Ситуационные задачи по лечебному питанию

Ситуационные задачи по диетологии на тему» Лечебные диеты»

Ситуационные задачи к практическому занятию по дисциплине «Диетология»

Практическое занятие: «Составление лечебных диет для лиц с нарушением обменных процессов»

К Вам на процедуру антицеллюлитного массажа пришла – женщина И. Б. , 30 лет, продавец . Имеет рост 167 см, массу тела 70 кг, окружность грудной клетки – 102 см. Средняя толщина кожно-жировой складки – 13 мм . Хочет избавиться от целлюлита. В процессе сбора анамнеза — выяснилось наличие хронического гастрита.

Дайте рекомендации по назначению лечебной диеты, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К Вам на маникюр пришла женщина 25 лет. В процессе сбора анамнеза – вы узнали о наличие беременности, сроком -20 недель и язвенной болезни. Длина тела 168 см, масса тела 64 кг, окружность грудной клетки – 96 см.

Дайте рекомендации по назначению лечебной диеты, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

На массаж воротниковой зоны пришла Н.В. – женщина, 32 года, преподаватель ВУЗа, имеет рост 165 см, массу тела 59 кг, окружность грудной клетки – 96 см. Последний год жалуется на быструю утомляемость, раздражительность, нарушение сна, головокружения. Отмечается частые простудные заболевания, повышенное выпадение волос, кровоточивость десен во время чистки зубов, снижение аппетита . Последние 2 года старается похудеть, с этой целью перепробовала десятки диет, но стойкого эффекта не наблюдает.

Дайте рекомендации по рациональному питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К Вам на массаж спины пришла женщина 45 лет. В ходе сбора анамнеза было выяснено, что женщина страдает ожирением 3 степени, жалуется на отеки ног по вечерам, боли в коленных суставах.

Дайте рекомендации по назначению лечебной диеты, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на педикюр пришла женщина 55 лет. В процессе беседы во время процедуры пожаловалась на частые запоры.

Дайте рекомендации по назначению лечебной диеты, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на процедуру пилинга — лица пришла женщина Н. А. 38 лет. В ходе сбора анамнеза было выяснено наличие хронического холецистита.

Дайте рекомендации по назначению лечебной диеты, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К Вам на процедуру обертывания пришла женщина 35 лет П. В.. В процессе составления карточки клиента, выяснилось наличие заболевания — сахарный диабет, женщина только недавно узнала о наличии у нее такого заболевания.

Дайте рекомендации по назначению лечебной диеты, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на маникюр пришла женщина 50 лет Г. Ш.. В процессе общения она сообщила – о том, что её дочь болеет ОРЗ и сейчас лежит с температурой дома и ничего не ест. Её это сильно беспокоит.

Дайте рекомендации по назначению лечебной диеты дочери клиентки, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на процедуру общеукрепляющего массажа, пришла девушка 22 лет. В ходе сбора анамнеза выяснилось, что девушка страдает диареей, очень стесняется этого и переживает по этому поводу.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на массаж пришла женщина 35 лет. В процессе беседы выяснилось, что женщина страдает повышенной возбудимостью, часто нервничает –по незначительной причине.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на процедуру массажа воротниковой зоны пришла женщина 44 лет. В процессе сбора анамнеза выяснилось наличие подагры.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

В ходе проведения обертывания пациентка попросила Вас рассказать о диете при таком заболевании как хронический нефрит, ей поставили такой диагноз, а что за диета не объяснили.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К Вам раз в неделю приходит женщина 55 лет на массаж спины, вес 61 кг, при росте 160 см. Последний раз пожаловалась на утомляемость, слабость, головокружение, во время беседы женщина сообщила, что ей недавно поставили диагноз атеросклероз.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на процедуру пришла женщина. В ходе сбора анамнеза, Вы узнали о наличие такого заболевания как – мочекаменная болезнь.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на процедуру массажа – воротниковой зоны пришла женщина 46 лет, вчера была у врача, и был поставлен диагноз сколиоз. Спрашивает вас необходимо ли ей соблюдать диету лечебную, если да то какую.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на прием массажа воротниковой зоны пришла женщина 30 лет. Страдает артериальной гипертензией 1 степени после рождения ребенка.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам пришла Ваша коллега и попросила Вас по подробнее рассказать о лечебной диете при язвенной болезни 12 перстной кишки, на днях была у врача, сказали соблюдать диету, а какую не сказал.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

Во время проведения процедуры обертывания, Ваша клиентка сообщает Вам, что у неё последнее время обострился гастрит.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

Ваша клиентка слышала, о какой-то специальной лечебной диете при ожирении, хочет на себе опробовать с целью снижения веса.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам обратилась клиентка, которая сидит на низкокалорийной диете, почти ничего не ест. При росте 170 см имеет вес 45 кг, была у врача т.к. последнее время жалуется на плохое самочувствие, врач посоветовал лечебную диету, но номер не сказал.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

У вас на приеме находится женщина 45 лет. Врач диетолог посоветовал ей лечебную диету при хроническом панкреатите, а что за диета женщина не помнит.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам на процедуру пришла клиентка с сахарным диабетом, поставили диагноз месяц назад, слышала что необходимо соблюдать какую то диету.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

К вам пришла пациентка на маникюр, неделю назад выписалась из больницы с диагнозом хронический гастрит. В рекомендациях обнаружила соблюдение лечебной диеты, а что это за диета не знает, и какие вообще лечебные

диеты бывают — тоже не знает.

