариантах – «Иллюстрация к тексту», «Обложка к сказке».
Затем дети переходили к ролевым диалогам по иллюстрациям к русским народным сказкам «Крошечка-хаврошечка» и «Гуси-лебеди» — иллюстративное изображение героев, обстановка их встречи и другие детали, помогали детям представить образы. Исполнялись ролевые диалоги без наглядности по сказкам «Заюшкина избушка», «Сестрица Алёнушка».
Основная задача второго этапа – формирование позиции «рассказчика-артиста».
1) В беседах о прослушанных произведениях использовался приём «предположений» К. С. Станиславского («если бы, как будто», который помогал ребёнку встать на позицию героя, понять его состояние, глубже осознать, «пропустить через себя» мотивы его поступков.
2) Приём «Смешанного комментирования» эпитета «Тёмный лес».
Педагог: услышишь «тёмный лес»и сразу понимаешь: героя ждут испытания в этом дремучем лесу, где не светит солнце, не растут яркие цветы, не слышно пения птиц. Здесь нет людей, а за каждым деревом может ожидать встреча со страшным чудовищем.
Разработанная игра «Как в сказках говорится»— дети упражнялись в подборе устойчивых эпитетов к изображениям: поля, травы, леса, моря, девушки и т. д. – детям раздавались соответствующие карточки (чисто поле, сине море, красно солнышко и т. д.).
— Далее дети знакомились с принципами метафорического переноса и сравнения объектов для их образной характеристики.
— «Птица, как стрела летит», — Даня С.
— «Конь быстро, как птица летит», — Кристина.
— Перо, огонь, солнце – «Перо жар-птицы, как огонь горит. Как солнце ярко, жарко светится» — Матвей.
Побеждает тот, кто придумает самые красивые необычные высказывания.
В беседах дети отличали, использование каких средств интонационной выразительности делает исполнение ярким, запоминающим. Как интонация влияет на передачу содержания текста, образов героев, и как с её помощью передаются чувства и эмоциональные состояния героев.
Основной приём – совместный с детьми поиск адекватной интонации для исполнения прибаутки и сказки.
Развитию умений самостоятельного использования средств интонационной выразительности способствовали образно-игровые этюды «Заклятье бабы-яги» — задача этюда определялась от имени Бабы-яги, которая накладывала на детей заклятье, разрешая им пользоваться только интонацией (без слов, или невербальными средствами (без голоса).
Игровая задача повышала интерес к заданию, влияла на улучшение качества результата.
— Затем освоили умение с помощью интонации выражать вопрос, восклицание, просьбу, жалобу, сказочного героя.
— Серии заданий «Секреты волшебницы речи» и «Заклятье Бабы-яги явились необходимой подготовительной работой перед самостоятельным исполнением детьми фольклорных произведений, что стало содержанием следующей ступени работы.
В конце второго этапа использовалась творческая игра «Тридевятое царство, тридесятое государство».Для нее был разработан специальный материал: карта сказочной страны с символическим изображением на переднем плане реального мира, который полосой темного леса отделялся от фантастического мира. К карте прилагался набор плоскостных изображений героев и предметов для режиссерских и театрализованных игр с постепенно усложняющимися заданиями.
Основным содержанием работы на заключительном третьем этапе стало развитие умения импровизировать по мотивам фольклорных произведений.
Эта работа началась с развития информационно — содержательных умений, в первую очередь, умению придумывать образы героев и чудесные предметы, поскольку они особенно важны для создания собственной оригинальной сказки. Использовались задания под объединенным названием «Наши новые герои и чудеса».
Дети рассказывали о сказочных предметах,объясняя их названия: (скатерть-самобранка, ковер-самолет, гусли-самогуды, топор-саморуб, прялка-самопрялка, сильная и обессиленная вода). Затем детям предлагалось придумать внешний вид предметов, принципы их действий необходимости определенным героям их волшебной силы – миниатюры стали разнообразными, образы приобрели личностно-окрашенный характер. Дети стали не только придумывать волшебную силу предметам, но и сами новые волшебные дары (клубочек-самодорожный, сучок-путевичок, цветик-ясносветик, яичко-самокатное и т. д.)
— «Наши новые герои и чудеса»-придумывание образов разных сказочных персонажей: героев, злодеев, помощников. (вначале использовались иллюстрации, они помогали описать чудо-юдо, Деревянного Орла, Месяца-Месяцовича и т. д.)
Серия заданий «Что было бы, если…» — продолжалась работа по развитию умений антиципации – опережающему планированию дальнейшего хода сюжетных событий путем комбинирования, использовалась игра «Тридевятое царство, тридесятое государство». (Предлагался вариант фантастической гипотезы о последствиях необычной встречи с героями или предметом из другой сказки.)
-Возможные встречи с персонажем-помощником (волком, медведем) — это позволяло легко придумать сказочную ситуацию по аналогии с хорошо известной, не меняя последовательности событий исходной сказки.
-Предполагаемая встреча с менее традиционным персонажем (Золотой рыбкой, Змеем- Скарапеем, Говорящей пчелой, Морским царем).
Важно, что дети использовали характерные средства языковой выразительности.
Например, придумывая действия сказки «Две сестры» дети употребляли традиционную лексику (чисто поле, царство-государство, ум-разум и др., типичные обращения (пчела – матушка).
Продолжала нарастать интонационная выразительность речи детей. Они свободно использовали силу голоса, темпо ритм речи для передачи образов героев.
Дети овладели основными принципами сюжетного комбинирования. Они сумели определить и раскрыть тему своей импровизации, придумать новые или конструировать знакомые образы, отбирать адекватные средства выразительности, монологи детей стали более объемными подробными и выразительными.
Вся эта работа позволила детям освоить позицию исполнителя импровизатора по мотивам русской народной сказки, который может придумать новое оригинальное содержание, выбрать и использовать адекватные ему средства речевой выразительности.
На III этапе продолжалось углубление позиции «Исполнителя-артиста».
Анализ результатов исполнительской деятельности свидетельствовал о значительном улучшении вербальной и невербальной выразительности.
Все свободно и широко использовали традиционные средства выразительности народно-поэтического языка. Значительно обогатилась лексика, усложнилось и разнообразилось синтаксическое строение предложений. Очень важно, что речь детей стала более эмоциональной и личностно-окрашенной. При чем, выразительность, как качественная характеристика детской речи стала проявляться не только при исполнении хорошо известных произведений, но и при импровизированном рассказывании и самостоятельном придумывании собственных текстов по мотивам русских народных сказок.
Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным.
Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка 1. ОСНОВНОЙ ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ГЛАВНОЕ ИНТОНАЦИОННО-ЗВУКОВОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ Цели работы: расширить знания детей.
Источник