Российские лекарственные препараты до 2020 года

Содержание
  1. Новые препараты и новые возможности: итоги конференции «Эволюция лекарственной терапии ЗНО»
  2. Анализ рынка лекарственных препаратов в РФ
  3. Общий объем рынка: государственный и частный
  4. Расходы населения и государства на ЛП в амбулаторных условиях
  5. Государственные программы лекарственного обеспечения населения
  6. Основные программы
  7. Объем потребления лекарственных препаратов в стационарных условиях
  8. Структура продаж лекарственных препаратов (по АТС-группам, по рецепту и по принадлежности к ЖНВЛП) в разрезе различных секторов [14]
  9. Продажа лекарственных препаратов в аптечной сети [15]
  10. Государственные программы обеспечения населения лекарственных препаратов в амбулаторных условиях
  11. Госпитальный сектор
  12. Структура потребления дженериков и оригинальных лекарственных препаратов
  13. Структура потребления произведенных на территории РФ и импортируемых лекарственных препаратов
  14. Наличие нелегального рынка лекарственных препаратов
  15. Выводы
  16. Предложения

Новые препараты и новые возможности: итоги конференции «Эволюция лекарственной терапии ЗНО»

Ежегодно в начале декабря Ассоциация онкологов Северо-Запада и НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова проводят научно-практическую конференцию «Эволюция лекарственной терапии злокачественных опухолей: гормонотерапии, химиотерапии, таргетной терапии и иммунотерапии» с международным участием. В этом году на мероприятии было зафиксировано 888 зрительских онлайн просмотров из России, стран СНГ и ближнего зарубежья.

В онлайн-формате с докладами выступили европейские и российские лидеры мнений: проф. Гал Маркел, Элизабет Дудник, член-корр. РАН, проф. Семиглазов В.Ф., член-корр. РАН, проф. Имянитов Е.Н., член-корр. РАН, проф. Орлов С.В., проф., д.м.н. Орлова Р.В., д.м.н., доцент Семиглазова Т.Ю., д.м.н. Проценко С.А., д.м.н. Моисеенко Ф.В. и многие другие, а также специалисты из регионов.

Открыли конференцию с докладами об организационных аспектах работы НМИЦ и онкодиспансеров в 2020 году: Беляев Алексей Михайлович ‒ д.м.н., проф., директор ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, главный внештатный онколог СЗФО, заведующий кафедрой онкологии ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, председатель Ассоциации онкологов СЗФО и Панкратьева Александра Юрьевна ‒ главный врач ГБУ АО АКОД, главный внештатный специалист по лучевой диагностике МЗ Архангельской области.

Все последующие доклады о лекарственной терапии, начиная с «Ключевых изменений 2020 года в системной терапии ЗНО» д.м.н., доцента Семиглазовой Т.Ю. и «Иммунотерапии солидных опухолей: еще шаг вперед» д.м.н. Проценко С.А. – это по сути дайджесты новостей. За два дня конференции специалисты обсудили различные аспекты терапии новыми лекарственными препаратами больных злокачественными новообразованиями (ЗНО) по итогам 2020 года, в т. ч. и в условиях пандемии COVID-19. Экспертами были представлены результаты реальной клинической практики, которые не всегда соответствуют результатам регистрационных исследований. Были заслушаны 47 докладов, которые сопровождались интерактивным голосованием – мгновенной обратной связью со слушателями. На все заданные вопросы слушателей докладчики старались давать исчерпывающие ответы.

Доклады член-корр. РАН, проф. Имянитова Е.Н. «Опыт работы референс-центра НМИЦ с онкологическими учреждениями регионов» и к.м.н. Артемьевой А.С. «Второе мнение патолога референс-центра НМИЦ» ожидаемо вызвали оживленную дискуссию.

Второй день конференции начался актуальной сессией под председательством профессора Орловой Р.В. «Трудный клинический случай в онкологии». Подробно обсуждались трудности работы с новыми онкологическими препаратами в новых условиях.

Особое внимание было уделено к.м.н. Ткаченко Е.В. правильности написания процедурных листов при проведении системной противоопухолевой терапии, в том числе новыми таргетными и иммуноонкологическими препаратами.

Всем, выполнившим требования по просмотру для получения баллов НМО, после мероприятия также будут разосланы электронные версии 6 методических рекомендаций, созданных сотрудниками ФГБУ «НМИЦ онкологии Н.Н. Петрова» Минздрава России. В рекомендации будет включен проект процедурных листов по системной лекарственной терапии рака легкого.

