- Лекарственное страхование
- Как работает система в других странах
- Что в России?
- Введение страхования — дело будущего
- Какие проблемы может решить страхование
- Добровольное лекарственное страхование
- Вопросы и ответы от «СМП-Страхование»
- Василий Ряженов: Ни в одной стране мира нет достаточных средств на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение всего населения
- Лекарственное страхование вместо лекарственного обеспечения
- Лекарства не для всех
- Европейские модели
- Коронавирусный эффект
- Фармсловарь
- Кому выгодно
- Кировская аномалия
- 1284 млрд руб.
- Страховая против бюджетной
Лекарственное страхование
Страхование лекарственного обеспечения (ЛО) — система, обеспечивающая население бесплатными лекарствами или компенсаций части их стоимости. В России предполагают ввести обязательное страхование ЛО, что поможет сделать медпрепараты доступными всем россиянам, независимо от их социального статуса и материального положения.
Как работает система в других странах
Многие страны Евросоюза, США и Великобритания возмещают всем гражданам расходы на лекарственные средства на этапе амбулаторного лечения, регулируют цены на лекарства, продают медикаменты со скидками. Например, социальным льготникам (инвалидам, лицам малообеспеченным, старше 65 лет и страдающим определенными заболеваниями), лекарства дают бесплатно. Остальным категориям граждан государство предоставляет скидку 10-90% (в зависимости от группы лекарств, прав на льготы) на препараты, выписанные лечащим врачом.
В Германии за препарат, дешевле 5 € покупатель заплатит полную цену, от 5 до 50 — 5 евро, 51-99 евро — 10% стоимости, но не больше 10 €. Лекарства, дороже 100 €, покупают за 10 €.
В Бельгии размер компенсации зависит от группы лекарственных средств. Так за спазмолитики пациенты платят 50% стоимости, за антибиотики — 25%, по другим группам препаратов — 60-80%.
Во Франции сумма возмещения зависит от заболевания и составляет 0 (лекарства бесплатные)-65%.
В Англии пациент платит за медпрепарат около 6 фунтов, независимо от его цены.
Доля государственного участия в лекарственном обеспечении граждан в Германии, Испании, Чехии составляет около 70%. Таким образом, государство берет на себя ответственность за финансирование медпомощи.
Что в России?
В РФ с 2005 года существует дополнительное ЛО — система обеспечения отдельных категорий граждан бесплатными препаратами, изделиями медицинского назначения и продуктами лечебного питания.
Сегодня в списке льготников:
- инвалиды;
- ветераны войн;
- герои России;
- лица с некоторыми хроническими заболеваниями (диабетики, астматики, онко-больные и другие).
Список препаратов, положенных этим людям, утверждают на федеральном и региональном уровне.
Основная проблема — из-за существующей системы закупок пациенты не могут получить нужные препараты, долго ждут их, вынужденно прерывая лечение. Кроме того, механизм ДЛО не защищает льготника при смене места жительства — в другом регионе действуют другие положения о льготных медикаментах.
С 29.11.10г. в стране действует закон «Об обязательном медицинском страховании граждан» (№326-ФЗ). Фармакологическая помощь приравнивается к медицинской и включается в ОМС, но на практике не всегда удается воспользоваться государственными льготами. Объем и условия лекарственной помощи определяют территориальные программы обязательного медстрахования. Льготы на медикаменты распространяются только, когда пациента забирает скорая или он находится в стационаре. При амбулаторном лечении лекарства больные покупают за свой счет.
Страхование ЛО поможет избежать таких проблем и обеспечить медикаментами всех граждан, а не только льготников и тяжелобольных.
Введение страхования — дело будущего
Систему страхования ЛО, как обязательного вида страхования, в нашей стране собирались ввести еще в 2008 году. Идея заключалась в том, что пациенты с полисом платят за рецептурные лекарства до 50% их стоимости, а 50% возмещают из бюджетных средств. Кризис 2008 года заставил правительство отказаться от этой идеи. Потом к ней неоднократно возвращались.
В Госдуме уже несколько лет на рассмотрении находится законопроект по обязательному лекарственному страхованию, разработанный по поручению Президента РФ. Если закон примут, россияне смогут покупать дорогостоящие препараты и получать качественную медицинскую помощь, независимо от своего материального положения.