Дайте рекомендации по питанию, в зависимости от наличия заболевания.

Какие продукты нужно исключить, а какие ввести в рацион питания?

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Номер материала: ДБ-378571

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Преподаватель пермского вуза продолжал вести лекцию при нападении

Время чтения: 2 минуты

Студент устроил стрельбу в Пермском государственном университете

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения допускают отказ от детдомов в будущем

Время чтения: 2 минуты

Около 50% россиян поддерживают использование цифровых технологий в школе

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В ОНФ назвали допустимые ограничения на внешний вид школьников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методическая разработка для преподавателя по теме : Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

Читайте также:  Инструкция введения лекарственных средств

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж №3»

имени Героя Советского Союза З.Самсоновой

Тема: «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов»

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Специальность34.02.01 Сестринское дело

Преподаватель: Володина Г.В.

Тема занятия: Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов.

Значение изучения данной темы: Умения и знания данной темы необходимы каждому медицинскому работнику. Медицинская сестра, работая в тесном контакте с пациентом и его родственниками должна уметь организовать лечебное питание, заполнить порционное требование, обучить пациента и родственников пациентаправилам рационального питания, познакомить с продуктами, разрешенными к употреблению и правилами кулинарной обработки.

— систематизировать и углубить знания студентов по теме : «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов.

— освоение общих и профессиональных компетенций .

Развивающие: развивать логическое, клиническое мышление, внимание, память, познавательный интерес к данной теме, навыки самостоятельной работы, умение контролировать выполнение манипуляций.

Воспитательные : воспитывать у студентов набор важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника: умение осознавать ответственность за жизнь пациента, умение анализировать свое поведение. Способствовать выработке аккуратности и точности, исполнительности и ответственности.

1. Добиться формирования профессиональных компетенций:

Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

Осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях учреждения здравоохранения и на дому, согласно сестринского процесса.

Оформлять медицинскую документацию.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

2. Работать над усвоением следующих общих компетенций:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Тип занятия : практическое

Используемые педагогические технологии :элементы технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, здоровье сберегающих и игровых технологий.

Место проведения : кабинет доклинической практики « Сестринского дела»

Оборудование и оснащение: ноутбук,тестовые задания, бланки ответов на тестовые задания, ситуационные задачи.

В результате изучения темы обучающийся должен

составить порционное требование

накормить тяжелобольного пациента из ложки и поильника

осуществить искусственное питание пациента через желудочный зонд, гастростому, парентерально

основные принципы рационального питания

основные принципы лечебного питания

характеристику основных лечебных столов

организацию питания пациентов в стационар

виды искусственного питания, показания к его применению

Схема интегративных связей

Тема: «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов»

Технологическая карта занятия

Отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и обучающихся к занятию

Контроль исходного уровня знаний

Отвечают на вопросы

Изложение нового материала:

Формулировка темы, мотивация учебной деятельности, целевая установка

Рассказывает о важности изучения темы, подчеркивает значимость, актуальность. Определяет цели и план занятия.

Записывают тему занятия, слушают, запоминают

Объяснение нового материала Работа над изучаемым материалом

Объясняет новую тему, демонстрирует выполнение манипуляций

Слушают, конспектируют изучаемый материал, запоминают

Организация самостоятельной работы обучающихся

Даёт методические указания, поясняет этапы самостоятельной работы: отработка манипуляций, решение ситуационных задач

Самостоятельная работа студентов

Отрабатывают манипуляции, решают ситуационные задачи

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений

Закрепление материала, осмысление и систематизация полученных знаний, рефлексия, подведение итогов

Задает вопросы, комментирует ошибки, подводит итоги занятия, анализирует степень достижения цели занятия, оценивает деятельность обучающихся, выставляет оценки

Слушают, отвечают на вопросы, анализируют свои ответы

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Анорексия- отсутствие аппетита

Диета – рацион и режим питания больного человека

Диетотерапия – метод лечения с применением индивидуальной диеты

Диетология – раздел нутрициологии, изучающий питание человека в норме и при патологических состояниях

Нутрициология – наука о питании человека

Питательная смесь – концентрированная смесь пищевых продуктов, подвергнутаяспециальной обработке для улучшения ее усвоения

Вопросы для исходного уровня знаний

1.Что значит процесс пищеварения.

2. С помощью чего осуществляется процесс пищеварения человека.

3. Что значит понятие «конституция» человека.

4.Что определяет телосложение человека.

5. Какие факторы определяют «конституцию» человека.

6. Какие типы телосложения Вам известны.

7. К какому заболеванию приводит недостаток витамина Д.

