- РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (ФАРМАКОНАДЗОРА) В КОМПАНИЯХ ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ДЕРЖАТЕЛЯХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ УДОСТОВЕРЕНИЙ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБ ФАРМАКОНАДЗОРА В КОМПАНИЯХ
- ДЕРЖАТЕЛЯХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ УДОСТОВЕРЕНИЙ
- 4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ПО ФАРМАКОНАДЗОРУ В
- РЕГУЛЯТОРНЫЕ ОРГАНЫ
- Рекомендации по структуре и содержанию
- информационных писем
- КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (ФАРМАКОНАДЗОРА) В КОМПАНИЯХ ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ДЕРЖАТЕЛЯХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ УДОСТОВЕРЕНИЙ
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития: д.м.н., проф. Н.В.Юргель, к.ф.н. М.Ю.Хубиева, С.В.Глаголев.
Федеральный центр мониторинга безопасности лекарственных средств ФГУ «НЦ ЭСМП» Росздравнадзора: д.м.н., проф. Е.А.Ушкалова, к.ф.н. А.М.Власов.
Минздравсоцразвития России: к.э.н. В.В.Балдин, В.А.Егоров.
ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н.Мешалкина»: Е.Н.Юргель.
Управление Росздравнадзора по городу Москве и Московской области: к.ф.н. А.Ю.Хубиева.
Рабочая группа при Росздравнадзоре по вопросам мониторинга эффективности и безопасности лекарственных средств в ходе клинических исследований и в пострегистрационном периоде: д.м.н., проф., академик РАМН В.Г.Кукес, проф., д.м.н. Д.А.Сычев, проф., д.м.н. С.К.Зырянов, О.С.Ермишина, А.Ю.Галяутдинова.
Руководство рассмотрено и одобрено на заседании рабочей группы по вопросам мониторинга эффективности и безопасности лекарственных средств в ходе клинических исследований и в пострегистрационном периоде при Росздравнадзоре (Протокол N 4 от 30.09.2009 г.).
ВВЕДЕНИЕ
Решение о применении лекарственного средства (ЛС) определяется соотношением польза/риск, которое зависит не только от свойств конкретного лекарственного препарата, но и от показания, по которому он применяется, а также наличия или отсутствия на рынке альтернативных ЛС, применяемых по данному показанию. Соотношение польза/риск оценивается на основании информации, имеющейся на момент принятия решения.
Сведения об эффективности и безопасности ЛС, полученные в клинических исследованиях, могут подвергаться значительным изменениям при его широком применении в клинической практике. Информация, полученная в рандомизированных клинических исследованиях, не может быть полной, поскольку их возможности ограничены относительно небольшим количеством и гомогенностью участников (жесткие критерии включения/исключения в исследование), а также относительно короткой продолжительностью.
Рандомизированные клинические исследования, как правило, не позволяют выявить редкие нежелательные реакции (HP), токсичность при длительном применении ЛС. Отсроченные HP (канцерогенные, мутагенные, тератогенные эффекты) могут возникать через месяцы или годы после лечения, в том числе у лиц, внутриутробно подвергшихся воздействию ЛС. Возможности клинических исследований ограничены и в плане выявления клинически значимых лекарственных взаимодействий.
Оценка соотношения польза/риск ЛС может также меняться при появлении на рынке новых, более эффективных и/или безопасных ЛС, применяемых по тем же показаниям.
Фармакоэпидемиологические исследования, проводимые в последние десятилетия в экономически развитых странах мира, подтверждают, что HP на ЛС могут ухудшать качество жизни пациента, наносить вред здоровью, становиться причиной госпитализации, стойкой потери трудоспособности и приводить к смерти. Своевременное выявление HP и информирование о них регуляторных органов позволяет проводить их анализ и на основании его результатов разрабатывать и внедрять в практику меры, направленные на предупреждение неблагоприятных последствий лекарственной терапии, повышая ее безопасность, а, следовательно, и качество жизни пациентов.