По мнению Минздрава, для внедрения всеобщей страховой программы на территории России нужно ввести электронную систему отслеживания препаратов в аптеках и электронные рецепты. Первый шаг в этом направлении уже сделан — с 1 января 2021 года в стране заработал Федеральный регистр граждан, имеющих право на льготные лекарства, медизделия и лечебное питание за счет госбюджета. Правила ведения ресурса утверждены Правительством РФ (постановление №1656 от 12.10.20г.). Регистр составляют ПФР и Минздрав. В него вносят сведения о количестве льготников, их диагнозе и категории заболевания, об обеспеченности лекарствами каждого из них. Включение граждан в регистр — по сведениям ПФР, МСЭ, органов соцзащиты, медучреждений.
Какие проблемы может решить страхование
- Профилактика заболеваний у работающего населения.
- Увеличение продолжительности жизни граждан.
- Отказ населения от самолечения.
- Экономия на дорогих лекарствах.
- Сохранение доходов и направление средств на другие нужды.
Если люди будут знать, что получат препарат бесплатно или его покупка не скажется на семейном бюджете, то обязательно станут посещать врачей. Медикаменты будут отпускать аптеки, заключившие договор со страховщиками. Фармацевтические компании станут стремиться к расширению ассортимента лекарственных средств. Пациенты перестанут искать жизненно необходимые препараты в других странах, ездить за ними в другие регионы РФ. Средства, сэкономленные с помощью страхования, можно потратить на приобретение бытовой техники, поездку в санаторий, на обучение.
Добровольное лекарственное страхование
Страхование ЛО — не новшество для отечественного страхового рынка. Многие страховщики включают лекарственное страхование в виде дополнительной опции к ДМС или предлагают купить к добровольной медстраховке отдельные программы лекарственного возмещения.
Такой продукт дает возможность получать медикаменты бесплатно или со скидкой. Для реализации ЛО СК может заключить договор с аптечной сетью или создать собственный склад препаратов.
При покупке полиса ДМС или страховой программы рекомендуем получить у страховщика ответы на такие вопросы:
- Порядок компенсации расходов, нужно ли заранее обсуждать с СК, какой препарат можно покупать.
- Есть ли лимит для возмещения затрат на лекарства.
- Где можно покупать медикаменты (перечень аптек) и оплачивает ли СК их доставку.
- Есть ли утвержденный список препаратов и какие полис не покрывает.
Вопросы и ответы от «СМП-Страхование»
Попадут ли под обязательное лекарственное страхование ИП и самозанятые?
Да, участниками программы станут работающие и неработающие граждане.
Как застрахованные пациенты будут получать лекарства?
Врач выписывает электронный рецепт, по которому застрахованное лицо получает препарат в государственной или частной аптеке. Счет за приобретенные медикаменты аптека выставляет страховщику.
Когда запустят систему обязательного страхования ЛО?
Специалисты Минздрава прогнозируют запуск программы не раньше 2025 года.
Источник
Василий Ряженов: Ни в одной стране мира нет достаточных средств на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение всего населения
Ɔ. В чем отличие нынешней системы получения льготных лекарств от лекарственного страхования?
Сегодня граждане России могут рассчитывать на бесплатные лекарства, только попав в стационар — затраты на покупку препаратов в этом случае покрывает система ОМС. При лечении амбулаторно льготные лекарства получает не больше 20 процентов населения, или около 30 миллионов человек: люди с инвалидностью, ветераны и дети до трех лет. Система лекарственного страхования необходима, чтобы «покрыть» остальные 80 процентов россиян, не имеющих права на бесплатные лекарства. Им будет предложена «базовая лекарственная помощь». Изначально, когда вводилось ОМС, подразумевалось, что следующим шагом станет внедрение системы «всеобщего лекарственного обеспечения» — так лекарственное страхование называют в Минздраве.
Ɔ. Работодатель перечисляет в федеральный фонд ОМС около 5% от зарплаты сотрудника. После внедрения лекарственного страхования размер этих отчислений вырастет?
Да, потребуются дополнительные перечисления в страховые компании. Их размер не превысит 2–3% от заработной платы.
