- РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
- РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
- Требования к пляжам — 3.Актуальные темы
- Требования к пляжам
- РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
- РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
- Требования к пляжам — 3.Актуальные темы
- Требования к пляжам
- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Основные санитарно-эпидемиологические требования к санаториям и курортам — Надзор по коммунальной гигиене
- Основные санитарно-эпидемиологические требования к санаториям и курортам
- Основные санитарно-эпидемиологические требования к санаториям и курортам
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Требования к пляжам — 3.Актуальные темы
Требования к пляжам
Требования к пляжам
В преддверии пляжного сезона Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан информирует органы местного самоуправления и балансодержателей организованных мест купания и отдыха о требованиях, предъявляемых к обеспечению безопасности людей на пляжах и в других местах массового отдыха на водных объектах.
Требования определены Правилами охраны жизни людей на водных объектах, а критерии безопасности и безвредности водных объектов устанавливаются действующим санитарным законодательством. Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (статья 18) определено, что водные объекты, используемые в целях купания, занятий спортом, отдыха, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Разрешениена использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Критерии безопасности и безвредности для человека водных объектов устанавливаются СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Гигиенические требования к местам организованного массового отдыха населения у водных объектов определены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и ГОСТ 17.1.5.02-80 «Охрана природы, Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов», СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».
Согласно требованиям вышеуказанных нормативных документов, к зонам рекреации предъявляются следующие требования:
— соответствие качества воды водного объекта и санитарного состояния территории гигиеническим требованиям;
— наличие или возможность устройства удобных и безопасных подходов к воде;
— наличие подъездных путей в зону рекреации;
— безопасный рельеф дна (отсутствие ям, зарослей водных растений, острых камней и пр.);
— благоприятный гидравлический режим (отсутствие водоворотов, течений более 0,5 м/с, резких колебаний уровня воды);
— отсутствие возможности неблагоприятных и опасных процессов (оползней, обвалов, селей, лавин);
— удаление от портов и портовых сооружений, шлюзов, гидроэлектростанций, от мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота, а также других источников загрязнения.
— размещение за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий и с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения окружающей среды и источникам шума.
— выделение территории пляжа на функциональные зоны:
а) зона купания, граница зоны купания должна быть обозначена опознавательными знаками; в детском секторе должна иметь дно с пологим уклоном, с преобладающей глубиной 40-50 см, но не более 70 см;
б) зона отдыха (аэрарий, солярий, теневые навесы). Затенение отдельных участков пляжа должно обеспечиваться теневыми навесами, зонтами, тентами;
в) зона обслуживания(гардеробные, здания проката, буфеты, киоски и др.);
г) спортивная зона(площадки для настольного тенниса, волейбола, бадминтона, вышки для прыжков в воду, лодочная станция и т. п.);
д) зона озеленения;
е) детский сектор, для детей до 8-летнего возраста с игровыми сооружениями (песочницы, качели и пр.).
Должны быть предусмотрены помещение медицинского пункта, спасательной станции с наблюдательной вышкой, кабины для переодевания, душевые установки, питьевые фонтанчики, туалеты с водонепроницаемым выгребом (из расчета одно место на 75 посетителей) и урны. Контейнеры (не более 5) для мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями. Вывоз мусора следует осуществлять ежедневно ( до 8 часов утра).
Урны необходимо располагать на расстоянии 3-5 м от полосы зеленых насаждений и не менее 10 м от уреза воды; должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 м2 территории пляжа; расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м.
Расстояние от общественных туалетов до места купания должно быть не менее 50 м и не более 200 м.
На территории пляжа должны быть установлены фонтанчики с подводом питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Расстояние между фонтанчиками не должно превышать 200 м. Отвод использованных вод допускается в проточные водоемы на расстоянии не менее 100 м ниже по течению реки от границы пляжа. Запрещается отвод воды из питьевых фонтанчиков в места, не предназначенные для этой цели. В душевые установки должна подаваться питьевая вода.
Вблизи зоны рекреации должно быть предусмотрено устройство открытых автостоянок личного и общественного транспорта. Открытые автостоянки вместимостью до 30 автомашин должны быть удалены от границ зоны рекреации на расстоянии не менее 50 м, вместимостью до 100 автомашин — не менее 100 м, вместимостью свыше 100 автомашин — не менее 200 м. Санитарно-защитные разрывы от зоны рекреации до открытых автостоянок должны быть озеленены.
Технический персонал пляжа после его закрытия должен производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов, зеленой зоны, мойку тары и дезинфекцию туалетов. Днем следует производить патрульную уборку. Открытые и закрытые раздевалки, павильоны для раздевания, гардеробы следует мыть ежедневно с применением дезинфицирующих средств.