В соответствии с международными нормами ответственность за безопасность выпускаемых ЛС несет производитель/держатель регистрационного удостоверения, поэтому он обязан осуществлять постоянный контроль за безопасностью своей продукции и с учетом новой информации регулярно проводить повторную оценку соотношения польза/риск.
В Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 41 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» субъекты обращения ЛС обязаны сообщать федеральному органу исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития), и его территориальным органам обо всех случаях побочных действий ЛС и об особенностях взаимодействия ЛС с другими ЛС, которые не соответствуют сведениям о ЛС, содержащихся в инструкциях по их применению.
Данное руководство разработано в рамках реализации Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития», международных рекомендаций: ICH (E2D Post-Approval Safety Data Management: Definitions and Standards for Expedited Reporting) (E2E Pharmacovigilance Planning) (E2F Development Safety Update Report); Volume 9a of The Rules Governing Medicinal Products in the European Union Sept 2008, The International Society for Pharmacoepidemiology (ISPE): Guidelines for Good Pharmacoepidemiology Practices (GPP).
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Руководство предназначено для предприятий, организаций, учреждений и иных юридических лиц, деятельность которых связана с производством ЛС или являющихся держателями регистрационных удостоверений, а также для региональных центров мониторинга безопасности лекарственных средств, экспертных организаций, территориальных управлений Росздравнадзора.
Настоящее руководство применяется при разработке и внедрении системы фармаконадзора производителями ЛС и/или держателями регистрационных удостоверений, при разработке нормативной и технической документации, регламентирующей вопросы обращения ЛС.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Дата получения первичной информации (First Contact Date) — дата получения первичной информации о нежелательной реакции/нежелательном явлении любым сотрудником компании или лицом, действующим от ее имени.
Дата получения последующей информации (Last Contact Date) — дата получения последующей информации о нежелательной реакции/нежелательном явлении любым сотрудником компании или лицом, действующим от ее имени.
Идентифицируемый направитель сообщения (An identifiable reporter) — направитель сообщения является идентифицируемым, если имеются сведения о его имени или инициалах, месте работы, профессии, занимаемой должности или любой контактной информации, обеспечивающей возможность обратной связи.
В случае если идентифицированным направителем сообщения является работник здравоохранения (например, семейный врач, терапевт, стоматолог, медицинская сестра и др.), к нему применяется термин, идентифицируемый профессиональный источник (an identifiable healthcare professional reporter).
Идентифицируемый пациент (An identifiable Patient) — пациент является идентифицируемым, если имеются сведения о его инициалах, идентификационном номере (например, у участников клинических исследований, номере истории болезни и т.д.), дате рождения, возрасту, возрастной группе или поле.
Сбор и направления сведений, необходимых для идентификации пациентов и направителей сообщений, проводятся с соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Международная дата рождения, МДР (International Birth Date, IBD) — дата первой регистрации ЛС в мире, единая для всех стран. Международная дата рождения используется в качестве точки отсчета для сроков составления Периодического отчета по безопасности ЛС. Если неизвестна дата первой регистрации ЛС, то держатель регистрационного удостоверения назначает ее самостоятельно и уведомляет об этом регуляторные органы.
Нежелательная реакция, HP (Adverse Reaction, AR) — неблагоприятная реакция, связанная с применением ЛС, используемого в рекомендованных дозах для профилактики, диагностики или лечения заболеваний, а также для изменения физиологических функций.
Термин «связанная с применением ЛС» означает, что существует хотя бы минимальная возможность наличия причинно-следственной связи между применением ЛС и произошедшим нежелательным явлением, т.е. взаимосвязь не исключена.
Нежелательное явление, НЯ (Adverse Event, AE) — любое выявленное у пациента или субъекта клинического исследования после применения ЛС/исследуемого продукта неблагоприятное с медицинской точки зрения событие, которое может и не иметь причинно-следственной связи с его применением.
Нежелательное явление может представлять собой любой неблагоприятный симптом (напр., отклонение лабораторного показателя от нормы) или заболевание, время возникновения которых не исключает причинно-следственной связи с применением ЛС, вне зависимости от наличия или отсутствия такой связи.