Ɔ. Попадут ли под «лекарственное страхование» ИП и самозанятые?
Речь идет о всеобщем лекарственном обеспечении. Участниками программы станут все работающие и неработающие граждане страны.
Ɔ. Как технически будет выглядеть схема получения лекарства пациентом?
Врач будет выписывать рецепт в электронном виде. По этому рецепту человек сможет получить лекарства в ближайшей государственной или частной аптеке, которая потом выставит счет страховой компании. Это очень простая и прозрачная процедура, которая, правда, требует создания «сквозной» информационной системы: поставщик лекарств — врач — пациент — аптека — страховая компания.
Ɔ. Какие препараты включает «базовая лекарственная помощь»?
Это будут лекарства, входящие в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. — Прим. ред.), цены на них регулируются государством. Сегодня в этом списке больше 3000 наименований. Вероятнее всего, это будут только отечественные препараты, в том числе российские дженерики.
Ɔ. Замена оригинальных лекарств дженериками настораживает.
В рамках системы лекарственного страхования у человека не будет обязательства использовать именно дженерик. Если он захочет купить оригинальный препарат, который, как правило, существенно дороже, государство компенсирует часть затрат, например, в размере стоимости дженерика. Оставшуюся часть пациент должен будет оплатить сам. В мировой практике это называется «соплатеж». Пилотные проекты по всеобщему лекарственному обеспечению еще не завершены, и точных параметров системы пока нет.
Ɔ. Все ли дженерики одобрены Всемирной организацией здравоохранения и считаются безопасными за рубежом?
Любое продаваемое в России лекарство можно считать безопасным и клинически эффективным. Если препарат легально обращается на российском фармрынке, значит, он прошел регистрацию в Минздраве. При этом, конечно, клиническая эффективность оригинального лекарства и дженерика может отличаться.
Ни в одной стране мира в настоящее время нет достаточных средств на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение всего населения. Не стоит забывать, что стоимость оригинальных препаратов зачастую очень высока. Эксперты ВОЗ для снижения стоимости фармакотерапии рекомендуют политику замены оригинальных препаратов дженериками.
Ɔ. Вы говорите, что у дженериков подтверждена только безопасность, но не эффективность. Не получится ли так, что врачи будут вынуждены выбирать неоптимальное лечение и жертвовать эффективностью ради того, чтобы пациент получил лекарство бесплатно?
Если мы говорим о дженериках производства крупных известных компаний, то клиническая эффективность будет сопоставима.
Ɔ. Некоторые ваши коллеги считают, что лекарств из списка ЖНВЛП может быть недостаточно, что этот список раздут и большинство препаратов из него не востребованы. Вы учитываете этот фактор при разработке системы?
Действительно, некоторые препараты из списка ЖНВЛП очень давно обращаются на российском фармацевтическом рынке и могут быть неактуальны. Но это единичные случаи. Я не считаю перечень «раздутым». У врача должен быть широкий выбор альтернатив, и текущий перечень предоставляет такую возможность.
Ɔ. В список ЖНВЛП входит много препаратов, не имеющих доказанной эффективности. Зачем государство тратит на них деньги, если это не снижает бремя нагрузки на систему здравоохранения?
Не стоит недооценивать российских лечащих врачей и организаторов здравоохранения. Никто не будет закупать и использовать неэффективные лекарства. Так что никакой излишней нагрузки на бюджет здравоохранения я тут не вижу.
В России действует программа «Двенадцати нозологий», по которой бесплатно получают лекарства в том числе и больные рассеянным склерозом. Это очень дорогие препараты, стоимость одного из них превышает миллион рублей. Внедрение лекарственного страхования как-то коснется таких пациентов? Им тоже будут лишь «софинансировать» покупку лекарств?
Россияне, получающие лекарственную помощь по этой программе, относятся к категории льготников, это как раз те 20 процентов граждан, о которых я говорил выше. Это государственная помощь, которая не изменится после внедрения системы всеобщего лекарственного обеспечения. Эти люди продолжат получать дорогостоящие препараты на безвозмездной основе.
Ɔ. В чем выгода государства во внедрении лекарственного страхования? Первая мысль, которая приходит в голову: оно не справляется и хочет переложить часть своих обязанностей на граждан.