8. Последствия дефицита витамина А.

9. Какие витамины относят к водорастворимым.

10. Какие витамины относят к жирорастворимым

Лекционный материал для преподавателя

Питание больного является тем основным фоном

на котором следует применять терапевтические факторы.

Там, где нет лечебного питания, нет

Питание-одна из основных фундаментальных потребностей человека. Наука о питании называется нутрициология.Прием пищи обеспечивает жизнедеятельность, рост, развитие, физическую и умственную работоспособность, выносливость и высокую сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды.От характера питания зависят обмен веществ в организме,структура и функции клеток, тканей, органов.

Правильное питание с учетом условий жизни, труда и быта обеспечивает постоянство внутренней среды организма человека. Деятельность различных органов и систем – залог хорошего здоровья, гармоничного развития, высокой работоспособности людей.

Неправильное питание снижает защитные силы организма и работоспособность, нарушает процессы обмена веществ, ведет к преждевременному старению и возникновению ряда заболеваний.

Суточную энергетическую ценность рациона обеспечивают: белки, жиры, углеводы. Так же для нормального функционирования всех органов и систем необходимы: витамины, минеральные вещества и вода.

Соотношение белков, жиров и углеводов = 1:0,8:3,5

Калорийность суточного рациона здорового человека составляет 2000-3000 ккал.

Суточную энергетическую ценность рациона человек должен обеспечивать:

Белки – основа живой клетки и межклеточного вещества. Они входят в состав ферментов, гормонов, участвуют в передаче генетической информации, в клеточном дыхании, сокращении и расслаблении мышц, являются переносчиком кислорода, защищают организм от микробов и вирусов. Белки входят в состав продуктов как животного (молоко, мясо, рыба), так и растительного происхождения (хлеб, бобовые, крупы, орехи).Белки состоят из аминокислот, часть из которых незаменимы и содержатся только в продуктах животного происхождения. Поэтому в дневном пищевом рационе должно быть не менее 60% животных белков и не более 40% растительных.

Жиры – важный источник энергии в организме. Они служат структурным компонентом клеточных мембран, нервной ткани, надпочечников. Без жиров невозможно нормальное усвоение организмом белков, некоторых минеральных солей жирорастворимых витаминов (А.Д.Е). Жиры поступающие с пищей, частично идут на создание жировых запасов (депо жира), которые защищают организм от потери тепла, являются основным источником энергии.

Углеводы – дают организму человека свыше половины необходимой для его жизнедеятельности энергии. Они содержатся преимущественно в продуктах растительного происхождения. Помимо пищевых углеводов, в растительных продуктах содержатся и непищевые – растительная клетчатка, стимулирующая двигательную функцию кишечника и желчного пузыря. Углеводы также необходимы для нормального усвоения жиров. Они имеют исключительноважное значение для работы мышц, печени, нервной системы, сердца.

Минеральные вещества (натрий, кальций, калий, фосфор, железо, магний и др.)также необходимы для нормальной жизнедеятельности всех органов и систем. Участвуют в процессах обмена, регуляции биохимических процессов в организме. Поступают в организм в составе пищевых продуктов и жидкости. Недостаток минеральных веществ может привести к тяжелым, иногда необратимым последствиям.

Витамины – являются обязательной и незаменимой составной частью пищевого рациона. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, участвуют в процессе усвоения других пищевых веществ. Витамины подразделяют на две группы: водорастворимые – С, группы В; жирорастворимые – А,Д,Е,К. Отсутствие или недостаток витаминов ведет к гипо- или авитаминозам.

Вода–среда, в которой происходят биохимические реакции, связанные с обменом веществ. Вода-составная часть крови, лимфы, тканевой жидкости; обеспечивает более 60% массы тела. Ограничение жидкости приводит к увеличению вязкости крови вследствие уменьшения ее циркулирующего объема; распаду белков и жиров с последующим накоплением в организме токсических продуктов распада. Полное отсутствие приема жидкости приводит к смерти через 5-6 дней. Избыток жидкости приводит к нарушению функций ССС системы и почек, потери организмом белков, витаминов, минеральных веществ. Суточная потребность взрослого человека в воде 2,5 литра.

Рациональное–физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом возраста, пола, характера трудовой деятельности, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей.

Сбалансированное–питание с оптимальным соотношением пищевых веществ.

Лечебное питание — применение в лечебных или профилактических целях специально составленных рационов питания и режима приема пищи. Лечебное питание назначает врач в виде суточных пищевых рационов — диет.

Диета (греч. diaita— образ жизни, режим питания) -рацион и режим питания больного человека.

Диетотерапия — метод лечения с применением индивидуальной диеты.

Диетология — раздел нутрициологии, изучающий питание человека в норме и при патологических состояниях.

Задача лечебного питания — восстановление нарушенного равновесия в организме во время болезни путем подбора и сочетания продуктов, выбора способа кулинарной обработки.

Требования к диетам:

1. Показания и цель применения.