‒ Системная терапия злокачественных новообразований в 2020 году включает в себя множество аспектов, ‒ прокомментировала д.м.н. Татьяна Юрьевна Семиглазова, один из главных идейных вдохновителей конференции. ‒ Во-первых, нужно понимать, что эффективность системной терапии зависит от «биологии» опухоли. Во-вторых, сейчас в клинической практике активно применяются комбинации препаратов, расширяются терапевтические возможности системной терапии больных ЗНО. В-третьих, в лечении рака все чаще приоритет отдается иммунотерапии. И в 2020 году еще одним важным аспектом стало проведение системного лечения в условиях пандемии COVID-19 – это ставит перед нами новые вызовы. Подчеркну, что самое главное в системной терапии – максимально индивидуализированный подход к каждому больному, чтобы наши пациенты жили долго и качественно.

Обзор ключевых событий в системной противоопухолевой терапии 2020 года

Краткий обзор главных изменений 2020 года в системной терапии ЗНО подготовила Татьяна Юрьевна Семиглазова ‒ доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, заведующая научным отделом инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации, заведующая отделением реабилитации.

Из ключевых событий в системной терапии 2020 года важно отметить следующие пункты.

1. Перечень ЖНВЛП в 2020 году пополнился 12 противоопухолевыми лекарственными средствами. При солидных опухолях применяются 6 препаратов: иксабепилон, рамуцирумаб, акситиниб, алектиниб, осимертиниб, палбоциклиб. При онкогематологических заболеваниях — 6 новых препаратов: венетоклакс, барицитиниб, нетакимаб, сарилумаб, элотузумат, бозутиниб.

2. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) одобрило 20 препаратов и показаний к применению препаратов, а также присвоило статус ускоренного одобрения 10 препаратам.

Разберем детальнее наиболее важные достижения 2020 года в системном лечении больных различными ЗНО.

Рак молочной железы

    Талазопариб в монотерапии зарегистрирован в ГРЛС для лечения больных местнораспространенным или метастатическим НЕR2- РМЖ (мРМЖ) с герминальными мутациями в генах BRCA, ранее получавших лечение антрациклинами и (или) таксанами в качестве неоадъювантной или адъювантной терапии или по поводу местнораспространенного или метастатического заболевания, за исключением случаев, когда пациенты не подходят для такого лечения. Больные ER+ мРМЖ в качестве предшествующего лечения должны получить эндокринную терапию или считаться неподходящими для гормонотерапии.

Алпелисиб в комбинации с фулвестрантом зарегистрирован в ГРЛС для лечения женщин в постменопаузе и мужчин с ER+ HER2- мРМЖ при наличии мутации PIK3CA, в случае прогрессирования на фоне или после гормональной терапии.

В РФ зарегистрирована и одобрена в FDA комбинация пембролизумаба с химиотерапией в первой линии терапии больных рецидивным нерезектабельным или метастатическим трижды негативном РМЖ с экспрессией PD-L1 в опухоли (CPS ≥10).

Сацитузумаб говитекан (конъюгат моноклонального антитела к TROP2 и активного метаболита химиотерапевтического препарата иринотекана) зарегистрирован в FDA для лечения больных метастатическим трижды негативным РМЖ, получавших 2 и более линий терапии.

Одобрен FDA тукатиниб (перооральный тирозинкиназный ингибитор) в комбинации с трастузумабом и капецитабином для лечения больных распространенным нерезектабельным или метастатическим HER2+ РМЖ, получавших одну и более линий анти-HER2 терапии, включая пациентов с метастазами в головном мозге.

Нератиниб в комбинации с капецитабином одобрен FDA и для лечения больных распространенным или метастатическим HER2+ РМЖ, получавших 2 и более линий анти-HER2 терапии.

Опухоли головы и шеи

  • Пембролизумаб зарегистрирован в первой линии терапии рецидивирующего или метастатического плоскоклеточного раке головы и шеи в монорежиме при CPS ≥ 20 или в комбинации с препаратами платины и 5-фторурацилом при CPS ≥ 1, но ˂ 20.

Рак щитовидной железы

    Селперкатиниб зарегистрирован FDA для лечения пациентов с распространенным или метастатическим RETm+ медуллярным раком щитовидной железы; а также для лечения больных с распространенным или метастатическим RETm+ радиорефрактерным раком щитовидной железы, требующим системной терапии.