Непредвиденная нежелательная реакция (Unexpected Adverse Reaction) — неблагоприятная реакция, сущность или тяжесть которой не согласуется с известной информацией о продукте (например, с брошюрой исследователя для незарегистрированного исследуемого продукта или с инструкцией по применению ЛС в случае зарегистрированного продукта).
Периодический отчет по безопасности ЛС, ПОБЛС (Periodic Safety Update Report, PSUR) — периодически обновляемый отчет, содержащий информацию по безопасности конкретного ЛС, полученную из спонтанных сообщений, литературных данных и клинических исследований в течение определенного периода.
Периодические отчеты предоставляются в строго установленные сроки, отсчитываемые от Международной даты рождения ЛС (даты первой регистрации ЛС в любой стране).
Периодические отчеты должны включать научно обоснованную оценку соотношения польза/риск ЛС.
Серьезная нежелательная реакция (Serious Adverse Reaction) — любая неблагоприятная реакция, приведшая к:
— состоянию, представляющему угрозу для жизни;
— состоянию, требующему срочной госпитализации или ее продления.
Примечание: Термин «представляющий собой угрозу для жизни» относится к любому событию, во время которого для пациента существует риск смерти; оно не относится к событию, которое гипотетически могло бы привести к смерти, если бы было более тяжелым.
— инвалидности или значительной и стойкой нетрудоспособности;
— развитию врожденных аномалий;
— другим клинически значимым событиям (medically important or medically significant condition).
Спонтанное Сообщение (Spontaneous Report) — информация, предоставленная врачом или пациентом, которая отвечает следующим требованиям:
— описывает одну или несколько подозреваемых нежелательных реакций;
— в сообщении есть указание на один или несколько подозреваемых ЛС;
— нежелательная реакция не произошла в ходе Клинического исследования.
Нежелательные реакции из пострегистрационных ретроспективных продуктовых регистров и регистров заболеваний предоставляются как спонтанные сообщения.
Регистры — это систематический сбор определенных исходов или влияние продукта в определенной популяции пациентов (продуктовые регистры — в популяции, принимающей данный препарат, регистры заболеваний — в популяции пациентов с определенной нозологией) за определенный промежуток времени.
Спецификация по безопасности медицинского продукта, СБМП (Company Core Safety Information, CCSI) — внутренний документ компании, содержащий всю известную информацию по безопасности медицинского продукта. На основании СБМП создается локальная инструкция по применению ЛС и Периодические отчеты по безопасности ЛС.
Фармаконадзор (Pharmacovigilance) — совокупность мероприятий, связанных с научными исследованиями и деятельностью, направленными на выявление, оценку и понимание возможных негативных последствий медицинского применения ЛС, их предупреждение и защиту пациентов.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБ ФАРМАКОНАДЗОРА В КОМПАНИЯХ
ДЕРЖАТЕЛЯХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ УДОСТОВЕРЕНИЙ
3.1. Принципы организации служб фармаконадзора
Держателям регистрационных удостоверений необходимо создать и обеспечить условия функционирования эффективной системы фармаконадзора внутри организации с целью повышения ответственности организации за качество и безопасность ЛС, а также своевременного принятия в случае необходимости адекватных мер, направленных на повышение безопасности ЛС.
Держателям регистрационных удостоверений необходимо осуществлять мероприятия по мониторингу безопасности ЛС в тесном контакте с регуляторными органами. Это позволит значительно снизить вероятность возникновения неблагоприятных последствий применения ЛС за счет выявления факторов риска их развития.
Для получения информации от пациентов, медицинских работников и других источников держателям регистрационных удостоверений рекомендуется организовать телефонную линию или расширить функции уже существующей. Информацию о телефоне и фактическом почтовом адресе компании/представительстве компании следует размещать в инструкции по медицинскому применению или на упаковке ЛС, а также в других информационных ресурсах компании (интернет, информационные брошюры и др.).
Все сотрудники компании держателя регистрационного удостоверения (в том числе медицинские представители, промоутеры и т.д.) должны быть проинструктированы о порядке действий при получении информации о HP. Сотруднику компании следует рекомендовать задать уточняющие вопросы и, затем передать информацию ответственному лицу.
