Основные выразительные средства хореографического искусства.
томилова и.м.
Основные выразительные средства хореографического искусства.
Танцы и танцевальные упражнения — одно из наиболее эмоциональных и доступных видов двигательной деятельности в комплексе музыкально — ритмического воспитания. Оно способствует формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, выносливости, скоростно-силовых качеств. Это ценное средство людей, которое содействует воспитанию коллективизма и дружбы, товарищества, развивает эстетические чувства. Выполнение танцевальных движений под музыку вызывает ощущение радости поднимает эмоциональное состояние, общую культуру поведения. Танец — вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально — организованные движения. Особенности исполнительства танца в том, что содержание любого эмоционального состояния музыкального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Являясь искусством зрелищным, танец основан на зрелищном воспроизведении пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Он своими специфическими пластическими средствами создает конкретное сценическое действие.
Создание танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств.
К выразительным средствам танцевального искусства относятся:
Хореографическая лексика — язык танца, его основные движения, положения тела, различные жесты. Как писал Л. С. Выготский «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело».
— основная танцевальная
Основная хореографическая лексика используется в постановке танцевального номера в зависимости от его жанровой направленности, характера исполнения танца. Самой сложной считается лексика классического танца, которая требует большой точности и академизма исполнения. Она основана на пластике и завершенности форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биохимическом процессе выворотности ног и мягкости, округлости рук при собранности всего корпуса. Овладение элементами классического танца подобно овладению клавиатурой состоящей из нот. Эта лексика воспитывает грацию (совершенство пластической формы движений, изящество (отточенность и изысканность формы, элегантность (благородство и завершенность стиля). Она наиболее правильно и гармонично развивает тело, способствует исправлению некоторых данных (недостатков, поддерживает и совершенствует форму тела. Азбукой танцевальной лексики классического танца является экзерсис — постоянная и последовательная тренировка, которая способствует развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности исполнительской техники. Лексика классического танца используется при постановке классического танца (номеров) в детских балетных студиях, имеющих определенную степень подготовки. Отдельные элементы классического танца включаются в работу с детьми любой возрастной группы.
Лексика народного танца выражает национальные особенности народа, которые зависят от природно-климатических условий жизни, жизненного уклада народа, его нравов, морали, этики. Она исполняется в определенной манере, что дает основные понятия о характере народности. Лексика народного танца помогает развитию танцевальности, артистизма, стилистики исполнения. Она очень разнообразна и часто дополняется мимикой, жестами. Используется при постановке народного танца. Изучение отдельных элементов народной лексики начинается в детском саду. На музыкальных занятиях используются элементы народного танца (шаги, притопы, ковырялочка, присядки)
Действенная лексика помогает «строить» танец и рассказывает о каком-то конкретном действии. Имея условный, обобщенный характер, она как бы отвечает на вопрос, что именно делает танцор (косит траву). В танце действенная лексика чаще всего отражает определенный трудовой процесс. Использование такой лексики упрощает восприятие танцевального номера и зрителем, и исполнителем.
Изобразительно-подражательная лексика. Эта лексика используется при постановке танцевальных номеров для детей всех возрастов. Элементы этой лексики передают движения и жесты при помощи подражания, что помогает создать художественный образ. Это могут быть повадки животных, птиц, предметов, людей. Такая лексика используется при постановке характерных танцев и небольших массовых этюдов на музыкальных занятиях и уроках ритмики в школах.
Ассоциативная лексика наделяет образы определенными качествами, которые художественно обобщаются в конкретных символах, создается пластическая характеристика образа. Особое положение рук, корпуса. Отдельные элементы подражания создают образ девушек-лебедушек, мальчиков-петухов. В постановке детских танцевальных номеров хореографическая лексика используется в комплексе, что позволяет создать более конкретный образ. Владение всеми видами лексики дает толчок к развитию творчества.
Раскрыть художественный образ в танцевальной постановке помогает композиционный рисунок. Это выразительное средство хореографии дает объемное восприятие музыкального образа.Композиционный рисунок может быть:
— статичным, когда весь смысл танца, его идея решается лексикой
-динамичным, завораживает зрителей своей динамикой, замысловатыми перестроениями.