Немелкоклеточный рак легких, мелкоклеточный рак легких, мезотелиома плевры

В РФ одобрен атезолизумаб ‒ новый вариант терапии первой линии для пациентов с ранее не леченым метастатическим НМРЛ с высоким уровнем PD-L1 ТС3 или IC3) при отсутствии активирующих мутаций в генах EGFR или транслокации ALK / ROS1.

Также включена в ГРЛС комбинация ниволумаба с ипилимумабом в сочетании с двумя циклами химиотерапии в первой линии терапии метастатического НМРЛ с любым (или неизвестным) статусом PD-L1 при отсутствии активирующих мутаций в генах EGFR или транслокации ALK / ROS1.

Наибольшее количество препаратов были одобрены FDA для лечения немелкоклеточного рака легких, регистрация которых ожидается в РФ.

Пралсетиниб ‒ присвоен статус ускоренного одобрения FDA для лечения больных метастатическим НМРЛ при мутации в гене RET (RETm+).

Селперкатиниб ‒ также зарегистрирован для лечения пациентов с метастатическим RETm+ НМРЛ.

Бригатиниб ‒ зарегистрирован для лечения больных метастатическим НМРЛ при наличии транслокации гена ALK.

Капматиниб ‒ присвоен статус ускоренного одобрения для лечения больных метастатическим НМРЛ при наличии мутации в гене MET (14 экзон).

Зарегистрирована комбинация рамуцирумаба и эрлотиниба в первой линии терапии метастатического НМРЛ при выявлении активирующих мутаций гена EGFR (19 и 21 экзоны).

FDA одобрила дурвалумаб в комбинации с этопозидом и карбоплатином/цисплатином в первой линии терапии больных распространенной стадией МРЛ.

FDA одобрила комбинацию ниволумаба с ипилимумабом в первой линии терапии нерезектабельной мезотелиомы плевры.

  • FDA одобрило пембролизумаб в первой линии терапии больных нерезектабельным или метастатическим MSI-H или dMMR КРР. Ожидается регистрация препарата в ГРЛС.

    В РФ одобрено проведение адъювантной терапииниволумабомна протяжении 1 года после операции у пациентов с аденокарциномой или плоскоклеточным раком пищевода, получивших предоперационную химиолучевую терапию и у которых не был достигнут полный патоморфологический регресс.

FDA одобрило ниволумаб для лечения больных нерезектабельным распространенным, рецидивным или метастатическим плоскоклеточным раком пищевода после ХТ на основе фторпиримидинов и препаратов платины. Ожидается регистрация показания препарата в ГРЛС.

Рак поджелудочной железы

  • Включена в ГРЛС поддерживающая монотерапия олапарибом метастатической аденокарциномы поджелудочной железы с герминальными мутациями в генах BRCA у взрослых пациентов, у которых не наблюдалось прогрессирования заболевания на платиносодержащей химиотерапии первой линии.

    FDA одобрило атезолизумаб в комбинации с бевацизумабом для лечения больных нерезектабельным или метастатическим гепатоцеллюрным раком, не получавших ранее системной терапии. Комбинация зарегистрирована в ГРЛС.

FDA присвоило статус ускоренного одобрения комбинации ниволумаба и ипилимумаба во второй линии терапии гепатоцеллюлярного рака после прогрессирования при применении сорафениба. Ожидается регистрация препарата в ГРЛС.

  • Одобрена FDA и зарегистрирована в ГРЛС поддерживающая терапия олапарибом в комбинации с бевацизумабом впервые выявленного распространенного эпителиального РЯ, рака маточной трубы или первичного перитонеального рака высокой степени злокачественности у взрослых пациенток, ответивших (полный или частичный ответ) на платиносодержащую ХТ первой линии.

Рак предстательной железы

  • Одобрена FDA и зарегистрирована в ГРЛС монотерапия олапарибом метастатического кастрационно-резистентного рака предстательной железы с герминальными или соматическими мутациями генов, участвующих в репарации ДНК путем гомологичной рекомбинации, у пациентов с прогрессированием заболевания после терапии новыми гормональными препаратами (энзалутамидом или абиратероном).
  • В РФ одобрено применение ниволумаба в комбинации с ипилимумабом для распространенного почечно-клеточного рака (ПКР) у взрослых с промежуточным или плохим прогнозом, ранее не получавших лечения.
  • Важное событие 2020 года ‒ регистрация в Российской Федерации, еще до одобрения FDA, атезолизумаба в комбинации с цисплатином/карбоплатином и гемцитабином в первой линии терапии больных местнораспространенным или метастатическим уротелиальным раком.