В целях организации эффективной работы службы фармаконадзора и ее взаимодействия с регуляторными органами, держателям регистрационных удостоверений следует назначить Уполномоченного по фармаконадзору (УПФ).
Компания/представительство должна обеспечить УПФ ресурсами, условиями, включая доступ ко всем источникам информации, и механизмами коммуникации, необходимыми для выполнения его обязанностей и эффективного решения задач в области фармаконадзора.
Компании/представительству следует предоставить УПФ достаточные полномочия, необходимые для того, чтобы:
— вносить изменения в систему фармаконадзора компании/представительства;
— принимать участие в оценке фармакоэпидемилогических показателей и разработке мер, направленных на решение возникших проблем с безопасностью ЛС (например, подготовка предложений по внесению изменений в инструкцию по медицинскому применению, проведение дополнительных исследований).
В качестве УПФ рекомендуется назначать специалиста с высшим медицинским или фармацевтическим образованием, прошедшему дополнительную подготовку в области фармаконадзора.
В Росздравнадзор предоставляется контактная информация УПФ. В случае временного отсутствия УПФ следует обеспечить надлежащее осуществление всех его обязанностей другим специалистом в области фармаконадзора.
Об изменении контактной информации или смене УПФ, компания уведомляет Росздравнадзор в письменном виде по адресу, указанному в Приложении 1 «Контактная информация».
3.2. Обязанности уполномоченного по фармаконадзору (УПФ)
В обязанности УПФ входит:
— обеспечение надлежащей работы службы фармаконадзора компании/представительства;
— внедрение систем и механизмов, обеспечивающих предоставление в доступной форме информации обо всех данных по фармаконадзору, выявленных сотрудниками компании;
— непрерывный мониторинг профиля безопасности ЛС, включающий оценку соотношения польза/риск, внесение изменений в инструкцию по медицинскому применению, и взаимодействие с регуляторными органами (следует обеспечить возможность связаться с УПФ круглосуточно);
— сбор, документирование данных о выявленных HP и о других проблемах с безопасностью ЛС, разрешенных к обращению на территории Российской Федерации;
— своевременное предоставление регуляторным органам:
— спонтанных сообщений о HP, отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта ЛС, применении ЛС на фоне беременности/лактации, случаях передозировки и злоупотребления ЛС, ошибках лечения, неправильном применении;
— периодических отчетов по безопасности (PSUR);
— сообщений из клинических исследований (срочных сообщений, Годовых отчетов (ASR) и Заключительных отчетов исследования);
— детального описания системы фармакобезопасности;
— плана управления рисками;
— дополнительной информации по запросам компетентных органов, необходимой для оценки соотношения польза/риск;
— создание и регулярное обновление Спецификации по безопасности медицинского продукта (СБМП) как составной части Спецификации медицинского продукта (СМП) (см. раздел 4.1.2).
3.3. Спецификация Медицинского Продукта, СМП (Company Core Data Sheet, CCDS)
СМП является внутренним документом компании, содержащим всю известную информацию по медицинскому продукту.
Спецификация по безопасности медицинского продукта (СБМП) является обязательной частью СМП, которая по мере требования предоставляется регуляторным органам, и служит основой для создания и изменения локальной инструкции по медицинскому применению ЛС.
— Описание медицинского продукта (активные ингредиенты; терапевтический/фармакологический класс; форма выпуска).
— Показания к применению.
— Дозировки, пути введения, связь с приемом пищи (отдельно для разных возрастных категорий; лиц с заболеваниями почек, печени).
— Вождение автомобиля/выполнение других опасных действий.
— Нежелательные реакции (сгруппированные по системно-органной классификации, с указанием частоты встречаемости).
— Влияние на лабораторные тесты (не входит в СБМП!).
— Злоупотребление и лекарственная зависимость (не входит в СБМП!).
— Фармакодинамика (не входит в СБМП!).
— Фармакокинетика (не входит в СБМП!).
— Преклинические данные по безопасности (не входит в СБМП).
