Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи
Правила поведения
Организация оказания первой помощи в Российской Федерации
На сегодняшний день система оказания первой помощи в Российской Федерации состоит из трех основных компонентов:
1. Нормативно-правовое обеспечение (федеральные законы и прочие нормативные акты и документы, определяющие обязанности и права участников оказания первой помощи, их оснащение, объем первой помощи и т.д.).
2. Обучение участников оказания первой помощи правилам и навыкам ее оказания.
3. Оснащение участников оказания первой помощи средствами для ее оказания (аптечками и укладками).
Участники оказания первой помощи могут иметь различные подготовку к ее оказанию и оснащение. Также они могут быть обязанными оказывать первую помощь, либо иметь право ее оказывать.
В случае какого-либо происшествия, как правило, оказать первую помощь могут очевидцы происшествия – обычные люди, имеющие право ее оказывать. В большинстве случаев, они имеют минимальную подготовку и не обладают необходимым оснащением. Тем не менее, очевидцы происшествия могут выполнить простые действия, тем самым устранив непосредственную опасность для жизни пострадавших.
Далее к ним могут присоединиться водители транспортных средств или работники организаций и предприятий, изучавшие приемы оказания первой помощи во время соответствующей подготовки. У них имеется аптечка первой помощи (автомобильная) или аптечка для оказания первой помощи работникам, которые можно использовать для более эффективных действий.
Сотрудники органов внутренних дел и пожарно-спасательных подразделений обязаны оказывать первую помощь и имеют соответствующее оснащение. При прибытии на место происшествия они должны приступить к оказанию первой помощи сменив других участников оказания первой помощи.
В большинстве случаев первая помощь должна заканчиваться передачей пострадавших прибывшей бригаде скорой медицинской помощи, которая, продолжая оказание помощи в пути, доставляет пострадавшего в лечебное учреждение.
Таким образом, оказание первой помощи в большинстве случаев занимает небольшой промежуток времени (иногда всего несколько минут) до прибытия на место происшествия более квалифицированного сотрудника. Но без оказания первой помощи в этот короткий промежуток времени пострадавший может потерять шанс выжить в экстренной ситуации, либо у него разовьются тяжелые нарушения в организме, которые негативно повлияют на процесс дальнейшего лечения.
Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи
1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет первую помощь как особый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.
2. Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
3. Законодательство разного уровня устанавливает обязанность по оказанию первой помощи для лиц, которые в силу профессиональных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия с пострадавшими:
— сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации;
— сотрудники, военнослужащие и работники всех видов пожарной охраны;
— спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
— военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии;
— работники ведомственной охраны, частные охранники, должностные лица таможенных органов;
— военнослужащие органов федеральной службы безопасности, судебные приставы, сотрудники уголовно-исполнительной системы, внештатные сотрудники полиции и народные дружинники и другие лица.
Также обязанность «…принять меры для оказания первой помощи…» возникает у водителей, причастных к ДТП (п. 2.6 Правил дорожного движения Российской Федерации). В том случае, если водитель не причастен к ДТП, но стал его свидетелем, согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», водитель вправе добровольно оказать первую помощь.
В связи с высокой степенью потенциального риска получения травмы на производстве, ст. 228 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность работодателя при несчастном случае на производстве «немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию». Для организации оказания первой помощи при несчастном случае на производстве силами работников на работодателя возложена обязанность организовывать обучение первой помощи для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу (ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации). Для работника Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность «проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» (ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации).
Применительно к педагогическим работникам вышеуказанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации дополняются положением ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данной статье, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Соответствующие обязанности по оказанию первой помощи прописываются в должностных инструкциях работников (в том числе, педагогических работников).
4. Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена ответственность за неоказание первой помощи вплоть до уголовной. Для очевидцев происшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может. Особые нормы установлены в отношении водителей, причастных к ДТП. Принятие мер к оказанию первой помощи относится к обязанностям водителя в связи с ДТП, за невыполнение которых водителю грозит привлечение к административной ответственности и наказание в виде административного штрафа (ч. 1 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В том случае, если гражданин заведомо оставил пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии без возможности получения помощи, он может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 125 «Оставление в опасности» Уголовного кодекса Российской Федерации).
5. В связи с тем, что жизнь человека провозглашается высшей ценностью, сама попытка защитить эту ценность ставится выше возможной ошибки в ходе оказания первой помощи, так как дает пострадавшему человеку шанс на выживание. Уголовное и административное законодательство не признают правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса Российской Федерации; ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Аналогичная норма имеется и в Гражданском кодексе Российской Федерации («Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017), ст. 1067 «Причинение вреда в состоянии крайней необходимости». Трактовка этой статьи не исключает возможности возмещения причиненного вреда, однако «…Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред». В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют судебные прецеденты привлечения к юридической ответственности за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.