    В РФ одобрено применение первого российского оригинального PD-1 ингибитора пролголимаба в лечении больных метастатической или неоперабельной меланомой.

FDA одобрило атезолизумаб в комбинации с кобиметинибом и вемурафенибом для лечения больных нерезектабельной или метастатической BRAF+ меланомой. Ожидаем появления данной комбинации в ГРЛС.

Ускоренную регистрацию в FDA проходит препарат тебентафусп (IMCgp100) для лечения пациентов с метастатической увеальной меланомой, не получавших ранее системной.

Нерезектабельные или метастатические солидные опухоли с TMB-H

  • FDA присвоило статус ускоренного одобрения пембролизумабу для лечения больных взрослого и детского возрастов при нерезектабельных или метастатических солидных опухолях с высокой мутационной нагрузкой (TMB-H) [≥10 мутаций на мегабазу (mut/Mb)], при прогрессировании на предыдущей линии терапии, при условии отсутствия удовлетворительных альтернативных опций. Ожидается регистрация препарата в ГРЛС.

Благодарим спикеров и участников нашей конференции. Надеемся, что в следующем году наше мероприятие состоится в очном формате в Санкт-Петербурге. Встретимся на «V ежегодной конференции «Эволюция лекарственной терапии злокачественных опухолей» в декабре 2021 года.

Читайте также:  Мексидол мне помог от похмелья

Источник

Анализ рынка лекарственных препаратов в РФ

Последние 3 десятилетия ознаменовались появлением новых лекарств и вакцин, которые спасают жизни и предотвращают прогрессирование хронических инвалидизирующих заболеваний. Это средства для лечения туберкулеза, пневмонии, СПИД/ВИЧ, болезней системы кровообращения, язвенной болезни желудка, диабета, злокачественных новообразований. Цель государственной лекарственной политики – своевременно обеспечить население доступными по цене и качественными лекарственными препаратами (ЛП). При этом фармацевтический рынок не является саморегулируемым, он требует от государственных органов власти в этой сфере постоянного вмешательства во все процессы лекарственного обращения – от разработки новых лекарств до их рационального потребления. Это происходит путем выработки и внедрения в практику правил, законов, подзаконных актов и мотивационных механизмов.

При формировании лекарственной политики регуляторы сталкиваются с непростыми задачами, первая из них – необходимость соблюдения оптимального баланса между интересами множества субъектов лекарственного обращения: разными группами пациентов и их объединениями, фармацевтическими компаниями (в том числе отечественными и зарубежными производителями), оптовыми и розничными дистрибьюторами (государственными и частными), врачами и их общественными объединениями. Вторая – финансовые ограничения: средства, направляемые на программу государственных гарантий (ПГГ) оказания бесплатной медицинской помощи, ограничены в любой стране. Это диктует необходимость рационирования или выработки приоритетов в лекарственном обеспечении (ЛО).

Предстоящий период с 2019 по 2024 г. для РФ особенный – Президент РФ В.В. Путин в Указе № 204 от 7 мая 2018 г. поставил общенациональную цель: увеличить ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) с нынешних 72,7 до 78 лет к 2024 г. Это цель многофакторная и зависит почти в равной мере от уровня доходов населения, соблюдения здорового образа жизни, а также от расходов и эффективности деятельности системы здравоохранения. По опыту развитых стран известно, что значительный эффект в продлении ОПЖ был достигнут за счет внедрения системы всеобщего лекарственного обеспечения, которая позволила сделать современные лекарства доступными для всех граждан в амбулаторных условиях [1].

Следует отметить, что в РФ за последние годы благодаря государственной политике достигнуты определенные позитивные сдвиги в сфере лекарственного обращения, а именно: принятие основного Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» (от 12.04.2010 № 61-ФЗ), развитие отечественной фармацевтической промышленности, осуществление жесткого контроля за ценами на лекарственные препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), ускорение введения на рынок инновационных ЛП, поэтапное внедрение системы идентификации ЛП от производителя до конечного потребителя.