Конечно, бюджеты на закупку лекарств сильно ограничены. Это проблема всех стран, не только России. То, что 80 процентов населения не охвачено льготным лекарственным обеспечением на амбулаторном этапе, негативно влияет на все: от показателей смертности и рождаемости до эффективности труда.
Сегодня не все россияне после выхода из больницы или посещения поликлиники продолжают назначенное лечение. Они просто не покупают лекарства в аптеке, не хотят платить из своего кармана. Лекарственное страхование эту ситуацию должно исправить. Благодаря ему система здравоохранения сможет отслеживать эффективность лечения пациента.
Ɔ. Пилотный проект лекарственного страхования сейчас действует в Кировской области. Там участникам эксперимента, страдающим от гипертонии, выдавали препараты для нормализации давления. Какие результаты?
Это проект лекарственного обеспечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, не входящих в льготные категории граждан. В данном случае использовалась модель «соплатежа», о которой мы говорили раньше. Предварительные результаты показывают снижение как общей смертности, так и смертности в трудоспособном возрасте.
Ɔ. Какой размер должен быть у фонда лекарственного страхования? Сколько россияне тратят на лекарства?
В Минздраве считают, что потенциальные затраты фонда составят более 555 миллиардов рублей. Сам фармацевтический рынок в России в прошлом году оценили почти в 2 триллиона рублей.
Ɔ. О скором запуске системы лекарственного страхования в Минздраве говорят уже несколько лет. Ранее ее хотели внедрить уже в 2020 году. Сейчас понятно, что это произойдет гораздо позже. Есть какая-то определенность в этом вопросе?
Говорить о сроках сложно, но на полноценный запуск программы потребуется не менее двух-трех лет.
Источник
Лекарственное страхование вместо лекарственного обеспечения
В октябре, выступая на заседании комиссии «Единой России» по подготовке предвыборной программы партии, ее глава и зампредседателя Совбеза Дмитрий Медведев сказал: «Нужно поставить задачу по обеспечению лекарствами по рецепту, который назначен врачом, всех граждан за счет государственных средств, используя механизмы обязательного лекарственного страхования». Многие регионы России получили предложения об участии в пилотных проектах лекарственного страхования, но местные власти оставили их без внимания, поскольку это требует выделения средств из бюджета. При этом нынешняя попытка внедрить страховую модель лекарственного обеспечения далеко не первая, переход на нее обсуждается уже почти 10 лет. «Ведомости» разбирались, почему эта модель выгодна и населению, и бизнесу, и государству – и почему до сих пор не внедрена.
Лекарства не для всех
В России большую часть лекарств люди покупают за свой счет – бесплатно их получают только пациенты, проходящие лечение в стационарах, и льготные категории граждан. По данным DSM Group, за девять месяцев 2020 г. жители страны потратили на медикаменты 820 млрд руб., а расходы государства за тот же период составили 184 млрд руб. на лекарства для льготников и 280 млрд руб. – для стационаров.
Право на получение бесплатных лекарств – мера социальной поддержки, которую традиционно называют льготным лекарственным обеспечением населения. Существует две категории льготников – федеральные и региональные. К первым относятся инвалиды, ветераны, Герои России и другие категории, определяемые по статусу, а не по медицинскому диагнозу. Для них лекарства закупаются за счет федерального бюджета в соответствии с ежегодно утверждаемым списком. А региональные льготники – это люди, имеющие хронические заболевания (к ним, в частности, относятся сахарный диабет и бронхиальная астма), перенесшие инфаркт миокарда (лекарства предоставляются им бесплатно в течение первых шести месяцев после инфаркта), дети до трех лет. Медикаменты для них закупаются за счет местных бюджетов – список лекарств ежегодно утверждается на уровне области, края или республики и зависит от возможностей бюджета и социальной политики региона. Поэтому региональный льготник, переехав в другой регион, может получать меньше бесплатных лекарств или, наоборот, больше. Все льготные препараты выдаются только по рецепту врача.