Ежегодно на пляж необходимо подсыпать чистый песок или гальку. При наличии специальных механизмов на песчаных пляжах не реже одного раза в неделю следует производить механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов. После рыхления песок необходимо выравнивать.
Водные объекты и их берега, используемые для рекреации, должны быть защищены от систематического и случайного загрязнения:
— в границах зон рекреации и в непроточных водоемах площадью до 10 км2, используемых для рекреационных целей, не допускаются сброс сточных вод и разведение водоплавающей птицы;
— запрещается стирать белье и купать животных.
— не должны допускаться транспортные средства (лодки, катера, суда), за исключением средств спасательной службы.
Необходимо заключать договора на вывоз твердых и жидких отходов, проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий, обслуживание биотуалетов и душевых кабин, проведение работ по очистке дна водоема, проведение уборки территории, осуществление производственного лабораторного контроля воды водоемов и песка.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся водопользователями перед каждым купальным сезоном должны получить разрешение на использование водного объекта (санитарно-эпидемиологическое заключение) и проводить производственный лабораторный контроль за качеством воды водоемов в местах рекреационного водопользования до открытия купального сезона и в течение всего купального сезона.
Отбор и лабораторные исследования проб воды водоемов в водоемах организованного купания необходимо проводить кратностью 2-х кратно перед началом купального сезона на микробиологические, санитарно-химические, паразитологические, вирусологические, радиологические показатели; в период купального сезона — 4-х кратно (еженедельно) на микробиологические, 2 раза в месяц на санитарно-химические, 1 раз в месяц на паразитологические показатели.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» содержание химических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона в почве рекреационных зон не должны превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами.
В случае если водные объекты представляют опасность для здоровья населения принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (в том числе наличием предупредительных аншлагов о запрете купания).
Источник
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Требования к пляжам — 3.Актуальные темы
Требования к пляжам
Требования к пляжам
В соответствии со ст.18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в рекреационных целях (далее — водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных организациями, аккредитованными в установленном порядке.
Оборудование, благоустройство и содержание мест массового отдыха и купания населения (пляжи) проводится в соответствии с требованиями, введенных с 1 марта 2021 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3, санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (раздел II).
- На территориях пляжей должны быть установлены кабины для переодевания (далее — раздевалки), общественные туалеты, душевые, урны.
- Общественные туалеты и душевые на пляже должны размещаться на расстоянии не менее 50 метров и не более 200 метров от уреза воды. Расстояние между туалетами, душевыми должно составлять не более 100 метров. При отсутствии централизованной системы водоотведения должны быть установлены мобильные туалетные кабины.
- Почва на пляжах должна соответствовать гигиеническим нормативам к составу и свойствам почв населенных мест.
- Уборка территории пляжа, уборка и дезинфекция общественных туалетов, душевых, раздевалок в период эксплуатации пляжей должна проводиться 1 раз в день.
- Урны на пляже должны размещаться на расстоянии не менее 10 метров от уреза воды. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 метров. Урны должны быть установлены из расчета не менее одной урны на 1600 квадратных метров территории пляжа.
- Накопление ТКО на пляже должно осуществляться в контейнерах на контейнерных площадках, расположенных в хозяйственной зоне и оборудованных в соответствии с требованиями Санитарных правил. На каждые 4000 квадратных метров площади пляжа должен устанавливаться 1 контейнер. Расстояние от контейнерной площадки до уреза воды должно составлять не менее 50 метров.
- Должны проводиться дератизационные и дезинсекционные мероприятия в соответствии с требованиями Санитарных правил и санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с требованиями раздела V СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов (п.98). Место, периодичность отбора проб воды поверхностного водного объекта при осуществлении производственного контроля водопользователями устанавливаются в зависимости от функционального назначения контролируемой зоны: на водных объектах в местах массового отдыха населения и рекреационных зонах в период использования водного объекта для купания — по микробиологическим показателям — один раз в 10 календарных дней; по органолептическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям — один раз в месяц (п.103). При выявлении несоответствия качества воды гигиеническим нормативам хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, должны разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п.104).
Нормативы качества и безопасности воды, почвы регламентированы в разделе III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2, и введенных в действие с 1 марта 2021 г.
В случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения владельцы пляжей должны принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования водных объектов (в том числе наличием предупредительных аншлагов о запрете купания).
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Основные санитарно-эпидемиологические требования к санаториям и курортам — Надзор по коммунальной гигиене
Основные санитарно-эпидемиологические требования к санаториям и курортам
Основные санитарно-эпидемиологические требования к санаториям и курортам
Основными направлениями деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» является осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей и другие полномочия.
При осуществлении своей деятельности по надзору за санаторно-курортными учреждениями Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется:
1. Законом Российской Федерации №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
2. Законом Российской Федерации № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
3. Законом Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды»;
4. Законом Российской Федерации №33-ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях»;
5. Законом Российской Федерации №26-ФЗ от 23.02.1995г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
6.Закон № 2300-1 – ФЗ от 07.02.92 г. Федеральный Закон «О защите прав потребителей».
7. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»;
8. Санитарными правилами и нормативами 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации»;
9. Санитарными правилами и нормативами 1234-75 «Санитарные правила устройства и отделений (кабинетов) для отпуска внутренних не питьевых бальнеотерапевтических процедур»;
10. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.1331-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов. Контроль качества»;
11. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений»;
12. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
13. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;
14. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»;
15. Санитарными правилами и нормативами 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»;
16. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.2.4./2.1.8.582-96 «Гигиенические требования при работе с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения»;
17. Санитарными правилами и нормативами 1204-87 «Санитарные нормы допустимого шума, создаваемого изделиями медицинской техники в помещениях лечебно-профилактических учреждений»;
18. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
19. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.2.4./2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;
За прошедшие годы законодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности полностью не сформировано.
Принятый в 1995 году Федеральный Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» имел преимущественно охранную направленность и не решал ряда проблем курортного дела. В нем не были раскрыты взаимоотношения государства (как владельца курортных земель, ресурсов и т.д.) и пользователя (санатории и прочие курортные объекты), в нем не отражались вопросы курортного строительства, курортной инфраструктуры, вопросы управления и координации курортной деятельности.
Необходимо определиться со статусом санаторно-курортных учреждений, установить округа санитарной (горно-санитарной) охраны, переработать в соответствии с современными требованиями положения о каждом курорте, учитывая его специфику и перспективы развития, организовать службу наблюдения за природными лечебными ресурсами. Необходимо подготовить проект о мерах пресечения и предотвращения разбазаривания особо охраняемых Законом природных территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Основными санитарно-эпидемиологическими аспектами функционирования санаторно-курортных учреждений являются:
1. Соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании земельного участка, требования к набору, составу и площадям помещений.
2. Обеспечение санитарно – противоэпидемического режима при эксплуатации зданий, оборудования, оказании медицинской помощи.
3. Соблюдение технологических процессов при приготовлении блюд.
4.Ресурсосберегающие проблемы, связанные с охраной подземных минеральных источников вод и грязей.
5. Охрана труда персонала, занятого оказанием санаторно-курортных услуг и проблемы профилактики заболеваний, связанных с производственными факторами.
На контроле Управления Роспотребнадзора по Самарской области состоит 44 санаторно-курортных учреждения, в том числе 44 учреждения круглогодичного действия. Из них санаторно-курортных учреждений для взрослых -39, для детей-5, для совместного пребывания -4, ведомственных -19.
В 2009году нами было проведено всего 17 проверок санаторно-курортных учреждений.
Проверки показали, что земельные участки санаторно-курортных учреждений не имеют границ. На территориях, предназначенных для бальнеологических целей, не проводятся мероприятия по охране зеленых насаждений, очистке территории от мусора.
Здания и помещения в большинстве требуют капитального ремонта. При эксплуатации зданий наблюдаются проблемы, связанные с эксплуатацией систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, соответствием площадей помещений и устанавливаемому оборудованию, особенно в физиотерапевтических кабинетах и отделениях.
В ходе проверок были выявлены следующие основные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: не соблюдение санитарно-противоэпидемического режима при проведении медицинских процедур так, например, в МУ «Кинель-Черкасский санаторий Колос», санатории «Красная Глинка»; требований к работе пищеблоков (нарушение правил обработки посуды, оборудования, инвентаря, не соблюдение условий хранения продуктов питания, правил личной гигиены работниками, отсутствуют в полном объеме документы, удостоверяющие качество и безопасность пищевых продуктов) в санаториях-профилакториях «Русский бор» ОАНО ВПО «Волжский университет им. Татищева» в г.Тольятти, «Янтарный» ОАО «Социально-культурное предприятие» в г.Самаре, в детском санатории «Лесной голосок» в г.Тольятти, в санатории-профилактории «Дубки» ОАО НК НПЗ; не соблюдение режимов дезинфекции и уборки в жилых корпусах в санатории-профилактории «Янтарный» ОАО «Социально-культурное предприятие» в г.Самаре, несвоевременный вывоз жидких и твердых бытовых отходов с территорий.
Кроме того, выявлялись нарушения санитарного законодательства по организации ведомственного лабораторного контроля за вредными производственными факторами на рабочих местах, качества воды бассейна.
По результатам проверок специалистами Управления Роспотребнадзора по Самарской области составлено 22 протокола об административном правонарушении,
Протоколов о приостановлении эксплуатации не было, дела в суд не передавались.
Наложено штрафов на сумму 19 200руб.
Жалоб, в том числе на неудовлетворительное оказание услуг, в Управление Роспотребнадзора по Самарской области не поступало.
Источник