Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Екатерина Пушкарёва
Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
— Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
Задачи:1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
— Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество — фольклор. В практике дошкольногообразования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.
Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества.Сюда входят такие фольклорные жанры:
3. Пословицы и поговорки
4. Русские народные сказки
5. Народные игры.
-Давайте рассмотрим их подробнее.
Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
(Воспитатель раздает карточки со скороговорками)
Итак,проделывайте все пошагово:
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. (учат скороговорку)
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. (произносят беззвучно)
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. (произносят шепотом)
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. (произносят произносят)
Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.
Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный ответ на рисунке. (по очереди 2 подгруппы отгадывают).
С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру.
Игра «Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.
Например: круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч).Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз)
3. Пословицы и поговорки.
Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.
1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».
-говори всегда правду;
-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;
-не обращай свою вину на других;
-помогай говорить правду своим близким;
-учи говорить правду младших по возрасту.
«Не учи безделью, а учи рукоделью»
— учи и учись сам;
— не бездельничай с другими;
— помогай своим друзьям;
— учи младших по возрасту.
«Кончил дело – гуляй смело»
— не бросай начатое дело;
— закончи дело, потом отдыхай;
— доводи начатое до конца;
— начал какое-то дело – доделай;
«Один за всех и все за одного»
— поддержи своего ближнего;
— всегда и во всех случаях помогайте друг другу;
— стойте горой друг за друга в беде.
«Труд кормит, а лень портит;
— не ленись трудиться;
— трудом ты заработаешь на хлеб и еду;
— ленивый не добьется успеха в жизни;
— трудись и добьешься целей в жизни;
— учи младших по возрасту трудолюбию.
«На обиженных воду возят»
— не обижайся без оснований;
— не сердись из-за пустяка;
«Как проворна ни будь ложь, а от правды не уйдешь»
— как не лги, а правда выяснится;
— правда сильней, а ложь слабей.
2. Игра «Какая пословица лучше?»:
Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей.
Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей.
Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей.
Лучше иметь двух новых друзей, чем одного старого.
Лучше старый друг, чем два новых.
Лучше не иметь ни старых друзей, ни новых.
3. Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»
Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.
1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).
2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).
3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).
4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).
5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).
6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).
7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).
8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).
9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).
10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).
11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).
12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
В своей работе я использую такие задания по сказкам:
1. Словесно-дидактическая игра «Радио»
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям,говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.
— Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?
2. Моделирование сказок.
Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности –такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.
Затем переходим непосредственно к работе с моделями.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.
Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .
Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;
Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;
Лиса – оранжевый круг;
Заяц – белый круг;
Волк – серый круг;
Медведь – коричневый круг;
Петух – красный круг.
После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.
5. Народные игры.
Кроме всего этого мы с удовольствием отдыхаем и играем в народные игры. Народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.
Сейчас я вам предлагаю поиграть в народную игру с платочком, т. к. скоро праздник Масленица, водящий становится Масленицей. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу
Я с платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются,а Масленица становясь между двумя детьми и произносит:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают по внешнему кругу. Тот кто добежал до Масленицы быстрее и взял платок с плеча, становится водящим.
Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».
— Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе. (раздаются буклеты по теме)
Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.
План самообразования «Устное народное творчество в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие инновационной.
Мастер-класс «Татарские и русские сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Сказка, являясь доступной пониманию ребенка дошкольного возраста, является могущественным средством развития речи, образности речи. Чтение.
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.
Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.
Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница» Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений Администрации.
Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Программа предоставления дополнительной бесплатной образовательной услуги по направлению: «Устное народное творчество в развитии речи детей.
Самообразование «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Цель: выявление и изучение значения устного народного творчества.
Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.
Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста Актуальность темы. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста -помочь им в освоении разговорной речи, овладеть.
Источник
Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи»
Максимова Людмила Ивановна
Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи»
План консультация
«Устное народное творчество как средство развития детской речи»
1. Родной язык, богатство русского языка, его влияние на ребенка.
a) Приговорки, припевки, потешки, прибаутки
b) Поговорки, пословицы
f) Народные игры и хороводы
g) Колыбельные песни
2. Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка
В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровища богатейшего русского языка открываются перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, сказки – он не только слышит, но и повторяет и усваивает их. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка.Но наблюдается одна закономерность: сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. В семье оно так обычно и происходит. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, прибаутку,и загадку: ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Педагогам детского сада надо самим заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Русский язык ни с чем не сравним по образности, поэтичности и точности. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают свое влияние на язык ребенка, и, чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов. Однако, обычная разговорная речь с детьми (рассказ, беседа)должна быть по возможности образна и вразумительна. В русском языке сложился ряд образных выражений,близких и доступных детям: они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них и становятся самостоятельными.Например: конь-вороной, коровушка-буренушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, светлый месяц, травушка-муравушка и другие выражения, связанные с национальными образами, с явлениями родной природы. Употребление пословиц, поговорок,тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых: сказанные воспитателем при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут выполнять свою роль. Нужно только употреблять их по назначению, а е для придания речи «красивости». Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.
«Ясный месяц появился»— ласково встречает воспитатель ребенка пришедшего в детский сад после болезни.
«Поспешишь — людей насмешишь», «Ахи да Охи не дают подмоги», «Сделал дело – гуляй смело» — во время занятия или одевания на прогулку.
«Умелые руки не знают скуки» — во время труда.
От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались этими выражениями или еще хуже — заучивали их. Мы должны быть довольны уже тем, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием. Если в языке детей промелькнет поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой воспитателю.
Одним из интереснейших вопросов в связи с рассмотрением народности языка является наличие в русском разговорном языке разнообразие говоров, произношений, интонаций.