Рисунок в танце создается и развивается по законам драматургии, вытекает из более простого в более сложный. Он может быть построен на контрастности, одном из активных средств выразительности, может быть использован принцип лейтмотива -повтор композиционного рисунка.
В народных танцах рисунок чаще всего несет в себе орнаментальный характер, раскрывая национальный колорит постановки.
Конспект занятия «Канон. Полифония. Многоголосие. Выразительные элементы в музыке» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский районный Центр развития творчества детей.
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства» «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства»Введение Актуальность В современном.
Фотоотчёт хореографического конкурса «Весёлый каблучок» Накануне майских праздников 2015 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №126».
Городской Фестиваль-конкурс хореографического искусства «Птица Счастья» — 2016 Коллектив «Барбариски» детского сада №100. Стали Лауреатами I-степени В наминации «Первые шаги». Возрастная категория: 5-7 лет Танец: «Веселый.
Наглядно-игровые средства в логопедии Игра – основной вид деятельности дошкольника. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого.
Невербальные средства общения Невербальные средства общения. Долгое время считалось, что чем больше взрослый говорит тем лучше это для развития малыша. Но речь это не.
Основные подходы к классификации игр Основные подходы к классификации игр А. В. Запорожец и А. П. Усова разработали следующую классификацию: — Игры творческие и их разновидности:.
Основные принципы развивающих игр Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.
Отчетный концерт хореографического кружка «Витимские самоцветы» ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КРУЖКА «ВИТИМСКИЕ САМОЦВЕТЫ»ФАНФАРЫ. Музыка, 7-10 сек. За кулисами (на фоне музыки) Тот, кто с музыкой,.
Средства физкультурного воспитания Цель гигиенического воспитания — дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые.
Источник
Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 41»
с. Колмогорово Яшкинский район
Васильченко Е.В.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Методические рекомендации
Колмогорово – 2013г.
Содержание.
Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.
1.1 Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения………………………………………..……………………………4
1.2. Костюм в русском народном танце…………………………………….…………12
Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.
2.1.Самобытность хореографического текста………………………………………. 15
2.2 Формы и содержание регионального номера……………………………..……….19
Введение
Русский народный танец является одним из самых распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. Чтобы полностью и подробно описать русский народный танец во всех областях России потребовалось бы очень много времени. В своей методической рекомендации мне хотелось бы рассмотреть региональные особенности на примере Архангельской, Воронежской, Иркутской областей и Кубанского края, т.к все эти области и края находятся в совершенно разных широтах нашей огромной страны. На этих примерах можно более широко и четко просмотреть отличия и манеру хореографического исполнения, основные отличия в костюме между областями. Своеобразные мелодии, попевки, манера поведения, говор, красочные костюмы и жизненный уклад, присущие той или иной области или местности, оказывали несомненное влияние на возникновение местных традиций, особенностей, рождали свою манеру исполнения, свои самобытные неповторимые танцы. Проблема состоит в том, что не разработана единая методика преподавания областных особенностей русского народного танца, нет программ по изучению дисциплины, нет целостного исследования механизмов хореографического творчества. Отсутствуют средства продуктивного — художественного моделирования.
Цельмоей методической разработки: определить областные и региональные особенности исполнения русского танцевального творчества народа России.
Задача:изучение и сохранение движенческой культуры русского народного танца, фольклора, традиций, быта, обычаев и обрядов.
Методическая рекомендация рассчитана для самостоятельного ознакомления и изучения учащихся школы искусств, поможет более подробно ознакомиться с русской танцевальной культурой, фольклором, бытом, а так же способствует общеэстетическому развитию учащихся.
Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.
1.1. Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения.
В Российской Федерации проживает множество народов, большая часть из них — это русские. Каждый край, регион, область имеет свою культуру. Каждый район, село, деревня толкуют обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему в соответствии с местными фольклорными традициями. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия. Таких регионов — одиннадцать.
