- К.Д.Ушинский о национальном воспитании
- Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования
- Библиографическое описание:
- Ключевые слова
- Похожие статьи
- Нравственное воспитание как основа становления личности
- Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики
- Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность
- Народная педагогика — основа формирование личности
- Опыт народной педагогики в социально-нравственном.
- Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.
- Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи
- Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка.
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
К.Д.Ушинский о национальном воспитании
В основе национальной системы воспитания лежит идеал человека. Этот идеал выражает собой степень самосознания народа, определяется его общественной жизнью, согласуется с национальным характером. Цели воспитания более или менее согласуются с идеалом человека, который формируется в общественном сознании. Этот идеал присутствует в народном фольклоре, находит отражение в философских, политических, религиозных трактатах, в литературе, живописи, архитектуре.
Ведущей идеей, с которой начиналась отечественная классическая педагогика, была идея народности. Выразителем данной идеи стал родоначальник науки педагоги, «отец русской педагогики». Отправной тезис идеи народности К.Д.Ушинского: «основания воспитания» у каждого народа различаются, как нельзя жить по образцу другого народа, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе. «Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы».
К.Д.Ушинский делит воспитание на преднамеренную и непреднамеренную деятельность. Преднамеренная воспитательная деятельность – это прерогатива школы, воспитателей и наставников. Непреднамеренные воспитатели – это природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история. Эти воспитатели не менее, а более сильны, поэтому материал, который используется в воспитании и образовании должен браться из жизни, которая окружает ребёнка.
К.Д. Ушинский считал, что воспитание, основанное на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала в отдельных личностях. Назвать народным можно только такое воспитание, которое тесно связано с жизнью народа и служит ему надежной опорой, для этого воспитание должно иметь «общественную идею».
Система народного воспитания должна основываться на культурно-исторических традициях народа. По глубокому убеждению К.Д.Ушинского народ должен непосредственно участвовать в воспитании. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованиях у другого народа». Любая искусственно созданная система будет хуже народной. Убедительным примером был успешный опыт народных школ, которые стали складываться в России после отмены крепостного права. К.Д.Ушинский считал, что направление народа гораздо менее зависит от случайности, чем направление какой бы то ни было администрации, поскольку в интересах народа сохранять общественный и государственный быт.
По мнению К.Д.Ушинского, привносить извне систему воспитания и пытаться пересаживать ее на народную почву – это неблагодарный и неэффективный труд. Он писал: «Но может быть, возможно, заимствуя из каждой народной системы воспитания то, что достойно в ней подражания, составить одну, общую, совершеннейшую? Может быть, возможно, занять у немцев богатство их ученого и философского развития, у англичан – способность образовывать силу рассудка и характера, у французов – их умения передавать технические познания, у американцев – их государственное понятие об общественном образовании и ту быстроту, с которой они следят за общим прогрессом, . и создать такую систему воспитания, которая бы, достигая всех этих целей, достигла бы высшего идеала человеческого совершенства? Смело можно сказать, что такая система воспитания. оказалась бы бессильнее всех исключительно народных систем и ее влияние на общественное развитие народа было бы в высшей степени ничтожно».
Всякая система воспитания должна строиться, опираясь на народные традиции, общественную (национальную) идею, которая не заимствуется, а рождается исходя из исторического прошлого и настоящего народа.
К.Д.Ушинский особо подчеркивал, что раскрыться в полной мере человек может только на своей почве. Всякий индивид органически связан с тем народом, к которому он принадлежит, поэтому, удовлетворяя в его образовании «истинным потребностям народа», мы вместе с тем удовлетворяем индивидуальным потребностям личности. Удовлетворяя «здравообдуманным» потребностям индивида, готовим в нем полезного деятеля и участника в народной жизни.
Ученый и практик неоднократно писал о необходимости осуществлять обучение и воспитание на родном языке. «Язык, созданный народом, развивает в духе ребёнка способность, которая создает в человека слово и которая отличает человека от животного: развивает дух». В языке органически выражаются народные мысли и чувства, его особенный характер, поэтому язык является лучшей характеристикой народа
К.Д. Ушинский много лет посвятил изучению национальных воспитательных систем и сделал из этого определенные выводы. К.Д. Ушинский предпринял попытку описать особенности национальных воспитательных характеров.
В германском характере К.Д.Ушинский отмечает склонность к отвлечению (абстракциям) и выходящую из нее склонность к системе. Для немца недостаточно понять вещь, ему нужно определить ее и дать ей место в системах своих знаний. «Глубокомыслие и ученость – лицевая сторона этой народной наклонности, мелочный формализм и педантизм – оборотная».
Цель и идеал английского воспитания: развитие характера, образа мыслей и манер. Главное в английском воспитании – образование и укрепление характера, привычки владеть собой, отличающей всякого истинного джентльмена. Отчасти, негативная сторона английской педагогики – слишком раннее взросление ребёнка, «такая ранняя сдержанность и замкнутость, конечно, полезны в жизни, но дышат холодом во взрослом человеке и неприятно поражают в ребёнке».
Во Франции сложились традиции общественного воспитания. Родители стремятся отправить детей в пансион или колледж. Характерные черты французского общественного воспитания: внешний блеск, тщеславие и материальная польза. В самолюбии учеников французская педагогика нашла сильнейший рычаг. Наперегонки одна перед другой они стараются выставить напоказ образцовых воспитанников, не заботясь о других. Педагогическая дисциплина вся направлена к тому, чтобы развить самолюбие воспитанников и заставить соревноваться друг с другом тех из них, которые имеют соответствующие природные способности; остальные должны сидеть смирно и не мешать.