6. В случае решения в суде вопроса о привлечении лица к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, оказание первой помощи пострадавшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61 Уголовного Кодекса Российской Федерации). Например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП в соответствии со ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено альтернативное наказание. На усмотрение суда причинителю вреда может быть назначено наказание в виде штрафа или в виде лишения права управления транспортным средством. Факт оказания первой помощи пострадавшему может способствовать назначению более мягкого наказания, то есть штрафа. Кроме того, оказание первой помощи может снизить медицинские последствия травмы, соответственно пострадавшему будет квалифицирован вред меньшей тяжести.
Понятие «первая помощь»
В настоящее время первая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания первой помощи. Цель ее состоит в устранении явлений, угрожающих жизни, а также – в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», первая помощь оказывается при следующих состояниях:
1. Отсутствие сознания.
2. Остановка дыхания и кровообращения.
3. Наружные кровотечения.
4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
5. Травмы различных областей тела.
6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
При указанных состояниях выполняются следующие мероприятия:
1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:
— определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;
— определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;
— устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;
— прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;
— оценка количества пострадавших;
— извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;
2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
3. Определение наличия сознания у пострадавшего.
4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:
— запрокидывание головы с подъемом подбородка;
— выдвижение нижней челюсти;
— определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
— определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.
5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:
— давление руками на грудину пострадавшего;
— искусственное дыхание «Рот ко рту»;
— искусственное дыхание «Рот к носу»;
— искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи).
6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:
— придание устойчивого бокового положения;
— запрокидывание головы с подъемом подбородка;
— выдвижение нижней челюсти.
7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:
— обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
— пальцевое прижатие артерии;
— максимальное сгибание конечности в суставе;
— прямое давление на рану;
— наложение давящей повязки.
8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:
— проведение осмотра головы;
— проведение осмотра шеи;
— проведение осмотра груди;
— проведение осмотра спины;
— проведение осмотра живота и таза;
— проведение осмотра конечностей;
— наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;
— проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи);
— фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи);
— прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);
— местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
— термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.
10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.
11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
Источник
Современные аспекты оказания первой медицинской помощи
Журнал в базах данных
|
GoogleАкадемия
Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0,982.
C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.
DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно.
—>
Современные проблемы обучения правилам оказания первой помощи в России |
02.06.2009 г. | |
Статья посвящена вопросу обучения потенциальных участников оказания первой помощи (водителей, сотрудников МВД и МЧС) правилам ее оказания. Для этого изучены действующие нормативные акты и утвержденные учебные программы. Проанализирована теоретическая и практическая готовность преподавателей первой помощи к проведению занятий по данной теме. Сделано заключение о необходимости изменения подготовки студентов медицинских ВУЗов по правилам оказания первой помощи и основам педагогики. Сформулированы выводы о необходимости создания системы подготовки и переподготовки преподавателей и инструкторов первой помощи и внесении для этого изменений в действующие нормативные акты. | Article is devoted to an issue of training of potential participants of first-aid treatment (drivers, employees of the Ministry of Internal Affairs and the Ministry of Emergency Measures) to rules of first aid rendering. For this purpose, operating statutory acts and the authorized curriculums are studied. Also analyzed is theoretical and practical readiness of teachers providing training on the first-aid rendering to carry out lectures on the theme given. The necessity of changing the training of students of higher medical schools by rules of first-aid treatment and the bases of pedagogy is stated. Conclusions about the necessity of creating the system of training and retraining for teachers and instructors of first aid and, for this purpose, introducing changes in the operating statutory acts are formulated. |
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, обучение правилам оказания первой помощи, дорожный травматизм, подготовка преподавателей и инструкторов, действующие нормативные акты.
Key words: traffic incident, training to rules of first-aid treatment, traffic traumatism, training of teachers and instructors, operating statutory acts.
Увеличение роли техногенного фактора в современном обществе определяет постоянный рост показателей травматизма. И в настоящее время травматизм является одной из наиболее острых медицинских и социальных проблем как во всем мире, так и в России.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, наиболее целесообразным является оказание медицинской помощи пострадавшим еще до прибытия бригад скорой медицинской помощи. Сделать это могут лица, не имеющие медицинского образования, оказавшиеся на месте происшествия до прибытия скорой помощи (водители транспортных средств, сотрудники милиции, ГИБДД, пожарные, сослуживцы, прохожие и др.) [8, 13, 14]. Следовательно, чем лучше подготовлены данные категории к оказанию помощи пострадавшим, тем более вероятно, что можно будет предупредить ухудшение состояния пострадавшего и, таким образом, повлиять на весь процесс его дальнейшего лечения [3, 11].