СЕВЕРО — ЗАПАДНЫЙ регион, куда входят Архангельская, Вологодская, Мурманская, Новгородская, Ленинградская, Псковская области, Карельская и Коми республика. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ регион, в который входят Ивановская, Тверская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Смоленская, Тульская, Ярославская, Владимировская, Рязанская области.
ВОЛГО — ВЯТСКИЙ регион включает в свой состав Нижегородскую, Кировскую области, Марийскую, Мордовскую, Чувашскую республики.
ЦЕНТРАЛЬНО — ЧЕРНОЗЕМНЫЙ регион, включающий в себя Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Тамбовскую области.
ПОВОЛЖЬЕ с Астраханской, Волгоградской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской областями, Республиками Башкирия, Татария, Калмыкия.
СЕВЕРО — КАВКАЗКИЙ регион с Краснодарскими и Ставропольскими краями, Ростовской областью, республиками Адыгея, Дагестан, Кабардино — Балкария, Карачаево — Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия.
УРАЛЬСКИЙ регион с Курганской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Пермской областями.
ЗАПАДНО — СИБИРСКИЙ регион, куда входят Алтайский край, Алтайская республика, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области.
ВОСТОЧНО — СИБИРСКИЙ регион, включающий в себя Красноярский край, Хакасскую республику, Таймырский и Эвенкийский автономные округа, Иркутскую и Читинскую области, Бурятскую и Тувинскую республики.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ регион, куда входят Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Якутия.
КАЛИНИГР АДСКАЯ область имеет статус свободной экономической зоны.
Каждый регион и входящие в него области отличается друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которого является народно — художественное творчество. В музыке выразительное средство — сочетание звуков и ритмов, в поэзии -слова, в живописи — сочетание красок, света и тени, пластика же человеческого тела — выразительное средство. Эмоциональное воздействие танца на человека очень велико. Не является исключением и русский народный танец. Как и каждый народ, русский является страстным хранителем своего искусства, своих обычай, обрядов, песен и частушек, игр и танцев.
Танец — душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить.
Русские народные танцы очень разнообразны. В них нашли свое отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного и общественного характера. Танцы, связанные с жизнью народа, отображают его мысли и чувства по средствам композиции и находятся в непрерывном изменении и развитии.
Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.
Основными выразительными средствами русского народного танца является лексика и рисунок, а также танец отличается сочетание талантливой импровизацией с народной традицией, богатством хороводов (орнаментальные, игровые), кадрилей (линейные — двухрядные, квадратные — угловые), импровизированных плясок (мужская, женская, парная, парно -массовая), движений и коленец, получивших свои названия от рисунка или построения “воротца», «круговушка», «звездочка», «цепочка»; быт и трудовой процесс дали такие названия «веретено», «косари», «сапожники», движениям — «веревочка», «гармошка», «моталочка» и т.д. Наблюдения за жизнью животных и птиц нашли свое отражение в фигурах и танцах: «Змейка», «Селезень», «Гусачок», «Журавель», «Лебедушка»; и т.д. Среди танцев встречаются и такие, в которых фантазия народа обращается к природе или ее явлениям: «Солнышко», «Репей», «Капуста», «Метелица», «Мак». Художественные приемы танцев навеяны процессом ткачества, вышивки: «основа», «челнок», «петелька», «сновуха», «узелок». Отражение семейно-бытового уклада, связанного с отношениями между мужчиной и женщиной, их имена послужили основой для названия танцев: «Негодяй», «Дрема», «Спиря», «Тимоня», «Норушка — Параня». Свадебный обряд отличается богатством танцев. Здесь встречается «Танец жениха», «Таней невесты», характера их исполнения: «Суматоха», «Шалынья» и т.д.
За многолетнюю историю таких танцев создано множество, сосчитать их невозможно, но зато они образуют широкое поле деятельности для создания на основе изучения и обработки этнографического материала сценического танца.
Русский народный танец — явление синкретическое, он огранически связан с пением и игрой, музыкой и костюмом, лексикой и рисунком.
