«Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
выполненная работа за год по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразования на тему
«Русские народные сказки как средство развития
связной речи старших дошкольников»
за 2019-2020 учебный год.
МДОУ «Детский сад «Василек»
Воспитатель: Жилина Е. В.
«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей подготовительной к школе группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:
— на тщательном отборе материала;
— интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
— активном включения детей в игровые действия ;
— использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.
Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
1. работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
2.обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
3.развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
4.воспитывать любовь к художественной литературе.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
1.наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
2.словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
3.Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Мною был составлен перспективный план работы на весь учебный год и работа велась в соответствии с планом.
В процессе реализации плана самообразования с детьми была организована
ООД: «Что такое сказка», «В гостях у сказки», «Путешествие в волшебную страну», «Сказочный сундучок, откройся» и д.р.
В течении года с ребятами проводилась досуговая деятельность: « Путешествие в сказочную страну», «Перевирание сказки», «Викторина сказок», «Дарите людям доброту»; играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку».
Неоднократно были организованы выставки детских рисунков6 «Мы рисуем сказку», «В гостях у сказки», «Моя любимая сказка».
В дни самоизоляции родителям с детьми было предложено прослушать сборник русских аудиосказок. Произведения полны сказочных мотивов, стилевых оборотов. Герои вдохновили детей и их семьи на творчество. Родителями был представлен фотоотчёт. Так же родителям была предоставлена картотека игр с детьми по сказкам. Такие игры, как «Узнай сказочных героев», «Из какой сказки эти сказочные герои», «Кто где живет?», «Козлята и зайчик», «Чья песенка?» и др.
Итоговым мероприятием была организованная образовательная деятельность в онлайн режиме «Путешествие по любимым сказкам», где детям было предложено рассказать эпизод из любимой сказки и нарисовать её.
В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.
Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.
Для родителей в течение года по теме самообразования тоже проведена большая работа. Даны консультации ( «Сказка ложь — да в ней намёк», «Мама, почитай мне сказку», «Сказка в жизни ребенка», «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»); анкетирование для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»; акция «Подари детям книгу».
Для педагогов нашего детского сада даны консультации: «Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников», «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»; семинар-практикум для педагогов «Обучение детей пересказу русских народных сказок».
После проведённой работы в течении года по моей теме самообразования можно смело сказать, что русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития связной речи старших дошкольников, имеет ценное влиянии на всестороннее развитие ребенка. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Многие из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.
Я также заметила, что речь детей улучшилась по сравнению с началом учебного года. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущее.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все
виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного
творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и
патриотическое воспитание ребёнка.
В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по речевому развитию детей средствами устного народного творчества.
Источник
Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Бабкина Софья Сергеевна
Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и исторического опыта, который создавался веками огромным количеством предшествующих поколений. Только творческая, думающая личность, способна осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса.
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Детский сад – самое первое и ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно чувствительно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков ещё в конце XX века, это угрожало языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых и больших форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, да и народные сказки) очень мало или практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет.
Великим русским педагогом К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
В практике дошкольногообразования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми и большими фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и пересказу сказок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста — одна из актуальных проблем в современном дошкольном образовательном учреждении. Оно обеспечивает в будущем и в большей мере определяет успех в учебной работе по всем предметам в школе, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. На протяжении нескольких веков эта проблема является актуальной и привлекает к себе внимание педагогов дошкольного образования.
В связи с этим у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых и больших форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. русская народная сказка с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основным методом работы со сказкой является беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы и драматизация. Они способствуют осознанному употреблению детьми образных слов и выражений и развитию связной речи.
Использование русской народной сказки в процессе формирования связности речи детей вполне оправдывает себя.
В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития связной речи детей.
«Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными.
Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного.
Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.
Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать.
Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по использованию.
План работы по теме самообразования «Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе» Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших.
Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали.
Сочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы знаем, что в последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых.
Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.
Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.
Источник