В языке ребенка эти особенности неизбежны в силу того, что учится говорить так, как говорят окружающие его взрослые. В этой области детскимсадом должна быть проделана тщательная работа: из языка детей нужно устранить местные слова, выражения, следить за правильной расстановки ударений в словах. Легко представить, как усложниться речь ребенка, если эти особенности закрепятся в ранние годы его жизни. Поэтому приобщение детей к устному народному творчеству требует от педагога высочайшего мастерства.
При отборе фольклорного материала воспитатель должна учитывать возрастные особенности детей, использовать наглядные средства. Остановимся на сложившихся формах словесного народного творчества и их воспитательной ценности.
Приговорками, припевками, частушками издавна пользуются в воспитании детей, особенно для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Такие процессы как одевание, ку3пание требуют сопровождение словом (с гоголя вода, с Танюшки — худоба).
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, да кусался зубок.
При укладывании спать –
Баю – баюшки – баю,
Баю доченьку мою.
Приди котик ночевать,
Мою доченьку качать
Имеется целая группа игр с детьми раннего возраста, основанных на русском народном творчестве и направленных на развитие движений. Речевое начало этих игр настолько ярко, что их без преувеличения можно назвать первым приобщением ребенка к культуре своего родного языка («ладушки», «Сорока-белобока», «пальчик-мальчик»).в ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка: надо почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям.
Утка шла по бережку,
Сера по крутому,
Вела деток за собою:
И малого, и большого, и среднего, и меньшого,
И самого любимого! (загибают пальцы)
Кто прошлепал, кто протопал?
Гусь протопал, гусь прошлёпал!
Щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь вытянул шею и шипит: «Ш-Ш ШШШ»
Но приходит пора и на смену приходят более сложные формы народного и словесного творчества.
Поговорки и пословицы – краткие изречения заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям 6-7 лет.
Обращенные к детям пословицы, поговорки могут открыть им некоторые правила поведения, морали (поспешишь – людей насмешишь.) поэтому их правильнее употреблять в тот момент, когда на лицо есть факты, обстоятельства. Тогда ребенку будет понятен их смысл.
Загадки – ка форма словесного народного творчества, образной народной речи получила большое признание в работе детского сада. Это полезное упражнение для ума.
Дети должны распознать вещи, явления, качество, признаки. Поэтому загадки надо подбирать близкие опыту детей. Ведь дело не в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответа.
Наиболее смышленые дети сами любят придумывать загадки. Важно выбрать существенные признаки, обозначить их словом, может даже найти рифму (висит на дереве с одной дверью). Народные загадки приучают детей к острой и живой мысли. Она служит развитию ума и языка, открывая для ребенка окружающий мир.
Заучивание и произношение скороговорок составляет едва ли не самое интересное занятие для детей. Потребность детей примен7ять формы языка хорошо звучащие, поддаются быстрому произношению (коси коса, пока роса,; на дворе трава, на траве дрова) легко запоминаются. Особенно полезны скороговорки детям с неповоротливым языком. Это прекрасная гимнастика речи. Но злоупотреблять ими ни в коем случае нельзя.
Сказки. Гениальными произведениями русского народного творчества являются русские народные сказки. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родного языка. Доступное понимание добра и зла, воспитывают добрые качества.
Читать ли детям сказку или рассказывать её.
Когда сказка читается, то читающий как бы теряет непосредственную связь со слушателями. Перед ним стоит текст, в который надо заглядывать. Рассказывание сказок, является большим искусством. Ведь дети всегда просят нас рассказать им сказку, а не прочитать её. Дети и сами любят рассказывать сказки. Рассказывая сказку, ребенок вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, говорит образным красочным языком. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры, особенно у детей старшего дошкольного возраста.
Драматизация сказок приучает переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов, обогащает словарный запас ребенка, развивает память, речь. Драматизируя сказку, ребенок пользуется её языком. То, что он слышал, становится его собственным достоянием.
В играх – драматизациях дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами – вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием.В этих играх ребенок становится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать, говоря от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи.
Также ценны народные игры. Пока дитя еще мал, все игры обращены индивидуально к нему, но вот ребенок подрос, и характер игр меняется. Народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, память. В народной игре используется считалка.
Считалки занимают большое месть в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движениями. Это игры хороводные. Здесь действие осуществляется в ритме, словах и тексте. Здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Отсутствие дидактических задач, делает эти игры свежими, привлекательными, не надоедающими («Каравай», «Жмурки»). Широкое применение этих игр во всех возрастах и обеспечивает их сохранение и передачу из поколения в поколение.
Велико и песенное богатство русского народа. Колыбельная песня по мнению народа — спутник детства. Образа, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (котенка – коток, собачка, заинька, гуленьки) они несут в себе пожелание добра и благополучие своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. В процессе ознакомления с колыбельной песней дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой (где спали дети, приобщаются к культуре русского народа.
Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (люли – люли-люленьки, баю-баю-баиньки) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка.
«Спи-ка, Маша, солнышко
Спи-ка, житно зернышко,
Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые образы (кот, зайка и т. д.). к тому же положительные эмоции, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. В младшей группе можно использовать колыбельные песни перед сном.
Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость.
Ещё одна важная потребность – потребность в общении. Дети общаются друг с другом, высказывают свое мнение, выслушивают друг друга, обмениваются впечатлениями.
Поэтому, родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
1. «Русское народное творчество в детском саду»
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. А. Князева
3. «Народное искусство в воспитании детей» Т. С. Комарова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 90» муниципального образования города Братска.
консультация
«Устное народное творчество как средство развития детской речи»
Источник