— Несовместимость/совместимость (с нелекарственными средствами, продуктами питания) (не входит в СБМП!).
— Условия хранения (не входит в СБМП!).
— Способ приготовления (для растворов, суспензий) (не входит в СБМП!).
3.4. Контрактные соглашения по обмену данными по фармаконадзору (Safety Data Exchange Agreements, SDEAs)
Держатель регистрационного удостоверения может передать права на ведение деятельности по фармаконадзору на препарат другой организации. В этом случае держатель регистрационного удостоверения обязан составить письменное соглашение с этой организацией, определяющее формат; временные сроки; пути обмена данными по фармаконадзору; организацию, ответственную за предоставление данных в Регуляторные Органы.
Держатель регистрационного удостоверения должен информировать Росздравнадзор о заключении контрактных соглашений по обмену данными по фармаконадзору в письменном виде по адресу, указанному в Приложении 1 «Контактная информация».
4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ПО ФАРМАКОНАДЗОРУ В
РЕГУЛЯТОРНЫЕ ОРГАНЫ
4.1. Детальное описание системы фармаконадзора (Detailed Description of the Pharmacovigilance System)
Держатели регистрационных удостоверений должны предоставить в Росздравнадзор Детальное описание системы фармаконадзора.
Элементы Детального описания системы фармаконадзора:
— Уполномоченный по фармаконадзору (фамилия, имя, контактная информация, резюме, включая тренинги по фармаконадзору, должностные обязанности, данные о процессе замещения уполномоченного по фармаконадзору, предусмотренные в компании).
— Организация Фармаконадзора (структура отдела фармаконадзора, взаимодействие с другими отделами, схема получения-предоставления спонтанных сообщений и сообщений из клинических исследований).
— Список и краткое содержание процедур компании, касающихся Фармаконадзора.
— Описание базы данных по фармаконадзору.
— Взаимодействие с филиалами и другими организациями (контрактные соглашения).
— Тренинги по фармаконадзору, проводимые для сотрудников компании.
— Вопросы качества и соответствия стандартам (соблюдение процедур компании, аудиты).
Детальное описание системы фармаконадзора необходимо предоставлять в Росздравнадзор в электронном виде на русском языке с сопроводительным письмом по адресу, указанному в Приложении 1 «Контактная информация».
4.2. План управления рисками
План управления рисками предоставляется в регуляторные органы держателем регистрационного удостоверения, в процессе регистрации ЛС или в случае его изменения. План управления рисками разрабатывается на конкретный медицинский продукт и включает основные и дополнительные меры по мониторингу безопасности.
В случае получения дополнительной информации по безопасности медицинского продукта в План управления рисками вносятся соответствующие изменения и должны быть предложены дополнительные меры по минимизации риска, связанного с применением этого продукта.
Структура Плана управления рисками:
— Характеристика безопасности (доклинические, клинические).
— План фармаконадзора (стандартные процедуры; потенциальные риски и запланированные действия по предотвращению).
— Оценка необходимости действий по минимизации риска.
— План минимизации рисков.
— Краткое изложение плана минимизации рисков на территории Российской Федерации.
План управления рисками предоставляется в Росздравнадзор на электронном носителе с сопроводительным письмом (см. Приложение 1 Контактная информация.) Представительства иностранных компаний предоставляют данные на английском языке. Краткое изложение плана минимизации рисков на территории Российской Федерации — на русском.
4.3. Спонтанные сообщения
Своевременное выявление и оценка проблем, связанных с безопасностью ЛС, зависит от скорости поступления и полноты информации. Основные источники спонтанных сообщений: медицинские работники и потребители ЛС. Основные каналы поступления информации — медицинские работники, сотрудники компании, в том числе медицинские представители; телефон «горячей линии»; интернет сайты, спонсируемые компанией; литературные источники.
В виде срочных спонтанных сообщений зарегистрированных на территории Российской Федерации в Росздравнадзор предоставляются:
— Недостаточная эффективность ЛС.
Для предоставления срочных спонтанных сообщений необходимо наличие в компании минимальной информации по каждому сообщению:
— Идентифицируемый направитель сообщения.
