- План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
материал
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_na_2019-2020.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Новохоперский детский сад общеразвивающего вида
План работы по самообразованию
воспитателя Каляпиной Ю. С.
по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
2019-2020 учебный год.
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической , лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе огромное богатство – смысловое, звуковое и речевое.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Речь занимает центральное место в процессе психического развития. Я считаю, что своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. И поэтому целями моего самообразования стали:
— углубление знаний о влияния малых форм фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста;
— объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора;
— формирование грамматического строя речи у детей, развитие монологической и диалогической речи.
Задачи для педагога:
— повысить собственный теоретический уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
— расширить знания детей об окружающей действительности, развивать умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
— помочь воспитанникам в освоении разговорной речи, родного языка.
— применить свои знания, навыки и умения на практике: изготовить пособия и атрибуты, организовать и провести практическую работу с детьми.
Ожидаемый результат: работа по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство.
План работы на год
Раздел 1. Изучение методической литературы по теме.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
2. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.-М.: Дет.лит., 1988.
4. Танкеев Русские народные игры М.: Просвещение, 1986.
5. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн.1.- Иркутск, 1930.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г.
8. Изучение интернет ресурса.
Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.
1. Участие в методических объединениях на уровне ДОУ, муниципальном уровне (Сентябрь — май).
2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне ДОУ, муниципальном уровне (Сентябрь — май).
3. Просмотр вебинаров по теме самообразования (Сентябрь – май).
4. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» (Март).
5.Отчет по теме самообразования за год (Май).
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Работа с детьми
Работа с родителями
Подбор и изучение методической литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
2. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.-М.: Дет.лит., 1988.
4. Танкеев Русские народные игры М.: Просвещение, 1986.
5. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн.1.- Иркутск, 1930.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г.
Составление плана работы.
Изучение темы: «Норма и задержка речевого развития детей».
Изучение статей в журналах:
НОД «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата».
Консультация «Разговорчивые игры».
Памятка «Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка».
Изучение темы: « Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала».
Чтение потешек, коротких стихотворений, народных песенок. Провести имитационные упражнения с проговариванием слов из прочитанного.
Консультация «Русские народные игры в кругу семьи».
Изучение темы: «Дидактическая игра с использованием фольклора».
Дидактические игры: «Курочка – рябушечка», «Узнай потешку», «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?», «Подбери картинку к сказке (потешке)».
Папка-передвижка «Дидактические игры по развитию связной речи дошкольника».
Изучение темы: «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
НОД «А на ручках пальчики-девочки и мальчики».
Предоставить родителям картотеку пальчиковых игр на основе унт.
Изучение темы: «Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».
Развлечение «Стихи в картинках. Отгадай и расскажи».
Консультация «Метод мнемотехника», «Как изготовить мнемотаблицу самостоятельно».
Изучение темы: «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе изучения фольклора».
Чтение песенок, закличек, пестушек, потешек, поговорок, сказок.
Консультация «Сказкотерапия» рекомендация «Составьте сказку вместе с ребенком».
Подготовка открытого занятия. Открытый показ нод на тему «Путешествие в весенний лес».
Подготовка открытого занятия.
Папка-передвижка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста».
Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на педсовете.
Развлечение «Мое любимое произведение устного народного творчества».
Презентация «Устное народное творчество в образовании и воспитании дошкольников».
Источник
План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Целью данной работы является объединение работы педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений устного народного творчества, а также развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pplan_po_samoobrazovaniyudocx.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Кировского района Санкт-Петербурга
в работе с детьми дошкольного возраста»
Акунец О.Ю.
средняя группа
-объединение работы педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений устного народного творчества.
— развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского фольклора.
1.Выявить значение устного народного творчества в воспитании детей.
2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
3.Обогащать словарь, чувства, воображение и речь детей.
4. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.
5. Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
Актуальность выбранной темы:
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Главная задача педагога в области развития детей – помощь в освоении правильной разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, с самого детства побуждают к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность родного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления о ней.
Произведения устного народного творчества играют важную роль в воспитании детей. Они развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное развитие, на его фантазию. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
Игра: наиважнейший прием работы. В игре ребенок растит душу и тело. Именно игра способна развивать творческую природу ребенка, его воображение, веру и фантазию.
Тренировка речи в движении: Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки речи. Кроме того, речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела, раскрепощает голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение в любой части тела, а особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса.
Использование руки в формировании навыков звучания речи: Чем лучше развиты у ребенка движения кисти и пальцев, тем лучше развита его речь. Потешки с пальчиками — прекрасные упражнения, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.
Использование загадок, считалок, потешек: Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.
Использование сказок : Сказка помогает учить ребенка вглядываться, вдумываться в увиденное, учит сочувствовать, сопереживать, осуждать, вызывает играть в сказку. Сказка используется для воспитания интонационной выразительности.
В процессе ознакомления детей со сказками, с потешками, загадками, пословицами, народными и пальчиковыми играми не только будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, что будет готовить руку ребенка к письму, даст возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное повысится уровень развития речи детей. В конце проекта дети самостоятельно смогут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Они станут более собранными и самостоятельными.
1.Г.И. Бабурина «Народная педагогика в воспитании дошкольника»
2. В.Аникин «Русский фольклор»
3.В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»
4.О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры»
5. Н.А. Уликова «Словом душа растет» (практический материал для работы с детьми по развитию речи)
6.М.Ю. Картушина «Забавы для малышей»
7. Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка»
8. Детские потешки, загадки, песенки, пословицы, поговорки
9. Русские народные сказки.
10. В.В. Гербова «Хрестоматия для детей»
11. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры»
12. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» (для развития речи дошкольников)
13. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
14. 13. Е.С. Анищенкова «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников»
Источник