- Лекарственные средства
- Счетчик обращений граждан и организаций
- Лекарственные средства
- Льготное лекарственное обеспечение
- Нормативная документация
- Ответы на часто задаваемые вопросы
- Совершенствование лекарственного обеспечения населения в РФ (история вопроса, зарубежный опыт, перспектива совершенствования системы)
- ИСТОРИЯ ВОПРОСА ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ И ЗАДАЧИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Лекарственные средства
Счетчик обращений граждан и организаций
Лекарственные средства
Льготное лекарственное обеспечение
Контроль за реализацией льготного лекарственного обеспечения (обеспечение населения льготными лекарственными препаратами в рамках государственной социальной помощи, а также по программе семи высокозатратных нозологий)
Начиная с 2005 года из федерального бюджета было выделено значительное финансовое обеспечение на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Жизненно важные лекарственные средства для многих пациентов стали более доступны, по ряду нозологических форм существенно улучшилось качество жизни пациентов.
Программа оказала серьезное влияние на развитие фармацевтического рынка в целом. Работа по совершенствованию лекарственного обеспечения населения продолжается в рамках утвержденной Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года.
В рамках контроля за реализацией органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, а также контроля за целевым расходованием лекарственных препаратов по семи высокозатратным нозологиям, Росздравнадзором осуществляется мониторинг показателей льготного лекарственного обеспечения и проведение проверок непосредственно в местах предоставления медицинской и лекарственной помощи (медицинские и аптечные организации), органах управления здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Нормативная документация
Приказ Минздрава России от 11.07.2017 № 403н
Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными пред.
Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1416
О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, .
Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р
Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарст.
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ
О государственной социальной помощи (ред. от 29.12.2020)
Приказ Минздрава России от 14.01.2019 № 4н
Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения (ред. от 08.10.2.
Распоряжение Правительства РФ от 07.12.2020 № 3242-р
Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей инвалидов на 2021 год
Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н
Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (ред. от 02.12.2013)
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 816
Об утверждении форм и порядка предоставления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по орган.
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1181н
Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения
Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328
Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан
Постановление Правительства РФ от 17.10.2007 № 682
О закупках в 2010 году лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисц.
Ответы на часто задаваемые вопросы
В соответствии с Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» организация оказания населению первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, а также обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в рамках государственной социальной помощи, относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. Порядок назначения лекарственных препаратов и выписки рецептов определен приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения». В соответствии с порядком отпуска лекарственных препаратов, утвержденным приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», в случае временного отсутствия в аптечной организации лекарственного препарата, указанного в рецепте, рецепт принимается на отсроченное обслуживание.
В соответствии с п.4 ст.7 и ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Организация оказания населению первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи (в том числе лекарственной) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Источник
Совершенствование лекарственного обеспечения населения в РФ (история вопроса, зарубежный опыт, перспектива совершенствования системы)
«Ремедиум», 2009, N 3
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с 2005 г. по настоящее время осуществляет мониторинг и контроль реализации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. На основании имеющегося аналитического материала и определенного опыта работы в данном направлении были сформулированы предложения по совершенствованию лекарственного обеспечения в Российской Федерации.
При формировании предложений исходили из того, что главная цель социальной политики российского государства — сделать медицинскую и, в т.ч., лекарственную помощь более качественной и доступной для всех слоев населения. При этом надо учесть, что лекарственная помощь составляет 95% всех врачебных назначений, в связи, с чем ее надо рассматривать как часть лечебного процесса. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, на наш взгляд, предполагает использование всего лучшего, что имеется в системе существующей.
В то же время при разработке новой концепции лекарственного обеспечения необходимо помнить о том, что существуют категории граждан, которых нельзя обязать доплачивать за необходимые ЛС по различным причинам (инвалидов ВОВ — по политическим мотивам, сельских жителей — из-за низкого уровня материального обеспечения, пациентов, нуждающихся в дорогостоящей терапии, и т.д.).
ИСТОРИЯ ВОПРОСА ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ И ЗАДАЧИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Проблема льготного лекарственного обеспечения остро обозначилась в начале 90-х годов — в период формирования рыночных отношений. Этому способствовал комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов: ухудшающееся состояние здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социально значимых заболеваний, а также дефицит финансирования, который привел к росту задолженности перед аптечными организациями за отпуск ЛС по бесплатным и льготным рецептам, декретированным группам населения.