Вместе с тем сохраняются серьезные проблемы. Главные из них – недостаточное лекарственное обеспечение населения ЛП в амбулаторных условиях (сегодня за счет государства на ЛП в РФ тратится в 2,8 раза меньше, чем в «новых» странах ЕС, имеющих близкий уровень экономического развития [2]), различия в лекарственном обеспечении в различных субъектах РФ (связанные с отсутствием единых подходов в формировании перечней ЖНВЛП и ценовой политики), монополизация закупок ЛП в субъектах РФ (что приводит к снижению конкуренции), нерациональное назначение и использование ЛП, отсутствие единоначалия в формировании и реализации лекарственной политики. В этой связи Президент РФ на совещании по системе лекарственного обеспечения населения РФ, прошедшем в Санкт-Петербурге 16 ноября 2018 г., поставил задачу существенного повышения ее эффективности. Многие эксперты, в том числе рабочая группа при Государственном Совете РФ, которая подготовила проект доклада «О повышении эффективности системы лекарственного обеспечения в РФ», вносят важное предложение – внедрить систему всеобщего лекарственного обеспечения и повысить эффективность обращения лекарственных средств в РФ. Такие предложения требуют детального анализа сложившейся ситуации в сфере лекарственного обращения и обсуждения механизмов, которые обеспечат достижение поставленных целей.

Для этого ВШОУЗ подготовила анализ системы лекарственного обеспечения и предложения по формированию национальной лекарственной политики. Документ предназначен для обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Обсуждение этого документа состоится на площадках фонда «Росконгресс», в том числе в стартовый день Российского инвестиционного форума на специальном форуме «Здоровое общество: на пути к цели 80+» 13 февраля 2019 г. Читателям данного номера журнала представляется на обсуждение первая часть документа – «Анализ рынка лекарственных препаратов в РФ».

Общий объем рынка: государственный и частный

В РФ в 2017 г. всего было потреблено ЛП и изделий медицинского назначения недлительного применения для индивидуального пользования (далее – ИМН) на сумму 1 514 млрд руб. в ценах конечных потребителей (розничные цены). В упаковках это составило 6273 млн. Расходы на ЛП обычно классифицируются в зависимости от источника финансирования – население или государство и от условий потребления – амбулаторные или стационарные. В амбулаторных условиях расходы на лекарства могут оплачиваться населением или государством по специальным программам. В стационарных условиях расходы на ЛП входят в структуру тарифа [3] по оплате медицинской помощи и в РФ покрываются государством за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) или бюджетов всех уровней. Для справки: международная методика учета расходов на ЛП включает изделия медицинского назначения (ИМН) недлительного применения для индивидуального пользования.

В стационарных условиях ведется учет только по ЛП, без ИМН. Далее все расчеты по расходам на ЛП в амбулаторных условиях сделаны с учетом ИМН. В амбулаторных условиях расходы населения и государства только на ЛП (без учета ИМН), по данным Росстата, в 2017 г. составили 1027,2 млрд руб.(с учетом ИМН – 1254,1 млрд руб.). Расходы на ЛП в амбулаторных и стационарных условиях составили: для населения – 67% (1021,4 млрд руб.) [4], государственные – 33% (492,6 млрд руб.) [5] (рис. 1). Для справки: значение расходов населения на ЛП в амбулаторных условиях рассчитаны как разница между показателем общих расходов, представляемых Росстатом (1254,1 млрд руб.), и расходов на все государственные программы, реализуемые в амбулаторных условиях (232,7 млрд руб.). Расходы государства на ЛП в амбулаторных условиях примерно равны таковым в стационарных условиях – 47% (232,7 млрд руб.) и 53% (259,9 млрд руб.) [6] соответственно.

Таким образом, в амбулаторных и стационарных условиях население РФ несет в 2 раза большие расходы на ЛП, чем государство.

Рисунок 1. Объем рынка лекарственных препаратов в амбулаторных и стационарных условиях в России в 2017 г.

Расходы населения и государства на ЛП в амбулаторных условиях

Структура расходов на ЛП в амбулаторных условиях. В 2017 г. расходы населения и государства на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях составили 1254,1 млрд руб., из них для населения – 81% (1021,4 млрд руб.), государства – 19% (232,7 млрд руб. с учетом ведомственных закупок). В «новых-8» странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического разви- тия (оценено по ВВП на душу населения)7, доля государственных расходов на ЛП в амбулаторных условиях в 2 раза выше и составляет 38% (рис. 2). Таким образом, население РФ в амбулаторных условиях тратит на ЛП в 4 с лишним раза больше, чем государство, в «новых» странах ЕС расходы населения только в 2 раза больше.