2. Энергетическая ценность (калорийность) — количество энергии, выделяемое при окислении пищевых веществ. Наибольшей энергоемкостью обладают жиры и углеводы.

3. Химический состав — соотношение белков, жиров, углеводов, количество витаминов, минеральных веществ, воды.

4. Физические свойства пищи — объем, масса, температура (холодные продукты не ниже

14 °С, горячие – не выше 60 °С), консистенция.

5. Перечень разрешенных и рекомендованных пищевых продуктов.

6. Кулинарная обработка — степень измельчения продуктов, отваривание, тушение, приготовление на пару.

7. Режим питания — кратность приемов, распределение суточного рациона между приемами пищи, время приема пищи.

8. Ограничения и исключения в рационе.

Основные принципы лечебного питания

1. Индивидуальный подход к определению рациона питания, режима приема и способа кулинарной обработки с учетом количественного и качественного соответствия характеру болезни, особенностям организма пациента.

Читайте также:  Как установить маркировку лекарственных средств

2. Сбалансированность пищи по составу и физиологически полноценных рационов.

3. Щажениепищеварительной системы и всего организма в целом:

механическое — определенный способ кулинарной обработки пищи (измельчение, протирание, гомогенизация) и ее приготовления;

химическое — определенный способ приготовления пищи (отваривание, тушение, на пару) без использования приправ, соусов. Экстрактивные вещества, резко возбуждающие секреторную активность пищеварения, переходят в бульон. Это исключает употребление первых мясных блюд в диетпитании.

термическое — соблюдение низких температур в лечебном питании обеспечивает профилактику кровотечений в постоперационном периоде пищеварительного тракта (после тонзилэктомии), при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

4. принцип тренировки — постепенное расширение строгой диеты — дозированное снятие ограничений вплоть до перехода на рациональное питание.

Задача лечебного питания — восстановить нарушенное равновесие в организме во время болезни путем приспособления химического состава рациона к обменным особенностям организма, подбора и сочетания продуктов по составу и способу кулинарной обработки.

Рекомендованные правила питания

Регулярно принимать пищу в одно и то же время.

Перед приемом пищи желательно употреблять один стакан воды.

Соблюдать гигиенические нормы при приготовлении и хранении продуктов.

Избегать переедания, контролировать прием поваренной соли, жиров, сладостей.

После приема пищи двигаться, а не лежать.

Принимать пишу за 2—3 часа до сна.

Организация лечебного питания в стационаре

Лечащий врач фиксирует лечебную диету в карте стационарного пациента и листе назначений. После ежедневного обхода корректирует индивидуальный характер питания пациента.

Постовая сестра, проверяя листы назначений, подает сведения в двух экземплярах о количестве пациентов и назначенных диетах старшей сестре и раздатчице в буфет с указанием номера палаты, ФИО и места приема пищи (палата, столовая).

Старшая сестра суммирует полученные данные, оформляя порционное требование на отделение. Заведующий отделением и старшая сестра подписывают порционник, передают на пищеблок больницы, учитывая всех поступивших пациентов до 12 часов дня. Выписываемых в данный день не учитывают.

Пациентов, поступивших вечером или в ночное время, фиксирует медсестра приемного отделения.

Диетсестра контролирует работу пищеблока и соблюдение санитарно-гигиенического режима, включая:

правильность закладки и бракераж готовой продукции;

санитарное состояние буфетных и столовых в отделениях;

контроль медицинского обследования работников пищеблока;

ведение медицинской документации.

В течение многих десятилетий в России в основе системы лечебного стационарного питания была заложена номерная система из 15 диет, предложенная М.И. Певзнером. В связи с совершенствованием формы финансирования лечебных учреждений и повышением качества медицинской помощи населению в соответствии с приказом МЗ РФ № 330-2003 г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» организацию лечебного питания модернизировали: было предложено перейти на новую систему лечебных диет — систему стандартных диет. Новая система диет в своей основе содержит номерную систему М.И. Певзнера и включает 5 вариантов стандартных диет.

1. Основной вариант стандартной диеты

Цель назначения: нормализация секреторной деятельности желудочно-кишечного тракта, моторики кишечника, функций печени и желчного пузыря, создание условий для нормализации обмена веществ организма и быстрого выведения токсических продуктов обмена (шлаков), разгрузка сердечно-сосудистой системы, нормализация холестеринового обмена веществ, повышение резистентности и реактивности организма.

Данная диета заменяет 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 15 Номерные диеты.

Характеристика. Диета с физиологическим содержанием белков, жиров и углеводов, обогащенная витаминами и минеральными веществами, растительной клетчаткой. При назначении диеты пациентам с сахарным диабетом исключают сахар (рафинированные углеводы).

Энереоценностьрациона: 2 170—2 400 ккал.

Исключения в диете: острые приправы, копчености, кондитерские изделия на кремовой основе, жирные сорта мяса и рыбы, шпинат, щавель, чеснок, бобовые, крепкие бульоны, окрошка.

Способ приготовления пищи: в отварном виде, запеченная, на пару.

Режим питания: 4—6 раз в день, дробный.