Существующая система низкоэффективна, поскольку охватывает совсем небольшую часть населения. По данным Минздрава, в России право на бесплатные лекарства имеет 19% населения – это около 28 млн человек (для сравнения: в странах Европы ту или иную компенсацию на медикаменты получает около 90% граждан). При этом, согласно информации Минздрава, половина из них отказалась от этой возможности – в соответствии с законом № 122-ФЗ от 2004 г. «О монетизации льгот» они выбрали денежную компенсацию. Для федеральных льготников размер этой компенсации вырос с 350 руб. в месяц в 2005 г. до 860 руб. в 2020 г.
Федеральные льготники, выбравшие денежную компенсацию и попадающие в категорию региональных, обеспечиваются лекарствами за счет средств местных бюджетов. Но регионы постоянно сокращают расходы, урезая списки бесплатных лекарств. Еще в 2018 г. на это обращал внимание президент Путин. «В разных регионах отличаются перечни доступных льготным категориям граждан препаратов. В одной области в список включены только 180 наименований, в другой – 317, в третьей – уже 554. Это означает, что льготники, проживающие в одном регионе, получают такие лекарства, а живущие рядом не получают», – говорил он на совещании, посвященном повышению эффективности лекарственного обеспечения.
Существующая система льготного лекарственного обеспечение не предусматривает возможности получать бесплатные лекарства людям с низким доходом (например, пенсионерам) и безработным, если они не входят в льготные категории. Согласно опросам ВЦИОМа, 20% пациентов вынуждены отказываться от покупки выписанного врачом препарата, ссылаясь на нехватку денег.
Европейские модели
В Западной Европе возможность получать лекарства бесплатно или со скидкой является частью медицинского страхования, обязательного для всех граждан. Полностью бесплатно получают препараты люди с низкими доходами, безработные, пенсионеры, дети и подростки до 16–18 лет, а также страдающие хроническими заболеваниями. Всем остальным предоставляется скидка, которая может колебаться от 10 до 90% в зависимости, например, от группы лекарств или прав на льготы для различных категорий населения. Обязательным является наличие рецепта от врача, иначе лекарство не купить.
Практикуется два типа соплатежей: человек либо сразу оплачивает в аптеке только часть стоимости лекарства, либо, купив его за полную стоимость, обращается за возмещением в страховую компанию. Во втором случае, например, во Франции деньги вернутся на счет покупателя в течение пяти дней. Некоторые аптеки сразу продают препарат со скидкой, и тогда страховая компания возмещает скидку самой аптеке, а не потребителю. В зависимости от группы препарата возмещается 25, 50 или 75% стоимости.
В Финляндии компенсация выплачивается, если человек потратил на лекарства больше 50 евро в год (превысил так называемую начальную личную ответственность). Сумма компенсации устанавливается отдельно по каждой группе препаратов-аналогов с единым международным непатентованным наименованием (МНН), которые отличаются торговыми названиями и ценой. Для каждого МНН государство устанавливает ориентировочную цену, от которой и рассчитывается сумма возмещения, – цена реализации препарата может быть больше ориентировочной цены, но аптека вычитает сумму компенсации из полной стоимости, и человек оплачивает только остаток. Например, ориентировочная цена препарата составляет 10 евро, а цена продажи – 30 евро. Страховая компания готова возмещать 40% ориентировочной цены – 4 евро. Значит, покупка обойдется человеку в 26 евро. Если покупать менее дорогой аналог того же МНН, то лекарства обойдутся дешевле.
В Германии сумма соплатежа со стороны человека зависит от стоимости лекарства, но не превышает 10 евро за упаковку. Если она стоит дешевле 5 евро, человек заплатит полную цену, если от 5 до 50 евро, то 5 евро, за лекарство стоимостью 51–99 евро – 10%, а препараты дороже 100 евро приобретаются за 10 евро.
В Бельгии сумма возмещения зависит от группы препаратов. За антибиотики, противоастматические и антигипертензивные препараты пациенты платят 25% стоимости упаковки, но не более 10,8 евро. Соплатежи за спазмолитики делятся пополам. По другим группам препаратов пациент платит 60 или 80% стоимости.
В Великобритании все медикаменты продаются по 7,65 фунта стерлингов за рецепт независимо от количества указанных в нем препаратов. Если купить сертификат предварительной оплаты на 4 или 12 месяцев, то дополнительно платить за выписанные лекарства не придется. Сертификат на год стоит 100 фунтов.