Вместе с тем данные статистики показывают, что частота и качество оказания первой помощи на месте происшествия до прибытия медицинских работников оставляет желать лучшего [4, 10]. Сотрудники ГИБДД при дорожно-транспортных происшествиях оказывают первую помощь только лишь в 0,2−0,7 % случаев [7], водители автотранспортных средств — в 7−8 % случаев [1, 9]. При этом неотложные мероприятия требуются не менее чем у 65 % пострадавших [6].
При более подробном рассмотрении всех потенциальных участников оказания первой помощи на месте происшествия можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют граждане, оказавшиеся на месте происшествия случайно или в силу сложившихся обстоятельств (в том числе и сами пострадавшие), не обязанные по действующему законодательству оказывать первую помощь, не имеющие специальной подготовки или имеющие ее в минимальном объеме. В эту группу можно отнести водителей транспортных средств, прохожих, пассажиров, работников различных предприятий и т.п.
Вторую группу составляют сотрудники различных экстренных и спасательных служб, прибывающие на место происшествия по вызову, но не являющиеся медицинскими работниками (сотрудники милиции, ГИБДД, спасатели МЧС, сотрудники противопожарной службы и т.п.), в чьи служебные обязанности входит оказание первой помощи.
Одной из важнейших составляющих готовности вышеперечисленных лиц к оказанию первой помощи является обучение их правилам ее оказания.
Как показывают наши исследования, из граждан, составляющих первую группу, только водители должны обучаться правилам оказания первой помощи: соответствующие вопросы входят в программу обучения, содержатся в экзаменационных билетах при сдаче экзаменов в ГИБДД и являются обязательными.
Проведенное исследование также показало, что качество обучения по вопросам первой помощи в автошколах находится на низком уровне; продолжительность обучения не соответствует требованиям и колеблется от 1-го до 4-х часов вместо 25-ти, предусмотренных программой подготовки [2]. В некоторых автошколах занятия по первой помощи не проводились совсем. В случае проведения занятий основной упор делается на заучивание правильных вопросов экзаменационных тестов ГИБДД, т.к. именно это требуется от выпускника для получения водительского удостоверения.
Обучение будет оставаться формальным и далее, если будут отсутствовать реальные требования к кандидатам в водители по владению ими практическими навыками по оказанию первой помощи. Изменение правил приема теоретического и практического экзамена по оказанию первой помощи при получении права на управление транспортными средствами в ГИБДД могло бы существенно повлиять на качество обучения при подготовке водителей создав мотивацию, как у самих водителей, так и у преподавателей автошкол. Это потребовало бы от водителя необходимости овладеть минимальным набором практических навыков и теоретических знаний, так как без них получение водительского удостоверения стало бы невозможным. Однако это большая работа по внесению изменений в ряд нормативных документов, определяющих как подготовку водителей, так и процесс сдачи экзаменов. К сожалению, в настоящее время даже объем помощи, который должен выполнять водитель, юридически не утвержден.
Утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 25 сентября 2008 года и вступившие в силу с 01 января 2009 года «Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий «A», «B», «BC», «C», «D», «BE», «CE», «DE»», содержащие новую, скорректированную, 24-часовую программу подготовки по первой помощи едва ли исправят ситуацию. Скорее всего, они также не будут выполняться. Примечательно, что программы были утверждены Министерством образования и науки РФ, согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и не проходили согласование с Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Видимо поэтому программа обучения правилам оказания первой помощи содержит неправильную терминологию и включает навыки оказания первой помощи не соответствующие составу аптечки первой помощи (автомобильной).
Подготовка сотрудников МВД и МЧС также не является достаточно эффективной. Организации, в которых сотрудники этих служб проходят обучение, не являются специализированными, курс первой помощи входит в общую программу обучения. (Например, «Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России от 15.05.1999 г.» и «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России от 29 декабря 2003 г.», которые определяют порядок специального первоначального обучения пожарных и спасателей МЧС России; «Учебный план первоначального обучения сотрудников ГИБДД», утвержденный ГУК МВД России 20.01.2004 г.).
Программы подготовки личного состава различных служб отличаются по времени, отпущенному на изучение основ оказания первой помощи и объему излагаемого материала. Программы содержат большое количество теоретического материала, трудного для понимания и усвоения лицами, не имеющими медицинского образования. Набор практических навыков требует пересмотра, он не должен включать действия не входящие в объем первой помощи (например, выполнение инъекций и др.).
Согласно действующему законодательству, занятия по первой помощи должны проводиться «дипломированными медицинскими работниками» [12]. Исходя из этого преподавателями первой помощи в автошколах являются, как правило, медицинские работники (врачи, медицинские сестры, фельдшера) самых различных специальностей, но не проходившие подготовку по вопросам оказания первой помощи, а также по основам педагогики.