2. Вариант диеты с механическим и химическим щажением

Цель назначения: умеренное механическое, химическое и термическое щажение способствует ликвидации воспалительного процесса, нормализации функционального состояния органов желудочно-кишечного тракта, снижению рефлекторной возбудимости.

Данная диета заменяет: 1, 4, 5 номерные диеты.

Характеристика. Диета с физиологическим содержанием белков, жиров и углеводов, обогащенная витаминами, минеральными веществами, с умеренным ограничением

химических и механических раздражителей слизистой оболочки рецепторного аппарата желудочно-кишечного тракта.

Энергоценностьрациона: 2 170—2 480 ккал.

Исключения в диете: острые закуски, приправы, пряности, свежий хлеб, жирные сорта мяса и рыбы, сливки, сметана, бобовые, рассыпчатые каши, крепкие бульоны.

Способ приготовления пищи: в отварном виде, запеченная, на пару, протертая и непротертая.

Режим питания: 5-6 раз в день, дробный.

3. Вариант диеты с повышенным количеством белка (высокобелковая)

Цель назначения: стимуляция синтеза белка в организме, умеренное химическое щажение органов ЖКТ, почек; повышение иммунологической активности организма, активизация

процессов кроветворения, стимуляция заживления и уменьшение явлений воспаления.

Данная диета заменяет 4, 5, 7, 9, 10, 11 номерные диеты.

Характеристика: диета с повышенным количеством белков, нормальным количеством жиров, сложных углеводов и ограничением легкоусвояемых углеводов. Ограничение химических и механических раздражителей желудка и желчевыводящих путей.

Энергоценностьрациона: 2 080—2 690 ккал.

Исключения в диете: жирные мясо-молочные продукты, копченая и соленая рыба, бобовые, кондитерские изделия на кремовой основе, специи, газированные напитки.

Способ приготовления пищи: в отварном виде, запеченная, тушеная, на пару.

Режим питания: 4—6 раз в день, дробный.

4. Вариант диеты с пониженным количеством белка (низкобелковая)

Цель назначения: максимальное щажение функции почек, увеличение диуреза и улучшение выведения азотистых шлаков и недоокисленных продуктов обмена из организма, создание благоприятных условий кровообращения.

Данная диета заменяет 7 номерную диету.

Характеристика: ограничение белка — 20—60 г в день.

Пища без соли, обогащенная витаминами, минеральными веществами, жидкости не более 1 литра. Молоко добавляют только в блюда.

Энергоценностьрациона: 2 120—2 650 ккал.

Исключения в диете: субпродукты, рыба, колбаса, сосиски и алкоголь, соленые закуски, приправы, бобовые, какао, шоколад.

способ приготовления пищи: в отварном виде, на пару, не протертая, не измельченная.

Режим питания: 4—6 раз в день, дробный.

5. Вариант диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета)

Цель назначения: предупреждение и устранение избыточного накопления жировой ткани в организме, нормализация белкового , водного, витаминного, жирового и холестеринового обмена, восстановление метаболизма, улучшение состояния кровообращения , уменьшение массы тела.

Данная диета заменяет: 8, 9, 10 номерные диеты.

Характеристика: умеренное ограничение энергоценности, преимущественно за счет жиров и углеводов, исключение простых сахаров, ограничение животных жиров, поваренной соли (3-5 г в день). В рационе — растительные жиры, пищевые волокна, ограничение жидкости 800-1 500 мл.

Энергоценность рациона: 1 340-1 550 ккал.

Исключения в диете: субпродукты, рыба, колбаса, копчености, майонез, белый хлеб, сливки, сметана, макаронные изделия, маринованные и соленые овощи, изюм, финики, инжир, виноград.

Способ приготовления пищи: в отварном виде, на пару.

Режим питания: 4-6 раз в день, дробный.

Характеристика, химический состав и энергетическая ценность

стандартных диет, применяемых в УЗ

Показания к применению

Общая характеристика, кулинарная обработка

Белки, в т. ч. животные (г)

Жиры общие, в т. ч. растительные (г)

Углеводы общие, в т. ч. моно- и дисахариды (г)

Энергетическая ценность (ккал)

Основной вариант стандартной диеты

Хронический гастрит в стадии ремиссии. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки в стадии ремиссии. Хронические заболевания кишечника с преобладанием синдрома раздраженного кишечника с преимущественными запорами. Острый холецистит и острый гепатит в стадии выздоровления. Хронический гепатит. Хронический холецистит и желчнокаменная болезнь. Подагра, фосфатурия. Сахарный диабет II типа без сопутствующего ожирения. Заболевания сердечно-сосудистой системы с нерезким нарушением кровообращения, гипертоническая болезнь, ИБС, атеросклероз периферических сосудов. Острые инфекционные заболевания.