В общерусском танцевальном фольклоре сложились и получили повсеместное распространение определенныетрадиционные формы танцев: хороводные, кадрильные, плясовые, сюжетно-тематические. Но в каждой зоне, в каждом конкретном регионе они имеют свои разновидности. Так, например, север с его суровой природой. Одеваются северяне тепло, оттого пляски здесь степенные, спокойные. Для северных областей характерно подчеркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих как бы стелющиеся по полу, «прилегающие», без отрыва подошв. Голова поворачивается и наклоняется вместе с корпусом. Медленные хороводы называются «ходечи» или «ходюги».
В регионах среднерусской зоны имели широкое распространение уникальные хороводы «с рассуждением», т.е. применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности.
Пластический стиль Белгородской области сформировался под воздействием характерных для всех южнорусских стилей, условий труда, природных особенностей, обычаев, обрядов; под влиянием других национальных культур. Одним из таких факторов является народный костюм. У женщин этого региона головной убор — «сороку» — носят только с выпрямленной осанкой. На грудь надевается — «грибатка», вышитая бисером на тесьме; на шею мелкие бусы. На поясе особым образом собирается «понева». Надевающая такой костюм женщина должна особым образом держаться, иметь определенный эмоциональный настрой, который в свою очередь, влияет на пластику и манеру исполнения. По манере исполнения русские танцы многообразны. Отношения северян в танце — как в быту, «полуофициальные», девушки на ухаживания парней почти не реагируют, лишь мимолетные взгляды из- под опущенных ресниц выдают их интерес к партнеру.
А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцуют манерно, показывая значения «тонкого городского обхождения». Очень любопытна походка основных шагов в отдельных ярославских, костромских, рязанских местных танцев. С годами мода прошла, а где-то в глухих местностях осталось. «Прихрамывание» стало традиционным. И до сих пор отдельные ярославцы, костромичи, рязанцы пляшут под «Козули» с прихрамыванием.
Русский танцевальный фольклор богат различными местными стилями. Для каждой местности присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу. Взять хотя ба для примера кадрильные формы танца. Композиции северных ланце и кадрилей кажутся однообразными, перенасыщенными «длиннотами». Кадрили средних областей России, например Московские, Тверские имеют различные плясовые приемы. Исполнители в них сохраняя традиционный рисунок, создают свои оригинальные композиции, показывают оригинальное мастерство. Четкие дроби девушек и лихи присядки, «коленца» парней являются украшением. Для таких последних фигурах. Ивановские, Шуйские кадрили пластичны, грациозны. В них проявляются качества, свойственныепотомственным ткачам, имеющие дело с тончайшими нитями, изысканными узорами. В самарских кадрилях наблюдаются элементы соревнования танцующих пар и отдельных исполнителей, например «Похвистневская кадриль».
Старинные уральские и сибирские кадрили славятся элегантностью композиций, своеобразными соединениями рук в паре, особой пластикой.
В Сибири на протяжении многих десятилетий создавалась своеобразная и интересная по манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, основанная на трансформации старинных русских хороводов и плясок, забав и игр, завезенных в Сибирь переселенцами из разных областей Европейской части России. В праздничные гуляния и игрища вливался поток мудреных кадрилей, виртуозных плясок, лихих переплясов, что говорит о многообразии танцев, привезенных переселенцами. Но богатая танцевальная культура переселенцев в новых природных условиях, бытовых условиях перетерпела значительные изменения. К примеру, тяжелая валенная обувь, теплая одежда вызвали появления своеобразного шага с каблука, тяжеловатой походки, разнообразных мелких дробей. Прыжки, практически, отсутствовали, присядка встречалась редко и то с хлопушкой.
Суровый климат Сибири оказал большое влияние не только на манеру исполнения, но и на композиционную структуру танцев. Долгая зима, короткое лето с огромным количеством мошкары мало способствовали проведению досуга на открытой местности. Поэтому возникли «маленькие» сибирские хороводы, которые можно было водить в избе. Еще одной причиной было малое количество дворов в сибирских деревнях. Отсюда широкое распространение получили такие виды плясок, как одиночная, парная, перепляс, групповые пляски («Пятера», «Шестера», «Четверка») с наибольшим количеством участников. В более позднее время появились кадрили и польки.