— Описание нежелательной реакции/явления.
С целью выявления спонтанных сообщений служба фармаконадзора компании должна проводить мониторинг интернет сайтов и специализированной медицинской литературы, согласно внутренним процедурам компании; сообщений от регуляторных органов; сообщений от партнеров; данных регистров заболеваний и ретроспективных продуктовых регистров.
Информация о спонтанных сообщениях, выявленных за рубежом, предоставляется в составе Периодического отчета по безопасности (ПОБЛС).
Если в соответствии с международными правилами защиты персональных данных компания не может предоставлять в спонтанных сообщениях персональные данные пациента и заявителя (Ф.И.О., контактная информация), то такие данные должны храниться в компании/представительстве компании и должны быть предоставлены в регуляторные органы при наличии письменного запроса.
Данные о спонтанных сообщениях о HP, произошедших на территории Российской Федерации, предоставляются через автоматизированную систему электронного внесения сведений о нежелательных реакциях АИС Росздравнадзора (www.roszdravnadzor.ru).
При отсутствии доступа в базу данных, сообщения направляются в Федеральный центр мониторинга безопасности лекарственных средств ФГУ НЦ ЭСМП Росздравнадзора (см. Приложение 1 Контактная информация), в виде заполненной карты-извещения (см. Приложение 2 Карта-извещение) с сопроводительным письмом, или по электронной почте для дальнейшего оперативного внесения в базу HP.
Сроки предоставления спонтанных сообщений: сообщать следует как можно скорее, но не позднее 15 календарных дней от Даты получения первичной минимальной информации. Дополнительная информация по данным сообщениям предоставляется в те же сроки.
4.4. Периодические отчеты по безопасности ЛС (ПОБЛС)
ПОБЛС содержит информацию по безопасности ЛС, полученную из спонтанных сообщений, литературных источников и в ходе клинических исследований в течение определенного отчетного периода.
Держатели регистрационного удостоверения предоставляют в Росздравнадзор ПОБЛС на все разрешенные к медицинскому применению на территории Российской Федерации ЛС (оригинальные и воспроизведенные).
В случае, когда ЛС производятся и/или распространяются двумя или большим количеством компаний, ПОБЛС предоставляет каждый держатель регистрационного удостоверения.
Если компании связаны контрактными отношениями, необходимо определить компанию, ответственную за информирование регуляторных органов о безопасности ЛС и предоставление ПОБЛС, уведомить об этом Росздравнадзор и Федеральный центр мониторинга безопасности ЛС. В ПОБЛС необходимо включать все данные о безопасности ЛС, полученные от компании-партнера (даже если известно, что эти данные вошли в ПОБЛС другой компании).
Правила оформления ПОБЛС
Информацию, относящуюся ко всем дозам ЛС, лекарственным формам и показаниям к применению активной субстанции и режимам ее дозирования, необходимо включать в единый отчет. При этом данные, относящиеся к различным дозам, показаниям к применению ЛС и разным популяциям пациентов (например, дети и взрослые) целесообразно приводить в едином отчете раздельно.
Информация о безопасности комбинированных средств, ингредиенты которых также зарегистрированы как индивидуальные ЛС, может быть представлена как в форме самостоятельного ПОБЛС, так и в составе ПОБЛС по одному из активных компонентов. В этом случае необходимо приводить перекрестные ссылки на другие ПОБЛС, в которых упоминаются данные ЛС.
Индивидуальные случаи HP следует представлять в виде Списка и/или Итоговой таблицы. Список должен содержать основную (не обязательно детальную) информацию о HP и позволять идентифицировать отдельные сообщения в случае необходимости более подробного ознакомления с ними.
При большом количестве сообщений о HP, их следует представлять как в виде списка, так и в виде итоговой таблицы. Симптомы HP следует группировать в соответствии с анатомической (системы и органы) классификацией.
Целесообразно выделить отдельные таблицы (или графы) для серьезных HP, несерьезных HP, для HP, указанных и не указанных в Спецификации по Безопасности Медицинского Продукта, СБМП.
