Специальность 040100 лечебное дело

Специальность 040100 «Лечебное дело»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заместитель Министра Заместитель Министра образования

Здравоохранения Российской Федерации

9.03.2000 г. Номер государственной регистрации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 040100 «Лечебное дело»

Вводится с момента утверждения

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040100 Лечебное дело

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской
Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. № 000).

1.2. Квалификация выпускника- врач.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специ­альности 040100 Лечебное дело при очной форме обучения — шесть лет, при очно-заочной (вечерней) форме обучения — шесть с половиной лет.

1.3.Квалификационная характеристика выпускника.

Врач — выпускник по специальности 040100 Лечебное дело имеет право проводить лечеб­но-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он имеет право занимать врачебные должности, не связанные с самостоятельным ведением больных. Выпускник может заниматься научно-исследовательской деятельностью по теоретиче­ским и фундаментальным направлениям медицины.

Выпускники по специальности 040100 Лечебное дело могут быть подготовлены к выпол­нению следующих видов профессиональной деятельности:

Врач — выпускник по специальности 040100 Лечебное дело подготовлен к решению сле­дующих задач:

• проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения
(здоровых, больных, членов их семьи и коллективов);

• диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;

• диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

• диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

• лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;

• диагностика и ведение физиологической беременности, прием родов;
• экспертиза трудоспособности больных;

• гигиеническое воспитание больных и членов их семей;

• организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской докумен­тации;

• медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах мас­сового поражения;

• самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной
литературой и другими источниками).

Врач должен уметь:

• осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансе­-
ризацию здоровых и больных;

• диагностировать и лечить больных при оказании плановой и неотложной медицин­-
ской помощи с заболеваниями и патологическими состояниями, изучение которых предусмотре­-
но учебной программой и планами обучения в медицинском вузе;

• вести медицинскую документацию;

• проводить судебно-медицинскую экспертизу;

• оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения;

• организовать работу подчиненного ему медицинского персонала в отделениях учреж­-
дений здравоохранения с учетом требований техники безопасности и в соответствии с норма­-
тивными документами службы здравоохранения;

• эффективно вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных.

1.4. Возможности продолжения образования врача, освоившего основную образовательную про­грамму высшего профессионального образования по специальности 040100 Лечебное дело:

врач подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре, аспирантуре (на теоретических кафедрах) по программам послевузовского профессионального образования.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образо­-
вание.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)
общем образовании или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о по­-
лучении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональ­-
ном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040100 Лечебное дело

3.1. Основная образовательная программа подготовки врача разрабатывается на основа­-
нии настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной про­-
граммы подготовки врача, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются на­-
стоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки врача состоит из дисциплин феде­-
рального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисцип­-
лин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору
студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федераль­-
ном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки врача должна предусматривать
изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ — Гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН — Математические, естественнонаучные и медико-биологические

цикл ОПД — Профессиональные дисциплины; цикл ДС — Дисциплины специальности; ФТД — Факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной про­-
граммы подготовки врача должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квали­-
фикационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным
стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ВРАЧА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040100 Лечебное дело

Наименование дисциплин и их основные разделы

ГСЭ Гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1800

ГСЭ. Ф.00 Федеральный компонент:
ГСЭ. Ф.01 Иностранный язык 388

Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для чтения и перево­да оригинальной иноязычной литературы по специальности.

Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позво­ляющие использовать иностранный язык как средство профес­сионального общения (письменного и устного).

Навыки обработки текстов по специальности для использова­ния полученной информации в профессиональных целях: пере­вод, аннотирование, реферирование (на родном и иностранном языках).

Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и мо­нологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональ­ном общении с иностранными коллегами в объеме тем, указан­ных в программе по дисциплине «иностранный язык» для сту­дентов медицинских и фармацевтических вузов.