Диета с физиологическим содержанием белков, жиров и углеводов, обогащенная витаминами, минеральными веществами, растительной клетчаткой (овощи, фрукты). При назначении диеты больным сахарным диабетом рафинированные углеводы (сахар) исключаются. Ограничиваютсяазотистые экстрактивные вещества, поваренная соль (6-8 г/день), продукты, богатые эфирными маслами, исключаются острые приправы, шпинат, щавель, копчености. Блюда приготовляются в отварном виде или на пару, запеченные. Температура горячих блюд — не более 60-65 °С, холодных блюд — не ниже 15 °С. Свободная жидкость — 1,5-2 л. Ритм питания дробный, 4-6 раз в день

(рафинированные углеводы исключаются из диеты больных сахарным диабетом)

Вариант диеты с механическим и химическим щажением

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки в стадии обострения и нестойкой ремиссии. Острый гастрит. Хронический гастрит с сохраненной и высокой кислотностью в стадии нерезкого обострения. Гастроэзофагеальнаярефлюксная болезнь. Нарушения функции жевательного аппарата. Острый панкреатит, стадия затухающего обострения. Выраженное обострение хронического панкреатита. В период выздоровления после острых инфекций; после операций (не на внутренних органах).

Диета с физиологическим содержанием белков, жиров и углеводов, обогащенная витаминами, минеральными веществами, с умеренным ограничением химических и механических раздражителей слизистой оболочки и рецепторного аппарата желудочно-кишечного тракта. Исключаются острые закуски, приправы, пряности; ограничивается поваренная соль (6-8 г/день). Блюда приготовляются в отварном виде или на пару, протертые и не протертые. Температура пищи — от 15 до 60-65 °С. Свободная жидкость -1,5-2 л. Ритм питания дробный, 5-6 раз в день.

Вариант диеты с повышенным количеством белка (высокобелковая диета)

После резекции желудка через 2-4 месяца по поводу язвенной болезни при наличии демпинг-синдрома, холецистита, гепатита. Хронический энтерит при наличии выраженного нарушения функционального состояния пищеварительных органов. Глютеноваяэнтеропатия, целиакия. Хронический панкреатит в стадии ремиссии. Хроническийгломерулонефрит нефротического типа в стадии затухающего обострения без нарушений азотовыделительной функции почек. Сахарный диабет I или II типа без сопутствующего ожирения и нарушений азотовыделительной функции почек. Ревматизм с малой степенью активности процесса при затяжном течении болезни без нарушения кровообращения; ревматизм в стадии затухающего обострения. Туберкулез легких. Нагноительные процессы. Малокровие различной этиологии. Ожоговая болезнь

Диета с повышенным содержанием белка, нормальным количеством жиров, сложных углеводов и ограничением легкоусвояемых углеводов. При назначении диеты больным сахарным диабетом и после резекции желудка с демпинг-синдромом рафинированные углеводы (сахар) исключаются. Ограничиваются поваренная соль (6-8 г/день), химические и механические раздражители желудка, желчевыводящих путей. Блюда готовят в отварном, тушеном, запеченном, протертом и не протертом виде, на пару. Температура пищи -от 15 до 60-65 °С. Свободная жидкость — 1,5-2 л. Ритм питания дробный, 4-6 раз в день

Читайте также:  Лекарственные растения костромской области

250-350
30-40 (рафинированные углеводы исключаются из диеты больных сахарным диабетом и больных после резекции желудка с демпинг-синдромом)

Вариант
диеты с
пониженным количеством белка (низко-белковая диета)

Хроническийгломерулонефрит с резко и умеренно выраженным нарушением азотовыделительной функции почек и выраженной и умеренно выраженной азотемией

Диета с ограничением белка до 0,8 г, или 0,6 г, или 0,3 г/кг идеальной массы тела (до 60, 40 или 20 г/день), с резким ограничением поваренной соли (1,5-3 г/день) и жидкости(0,8-1 л). Исключаются азотистые экстрактивные вещества, алкоголь, какао, шоколад, кофе, соленые закуски. В диету вводятся блюда из саго, безбелковый хлеб, торе, муссы из набухающего крахмала. Блюда готовятся без соли, в отварном виде, на пару, не протертые. Пища отварная или готовится на пару, не измельченная. Рацион обогащается витаминами, минеральными веществами. Свободная жидкость -0,8-1,0 л. Ритм питания дробный, 4-6 раз в день

Вариант диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета)

Различные степени алиментарного ожирения при отсутствии выраженных осложнений со стороны органов пищеварения, кровообращения и др. заболеваний, требующих специальных режимов питания. Сахарный диабет II типа с ожирением. Сердечно-сосудистые заболевания при наличии избыточного веса

Диета с умеренным ограничением энергетической ценности (до 1300-1600 ккал/день) преимущественно за счет жиров и углеводов. Исключаются простые сахара, ограничиваются животные жиры, поваренная соль(3-5 г/день). Включаются растительные жиры, пищевые волокна (сырые овощи, фрукты, пищевые отруби). Ограничивается жидкость. Пища отварная или готовится на пару, без соли. Свободная жидкость — 0,8-1,5 л. Ритм питания дробный, 4-6 раз в день

Контроль за хранением и ассортиментом продуктов, разрешенных к передаче в стационаре

Контроль за хранением и ассортиментов продуктов возложен на палатную сестру. Продукты принимают в отделение в дни посещенией и установленные часы согласно режиму дня отделения. Запрещено передавать консервы, торты, вареные колбасы, алкоголь. Ежедневный контроль за санитарным состоянием тумбочек, холодильников, сроком хранения продуктов возложен на палатную сестру.

