Опыт работы «Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре»
Любовь Акинина
Опыт работы «Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре»
«Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре«
В наше время возникает потребность в воспитании и развитии детей через малые фольклорные жанры, что поможет воспитать и развить новое поколение в любви и уважении к ним. Использование фольклора способствует формированиюу ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Поэтому на современном этапе актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
Слова А. Н. Толстого, которые представлены на слайде, очень ярко и точно отражают суть фольклора.
С помощью изучения малых фольклорных жанров у детей начинают складываться чувства, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его жизни.
В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.
Поэтому наш детский сад использует парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Ольги Львовны Князевой и Марии Давыдовны Маханевой, которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы. Данная программа является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.
Цель моей работы — формирование представления у старших дошкольников о русской народной культуре средствами малых фольклорных форм.
1. Знакомить детей с традициями русского народа через малые фольклорные формы.
2. Приобщать к истокам русской народной культуры.
3. Развивать память, творческие способности и артистизм.
патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения;
интереса и любознательности к народному фольклору.
Планируя работу с детьми,опиралась на педагогические принципы:
1. Гуманизации обучения, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
2. Индивидуального подхода;
3. Систематичности и последовательности;
5. Связь теории и практики.
В своей работе детский фольклор использую в различных видах
— в организованной образовательной деятельности;
— в режимных моментах;
— в народных подвижных играх, в сюжетно- ролевой игре;
— в играх на развитие мелкой моторики;
— в театрализованной деятельности;
Применяю методы работы с детьми:
Работая в данном направлении, организовала развивающую среду в группе. Составила картотеку по малым фольклорным формам.
Для осуществления познания детьми о народной культуре своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут в холле детского сада совместно с педагогами ДОУ и родителями открыли мини- музей с тематической экспозицией «Наша Родина — Кузбасс».
Значительное место в экспозиции отведено природе родного края, домашним и диким животным.Воспитанники познакомились с национальным составом населения Кемеровской области: русские, татары, украинцы, немцы, чуваши, шорцы, белорусы, армяне, а также с традициями народов. Ребята узнали, что Кузбасс является одним из самых крупных угольных месторождений мира, как его добывают, и кто добывает.
Большое место в нашей экспозиции отведено отраслям сельского хозяйства: растениеводству и животноводству. Родители собрали гербарий зерновых культур: пшеницы, ячменя, просо и др., дающих зерно, основного продукта питания человека, сырья для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных.
Совместными усилиями сделали подборку народных потешек, закличек о животных нашего края, стихи о Кузбассе. Я считаю что такого рода тематика организованной образовательной деятельности не проходит даром, а зарождает в душах детей искорки любви и гордости к своей Родине!
Ученые утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получают наши дети при знакомстве с традициями народной культуры, останутся в их памяти навсегда. Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение подборки материала по Кузбассу в приобщении детей к русской народной культуре.
Источник
Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора
Олеся Исаева
Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора
«Культурное развитие дошкольника, средствами русского народного фольклора».
Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу необходимость обогатить детей знаниями о русском народном фольклоре. Существенную роль в этом играет работа всех педагогов детского сада, которые используют в своей работе элементы народной культуры и фольклора. Процесс познания и усвоение духовной культуры должен начинаться как можно раньше. «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народачерез колыбельные песни:
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
В своей работе с детьми, я постоянно знакомлю детей с русским народный фольклором, широко использую все виды малого фольклора сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, колыбельные.
Необходимо широко использовать все виды фольклора:» Сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим, нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Фольклор малых форм дети любят, а значит, быстро запоминают. В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, народная мудрость и русский характер, устремления и фантазия. Приобщая детей к малым формам фольклора — это приобщение детей к части духовной культуре народа.
Детям необходимо рассказать о быте русского народа,используя слова: «Изба, половики, печь, чугунок, самовар, кадка, светёлка, братчина».
Рассказать о том, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол, познакомить с правилами гостеприимства, которыми славен русский народа.
В нашем детском саду существует мини-музей «Русская изба» посвященный истории русского фольклора, быта.
Экспонаты мини-музея подбираю по принципу динамичности и вариативности деятельности, т. е. в музее ребенок может взять в руки любой предмет рассмотреть его, обыграть – подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь, покачать детскую люльку, рассмотреть узоры на расписной посуде.
Музей находится в стадии формирования, однако, на его базе уже проходят выставки «Народные промыслы», «Музыкальные инструменты», «Деревянная игрушка». Во время проведения выставок в мини-музее проходили экскурсии для детей детского сада.
Чтобы заинтересовать педагогов в развитии музея «Русская изба», в музее проведено открытое занятие для воспитателей детского сада «Русская печка — всему дому кормилица».
Мое выступление на педагогическом совете с докладом о значении мини — музея в обучении и воспитании дошкольников заинтересовало педагогов и, ими были проведены консультации для родителей о необходимости мини-музея в детском саду.
Фольклорный мини-музей имеет свою специфику, так как включает самые разные варианты мини-музеев, тематика которых отражает культуру, быт, традиции разных народов. Если в геологическом мини-музее собраны камни, а в мини-музее книги — разнообразные книги, то в фольклорном музее представлены экспонаты, которые помогают понять фольклор и представить условия, в которых он рождался. То есть фольклорный мини-музей может рассматриваться как своеобразная иллюстрация к национальному фольклору. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек, других жанров фольклора.