ГСЭ. Ф.02 Физическая культура 410

ГСЭ. Ф.03 Отечественная история

История России как неотъемлемая часть истории человечест-­
ва. Основные закономерности и особенности мировой истории
сквозь призму национальной российской истории. Воздействие
русской истории на мировой процесс. Представление об истории
человечества и ее основных этапах как важный фактор формиро-­
вания ценностных ориентации и определения гражданской пози-­
ции современного человека. Проблемы методологии истории;
соотношение политических, экономических, духовных факторов
в истории; роль религии и религиозных представлений. Крите-­
рии познания истории; типы и формы цивилизаций. Новые под-­
ходы к проблеме «человек в истории»; история повседневной
жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы
и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие
революций и реформ. Место и роль России, российской цивили-­
зации и культуры в истории человечества. Характерные черты
европейской и восточной цивилизаций. Основные этапы миро-­
вой истории. Древний мир: роль античного наследия для евро-­
пейской культуры; вклад восточных цивилизаций (Китая, Индии,
арабского Востока и др.); Россия и кочевнический мир. Средние
века: формирование национальных государств; авторитарная
власть и появление сословного представительства; гуманизм и
реформация; роль христианства в европейской цивилизации;
формирование православия в России. Новая история: история
географических открытий, расширивших границы мира; про-­
мышленная революция и ее последствия; XVIII век — век про-­
свещения и гуманизма; Россия открывает окно в Европу; россий-­
ские реформы и реформаторы в XIX веке; вклад русской культу-­
ры в мировую культуру. Новейшая история (XX век): роль XX
столетия в мировой истории; глобализация общественных про-­
цессов; проблема экономического роста и модернизация; соци-­
альная трансформация общества; столкновение интернациона-­
лизма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и
авторитаризма. Мировые и локальные войны; роль Советского
Союза в победе над фашизмом; история холодной войны. Науч-­
но-техническая революция и ее влияние на ход общественного
развития; интеграция науки и образования. Российский фактор в
политической, социальной и духовной истории XX столетия.
Геополитические изменения в мире на рубеже 80-90-х годов.

ГСЭ. Ф.04 Культурологии 100

Структура и состав современного культурологического зна­ния. Культурология и философия культуры, социология культу­ры, культурная антропология. Культурология и история культу­ры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культу­рологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры. Функции культу-

ры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуни­кации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типо-логия культур. Этническая и национальная, элитарная и массо­вая к’ультуры. Восточные и западные типы культур. Специфичес­кие, я «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универ­сализации в мировом современном процессе. Культура и приро­да. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы со­временности. Культура и личность. Инкультурация и социализа­ция.

ГСЭ. Ф.05 Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции по­литологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Осо­бенности становления гражданского общества в России. Инсти­туциональные аспекты политики. Политическая власть. По­литическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Полити­ческая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультур­ные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геопо­литической ситуации. Методология познания политической ре­альности. Парадигмы политического знания. Экспертное поли­тическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Читайте также:  Органы осуществляющие контроль качества лекарственных средств

ГСЭ. Ф.06 Правоведение 57

Медицинское право, биоэтика и деонтология — важные нор­мативные системы в сфере охраны здоровья граждан. Государст­во и право. Их роль в жизни общества. Норма права и норматив­но-правовые акты. Правосознание и правовая культура врача. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права, как гаранты обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Правонарушение и юридическая ответственность
. Зна­чение законности и правопорядка в современном обществе. Пра­вовое государство. Конституция Российской Федерации — основ­ной закон государства. Конституционные права граждан на ох­рану здоровья и медицинскую помощь. Особенности федера­тивного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовые основания управле­ния здравоохранением. Медицинское право. Основы законода­тельства РФ об охране здоровья граждан. Права пациентов и медицинских работников. Понятие гражданского правоотноше­ния. Физические и юридические лица
. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их на­рушение. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим ока­занием медицинской помощи. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов,

родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Тайна
усыновления ребенка. Концепция планирования семьи. Трудовой
договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за
ее нарушение. Особенности регулирования труда медицинских
работников. Административные правонарушения и администра­-
тивная ответственность. Понятие преступления. Уголовная от-­
ветственность за совершение преступлений. Профессиональные
и должностные правонарушения медицинского персонала и их
профилактика. Экологическое право. Особенности правового
регулирования будущей профессиональной деятельности. Пра-­
вовые основы защиты государственной тайны. Врачебная тайна.
Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты
информации и государственной тайны. Актуальные проблемы
медицины и права.

ГСЭ. Ф.07 Психология 141

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, лич­ность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психи­ка, поведение и деятельность. Основные функции психики. Раз­витие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и пси­хика. Структура психики. Соотношение сознания и бессозна­тельного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представ­ление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психи­ческая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи. Функции, методы педа­гогики. Основные категории педагогики: образование, воспита­ние, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое вза­имодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Медицинская педагогика. Педагогические аспекты профессио­нальной деятельности врача. Обучение больных, медицинского персонала. Обучающие программы в работе с семьей пациента.