Для всего сибирского региона характерны переплясы типа падебаск, тройной шаг, «гармошка», «ковырялочка», припадание, мелкие дроби, движения импровизационного характера.
Наиболее характерные для сибирского танца фигуры: хождение по кругу, «змейка», «крест», «ручеек», «прочес», «стенка на стенку», а так же вращения парами. Интересны движения рук в парно-массовых танцах, особенно в момент вращения. Все движения в плясках исполняются с чуть присогнутыми коленями. Обычно танец заканчивается притопом правой или левой ноги с обязательным поклоном.
1.2. Костюм в русском народном танце.
Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга и сопровождают человека в течении всей его жизни.
КОСТЮМ — Это не только чисто внешняя форма танца. Он органически связан с содержанием танца, является его «визитной карточкой».
Русская народная одежда, и в особенности женская, многообразна, отличается высоким, художественным вкусом и сохранилась в основных чертах крестьянской среде до начала XX века. Она делится на 2 комплекса: северный — сарафанный и южный — поневный, а каждый комплекс — на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. Этот деление основано на том, что в среде северных великороссов и девушки, и женщины носили сарафан, на юге же сарафан был преимущественно девичей одеждой, а замужние женщины носили поневы. Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, селах. Севернорусский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисее. Покрой женской рубахи одинаков для всех великороссов и шьется из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани — полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делают из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кройкамипереднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.
Сарафаны имели несколько типов. Глухой косоклинный сарафан, косоклинный распашной сарафан со швом спереди, прямой сарафан.
Девичий головной убор отличался от женского тем, что вверх головы оставался открытым. Он повсеместно имел вид тканевой полоски или ленты, повязанной вокруг головы. Волосы заплетались в одну косу, и украшали ее лентами и нарядными косниками. Севернорусскому женскому костюму были свойственны вышитые украшения, колорит которых отличался сдержанностью, сочетанием белого и красного цветов с добавлением синих, зеленых, желтых вкрапин.
Южнорусская женская одежда состояла из длиной холщевой рубахи с косыми или прямыми поликами, подпоясанной тканевым поясом, и паневы из клетчатой шерстяной ткани, обычно изготавливавшейся самими крестьянами. Женщины носили сложный головной убор, который назывался кичка (сорока), состоявший из нескольких частей и нередко имевший форму рогов. Западнорусская женская одежда включает в свой состав особого вида паневу или полосатую юбку (апдарак). По покрою, по преобладающей расцветке (более светлой), характеру орнамента эта одежда сближается с одеждой украинцев и особенно белорусов. В качестве основного головного убора был полотенчатый головной убор. Русский мужской костюм по сравнению с женским более устойчив и однотипен в старых и новых разновидностях, и имеет очень незначительные различия по регионам.
Мужской костюм состоял из рубахи, штанов (порты), головного убора и обуви. Часто дополнялся пиджаками или жилетками. Мужскую рубаху можно разделить на четыре типа: туникообразную; с прямыми поликами; с узкими нашивками на плечах; на кокетке.
Верхней одеждой у россиян были разнообразные свиты, шубы, полушубки, кафтаны (зипуны, балахоны, сермяки), имеющие множество вариантов. Шили ее из грубого домотканого сукна, но с распространением промтоваров — так же и из фабричных тканей, несколько меняя крой и отделку.
На голове носили шапки разных фасонов (треухи, малахаи, кубанки, папахи). В конце XIX века распространились матерчатые картузы с козырьком.
Наиболее распространенной обувью русских мужчин были лапти. Лапти были основной обувью бедняков, а так же служили рабочей обувью. В южнорусских районах их надевали во время праздников.
По технике плетения лапти делятся на косого, прямого и смешанного плетения.
Праздничной обувью крестьян были сапоги. У женщин -ботинки и туфли.
Источник