Коронавирусный эффект
Несостоятельность сложившейся в России схемы лекарственного обеспечения проявилась в период пандемии. В октябре – ноябре 2020 г. из-за резко возросшего спроса в аптеках наблюдался дефицит антибиотиков и препаратов, назначаемых при лечении коронавируса. «Запросы клиентов резко сместились в сторону противовирусных средств и лекарств, входящих в схему лечения ковида. Во многих больницах, например на Урале и в Поволжье, существует нехватка одновременно и лекарств, и больничных коек, поэтому пациенты либо лечатся дома, либо закупают препараты, которых не хватает при лечении в стационаре», – отметила Аделя Кальметьева, генеральный директор аптечной сети «Фармленд» (1200 аптек в восьми регионах). При этом жители России, как известно, склонны к самолечению и нередко сами себе «назначают» препараты, которые должен выписывать врач. И многие аптеки часто пользуются этим к своей выгоде, продавая лекарства без рецептов. Тем более что по закону без рецепта запрещается продавать только препараты количественного учета (например, психотропные или наркотические).
Обсуждаемая система лекарственного страхования решает эту проблему – в этой системе аптека получает деньги не от пациента, а от страховой компании или государства на основании выписанного рецепта врача. Как считает Кальметьева, в ситуации пандемии лекарственное страхование снизило бы финансовую нагрузку на представителей социально незащищенных категорий населения, обеспечило бы возросшие потребности в лекарствах и помогло бы избежать паники. Аптеки не стали бы сбывать сотни упаковок всем желающим, а продавали бы лекарства только по рецептам. Рецепт, выписанный врачом, был бы внесен в систему учета, и препарат под него был бы запланирован на складе. И пациент гарантированно получил бы лекарство, причем со скидкой или бесплатно.
Фармсловарь
Международное непатентованное наименование (МНН) – химическое наименование действующего вещества препарата. Лекарств с одним и тем же действующим веществом могут быть сотни, они считаются взаимозаменяемыми.
Торговое название – бренд, под которым лекарство зарегистрировано и продается. Торговое название может совпадать с МНН или отличаться от него.
Дженерик – препарат с той же химической формулой, что и оригинальный, запатентованный компанией-разработчиком. По окончании срока патента формулу могут использовать другие производители, выпуская генерические препараты (дженерики). Клинические испытания дженерика должны доказать, что он так же эффективен, как оригинальный препарат. Все дженерики, выпускаемые по одной химической формуле (одному МНН), называются аналогами.
Система фармстрахования эффективна не только в условиях форс-мажора, но и в «мирное» время, поскольку позволяет сократить расходы на здравоохранение. Нередко люди экономят на лекарствах, выбирая более дешевые. «Если люди будут оплачивать только часть фактической стоимости лекарств, они смогут покупать более дорогие и эффективные аналоги. Адекватная терапия позволит купировать развитие заболеваний на ранних этапах и предотвратить развитие острых хронических форм и обострений, требующих стационарной помощи», – уверен директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Стационарная медпомощь требует расходов на высокотехнологичное медицинское оборудование, содержание больниц, зарплату врачей, медсестер, обслуживающего персонала, питание пациентов. Государству намного выгоднее лечить людей амбулаторно, компенсируя стоимость лекарств. «В долгосрочной перспективе фармстрахование поможет решить проблемы системы здравоохранения, в том числе сократить расходы бюджета на стационарное лечение, поскольку все больше пациентов смогут получать всю необходимую терапию амбулаторно», – продолжает Беспалов.
Кому выгодно
Система лекарственного страхования выгодна российской фармацевтической промышленности. «Если предоставить приоритет отечественным препаратам, это будет очень мощным инструментом стимулирования развития фармпрома. Причем регулироваться это может не жесткими ограничениями, а просто за счет установления коридора референтной цены для одного МНН. Там, где аналогов нет, а есть только оригинальные препараты, цена будет выше, чтобы иностранные компании могли закрывать потребность рынка», – объясняет Беспалов. Российские фармпроизводители выпускают в основном дженерики, что отвечает современным принципам лекарственного страхования – цена возмещения для дженериков со стороны государства всегда будет ниже. Если возмещение будет осуществляться на основе соплатежей со стороны пациентов, которые станут оплачивать лекарства со скидками от ориентировочной цены на МНН препарата, то с учетом низкой покупательной способности пожилых людей, нуждающихся в лекарствах в первую очередь, именно отечественная продукция будет пользоваться повышенным спросом.