ГСЭ. Ф.08 Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературно­го языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нор­мативные, коммуникативные, этические аспекты устной и пись­менной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уров­ней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функцио­нирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы офици­альных документов. Приемы унификации языка служебных до­кументов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных до­кументов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в дело­вой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, рече­вая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуни­кативные, этические аспекты устной и письменной речи. Куль­тура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции

порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства ком­муникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельно­сти.

ГСЭ. Ф.09 Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки со­циологии как науки. Социологический проект О. Конта. Класси­ческие социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социаль­ные институты, мировая система и процессы глобализации. Со­циальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организа­ция. Социальные движения. Социальное неравенство, стратифи­кация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общест­венное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономи­ки, социальных отношений и культуры. Личность как социаль­ный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как дея­тельный субъект. Социальные изменения. Социальные револю­ции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирова­ние мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

ГСЭ. Ф.10 Философия 222

Предмет философии. Место и роль философии в культуре (медицине). Исторические типы и направления в философии. Основные этапы исторического развития философской мысли. Философия в развитии русской духовности. Структура фило­софского знания. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, про­странства, времени и движения. Жизнь как специфическая форма движения материи. Научные, философские и религиозные кар­тины мира. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Разви­тие, его модели и законы. Органическая эволюция на Земле. Он­тологический статус земной жизни. Человек, общество, культу­ра. Человек и природа. Производство и его роль в жизни челове­ка. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Любовь и твор­чество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эм­пирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое «конструирование» знания. Практика. Наука. Научное и внена-учное знание. Истина и её критерии. Структура научного позна­ния, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины. Философско-этические проблемы в медицине (биоэтика).

ГСЭ. Ф. 11 Экономика

Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимосвязанных това­ров и услуг. Фирма. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Производительность. Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Спрос и пред­ложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. Национальный доход. Личный доход. Совокупные спрос и

предложение. Макроэкономическое равновесие. Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безра­ботицей. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Фискальная политика. Основные статьи доходов и расхо­дов госбюджета. Банковская система. Международная экономи­ка. Развитие экономической науки. Основы прикладной эконо­мики. Предпринимательство. Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка результатов хозяй­ственной деятельности. Понятие банкротства. Основы маркетин­га. Виды рекламы. Налоги. Налоговая система. Финансовые ин­ституты. Механизм действия бирж, страховых и инвестицион­ных компаний. Основы потребительских знаний. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.

ГСЭ. Р.00 Национально-региональный (вузовский компонент): 111

Дисциплины, рекомендованные У МО:
Биоэтика 54

Морально-этические нормы, правила и принципы профес-­
сионального врачебного поведения. Права пациента и врача.
Этические основания современного медицинского законодательства. Применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий.
История медицины и фармации 90

Влияние среды обитания на здоровье человека, изыскание
эффективных средств лечения и профилактики, диагностики,
взаимоотношения врача и пациента, место врача в обществе;
представление о медицинских системах и медицинских школах; учение о здоровом образе жизни. Народная и традиционная ме­дицина. Магическая и демонологическая медицины. Медицин­ское образование. Первые медицинские учреждения. Влияние мировых религий на медицину. Выдающиеся деятели медицины и фармации. Выдающиеся медицинские открытия. Влияние гу­манистических идей на медицину. Влияние научной революции и технической программы на развитие медицины. Особенности
отечественной истории медицины. Проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины и на современ­ном этапе.

Латинский язык и основы терминологии 111

ГСЭ. В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые 102
вузом:

ЕН Естественнонаучные, математические 3238

и медико-биологические дисциплины

ЕН. Ф.00 Федеральный компонент:

ЕН. Ф.01 Математика 70

Математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине.

ЕН. Ф.02 Информатика 96

Теоретические основы информатики. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах. Использование ЭВМ в здравоохранении.

ЕН. Ф.03 Физика 86

Основные законы физики. Физические явления и процессы. Физические основы функционирования медицинской аппарату­ры. Устройство и назначение медицинской аппаратуры.