Дефицит финансовых средств отрицательно сказался на деятельности аптечных организаций, реформирование которых происходило в очень сложной обстановке. Правительством РФ было утверждено Постановление от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами», в соответствии с которым отдельным группам населения и лицам с определенными заболеваниями ЛС по рецептам врача должны были отпускаться бесплатно или на льготных условиях (с 50%-ной скидкой). Введение в действие такого постановления было обусловлено перестройкой экономических отношений в сфере обращения ЛС, ростом цен на них, что сделало ЛС недоступными для населения с низким уровнем доходов.
Следует подчеркнуть, что предоставленные Правительством РФ льготы не были подкреплены соответствующими объемами финансирования. Это привело к огромной задолженности бюджета перед аптеками за отпущенные ЛС, а в конечном итоге — к снижению качества лекарственной помощи.
Так, в 1995 г. длительность неплатежей московским аптекам за отпущенные ЛС доходила до 5 месяцев. Сложилась недопустимая ситуация, при которой аптеки, начав кредитовать бюджет, сами оказались без оборотных средств. В то же время уровень льготного отпуска ЛС в общем товарообороте аптек из года в год увеличивался: если в 1993 г. он составлял 24,5%, в 1994 г. — 30,4%, то в 1995 г. — уже 40%.
Отсутствие при этом системы контроля над выпиской льготных рецептов еще больше усугубляло ситуацию. Сложившаяся обстановка потребовала коренного изменения концепции льготного отпуска ЛС.
Проведение эксперимента — сначала с привлечением аптек Южного, Центрального и Зеленоградского административного округов Москвы, а также двух страховых компаний «Макс» и «Росно» — было санкционировано распоряжением мэра Москвы от 20.10.1995 N 551-РМ.
С апреля 1996 г. в эксперимент были вовлечены аптечные и лечебно-профилактические учреждения всех округов города. В трех округах, в которых проводился эксперимент, более четко и своевременно осуществлялась оплата льготных рецептов, и туда «перетекали» рецепты (особенно на дорогостоящие препараты) из близлежащих округов.
Основной целью планируемого эксперимента являлась разработка более эффективной системы управления процессом отпуска ЛС на льготных условиях, обеспечивающей возможность контроля над использованием выделяемых для этого бюджетных средств.
В ходе эксперимента были утверждены:
- перечень аптечных организаций, имеющих право на отпуск ЛС по льготным рецептам;
- перечень лечебно-профилактических учреждений, имеющих право на выписку льготных рецептов;
- перечень ЛС и изделий медицинского назначения (ИМН), отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;
- порядок экспертизы счетов и реестров на отпущенные ЛС.
Для повышения эффективности контроля и получения объективной и исчерпывающей информации форму рецептурного бланка (ф. N 148-1/у-88) было предложено дополнить сведениями, включающими серию и номер страхового полиса ОМС, код диагноза и код категории населения. В целях максимального достижения адресности предоставления льготного лекарственного обеспечения совместно с Комитетом социальной защиты населения, Комитетом здравоохранения, Московским городским фондом ОМС и страховыми компаниями «Макс» и «Росно» была проведена работа по автоматизированному формированию и поддержанию в достоверном состоянии Реестра жителей Москвы. Это позволило организовать персональный учет 3,5 млн. человек, относящихся к льготным группам населения или страдающих определенными заболеваниями, при амбулаторном лечении которых ЛС и ИМН отпускаются по рецептам бесплатно или с 50%-ной скидкой, а также осуществлять персональный учет предоставления льготной лекарственной помощи амбулаторным больным на основе индивидуальной пластиковой карточки медицинского страхования — унифицированного носителя информации и средства идентификации этих лиц.
В эксперименте с 1996 г. участвовали 468 аптечных организаций (86% от общего количества аптек города). Все они были оснащены вычислительной техникой (560 персональных компьютеров) и программным обеспечением, предоставленными страховыми компаниями «Макс» и «Росно». Ими же было проведено обучение персонала аптек работе на компьютерах. База данных уже в 1996 г. составила 22,9 млн. электронных копий льготных рецептов.
Был проведен анализ данных автоматизированной системы учета льготных рецептов. Самыми большими оказались затраты на одного онкологического больного — 313,1 тыс. руб. На одного больного сердечно-сосудистым заболеванием тратилось в среднем 60,2 тыс. руб., на больного диабетом — 51,6 тыс. руб. и на больного бронхиальной астмой — 50 тыс. руб. (рис. 1 — не приводится).
Рисунок 1. Базовые темпы роста расходов по отпуску ЛС по льготным рецептам (1995-1997 гг.) Рисунок не приводится.
- Увеличился объем выписки более дорогих ЛС, в т.ч. более эффективных.
- Средняя стоимость одного рецепта увеличилась на 15%.
- Фактическое финансирование льготного отпуска ЛС увеличилось в 1996 г. на 11% по сравнению с 1995 г. при инфляции 23%.