Динамика расходов на ЛП в амбулаторных условиях [8]. С 2005 по 2017 г. (с момента начала реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, в настоящее время – обеспечения необходимыми лекарственными средствами – ОНЛС) расходы на ЛП в амбулаторных условиях в текущих ценах значительно выросли: за счет государства – в 5,6 раза, за счет личных средств граждан – в 6,2 раза (рис. 3). В постоянных ценах (2005 г. – 100%) за счет государства они выросли в 1,9 раза, за счет личных средств граждан – в 2,1 раза (рис. 4). Все расчеты в динамике не учитывают расходы по ведомственным программам из-за отсутствия данных.

Рисунок 2. Структура расходов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в амбулаторных условиях в России и «новых-8» странах ЕСБ

Рисунок 3. Динамика расходов на лекарственные препараты в амбулаторных условиях в текущих ценах

За последние 5 лет – с 2012 по 2017 г. государственные и личные расходы на ЛП в амбулаторных условиях в текущих ценах также выросли: государственные расходы – в 1,6 раза (с 138,2 до 215,2 млрд руб.), личные – в 1,8 раза (с 575,1 до 1038,9 млрд руб.). В постоянных ценах (2012 г. – 100%) государственные расходы выросли только на 9%, а личные – на 20%. При этом среднедушевые денежные доходы российских семей за этот период снизились на 9% в постоянных ценах 2012 г. (с 23,2 до 21,0 тыс. руб.).

Из рис. 4 также видно, что темп роста государственных расходов в постоянных ценах за последние 5 лет замедлился. В 2005–2011 гг. они росли в среднем с темпом 8,9% в год, а в 2012–2017 гг. только 0,7% в год. Таким образом, в последние 5 лет ежегодный темп роста расходов на ЛП за счет средств государства по сравнению с предыдущими годами снизился почти в 13 раз. При этом темп роста расходов населения за последние пять лет снизился только в 2 раза (с 8,2% в 2005–2011 гг. до 3,8% в 2012–2017 гг.). Все это говорит о том, что за последние 5 лет снижение темпов роста государственных расходов на ЛП на фоне падения реальных денежных доходов российских семей л егло дополнительным бременем на россий- ских граждан.

Сравнение расходов на ЛП в РФ и странах ЕС в амбулаторных условиях. В 2017 г. государственные и личные расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в долларах, оцененных по паритету покупательной способности (ППС, 1 $ППС = 24,55 руб.) [9] в РФ составили 350 $ППС на душу населения в год. Это на 15% меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (410 $ППС), и в 1,7 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (600 $ППС) (рис. 5).

Рисунок 4. Динамика расходов на лекарственные препараты в амбулаторных условиях в постоянных ценах

Рисунок 5. Подушевые расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ (2017) и в странах ОЭСР (2016)

Государственные расходы по этой статье в РФ составили 65 $ППС на душу населения в год, что в 2,8 раза меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (185 $ППС), и в 6,4 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (415 $ППС), (см. рис. 5) [10]. В долее ВВП государственные расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в РФ составили 0,25%, что в 2,4 раза меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (0,6%), и в 4,4 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (1,1%) (рис. 6). Таким образом, в амбулаторных условиях расходы государства на ЛП на душу населения в $ППС в РФ почти в 3 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития.

Рисунок 6. Расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в доле ВВП, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ (2017) и в странах ОЭСР (2016)

Государственные программы лекарственного обеспечения населения

Все государственные программы лекарственного обеспечения в РФ реализуются на амбулаторном уровне. Расходы на ЛП компенсируются населению в зависимости от наличия у гражданина социальной льготы или определенного заболевания, требующего дорогостоящего и/или длительного лечения, а также по принадлежности к определенной профессии (например, военнослужащие обеспечиваются ЛП из ведомственного бюджета).

Читайте также:  Лекарственные средства противопоказанные водителям

Основные программы

1. Региональные программы
2. Программа обеспечения населения лекарственными средствами (ОНЛС).
3. Программа «7 высокозатратных нозологий» (далее «7 ВЗН»).
4. Программа для лиц, страдающих жизнеугрожающими и хронически прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями.
5. Программа для лиц, инфицированных ВИЧ, гепатитом В и С.
6. Национальный календарь профилактических прививок.
7. Ведомственные закупки ЛП.