ЕН. Ф.04 Химия: общая и биоорганическая 195

Химическая природа веществ. Химические явления и процес­сы. Основные законы и понятия. Химия и медицина.

ЕН. Ф.05 Биология с экологией 223

Общие закономерности происхождения и развития жизни.
Антропогенез и онтогенез человека. Законы генетики. Биосфера

и экология. Феномен паразитизма.

Медико-биологические дисциплины 2345

Читайте также:  Кора осины лечебные свойства кора осины от диабета

ЕН. Ф.06. Биологическая химия 276

Химическая природа веществ и химические явления и про­-
цессы в организме. Клиническая биохимия.

ЕН. Ф.07. Анатомия человека 420

Строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и
топографией систем и органов. Развитие и индивидуальные осо­-
бенности.

ЕН. Ф.08. Гистология, эмбриология, цитология 277

Основные закономерности развития и жизнедеятельности ор­ганизма на основе структурной организации клеток, тканей и
органов. Гистофункциональные особенности тканевых элемен-­
тов. Методы их исследования.

ЕН. Ф.09. Нормальная физиология 361

Функциональные системы организма человека, их регуляция
и саморегуляция при воздействии внешней среды. Закономерно­-
сти функционирования отдельных органов и систем.

Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распро­странение и влияние на здоровье человека. Методы микробиоло­гической диагностики. Применение основных антибактериаль­ных, противовирусных и биологических препаратов.

ЕН. Ф.11. Фармакология 245

Классификация и основные характеристики лекарственных
средств. Фармакодинамика и фармакокинетика. Показания и противопоказания к применению лекарственных средств, приме­нение и побочные эффекты.

ЕН. Ф.12. Патологическая анатомия 245

Структурные основы болезней и патологических процессов.
Морфологические изменения органов и тканей при патологиче­-
ских процессах.

ЕН. Ф.13. Патофизиология 245

Причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов. Закономерности нарушений функций органов и систем.

ЕН. Р.00 Национально-региональный (вузовский компонент): до 15%

общего объема цикла

ОПД.00 Профессиональные дисциплины 6497

ОПД. Ф.00 Федеральный компонент:

Медико-профилактические дисциплины 429

ОПД. Ф.01 Гигиена с основами экологии человека. ВГ 187

Профилактическая медицина. Заболевания, связанные с не­
благоприятным воздействием климатических и социальных факторов. Гигиенические аспекты питания. Гигиена лечебно-
профилактических учреждений. Гигиена детей и подростков.
Гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работаю-­
щим в промышленности. Организация и проведение профилак-­
тических мероприятий. Экология и рациональное природополь-­
зование.

ОПД. Ф.02 Общественное здравоохранение и здоровье 80

Предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья, системы здравоохранения. Медицинская статистика.

Показатели здоровья населения. Важнейшие болезни и их соци­ально-гигиеническое значение. Финансирование системы здра­воохранения. Медицинское страхование. Социальное страхова­ние и социальное обеспечение. Планирование, финансирование учреждений здравоохранения. Организация медицинской помо­щи различным группам населения.

ОПД. Ф.03 Эпидемиология

Эпидемический процесс и неинфекционная эпидемиология. Противоэпидемические мероприятия и средства. Частная эпиде­миология инфекционных и паразитарных заболеваний. Защита населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях.

ОПД. Ф.00 Национально-региональный (вузовский компонент): до 15%
общего
объема
цикла

Клинические дисциплины 4337

Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента, обучение профессиональному алгоритму решения практических задач диагностики, лечения больных и профилактики заболева­ний, навыкам профессионального врачебного поведения. Веде­ние медицинской документации.

