Рынок поставщиков лекарственных средств

Рынок поставщиков лекарственных средств

Аналитический обзор рынка тендерных закупок лекарственных средств

1. Расчеты основаны на данных ИАС HWC «Мониторинг тендерных закупок ЛС, медоборудования и расходных материалов».

2. Период проведения аукционов – с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года. Временные интервалы построены по дате проведения аукциона (наши постоянные подписчики – обратите внимание!).

3. Основой для формирования базы тендеров является сайт zakupki.gov и независимые площадки.

В 2020 году примерно 10% от общего количества тендеров размещено на других площадках, но по итоговым суммам контрактов на их долю приходится всего 0,7% от общего объема рынка закупок ЛС.

4. Объемы закупок рассчитываются по информационных полям «Начальная максимальная цена лота» (НМЦ) и «Цена Победителя по протоколу».

5. Дополнительно при расчетах использовались возможности нового инструмента для аналитики, доступного в Личном кабинете – HWC_BI (тестовая версия). При построении диаграмм использовался расчетный показатель «Контракты Р», то есть сумма по завершенным и опубликованным контрактам в рублях. Данные из этого источника помечены знаком «*», например, «Контракты*».

6. Принятые сокращения и обозначения:

НМЦ – начальная максимальная цена при публикации аукциона

Цена победителя – финальная стоимость поставки в рамках аукциона, предложенная участником-победителем. Имеет положительно значение для завершенных аукционов и нулевое — для отмененных.

ФЦП – федеральные целевые программы (7/12 нозологий, Гепатиты и ВИЧ, Вакцинопрофилактика)

ДЗМ – Департамент здравоохранения Москвы

ТИП И СТРУКТУРА ЛОТОВ

На протяжении последних четырех лет закупки по федеральным программам «Гепатит В и С/ ВИЧ» и «Вакцинопрофилактика» стабильно растут в умеренном темпе.

Закупки по ФЦП «Гепатит В и С/ ВИЧ» в 2020г выросли на 14% и достигли 30 млрд рублей.

Закупки по ФЦП «Вакцинопрофилактика» чуть снизились (-7%), но по-прежнему находятся на высоком уровне по сравнению с периодом 2017-2018гг.

В то же время закупки по программам «7/12 нозологий» немного уменьшились в 2020г – с 75,5 млрд рублей до 67,2 млрд рублей (-11%).

И госпитальный, и льготный сегменты показывают хорошую динамику прироста объемов рынка в 2020г – 22-23%. Второй год подряд эти сегменты рынка практически сравнялись между собой и прирастают одинаковыми темпами.

В какой-то степени такая ситуация может объясняться частичной передачей закупок онкологических препаратов непосредственно в сами ЛПУ при последующем финансировании их из средств ФОМС на определенных условиях. В рейтинг ТОП-50 заказчиков вошло несколько онкологических диспансеров с закупками на уровне 2-3 млрд рублей, а первый участник рейтинга из ЛПУ – МГОБ №62 – заключила контрактов на поставку лекарственных средств в 2020г на 5,5 млрд рублей.

Если в тендерной документации не указана категория закупки или её не удалось идентифицировать при изучении данных тендера, то такие заказы были отнесены к категории «Прочее» (объем такой категории заметно вырос за последние годы). Анализ некоторых критериев и характеристик во многом затруднен в связи с неполнотой данных заявленных в конкурсной документации.

Читайте также:  Какие приемы оказания первой помощи нужно использовать при разных повреждениях окружающий мир

В 2020г произошло небольшое снижение количества (-3%) проводимых аукционов по сравнению с 2019г, примерно в том же соотношении изменились и доли завершенных/отмененных тендеров.

Таким образом, можно констатировать, что возникшая в 2019г ситуация с большим количеством отмен аукционов стабилизировалась, и теперь будет нормой, что четверть торгов отменяется на этапе подачи заявок (доля отмененных тендеров в 2020г – 25,6%). Процент снижения стоимости аукциона также стабилен на протяжении последних 2-3 лет – около 4%.

Несмотря на снижение числа проводимых аукционов в 2020г общий объем закупок лекарственных

средств существенно вырос – до 712 млрд рублей в ценах победителя аукциона (+16%). При этом немного снизился объем закупок в упаковках (-11%). Средняя стоимость одного аукциона в 2019г составила 1,2 млн рублей, в 2020г – 1,7 млн рублей, прирост – 40%.