Выгодно лекарственное страхование и аптекам. По данным DSM Group, за девять месяцев 2020 г. на льготные лекарства приходилось 14,3% розничного оборота в стоимостном выражении. Если фармстрахование охватит всех без исключения жителей России, аптеки получат стабильный поток покупателей. А приходя за рецептурным препаратом, человек нередко покупает и другие – витамины, косметику, гигиеническую продукцию, тонометры, термометры, парафармацевтику. А в случае если в России будет принята система соплатежей по ориентировочной цене МНН (по типу финской), аптека сможет зарабатывать на доплате со стороны пациента за более дорогие аналоги одного МНН.
Кировская аномалия
Переход на систему лекарственного страхования обсуждается не первый год. Нынешний вице-премьер Татьяна Голикова в бытность министром здравоохранения и социального развития планировала запустить ее еще в 2010 г. В 2015 г. Минздрав предлагал закрепить фармстрахование законодательно. В 2018 г. эту модель обсуждали на заседании Госсовета. Еще раньше, в 2013 г., правительство одобрило разработанную Минздравом «Стратегию лекарственного обеспечения населения до 2025 г.», рассчитанную на всех граждан, которая включает разработку и тестирование механизмов фармстрахования в рамках пилотных проектов в регионах. Однако на сегодня реализован только один такой проект – в Кировской области.
В 2013–2014 гг. в том регионе больные, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) и не имеющие права на льготы, получили возможность покупать лекарства за 10% от их стоимости – остальное доплачивал бюджет. За два года смертность от ССЗ в Кировской области сократилась втрое, на 25% снизилось количество вызовов скорой помощи и на 22% – количество людей, оформляющих инвалидность. Власти региона уверены, что соплатежи были одним из факторов этого успеха. При этом бюджет области сэкономил 90,5 млн руб. расходов на здравоохранение – втрое больше, чем было затрачено на реализацию проекта.
1284 млрд руб.
составил объем фармацевтического рынка России за девять месяцев 2020 г., по данным DSM Group (в ценах конечного потребителя). Это на 10,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В натуральном выражении объем рынка составил 4414 млн упаковок, сократившись на 18% против показателя за три квартала 2019 г. На долю коммерческого сектора пришлось 3741 млн упаковок (минус 17%), объем закупок льготных лекарств составил 133 млн упаковок (минус 18%), для госпитальных нужд было приобретено 540 млн упаковок (минус 19%)
Результаты, озвученные властями Кировской области, оказались настолько впечатляющими, что вызвали сомнения у экспертов. «Позитивный эффект с точки зрения экономики не мог проявиться так быстро. Параллельно велись сокращения численности врачей и койко-мест в стационарах, так что сокращение расходов, скорее всего, связано именно с этим», – говорила в 2016 г. Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения ВШЭ.
Проверить эффективность системы на других примерах не удалось. В 2016 г. тогдашний министр здравоохранения Вероника Скворцова предлагала внедрить 1–2-годичную программу лекарственного обеспечения для больных ССЗ, перенесших операцию. Предусматривалась система соплатежей: половину стоимости лекарств оплачивает пациент, половину бюджет. Минздрав оценивал стоимость программы в 2,4 млрд руб. Предложение было отклонено – регионы не захотели применять даже уже готовые схемы, и Минфин отказался выделять средства из бюджета.
Страховая против бюджетной
В итоге для внедрения системы лекарственного страхования не сделано практически ничего. Даже не решено, кто будет вносить страховые платежи – бюджет (федеральный или региональный) или граждане. «В нашей стране должно быть полноценное амбулаторное лекарственное обеспечение, но каким должен быть его формат – в рамках ли страхования или в рамках прямого бюджетного финансирования – вопрос дискуссионный», – говорит директор департамента по развитию продуктов и управлению портфелем медицинского страхования и страхования жизни СК «Альянс жизнь» Алексей Вигдорчик. Стоимость программы также неизвестна.