ОПД. Ф.04 Инфекционные болезни. 213

ОПД. Ф.05 Клиническая фармакология. 77

ОПД. Ф.06 Дерматовенерология. 136

ОПД. Ф.07 Лечебная физкультура и врачебный контроль. 77

ОПД. Ф.08 Лучевая диагностика и терапия. 108

ОПД. Ф.09 Секционный курс. 31

ОПД. Ф.10 Неврология, нейрохирургия. 187

ОПД. Ф.11 Медицинская генетика. 57

ОПД. Ф.12 Оториноларингология. 102

ОПД. Ф.13 Офтальмология. 114

ОПД. Ф.14 Психиатрия и наркология. 134

ОПД. Ф.15 Судебная медицина. 126

ОПД. Ф.16 Экстремальная и военная медицина. 384

ОПД. Ф.17 Акушерство и гинекология. 379

ОПД. Ф.18 Педиатрия. 321

ОПД. Ф.19 Общий уход за больными. 57

ОПД. Ф.21 Внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ. 239

ОПД. Ф.22 Эндокринология. 76

ОПД. Ф.23 Фтизиопульмонология. 127

ОПД. Ф.24 Общий уход за больными. 54

ОПД. Ф.25 Общая хирургия, анестезиология. 244

ОПД. Ф.26 Реанимация и интенсивная терапия. 57

ОПД. Ф.27 Оперативная хирургия и топографическая анатомия. 190

ОПД. Ф.28 Хирургические болезни. 202

ОПД. Ф.29 Стоматология. 52

ОПД. Ф.30 Травматология и ортопедия. ВПХ. 213

ОПД. Ф.31 Урология. 57

ОПД. Ф.32 Онкология. 102

Национально-региональный (вузовский компонент): до15%
общего
объема
цикла

ДС. Ф.00 Дисциплины специальности 1781

ДС. Ф.01 Внутренние болезни. 735

ДС. Ф.02 Хирургические болезни. 454

ДС. Ф.03 Акушерство и гинекология. 211

ДС. Ф.04 Поликлиническая терапия. 197

ДС. Ф.05 Профессиональные болезни. 57

ДС. Ф.06 Инфекционные болезни, эпидемиология. 77

ДС. Ф.07 Общественное здравоохранение и здоровье. 50

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые 359 вузом:

Всего часов теоретического обучения: 11880

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040100 Лечебное дело

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки врача при очной форме обучения составляет 303 недели, в том числе:

Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую

работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а

также экзаменационные сессии 220 недель;

учебная — по всем клиническим дисциплинам до 25% часов

отводится на практические занятия в амбулаторно-

производственная — не менее 18 недель;

итоговая государственная — не менее 4 недель;

(включая 4(8) недели последипломного отпуска) не менее 41 (46) неделя.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки врача по очно-заочной (вечерней) форме обучения — 6,5 лет.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки (общая трудоемкость) студента устанавлива­ется 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.

При формировании основной образовательной программы вуз обязан выделить на аудиторные занятия со студентами 2/3 от объема времени общей трудоемкости, на лабораторные, практические занятия — не менее 30% от аудиторного времени.

Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин настоящей образова­тельной программы должна составлять не менее 1/3 объема времени общей трудоемкости.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен
быть не менее 20 часов в неделю.

5.7. Общий объем каникулярного времен в учебном году должен составлять 6-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040100 Лечебное дело

6.1. Требования к разработке основной образовательной
программы подготовки Врача

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу вуза для подготовки врача на основе настоящего государственного
образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисципли­ны, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязатель­ными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заве­дения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовле­творительно или зачтено, не зачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное
заведение имеет право:

— изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисцип­лин, в пределах 15%;

— формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который дол­жен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), физическая культура (в объеме не менее 408 часов), фило­софия, отечественная история. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по ус­мотрению вуза. УМО рекомендует включать также в качестве обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика, правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и ос­новы терминологии. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при со­хранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепро­фессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспре­деляться в рамках цикла;

— осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в фор­ме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных прак­тических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учиты­вающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также науч­но-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное ос­вещение тематики дисциплин цикла;

— устанавливать необходимый уровень преподавания отдельных разделов дисциплин, вхо­дящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных дисциплин;

— предусматривать занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания студента;

— осуществлять в медицинских и фармацевтических вузах преподавание вопросов анато­мии, физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, предусмотренных в программе «Физическая культура» для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах;

— ввести на 6 курсе чтение проблемных комплексных лекций по разделам, завершающим подготовку в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специа­листа должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соот­ветствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (не менее 3 лет); преподаватели по всем медико-биологическим, клиническим и дисциплинам специальности, как правило, должны иметь ученую степень (не менее 60% кандидатов и 10% — докторов наук) и опыт деятельности в соответствую­щей профессиональной сфере (не менее 3 лет);

К педагогической деятельности, в сфере медицинского и фармацевтического профиля не допус­каются лица, которым она запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.