При подготовке сотрудников МВД и МЧС преподавателями первой помощи являются штатные врачи подразделений. Преподавание первой помощи входит в их общие служебные обязанности. Следует заметить, что специальной педагогической подготовки и подготовки по первой помощи такие преподаватели также не проходят.
Исходя из вышесказанного, подразумевается, что любой выпускник медицинского ВУЗа после окончания обучения автоматически может стать преподавателем правил оказания первой помощи, не проходя дополнительной подготовки.
Насколько оправдан такой подход?
Согласно полученным данным, изучение студентами правил сердечно-легочной реанимации (СЛР) производится в рамках общего цикла анестезиологии и реаниматологии, который входит в программу обучения на 3-м и 6-м курсах. На третьем курсе студентам читается лекция «Терминальные состояния. Клиническая смерть» (2 часа), включающая теоретические основы СЛР. Отработке практических навыков отводится всего 3 часа, за которые навыки СЛР должны получить все студенты группы. На шестом курсе цикл анестезиологии и реаниматологии занимает 38 часов, при этом вопросы и практические занятия по проведению СЛР в тематику цикла не входят.
Правила остановки кровотечения изучаются также на третьем курсе на кафедре общей хирургии, где и отрабатываются практические навыки. Далее студент сталкивается с этими вопросами только теоретически.
Таким образом, акцент в обучении будущих специалистов делается на изучение вопросов хирургии, реанимации и интенсивной терапии, а вопросы первой помощи изучаются по остаточному принципу.
Также отметим, что на протяжении всего периода обучения в медицинском ВУЗе теоретические и практические навыки преподавания какой-либо дисциплины, в том числе и первой помощи, не предусматриваются.
Таким образом, преподавать правила оказания первой помощи в автошколах, подразделениях МВД и МЧС приходят врачи, коротко ознакомившиеся с вопросами первой помощи лишь на третьем курсе, и то, в сущности, по остаточному принципу. Соответственно, начиная преподавание первой помощи, врач-преподаватель ограничивается студенческим багажом знаний, иногда полученным им много лет назад, и данными из учебной литературы по первой помощи. Однако качество последней оставляет желать много лучшего, поскольку используемая литература зачастую содержит ошибки и устаревшие методики.
Заметим, что подготовка преподавателей первой помощи в настоящее время в России не ведется по следующим причинам: во-первых, в России практически нет специализированных организаций, производящих данную подготовку; во-вторых, в настоящее время подобная подготовка в принципе не возможна, т.к. в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» [5], утвержденном Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации Минтруда РФ, наименование должности «преподаватель первой помощи», «инструктор первой помощи» или подобной отсутствует. Следовательно, программы обучения преподавателей и инструкторов не могут быть утверждены, невозможна выдача сертификата по окончании обучения, а организация, планирующая проведение подготовки преподавателей или инструкторов первой помощи, не может получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Обобщая приведенные данные, можно сделать следующие заключения:
- в настоящее время отсутствуют общероссийские нормативные требования к учебным организациям, производящим подготовку граждан по вопросам первой помощи, что не позволяет адекватно организовать процесс обучения; различные организации и ведомства самостоятельно, по собственному видению организовывают процесс обучения и формулируют требования к нему;
- действующая в настоящее время система подготовки водителей и сотрудников МВД и МЧС по вопросам первой помощи неэффективна и формальна; в результате качество подготовки находится на крайне низком уровне;
- единая методология преподавания основ оказания первой помощи сотрудникам МВД и МЧС, а также водителям различных категорий отсутствует, что связано с отсутствием общегосударственной системы подготовки преподавателей;
- преподаватели не готовы к обучению правилам оказания первой помощи;
- программы подготовки по первой помощи отличаются по времени и объему излагаемого материала;
- учебно-методическая литература требует серьезной коррекции, унификации и стандартизации;
По нашему мнению, на сегодняшний момент назрела необходимость изменения подготовки преподавателей первой помощи, обучающих водителей и сотрудников МВД и МЧС.
- Подготовка должна быть унифицирована и алгоритмизирована.
- Необходимо создание в регионах учебно-методических центров, курирующих все вопросы подготовки и оказания первой помощи, осуществляющие подготовку преподавателей по специальной программе и имеющих право на выдачу соответствующих сертификатов.
- Необходимо ввести в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» позиции «инструктор первой помощи» и «преподаватель первой помощи» с новыми кодами.
- Необходимо расширить раздел изучения вопросов первой помощи при подготовке студентов медицинских ВУЗов, организовать повторное обучение практическим навыкам первой помощи для закрепления остаточных знаний и умений.
- Целесообразно организовать курс первой помощи единым блоком.
- Необходимо ввести краткий курс основных принципов преподавания первой помощи для студентов медицинских ВУЗов.
Источник