Единственная доступная на сегодня оценка – расчет стоимости системы фармстрахования на базе жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), сделанный экспертами ВШЭ в 2011 г. По их оценкам, потребовалось бы выделить $4 млрд (примерно 120 млрд руб. по актуальному на тот момент курсу доллара) дополнительно к средствам, израсходованным на закупку медикаментов для льготных категорий. По данным DSM Group, в 2011 г. на льготные лекарства из бюджета было потрачено 84,7 млрд руб. (из них 89% – на закупку импортных лекарств), а общий объем фармрынка в 2011 г. составлял 824 млрд руб.
С тех пор новых расчетов никто не проводил. Но, как утверждают Беспалов и гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, сегодня дополнительные расходы составили бы «несколько сотен миллиардов рублей в год», и то в случае, если речь идет только о рецептурных (а не обо всех) препаратах. Государство вряд ли будет выделять такие суммы из бюджета. Поэтому, считают эксперты, воплотить идею фармстрахования можно только при участии страховой системы. Иными словами, лекарственное страхование должно стать частью системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Взносы на ОМС оплачивает работодатель за каждого сотрудника. Тариф составляет 5,1% от суммы дохода работника. В 2019 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) работодатели перечислили 1323 млрд руб. Это 62,3% общих объемов дохода ФФОМСа. За счет целевых платежей из бюджетов на неработающее население было перечислено 710 млрд руб. Общие доходы ФФОМСа в 2019 г. составляли 2124 млрд руб.
«В идеале система должна быть федеральной, средства должны поступать из отчислений в ФФОМС. Но тех денег, которые там есть сейчас, недостаточно даже для покрытия нормального функционирования системы медицинской помощи, без лекарственного страхования, – говорит Беспалов. – Повышать отчисления в фонд тоже плохой вариант». Впрочем, резервы есть – согласно отчетам самого ФФОМСа, 25% собранных средств сегодня расходуется неэффективно, в частности из-за необоснованного назначения лечебными учреждениями обследований пациентов, искусственного увеличения сроков их пребывания в стационарах и простоев высокотехнологичного оборудования.
Участие страховых компаний позволит сделать систему более прозрачной. Страховщики заинтересованы в том, чтобы пациентов вылечивали быстрее и дешевле, не доводя дело до стационара, поэтому для них лекарственное страхование выгодно. Но система возмещения расходов на лекарства должна быть встроена в общую систему здравоохранения и иметь конкретные цели. Например, сейчас лекарства льготникам назначаются на основании утвержденных списков. В такой системе результат лечения никого не интересует. «Важно, чтобы лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях способствовало достижению целей системы здравоохранения, которыми в первую очередь являются снижение смертности и заболеваемости», – считает Вигдорчик. Если человека, попавшего в больницу по скорой, врачи пытаются вылечить, то в амбулаторном звене назначение лекарств происходит ради самого назначения, поясняет он.
Но пока все действия властей сводятся к решению технических вопросов. По указанию президента к 2021 г. в России будет создан единый федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами за счет бюджета. Все льготники смогут получать необходимые ЖНВЛП, а регионы – расширять лекарственный список, что уравняет возможности жителей разных городов и сделает систему более прозрачной. Но речь идет только о существующих льготниках – возможность для любого гражданина получить компенсацию за лекарства по-прежнему не предусматривается. В 2020 г. в регионы разосланы предложения об участии в пилотных проектах лекарственного страхования. Но местные власти не торопятся с их реализацией, поскольку это требует выделения средств из бюджета.
«Существующая нормативно-правовая база не позволяет реализовывать механизмы лекарственного возмещения и требует принятия новых законодательных актов, – констатировал Рамил Хабриев, академик РАН, научный руководитель ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко», выступая недавно на конференции, посвященной госрегулированию российской фармпромышленности. – Регулятор опасается массового спроса на препараты и ссылается на невозможность спрогнозировать объем средств и лекарств, которые будут необходимы. Чиновники объясняют, что для старта эксперимента требуется специальная структура для реализации и серьезные инвестиции».
Источник