Читайте также:  Лечебные шампуни лечении перхоти

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специа­листа должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам дан-

ных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий — практикумам, курсовому проектированию, практикам, а также наглядными по­собиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: физика, математи­ка, информатика, общая химия, биоорганическая химия, биология, биологическая химия, анато­мия человека, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, микробиология, вирусология и иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патофизиология, гигие­на, военная гигиена, общественное здравоохранение и здоровье, эпидемиология, военная эпиде­миология.

Практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены при изучении дисцип­лин: физическая культура, иностранный язык, латинский язык и основы терминологии, физика, математика, информатика.

Клинические практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены при изу­чении всех клинических дисциплин и эпидемиологии, военной эпидемиологии.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы (по 2 комплекта):

Акушерство и гинекология;

Анестезиология и реаниматология;

Антибиотики и химиотерапия;

Бюллетень экспериментальной биологии и медицины;

Вестник интенсивной терапии;

Вестник рентгенологии и радиологии;

Вестник хирургии им. ;

Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры;

Вопросы медицинской химии;

Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии;

Высшее образование в России;

Гематология и трансфузиология;

Гигиена и санитария;

Грудная и сердечно-сосудистая хирургия;

Журнал вопросы нейрохирургии;

Журнал высшей нервной деятельности;

Журнал микробиологии и эпидемиологии;

Здравоохранение Российской Федерации;

Инфекции, передаваемые половым путем;

Клиническая фармакология и терапия;

Медицина труда и промышленности;

Медицинская паразитология и паразитарные болезни;

Международный медицинский журнал;

Молекулярная генетика, микробиология и вирусология;

Патологическая физиология и экспериментальная терапия;

Проблемы гематологии и переливания крови;

Проблемы социальной гигиены и истории медицины;

Российский вестник перинатологии и педиатрии;

Российский журнал кожных и венерических болезней;

Российский медицинский журнал;

Российский онкологический журнал;

Русский медицинский журнал;

Социальная и клиническая психиатрия;

Травматология и ортопедия;

Успехи современной биологии;

Успехи физиологических наук;

Физиология и морфология;

Хирургия. Журнал им. ;

Экспериментальная и клиническая фармакология;

Эпидемиология и инфекционные болезни.

Обеспеченность обучающихся обязательной (с грифом Минздрава РФ) учебной литерату­рой по каждой дисциплине государственного образовательного стандарта лицензируемой специ­альности должна составлять — 0,5 экземпляров, а библиотечный фонд — не менее 125 единиц на одного обучающегося очной формы подготовки.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подго­товки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой,
соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение
всех видов лабораторной, практической, клинической дисциплинарной, междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учеб-­
ным планом (количество помещений для размещения кафедр определяется из расчета не менее
18 кв. м учебных и учебно-лабораторных помещений на I студента).

6.5. Требования к организации практик

1. По всем клиническим дисциплинам до 25% часов отводится на практические занятия в
амбулаторно-поликлинических учреждениях.

2. Помощник палатной и процедурной медицинской сестры — 4 недели на четвертом семестре.

3. Помощник фельдшера скорой и неотложной помощи — 4 недели на шестом семестре.

4. Помощник врача стационара — 6 недель на восьмом семестре.

5. Помощник врача скорой и неотложной помощи — 4 недели на десятом семестре.

Производственная практика после 2 курса — изучение работы младшего медицинского персонала и выполнения манипуляций по уходу за больными.

Производственная практика после 3 курса — изучение работы среднего медицинского персонала и выполнения манипуляций и процедур среднего медицинского персонала.

Производственная практика после 4 курса — изучение работы врача в стационаре тера­певтического, хирургического и акушеро-гинекологического профиля.

Уметь: обследовать больных с наиболее частыми терапевтическими, хирургическими и акушеро-гинекологическими заболеваниями, оценивать данные осмотра и опроса больного, формулировать предварительный диагноз, составлять план обследования, давать ближайший и отдаленный прогноз, рекомендации для амбулаторного лечения, проводить лечение больных под руководством врача, правильно оформлять медицинскую документацию, участвовать в приеме физиологических родов и производить первичную обработку новорожденных.

Студент должен быть ознакомлен с:

— порядком выписки, хранения, учета и назначения медикаментов
(особо: сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих),

— работой физиотерапевтического отделения, техникой процедур,

— работой патолого-анатомического отделения,

— организацией и проведением противоэпидемической работы.