При небольшом количестве сообщений о HP или в случае, когда информацию трудно представить в форме таблицы, можно использовать другой более подходящий способ представления данных.
В случае отсутствия каких-либо данных, после названия раздела следует указать: «информация отсутствует» и объяснить причины ее отсутствия.
Разделы, обязательные для включения в ПОБЛС, представлены в Приложении 3.
Правила предоставления ПОБЛС в регуляторные органы
Периодичность предоставления ПОБЛС определяется Международной Датой Рождения ЛС.
Сроки предоставления ПОБЛС:
— Каждые 6 месяцев в первые 2 года после международной даты рождения.
— Ежегодно в последующие 2 года.
— Далее один раз в три года.
Возврат к предоставлению ПОБЛС каждые 6 месяцев возможен в случае, если регистрируются значительные с точки зрения безопасности изменения в разделах:
— изменения в популяции пациентов (например, дополнительно вводится применение у детей, беременных женщин).
ПОБЛС предоставляются в регуляторные органы не позднее 60 дней от даты окончания срока отчета. Владельцу регистрационного удостоверения могут предоставляться дополнительные 30 дней для перевода и оформления документации.
В случае запроса регуляторных органов, последний из готовых ПОБЛС предоставляется в течение 3 рабочих дней, на подготовку внеочередного нового ПОБЛС отводится 30 дней.
Формат предоставления ПОБЛС:
Российские компании держатели регистрационного удостоверения представляют ПОБЛС на русском языке. Иностранные компании держатели регистрационного удостоверения могут представлять ПОБЛС на английском языке с обязательным переводом на русский язык раздела «Резюме» («Executive summary»).
ПОБЛС предоставляются в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (см. Приложение 1 «Контактная информация») на цифровом носителе с сопроводительным письмом, или по электронной почте.
Примечание. К электронной версии ПОБЛС следует прилагать электронные версии сопроводительного письма, перевода «резюме» и других направляемых материалов.
4.5. Другие сообщения, предоставляемые в регуляторные органы
Производитель и/или держатель регистрационного удостоверения представляет регуляторным органам письма с информацией о новых данных по безопасности ЛС, сведения о решениях, принятых в других странах на основании новых данных о безопасности ЛС (ограничение или запрещение применения, дополнения и изменения в инструкции по медицинскому применению — в разделах, касающихся безопасности средства, и т.д.), разрешенного к медицинскому применению в Российской Федерации.
Эти данные направляются в Росздравнадзор и в Федеральный центр мониторинга безопасности лекарственных средств ФГУ НЦ ЭСМП Росздравнадзора (см. Приложение 1 «Контактная информация») по электронной почте в течение 1 рабочего дня с момента утверждения руководством компании или получения их российским представительством компании с последующим представлением их официальной версии на бумажном носителе, переведенной на русский язык, в течение 5 дней.
Держателям регистрационных удостоверений предоставляется возможность опубликования на сайте Росздравнадзора информационных писем для специалистов сферы здравоохранения по вопросам эффективности и безопасности лекарственных средств. В целях своевременного информирования практикующих врачей о проблемах безопасности лекарственных средств, подобные письма публикуются до внесения соответствующих изменений в инструкции по применению препаратов.
4.6. Порядок публикации информационных писем
На интернет-сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (www.roszdravnadzor.ru) публикуются информационные письма заявителей государственной регистрации лекарственных средств, адресованные специалистам в области здравоохранения и фармацевтики (далее — информационные письма), содержание которых согласовано Росздравнадзором, и, при необходимости, его подведомственными экспертными организациями.
Информационные письма публикуются в разделах «Новости Федеральной службы» и «Фармаконадзор» (подраздел «Новости») указанного сайта.
Информационные письма могут быть опубликованы в связи со следующими обстоятельствами:
— Приостановление государственной регистрации, отзыв регистрационного удостоверения, приостановление обращения, отзыв с рынка лекарственного средства по причинам, связанным с его безопасностью или эффективностью.