В целом по процедуре проведения тендеров состояние остается стабильным в 2019-2020гг. Рост объемов закупок связан с развитием продолжения проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» и изменившейся эпидемиологической ситуацией в России.

По отдельным группам препаратов в течение 2020г наблюдался «взрывной» рост закупок, и эта же тенденция переходит на следующий 2021г – ЛПУ делают запасы необходимых медикаментов и проводят закупки с поставкой до 2022г включительно. Примерно 67% годового объема лекарственных средств приобретается с условием поставки в текущем году, а 33% — с поставкой в течение 1-2 следующих лет.

На протяжении последних четырех лет закупки по федеральным программам «Гепатит В и С/ ВИЧ» и «Вакцинопрофилактика» стабильно растут в умеренном темпе. Закупки по программам «7/12 нозологий» уменьшились в 2020г – с 75,5 млрд рублей до 67,2 млрд рублей (-11%).

И госпитальный, и льготный сегменты показывают хорошую динамику прироста объемов рынка в 2020г – 22-23%. Второй год подряд эти сегменты рынка практически сравниваются между собой и прирастают также одинаковыми темпами до уровня 285-290 млрд рублей.

В какой-то степени такая ситуация может объясняться частичной передачей закупок онкологических препаратов непосредственно в сами ЛПУ при последующем финансировании их из средств ФОМС или региональных средств. В рейтинг ТОП-50 заказчиков вошло несколько онкологических диспансеров с закупками на уровне 2-3 млрд рублей, а первый участник рейтинга из ЛПУ – МГОБ№62 – заключила контрактов на поставку лекарственных средств в 2020г на 5,5 млрд рублей.

Впервые за несколько последних лет в 2020г увеличивается финансирование регионов. По Москве (без ФЦП) расходы на закупки ЛС практически не изменились (-2%), а Московская область существенно уменьшила свои расходы (-18%). Фактически, весь рост денежных объемов в 2020г реализован на региональном уровне.

Суммарно рынок государственных закупок лекарственных средств вырос почти на 100 млрд рублей (712 млрд в 2020г против 616 млрд в 2019г).

Читайте также:  Какова первая помощь при загорании одежды

Основными драйверами роста объемов закупок в 2020г стали онкопрепараты (+28 млрд рублей) и противомикробные средства системного применения (+31 млрд рублей), также сильно выросли денежные объемы в группе АТС «М Костно-мышечная система» (+10 млрд рублей) за счет выхода на рынок МНН Нусинерсен. Еще 24 млрд рублей добавили увеличившиеся закупки антикоагулянтов на фоне снижения закупок гемостатиков в группе «В Кровь и органы кроветворения».

Источник

Система госзакупок не справляется с лекарствами

В России назревает лекарственный кризис. О дефиците лекарств в аптеках все чаще сообщается в социальных сетях. В интернете стали даже обмениваться таблетками. По данным НМИЦ гематологии, в число дефицитных сейчас входят 26 жизненно важных препаратов. Онкологи отмечают, что невероятно трудно достать лекарства, без которых терапия многих опухолей кроветворной системы невозможна. Специалисты НИУ ВШЭ в своем новом исследовании подтвердили: в Иркутской области есть проблемы со своевременной поставкой противоопухолевого препарата энзалутамид, Москва не получила вовремя противоопухолевые препараты ривароксабан, олапариб и дабрафениб, в Красноярском крае нарушены сроки поставки онкологического пембролизумаба.

«Поставка 4,5 млн лекарственных препаратов суммарно задержана на 216 дней», – констатируют эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Дефицит лекарств закономерно приводит и к росту цен на них. Так, по данным Росстата, в сентябре этого года по сравнению с прошлым цены на медикаменты выросли на 8,8%. За девять месяцев этого года лекарственная инфляция составила 6,2%. В октябре, по данным опроса ООО «ИнФОМ», проведенного по заказу Банка России, лекарства и медикаменты заняли 2-е место в рейтинге роста цен на товары и услуги (после мяса).

По мнению заместителя директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константина Головщинского, основными причинами дефицита медикаментов сегодня выступают сбои в работе системы маркировки и проблемы с госзакупками. «На рынке лекарственного обеспечения как в госпитальном, так и в амбулаторном сегментах именно сейчас мы наблюдаем идеальный шторм: соединение краткосрочных и среднесрочных негативных трендов и проблем», – говорит эксперт.