В тумбочках хранят:

Сухие продукты – печенье, бублики, сухари, варенье

В холодильнике хранят:

Свежие молочные продукты в упаковке – не более 1 суток

Кисломолочные – не более 2 суток

Продукты помещают в индивидуальные пакеты с указанием даты, Ф.И.О. пациента и номера палаты.

естественное-пероральное, обычное питание

Здоровый человек имеет свои индивидуальные вкусовые пристрастия и желания. Предпочтения в питании могут не совпадать с его физиологическимстасусом. Для организма благоприятно 3-6 разовое питание: в сутки три основных приема-завтрак, обед, ужин; дополнительно могут быть второй завтрак, полдник, кефир перед сном. Стационарное питание четырехразовое, дробное питание – 5-6 кратное, малыми порциями.

Кормление тяжелобольных пациентов в постели с помощью поильника, ложки (приложение №2,3).

Искусственное питание применяется в случаях невозможного или затруднительного естественного питания.

Зондовое питание назначает врач при расстройстве глотательной функции, бессознательном состоянии, хирургических вмешательствах на желудке, аномалиях развития при сохраненной проходимости пищевода.Смену зонда проводят каждые 2-3 недели. Для питания используют измельченную пищу, питательные смеси, содержащие сбалансированные компоненты по белкам, жирам, углеводам, минералам и витаминам.

Кормление пациента через назогастральный зонд, уход за назогастральным зондом (приложение №4,5)

Кормление пациента с помощью зонда, введенного в желудок через гастростому(греч. gaster -желудок, stoma -рот, отверстие), назначают при непроходимости пищевода в связи с ожогами, ранениями, опухолями. В этих случаях к свободному концу зонда присоединяют воронку, через которую вначале малыми порциями(50мл) 6 раз в сутки вводят в желудок подогретую жидкую пищу. Постепенно объем вводимой пищи увеличивают до 250-500 мл, а числокормлений сокращают до 4 раз.

Кормление пациента через гастростому(приложение №6)

Парентеральное питание назначается пациентам при непроходимости пищевода (спайки, новообразования, травмы),предоперационная подготовка, послеоперационный период. Для этой цели используют парентеральные препараты:

Белковые — растворы аминокислот (аминалон, аминопептид, гидролизат казеина)

Жировые –жировые эмульсии (липофундин, липозин)

Углеводные – растворы глюкозы

Минеральные – солевые растворы

Витамины – аскорбиновая кислота, витамины группы В

Задания для самостоятельной работы студентов

1.Работа в парах: отработка манипуляции кормление пациента через назогастральный зонд.

2.Решение ситуационных задач.

№1. В стационаре на лечении находится пациент 62 лет, после перенесенного инсульта. Аппетит хороший, но принимать пищу самостоятельно не может из-за тремора рук.

Какая потребность нарушена у пациента?

Сестринские вмешательства в данной ситуации.

№2. В хирургическом отделении находится на лечении пациент Сидоров. Состояние тяжелое, пациент без сознания.

Какие потребности нарушены?

Какой вид кормления следует применить в данном случае?

№3. Пациенту Иванову, находящемуся на лечении в стационаре с диагнозом острый гастрит, назначена диета с механическим и химическим щаженим. Родственники пациента принесли ему следующие продукты: горячие пирожки, жареную курицу, корченую колбасу, бананы, апельсины, йогурт, обезжиренный творог.

Какие продукты следует оставить пациенту?

Дайте рекомендации к данной диете.

№4. В ЛОР отделение стационара на лечении находится пациентка 46 лет. Женщина проживает одна в благоустроенной квартире, работает бухгалтером, во время обеденного перерыва предпочитает быструю еду «фаст-фуд», с целью экономии времени. Имеет лишний вес, ведет малоактивный образ жизни. После работы любит побаловать себя кондитерскими изделиями, свежей выпечкой.

Какой вариант диеты ей будет назначен врачом?

Дайте характеристику данной диеты.

№5. В урологическое отделение стационара доставлен пациент с диагнозом пиелонефрит. Ему назначена диета с пониженным содержанием белка. К вам обратились родственники с просьбой дать рекомендации относительно питания.

Дайте характеристику данной диеты.