— Изменение инструкции по применению лекарственного средства, включая ограничения его применения по причинам, связанным с безопасностью и/или эффективностью (новые противопоказания, особые указания, особенности взаимодействия с другими лекарственными средствами, непредвиденные побочные действия или изменение частоты известных побочных действий, изменения дозировки или кратности применения, исключение показаний к применению из инструкции).
— Изменение соотношения пользы/риска при применении лекарственного препарата в связи с:
— получением новых данных о безопасности и/или эффективности препарата, подтверждающих более высокий риск его применения, чем предполагалось ранее;
— получением новых данных о факторах риска развития нежелательных реакций или способах предотвращения;
— появлением новой информации, ставящей под сомнение ранее полученные доказательства эффективности лекарственного средства;
— появлением данных о более высоком риске применения лекарственного препарата в сравнении с лекарственными средствами того же МНН, той фармакологической группы или той же сферы применения при одинаковых показателях эффективности.
— Завершение производителем (разработчиком) или экспертной организацией повторной оценки данных о безопасности лекарственного средства (соотношения пользы/риска), при условии, что результаты такой оценки могут потребовать значительных изменений инструкции по применению.
— Разработка рекомендаций по лечению нежелательных реакций.
— Новые предосторожности при применении лекарственного средства.
— Другие случаи, когда публикация информационного письма может быть необходима для эффективного и безопасного применения лекарственного средства.
Проект информационного письма направляется в Росздравнадзор с сопроводительным письмом и доверенностью на право представления интересов заявителя государственной регистрации лекарственного средства. В сопроводительном письме должны быть указаны контактные данные сотрудника, ответственного за подготовку и согласование информационного письма (телефон, факс, адрес электронной почты).
В сопроводительном письме может быть указана предпочтительная дата публикации информационного письма на сайте Росздравнадзора.
Представление заявителями государственной регистрации лекарственных средств проектов информационных писем подразумевает согласие с условиями их публикации и выполнение рекомендаций по их структуре и содержанию.
Публикация информационных писем на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не освобождает заявителей государственной регистрации лекарственных средств от любых обязанностей и ответственности, установленных в их отношении законодательством Российской Федерации.
Росздравнадзор не несет ответственности за полноту и достоверность сведений, содержащихся в информационных письмах заявителей государственной регистрации лекарственных средств, а также ответственность за последствия использования данной информации.
Рекомендации по структуре и содержанию
информационных писем
1. Информационные письма не могут содержать сведения рекламного характера, а также заведомо ложные сведения о качестве, эффективности и безопасности лекарственного средства.
2. Информационные письма должны содержать ясные и полные сведения по данной проблеме безопасности и рекомендации по снижению рисков, связанных с применением лекарственного средства.
3. В информационном письме четко указывается цель его публикации.
4. Проблема безопасности и/или эффективности лекарственного средства должна рассматриваться в контексте ее влияния на соотношение пользы/риска.
5. При необходимости информационное письмо должно содержать информацию, которую необходимо довести до сведения пациентов, получающих данный препарат.
6. В информационном письме должны быть указаны координаты сотрудников, подразделений или организаций, уполномоченных заявителем государственной регистрации на предоставление дополнительной информации по данному вопросу (телефон, факс, адрес электронной почты).
7. Целесообразно включение в текст письма ссылок и библиографии научных источников.
8. Необходимо четкое указание на согласование текста письма с Росздравнадзором и, при необходимости, с его подведомственными экспертными организациями.
9. В письмо необходимо включить напоминание об обязанности субъектов обращения лекарственных средств предоставлять в Росздравнадзор сведения о побочных действиях лекарственных средств, не описанных в инструкции по медицинскому применению, также об изменении частоты описанных побочных действий (статья 41 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах»).
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Контактная информация Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор):
Отдел мониторинга эффективности и безопасности медицинской продукции
Адрес: 109074, Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 1
Тел: +7 (495) 698-41-31
Факс: +7 (495) 698-43-31
Сопроводительные письма подаются на имя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
2. Контактная информация Федерального центра мониторинга безопасности ЛС ФГУ НЦ ЭСМП Росздравнадзора:
127051, г. Москва, Петровский бульвар, д. 8.
Источник