Путин поручил выделить регионам 5 млрд руб. на лекарства от коронавируса

К краткосрочным негативным факторам можно отнести скачок спроса на лекарственные средства в связи с пандемией и сбои в работе системы маркировки. «Проблемы, которые появились на среднесрочном горизонте: принцип «третий лишний» в закупках лекарственных средств (введен в ноябре 2015 г.), переход на методику определения начальной максимальной цены на лекарственные препараты ЖНВЛП на основе минимальных цен (так называемая система референтных цен, введена в 2017 г.), правила закона о госзакупках 44-ФЗ, которые предписывают закупки препаратов только на аукционах», – перечисляет Головщинский.

С системой маркировки правительство разобралось – Минпромторг временно перевел ее на уведомительный режим работы. Как признал глава ведомства Денис Мантуров, дистрибуторы лекарств и ряд аптечных организаций оказались технически не готовы к работе с маркированными препаратами, что на фоне повышенного спроса привело к исчезновению лекарств с аптечных полок. Уведомительный порядок существенно смягчил ситуацию.

Читайте также:  Доза лекарственного средства вызывающая смерть

Однако проблемы с организацией госзакупок решить гораздо сложнее. «Анализ закупок лекарственных препаратов в 2019 и 2020 гг. демонстрирует критически низкие показатели конкуренции и экономии в таких процедурах», – указывают специалисты НИУ ВШЭ в мониторинге закупок лекарственных препаратов в 2019–2020 гг. В этом году из 100 самых крупных электронных аукционов на закупку жизненно необходимых лекарственных препаратов с общей суммой контрактов (НМЦК) в 43,1 млрд руб. 94 не состоялись. В стоимостном выражении доля несостоявшихся закупок составила 97,8%. Уровень конкуренции на электронных аукционах (ЭА) по закупке лекарств – один из самых низких: 1,6 заявки против 2,8 по всем ЭА. «Доля несостоявшихся ЭА в закупках лекарств выше, чем в остальных, проводимых по 44-ФЗ», – утверждают авторы исследования.

При этом доля «сорванных» процедур, не приведших к заключению контракта, выросла по сравнению с прошлым годом почти в полтора раза. Одна из главных причин срывов – слишком низкие, по мнению фармацевтов, закупочные цены на лекарства. Недавно несколько крупных фармацевтических компаний предупредили Минпромторг об отказе от выпуска некоторых препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, из-за низкой максимально допустимой цены. К примеру, предельная цена упаковки парацетамола из 20 таблеток в дозировке 0,5 г «Биосинтеза» – 10,1 руб. при себестоимости 16,46 руб. Упаковку ибупрофена из 20 таблеток дозировкой 200 мг компания может продавать по цене до 12,05 руб., а производство обходится в 17,21 руб. То, что в системе госзакупок лекарственных препаратов возникли серьезные проблемы, уже признали чиновники. «В целях недопущения дефектуры (дефицита) лекарств в будущем Минздравом России разработан проект нормативного правового акта, который предусматривает увеличение предельной отпускной цены на данные препараты», – говорится в сообщении министерства.

По мнению Головщинского, ключевой ошибкой системы госзакупок лекарств является неправильное целеполагание. «Основная задача госзакупок – стимулировать долгосрочную конкуренцию и обеспечить пациентов качественными лекарствами, а задачи развития отечественной фармацевтической индустрии и сокращения расходов носят подчиненный характер, – уверен эксперт. – Результатом подмены целей стал меньший уровень конкуренции между поставщиками в сегменте лекарственных средств, чем в целом в системе госзакупок». Кстати, в долгосрочной перспективе это неизбежно замедлит развитие отечественной фармацевтической промышленности, добавляет Головщинский.

Кроме того, сам используемый при госзакупках лекарств формат аукциона с единственным победителем также обостряет риски дефицита медикаментов – внезапный рост спроса застает систему здравоохранения врасплох в связи с тем, что производственные мощности сокращаются. «В том же случае, когда дизайн процедуры допускает нескольких победителей, растет и надежность поставок, и уровень конкуренции. Применение мультисорсинга в закупках лекарственных средств демонстрирует хорошие показатели на примерах Италии и Великобритании», – отмечает экономист.

Источник

Оцените статью