В табл. 1 представлены основные характеристики данных программ. Из табл. 1 следует, что:

  • по каждой из программ имеется дефицит финансирования, составляющий не менее 50% существующего объема финансирования;
  • доступ к ЛП имеют только ограниченное число граждан РФ;
  • в региональной программе действует отдельный перечень ЛП, не совпадающий с перечнем ЖНВЛП, а объем финансирования этих программ зависит от бюджетной обеспеченности субъекта РФ;
  • по программе ОНЛС регионы ограничены объемами средств, предусмотренных на программу, в зависимости от числа льготополучателей, оставшихся в ней.

По данным табл. 1 можно рассчитать, что в 2017 г. по государственным программам за счет федеральных источников финансирования было покрыто 54% расходов (127 млрд руб.) на лекарственное обеспечение, за счет средств регионов – 38% (88,2 млрд руб., включая орфанные заболевания), оставшиеся 8% приходятся на ведомственные расходы (17,5 млрд руб.).

Таблица 1. Основные характеристики государственных программ лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях 1

1 Доклад Госсовета РФ «Повышение эффективности системы лекарственного обеспечения в РФ»; Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017 г.; Итоговый отчет и презентация Минздрава России за 2017 г. (коллегия).
2 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
3 Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017 г.
4 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
5 Со всеми дополнительными бюджетными ассигнованиями.
6 Доклад Госсовета РФ «Повышение эффективности системы лекарственного обеспечения в РФ», с. 25.
7 На 2018 г. действует Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарcтвенных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (приложение 1, 2).
8 С 1 января 2019 г. согласно поправкам в ФЗ-323, внесенным Федеральным закон от 03.08.2018 № 299-ФЗ.
9 На 2018 г. действует Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (приложение 1, 2).
10 Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2016 № 2203-р.
11 «Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, и Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения».
12 «О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С».
13 «Об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок, для передачи федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА), а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований».
14 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Таким образом, в РФ расходы на орфанные заболевания в 1,5 раза выше, чем в «новых» странах ЕС, и приближаются к показателям «старых» стран ЕС. Доля затрат на лечение орфанных заболеваний от общих расходов в РФ также выше, чем в странах ЕС, соответственно 5 и 3–4%. Это говорит о том, что в системе государственных закупок ЛП сложились неоптимальные балансы затрат по различным программам и в дальнейшем потребуется увеличение затрат по другим программам, кроме лечения редких заболеваний, например на обеспечение всех детей и подростков от 0 до 17 лет бесплатными лекарствами.

Рисунок 7. Структура государственных программ обеспечения лекарственными препаратами в амбулаторных условиях по объему финансирования в 2017 г.

Динамика расходов на ЛП по государственным программам в амбулаторных условиях. Расходы на ЛП по госпрограммам с 2005 по 2017 г. в постоянных ценах (2005 г. – 100%) за счет федерального бюджета выросли на 28%, а из регионального бюджета – в 6,1 раза (с учетом дополнительных расходов на орфанные заболевания с 2013 г.) (рис. 9). Все расчеты в динамике не учитывают расходы по ведомственным программам из-за отсутствия данных. За последние 5 лет (с 2012 по 2017 г.) государственные расходы в постоянных ценах (2012 г. – 100%) за счет средств федерального бюджета снизились на 17%, а за счет средств регионов возросли в 1,6 раза (с учетом затрат на лечение орфанных заболеваний). При этом затраты федерального бюджета снизились почти по всем программам: по программе ОНЛС – на 28%, по программе «7 нозологий» – на 13%, по программе ВИЧ – на 23%. Лишь по программе профилактических прививок расходы выросли на 47% (рис. 10).

Рисунок 8. Структура государственных программ обеспечения ЛП в амбулаторных условиях по численности обеспеченного населения в 2017 г.

Рисунок 9. Динамика государственных расходов на лекарственные препараты в амбулаторных условиях по федеральным и региональным программам в постоянных ценах 2005 г.

Рисунок 10. Динамика государственных расходов по федеральным программам обеспечения населения лекарственными препаратами в постоянных ценах 2012 г.

Рисунок 11. Динамика государственных расходов на лекарственные препараты в стационарных условиях в текущих и постоянных ценах (2012 г. – 100%), млрд руб. и млн упаковок

Объем потребления лекарственных препаратов в стационарных условиях

Объем продаж ЛП медицинским организациям в РФ в 2017 г. составил 259,9 млрд руб., или 1038 млн упаковок [13]. Динамика продаж с 2012 по 2017 г. в финансовом выражении со- ставила 72% в текущих ценах, 14% – в постоянных ценах (2012 г. – 100%). В упаковках объем продаж за этот период вырос на 8% (с 2013 г.) (рис. 11). Это говорит о том, что в стационарных условиях цены на ЛП в расчете на упаковку увеличились на 6%.