Вопросы для закрепления изученного материала

Основные принципы рационального питания

Биологическое значение белков

Биологическое значение жиров

Биологическое значение углеводов

Значимость витаминов в жизнедеятельности человека

Минеральные вещества и обмен веществ в организме

Потребности человека в жидкости

Организация питания пациентов в стационаре

Характеристика основных лечебных столов

Показания к применению искусственного питания

1.Учить конспект лекций

2. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник /Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоцветова; под ред. В.В. Морозова стр. 353-385

3. Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций:учебное пособие /Н.В.Широкова и др.- М:ГЭОТАР-Медиа, 2013.стр43-48

3. Варианты домашних заданий:

Составить кроссворд на тему Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов»

Тестовые задания по теме:

Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов

Укажите один правильный ответ

№1.Наука о питании называется:

№2. Питание с оптимальным соотношением пищевых веществ:

№3. Питание с учетом возраста, пола, конституции, трудовой деятельности, природных и социально-экономических факторов:

№4.Суточная энергетическая ценность рациона человека белками обеспечивается:

№5. Суточная энергетическая ценность рациона человека углеводами обеспечивается:

№6. Механическая обработка предусматривает:

4. приготовление на пару

№7. Химическоещажение пищи исключает из рациона:

3.первые мясные блюда

№8. При составлении диеты не учитывают

№9.Источником углеводов является

№10.Кто определяет вид лечебного питания

№11.Цель основного варианта стандартной диеты

1.нормализация секреторной деятельности ЖКТ, обмена веществ, разгрузка сердечно-сосудистой системы

2.стимуляция заживления и уменьшение воспалительного процесса

3.максимальноещажение функции почек

4.предупреждение и устранение избыточного накопления жировой ткани в организме

№12.Безсолевая диета с ограничением белка и жидкости

№13.Температура горячих блюд не превышает

№14.Что не является функцией диет.сестры

1.оформление порционного требования

2. составление меню-раскладки

3.контроль, за санитарным состоянием буфета и столовой

4. контроль медицинского обследования работников пищеблока

№15. Полное отсутствие аппетита это

№16. Источником животных жиров в рационе питания является-масло

№17. Калорийность суточного рациона взрослого здорового человека

1. 1000-2000 ккал

2. 2000-3000 ккал

3. 3000-4000 ккал

4. 4000-5000 ккал

№18. Естественное питание человека осуществляется

4. с помощью гастростомы

№19. Показанием к кормлению пациента через гастростому является

2. послеоперационный период

3.растройство акта глотания

20.При парентеральном питании используют

1. питательные смеси

4. белковые, жировые, углеводные препараты

Ответы проблемно-ситуационные задачи

№1. У пациента нарушена потребность в питании.

В данной ситуации следует применить обычное питание тяжелобольного пациента с помощью ложки, поильника. Для этого следует:

Приготовить жидкую, полужидкую пищу, обеспечить пациенту положение Фаулера

Вымыть руки себе и пациенту, прикрыть грудь пациента салфеткой

Наполнить ложку пищей на 2/3 объема, поднести ложку ко рту, прикоснуться к губам, поместить пищу на язык.

Кормить пациента через поильник глотками, малыми порциями

Дать прополоскать рот, обработать салфеткой

Убрать посуду, вымыть и осушить руки, обеспечить комфортное положение пациенту

№2. Нарушены потребности в питании, движении, общении, поддержания личной гигиены, выделении. В данной ситуации следует применить искусственное кормление через назогастральный зонд

№3. Пациенту следует оставить йогурт, обезжиренный творог, бананы, апельсины.

В данной диете следует исключить: острые закуски, приправы, пряности, свежий хлеб, жирные сорта мяса и рыбы, сливки, сметану, бобовые, рассыпчатые каши, крепкие бульоны.

Пища готовится на пару, в отварном виде, запеченная, протертая и непротертая. Режим питания: 5-6 раз в день, дробный.

№4. Врач назначит пациентке низкокалорийную диету.

Характеристика диеты: умеренное ограничение энергоценности, преимущественно за счет жиров и углеводов, исключение простых сахаров, ограничение животных жиров, поваренной соли (3-5 г в день ). В рационе растительные жиры, пищевые волокна, ограничение жидкости 800-1500 мл. Энергетическая ценность рациона: 1340-1550 какл.

№5. Характеристика низкобелковой диеты: ограничение белка 20-60 г в день. Пища без соли, обогащенная витаминами, минеральными веществами, жидкости не более 1 литра. Молоко добавляют только в блюда. Энергетическая ценность:2120-2650 ккал. Исключаются: сосиски, рыба, колбасы, субпродукты, алкоголь, соленые закуски, приправы, бобовые, какао, шоколад. Пища готовится в отварном виде, на пару. Режим питания: 4-6 раз в день, дробный.

Ответы на вопросы исходного уровня

Пищеварение-процесс физической и химической обработки пищи в желудочно-кишечном тракте до состояния всасывания и участия в обмене веществ.

Пищеварение осуществляют соки слюнных желез, поджелудочной железы, железистые клетки слизистых оболочек полости рта, желудка и кишечника.

Конституция-строение организма человека

Телосложение человека определяют: конституция, рост и масса тела.

Конституцию определяют: (внешний вид, структура и функции всех систем), зависит от генетических и социальных факторов, образа жизни (питания, физической активности, вредных привычек)

Типы телосложения: нормостенический, астенический, гиперстенический.

Нарушение функций органов зрения «куриная слепота»

Источник

Оцените статью