Производственная практика после 5 курса — изучение работы врача в первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом учреждении.

— по оказанию лечебно-профилактической помощи основной массе населения в условиях
поликлиники,

— по формированию клинического мышления по ранней диагностике наиболее часто
встречающихся заболеваний с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспан-­
серизации, экспертизы трудоспособности,

— по оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе при острых заболеваниях и
ургентных состояниях.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040100 Лечебное дело

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

В результате клинической подготовки по терапевтическим и хирургическим дисциплинам, аку­шерству и гинекологии, педиатрии, а также по остальным клиническим дисциплинам и курсам, у спе­циалиста должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной дея­тельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных.

Специалист должен уметь:

— проводить профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

— оказывать лечебно-профилактическую помощь населению;

— анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов ок-­
ружающей и производственной среды, качество медицинской помощи;

— применять современные методы научного познания, средства и методы педагогического
воздействия наличность, знания общих и индивидуальных особенностей психики человека;

— решать с использованием математических методов профессиональные задачи и работать
с ЭВМ;

— пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культу-­
рой для здоровья.

Специалист в своей профессиональной деятельности должен применять знания:

— основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностей, про­цессов и явлений в норме и патологии, а также работы с лечебно-диагностической аппаратурой;

— строения, топографии и развития клеток, тканей, органов и систем организма во взаимо-­
связи с их функцией в норме и патологии;

общих закономерностей происхождения и развития жизни, жизнедеятельности организма и законов генетики;

— основных характеристик лекарственных препаратов и форм, их классификации, фарма-
кодинамики и фармакокинетики, показаний и противопоказаний к назначению и применению
для профилактики и лечения, оформления рецептов;

— иностранного языка для профессионального общения (устного и письменного) и работы с оригинальной литературой по специальности.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

7.2.1. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практиче­-
ской и теоретической подготовленности врача к выполнению профессиональных задач, установ-­
ленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования
в интернатуре, ординатуре или в аспирантуре по теоретическим направлениям медицины. Атте­-
стационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника,
должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессио­-
нального образования, которую он освоил за время обучения. Итоговая государственная атте­-
стация врача включает трехэтапный государственный экзамен.

7.2.2. Порядок проведения, основные этапы и программа аттестации.

I этап — практическая подготовка. Оценивается практическая профессиональная подго­товка выпускника.

Осуществляется на соответствующих клинических базах, составляющих основу системы додипломной подготовки по специальности 040100 Лечебное дело.

Продолжительность этапа должна давать возможность выпускнику последовательно вы­полнить весь необходимый объем навыков и умений для профессиональной деятельности.

Результаты практических навыков и умений оцениваются как «выполнено» или «не вы­полнено».

II этап — аттестационное тестирование. Тестовый материал охватывает содержание гуманитарных, математических, естественно-научных, медико-биологических и профессиональ­ных дисциплин. Используются различные типы тестовых заданий для установления и оценки различных сторон логики клинического мышления: сравнение, сопоставление и противопостав­ление медицинских данных, анализ и синтез предлагаемой информации, установление причин­но-следственных взаимосвязей.

Состав тестовых заданий итогового междисциплинарного экзамена подлежит ежегодному обновлению в едином банке междисциплинарных аттестационных заданий, утвержденных Мин­здравом РФ.

Результаты тестирования оцениваются как «сдано» или «не сдано».

III этап — итоговое собеседование. Проверка целостности профессиональной подготовки выпускника, т. е. уровня его компетенции в использовании теоретической базы для решения профессиональных ситуаций. Собеседование проводится на основе решения ситуационных задач обобщенного характера — клинических, этико-деонтологических, разбор больных и т. д. Оценке в данном случае подлежит степень умения выпускника разрабатывать и осуществлять оптималь­ные решения таких ситуаций на основе интеграции содержания дисциплин, входящих в аттеста­ционное испытание.

Результаты собеседования оцениваются по пятибалльной системе.

По результатам трех этапов выставляется итоговая оценка по междисциплинарному экзамену

Методические указания к проведению итоговой го­сударственной аттестации выпускников высших медицин­ских и фармацевтических учебных заведений Минздрава РФ, утверждены заместителем министра в марте 1997 г.

Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 040100 Лечебное дело (16 ноября 1999 г., протокол ).

Источник

Оцените статью