Во многих сказках упоминаются веретено, кудель и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни. В русской горнице по-особому звучат народные песни, сказки, прибаутки. Фольклорный мини-музей можно назвать местом обмена информацией разных поколений и национальностей. В то же время он является комплексным мини-музеем, так как знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой.
Считаю, что создание музея просто необходимо в детском саду, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для восприятия народного фольклора.
Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника Практическая часть Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы: Принцип.
Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства Духовно — нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства (Слайд № 1) «Детство – каждодневное.
Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании развития речи.
Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей детей средствами фольклора» Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование.
Ознакомление детей раннего возраста с элементами русского фольклора «Песенка русского народа» ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ.
Развитие речи детей средствами устного народного творчества Тема презентации: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Цель проекта: -Использование произведений русского народного.
Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Воспитатель МБДОУ «Детский сад №13» Атауллова.
Развитие личности ребенка средствами народного фольклора «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.
Развитие речи дошкольников средствами форм устного народного творчества. МКДОУ «Садовский детский сад» ТЕМА: «Развитие речи дошкольников средствами малых форм устного народного творчества». Старший возраст.
Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей». Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие.
Источник
Малые фольклорные жанры — средства народной педагогики
Татьяна Климовская
Малые фольклорные жанры — средства народной педагогики
Климовская Татьяна Ивановна,
п. Разумное, Белгородского района
Малые фольклорные жанры- средства народной педагогики.
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение.
В последнее время народная педагогика является предметом подлинного научного исследования.
Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества.
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры.
Ведущим компонентом народной культуры является — фольклор.
Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Много в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи- своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т. д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии- детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский.
В 60-х г. ХIX в. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений- П. Бессонова «Детские песни»— был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли свет сборники детского фольклора Е. А. покровского и П. В. Шейна, составившие фундамент теоретических работ.
В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку.
В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г. С. Виноградовым.
В 1960 г. русский детский фольклор изучал М. Н. Мельников.
В современной науке о детском фольклореобозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.
Детский фольклор- это произведения самих детей, усвоенный традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.
Детский фольклор- часть народной педагоги, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.
Игра- элемент, психологически необходимый для детей.
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию физическим действиям (определенным движениям, вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедшие к детям, произведения, сочиненные самими детьми.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его иной -бодрый, веселый.
Вышла кошка за кота…
Пестушка забавляется ритмом,изменяя его:
Бежали по дорожке:
Среди прибауток особое место занимают небылицы- перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка- создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности,на что может прямо указываться:
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес… и т. д.
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки- с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки- с элементами сюжета, игры («ладушки, ладушки…»; «идет коза рогатая…»). В них появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки- это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое.Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька- мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток- познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д.
Жеребьевки («сговоры») определяют деление играющих на де команды, устанавливают порядок игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого? наливное яблочко или золотое блюдечко).
Считалка применяется для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Кони считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая, с архаичной верой в число и с условной речью, возникшей на основании табуирования чисел.
Заклички и приговорки- генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички- это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы, как и мифологическим существам, старались их умилостивить,обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу- заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…
Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания.
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка- это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую илу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.
Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
По определению Аристотеля, загадка- хорошо сформулированная метафора. В русском фольклоре самый распространенный тип загадок — метафорический. В таких загадках предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его – комар, например,превращается в царя птиц:
Летела птица орел,
Села на престол…
Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличии от «взрослой» загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом изучения.
Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи и не похожи на афоризмы- мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Поговорка сходна с пословицей, но поговорка- не является полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.
Народотличил пословицу от поговорки: поговорка- только цветочек, яркое выражение, а пословица –ягодка: это законченное предложение.
И теоретики- педагоги, и воспитатели- практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Фольклорные куклы из лоскутков. Мастер-класс Представляю вашему вниманию поделки «Народные куклы из лоскутков» — составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. По моей.
Фольклорные праздники как средство духовного развития детей дошкольного возраста Фольклорные праздники как средство духовного развития детей дошкольного возраста Будущее нашей страны ходит сейчас в детский сад и сидит.
Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы» Конспект итогового мероприятия во 2 ой младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы».[/b] Цель: Развитие.
Конспект родительского собрания «Фольклорные посиделки» (развитие речи детей первой младшей группы) Конспект родительского собрания в 1 младшей группе. Тема: «Развитие речи ребенка с помощью малых форм фольклора». Форма: «Фольклорные посиделки».
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Цели: познакомить детей с малыми фольклорными формами, пословицами, поговорками, загадками; учить детей понимать смысл пословиц и поговорок;.
Малые фольклорные формы в работе с малышами Первое знакомство малыша с народным творчеством начинается с ласкового голоса мамы, которая поет своему ребенку мелодичные песенки, потешки.
Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.
Малые фольклорные жанры как средство развития звуковой культуры речи Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать.
Педагогическая гостиная «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» Педагогическая гостиная.
Средства народной педагогики в воспитании гармоничных этнокульткрных взаимоотношений дошкольников. Аннотация статьи. В статье поднимается проблема межэтнических взаимоотношений в поликультурном обществе Крыма. Учитывая, что в продолжении.
Источник