Американская система образования отличается децентрализацией необыкновенной подвижностью содержания и методов образования. Стремление к новизне несет на себе печать временности. «Они все спешат вперед и строят новое с уверенностью, что следующее за ними поколение опять все будет перестраивать». Патриотизм, привычка участвовать в политической жизни общины и общинное самоуправление рано развиваются у американских школьников.
В русском национальном характере К.Д. Ушинский усмотрел славянскую беспечность, непоследовательность, богатство верных природных инстинктов.
В понятии «национальный характер» отражается взгляд на культуру со стороны внешнего наблюдателя, поэтому никогда в полной мере нельзя постичь такую необъятную сферу, как характер народа. Более того, историческое, социально-экономическое развитие народа вносит свои изменения, которые неизбежно сказываются и на характере. Естественно, представление о народе должны изменяться в связи с историческим развитием.
Источник
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Дата публикации: 13.11.2016
Статья просмотрена: 48655 раз
Библиографическое описание:
Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 22.09.2021).
Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания. С цель уточнения роли педагогики в воспитании, автор обращает внимание на идеи Ушинского о личности педагога. В статье отмечается, что родной язык-средство воспитания. Поднимаются проблемы воспитания с целом, воспитания нравственности и женского образования с точки зрения великого педагога.
Среди наиболее значимых выводов следует отметить, что «Ушинский — наш народный учитель, его идеи актуальны в наши дни».
Ключевые слова: Константин Дмитриевич Ушинский, народная педагогика, педагогические идеи Ушинского
The article deals with the pedagogical ideas of K. D. Ushinsky. The debate about national education reform and public schools. The author examines the main views of the great teacher on the relationship of theory and practice, notes that work — based education. With the aim of clarifying the role of pedagogy in education, the author draws attention to the ideas Ushinsky about the personality of the teacher. The article notes that native language is a means of education. The problems of education in General, education of morality and female education from the perspective of the great teacher.
Among the most significant findings, it should be noted that «core — our national teacher, hisideas relevant in our days».
Key words: Konstantin Dmitrievich Ushinsky, folk pedagogy, pedagogical ideas Ushinsky
Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют нас ответы на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочу выделить и остановиться на выдающемся лице Ушинском Константине Дмитриевиче.
Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич — великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей». Слова Л. Н. Модзалевского исчерпывающе характеризуют Ушинского, «это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».[2, с. 502]
Большую роль в становлении взглядов Ушинского сыграли его учителя, Константин Дмитриевич слушал лекции профессоров Т. Н. Грановского и П. Г. Редкина. Поработав и. о. профессора камеральных наук в Ярославском Демидовском лицее, департаменте духовных дел, Ушинский занялся журналистикой. Позже назначен преподавателем, потом «инспектором классов» Гатчинского сиротского института. Именно эта работа повлияла на его превращение в теоретика педагогики. [1, с. 359]
Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.
- Идея народности воспитания. Основополагающая идея педагогической теории Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. Константин Дмитриевич пишет: — «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
- Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе.
- Труд— основа воспитания. Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания. «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д.
По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
4. Традиции и родной язык. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости.
Ушинский говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».[3]
- Теория ипрактика. Теории обязательно должна сопутствовать практика. В педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. «И всякое искусство, оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки…Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Представляя воспитание, как часть искусства, Ушинский убежден, что в сложном процессе неизбежно должны соединятся как теория, так и практика.
- Основа педагогики.Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» Константин Дмитриевич считает, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. Педагогика — «. в основании наука философская, …а искусство воспитания. в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению. » — поясняет ученый.
- Воспитание. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Гуманность к ученику должна быть основой воспитания.
«В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое», — говорит Ушинский К. Д.
- Воспитание нравственности.Воспитание нравственности — основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.
- Женское образование. «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — утверждает Ушинский К. Д.
- Ушинский опедагоге.Педагог по — Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой».
Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни». Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в наши дни.
Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.
Основные труды и статьи великого русского педагога:
‒ статья «О пользе педагогической литературы» (1857);
‒ статья «О народности в общественном о воспитании» (1857);
‒ статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858);
‒ статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860);
‒ «Детский мир и Хрестоматия». (1861);
‒ статья «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова» (1862);
‒ «Родное слово» для 1-го и 2-го года обучения (1864);
‒ статья «О первоначальном преподавании русского языка» (1864);
‒ «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867);
‒ «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» I том (1868), II том (1869);
‒ «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870);
‒ «Родное слово» для 3-го года обучения с «Руководством» к нему (1870).
В честь К. Д. Ушинского и его заслуг в развитии отечественного образования 25 мая 1946 г была учреждена медаль имени Ушинского для награждения «особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук».
- Князев, Е. А. Россия: от смуты к реформам (XVII-XIX вв.). Курс лекций. — М., 2009.- 384 с.
- Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
- Серова, А. А. «К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека». http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Serova/
Ключевые слова
Похожие статьи
Нравственное воспитание как основа становления личности
Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.
Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики
народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания.
Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность
Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность. Автор: Гуськова Елена Александровна. Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Народная педагогика — основа формирование личности
народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания. Опыт народной педагогики в социально-нравственном.
Опыт народной педагогики в социально-нравственном.
Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.
С. А. Козлова отмечает, что великие педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть.
Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.
Нравственное воспитание как основа становления личности. Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания
Воспитание нравственности младших школьников — это одна из главных и наиболее сложных задач педагога.
Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи
Нравственное воспитание как основа становления личности.
Методы формирования нравственности у детей. ребенок, нравственное воспитание, метод воспитания, метод стимулирования, нравственное сознание, педагог, метод убеждения, вид деятельности.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка.
4. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе /Ж. «Воспитание школьника», № 2–2012. 5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Народные и фольклорные традиции в системе воспитательной работы школы — это совокупность словесных текстов.
Источник