- Удельный вес льготного отпуска ЛС в общем товарообороте аптечных организаций в 1996 г. достиг 42,9%. По сравнению с 1995 г. он увеличился только на 1,8%, в то время как рост удельного веса льготного отпуска ЛС за 1994 г. по сравнению с 1993 г. составил 5,9%, а за 1995 г. по сравнению с 1994 г. — 9,7%. Кроме того, сравнительный анализ динамики счетов аптечных организаций показал, что в декабре 1995 г. базовый темп роста товарооборота по льготным рецептам по отношению к январю составил 519%, а в 1996 г. аналогичный показатель снизился до 161%, то есть более чем в 3 раза.
Таким образом, благодаря автоматизированной системе экспертного контроля над порядком льготного отпуска ЛС удалось получить позитивные результаты, а именно: исключить из обращения поддельные рецепты, выявить случаи необоснованной выписки завышенного количества ЛС.
В 1998 г. на фоне кризиса эксперимент в Москве постепенно был свернут, хотя здесь к льготному лекарственному обеспечению отношение было особенное как со стороны Правительства города, так и со стороны органов управления здравоохранением: было налажено выделение финансовых ресурсов, эффективное администрирование, правильное составление заявок врачами, организованы аптечные пункты при лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и многое др., а работа главных специалистов носила неформальный характер.
Однако такая ситуация была не во всех регионах. Несмотря на принятые Правительством РФ постановления о предоставлении отдельным категориям населения права на бесплатное лекарственное обеспечение, обязательства государства из-за дефицита финансовых средств выполнялись не в полном объеме. Государство вынуждено было признать необходимым выравнивание условий обеспечения доступности и качества лекарственной помощи для всех слоев населения.
Проведенный анализ социально-экономической и медико-демографической ситуации позволил установить, что основная масса населения оказалась близка к границе бедности или находилась за ее чертой, численность населения ежегодно сокращалась на 400-800 тыс. человек (рис. 2), значительно увеличилась доля людей старше трудоспособного возраста, показатель смертности превысил показатель рождаемости.
Рисунок 2. Динамика показателей численности населения в Российской Федерации за 2000-2005 гг.
Анализ причин смертности показал, что основными из них являются болезни системы кровообращения, новообразования и несчастные случаи (отравления и травмы). При этом снизился возраст лиц, умирающих от болезней системы кровообращения.
Рост заболеваемости составил в среднем 12,5%, самый высокий показатель — 28,5% — относился к болезням системы кровообращения. Болезни системы кровообращения, травмы и отравления, злокачественные новообразования являются основными причинами инвалидности россиян и роста числа лиц, имеющих право на социальную помощь.
Перед российским государством и обществом стоят огромные задачи по созданию условий, обеспечивающих повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, сокращение преждевременной смертности.
В последние годы в результате превышения доходной части государственного бюджета над расходной показатели социально-экономического развития страны улучшились. Это позволило увеличить расходы на реализацию мер социальной поддержки, в т.ч. на оказание помощи 16,3 млн. человек, нуждающихся в льготной лекарственной помощи.
В связи с определением реформ в сфере здравоохранения как приоритетного направления социальной политики государства появилась реальная возможность улучшить лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
В субъектах РФ обратили внимание на льготное лекарственное обеспечение только в 2005 г., с началом реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения после выхода Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменении и дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». В этом законодательном акте была предусмотрена система более справедливой государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, включающая и лекарственное обеспечение социально уязвимых категорий населения.
Были определены основные принципы системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО): персонификация учета лекарственной помощи, оказываемой в рамках единого перечня ЛС с единым уровнем цен, сформированного по международным непатентованным наименованиям (МНН), на условиях гарантированного обеспечения, ликвидация существующей диспропорции в лекарственном обеспечении на территории РФ.
В процессе изучения было установлено, что до 2005 г. социальные гарантии, связанные с предоставлением гражданам необходимой лекарственной помощи, из-за дефицита финансовых средств носили декларативный характер.
Степень удовлетворения потребности в необходимой лекарственной помощи в разных субъектах составляла от 30 до 100%. Территориальные программы государственных гарантий бесплатной лекарственной помощи не реализовывались в полном объеме из-за дефицита финансовых средств. В результате образовались значительные диспропорции в подушевых нормативах возмещения стоимости лекарственной помощи: эти показатели в разных регионах отличались в 4 раза.
Анализ основных социально-экономических показателей, характеризующих состояние лекарственного обеспечения льготных категорий населения, проводили в субъектах РФ (табл. 1, 2, 3, 4).
Источник