Структура продаж лекарственных препаратов (по АТС-группам, по рецепту и по принадлежности к ЖНВЛП) в разрезе различных секторов [14]

Продажа лекарственных препаратов в аптечной сети [15]

По АТС-группам [16] в структуре продаж через розничную сеть большую долю занимают ЛП для лечения болезней пищеварительного тракта и обмена веществ (17%), затем ЛП для лечения нервной (16%), респираторной (15%), сердечно-сосудистой системы (12%) и заболевания кожи (12%) (рис. 12).

Самые продаваемые торговые наименования ЛП населению через аптеки в порядке убывания в стоимостном выражении: «Нурофен» (0,8%), «Кагоцел» и «Детралекс» (по 0,7%), «Конкор», «Кардиомагнил», «Эссенциале», «Ингавирин», «Актовегин», «Мирамистин» и «Мексидол» (по 0,6%). В натуральном выражении (упаковки) на первых местах по доле продаж «традиционные» дешевые препараты – бактерицидный пластырь, «Цитрамон» и уголь активированный.

Рецептурные ЛП в стоимостном выражении составили равные доли с безрецептурными препаратами – по 50%, а в натуральном выражении (упаковки) – 32% и 68% соответственно.

ЛП из перечня ЖНВЛП (ЛП, цены на которые регулируются государством) в стоимостном выражении в розничных продажах составили почти 35% (331 млрд руб.) от всех продаж через аптечную сеть, в упаковках – 42% (2,1 млрд упак.). Из них самые продаваемые ЛП по МНН с указанием в скобках самого продаваемого торгового наименования следующие: ксилометазолин («Тизин»), ибупрофен («Нурофен»), панкреатин («Креон»), бисопролол («Конкор»), этилметилгидро-ксипиридина сукцинат («Мексидол»), имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты («Ингавирин»), амоксициллин + клавулановая кислота («Амоксиклав»), аторвастатин («Аторис»), омепразол («Омез») и лозартан («Лориста»).

Рисунок 12. Структура продаж лекарственных препаратов розничного рынка по АТС-группам в 2017г.

Государственные программы обеспечения населения лекарственных препаратов в амбулаторных условиях

Объем продаж ЛП по всем государственным программам в стоимостном выражении составил 232,7 млрд руб. (с учетом ведомственных закупок), в упаковках – 80 млн (включают только программы ОНЛС и ВЗН). В государственных программах все ЛП должны выписываться врачом строго по рецепту. По АТС-группам 3 из них (противоопухолевые; влияющие на кроветворение и кровь; препараты для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ) занимают 82% рынка в стоимостном выражении (рис. 13). Самые продаваемые торговые наименования ЛП в стоимостном выражении: первый – «Ревлимид» (8%) производства компании Celgene, второе – «Ацеллбия» (4,4%) производства «Биокад», третье – «Аксоглатиран ФС» (2,6%) производства «Натива», а также «Адвейт», «Коагил», «Генфаксон», «Октофактор», «Борамилан», «Ребиф», «Октанат» (по 2–3% в среднем).

Рисунок 13. Структура продаж лекарственных препаратов по государственным программам по АТС- группам в 2017 г.

Госпитальный сектор

Объем продаж ЛП в госпитальном секторе в стоимостном выражении составил 259,9 млрд руб., в упаковках – 1038 млн. По АТС-группам большую долю в объемах закупок в стоимостном выражении составили противомикробные пре- параты системного действия (35%), противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы (16%), препараты, влияющие на кроветворение и кровь (14%) (рис. 14). Самые покупаемые медицинскими организациями ЛП по торговым наименованиям в 2017 г. оказались (перечислено в порядке убывания по стоимостному объему): «Превенар», «Натрия хлорид», «Калерта», «Совигрипп» (по 2–3%), «Исентресс», «Интеленс», «Реатаз», «Куросурф», «Ультравист» и «Севоран» (по 1%). Необходимо провести анализ потребления ЛП с точки зрения их эффектности как приобретаемым населением самостоятельно, так и по государственным программам. По итогам анализа принять корректирующие меры.

Рисунок 14. Структура закупок лекарственных препаратов в стационарных условиях по АТС-группам в 2017 г.

Структура потребления дженериков и оригинальных лекарственных препаратов

Воспроизведенный (ранее – дженериковый) ЛП – это химический и фармацевтический аналог оригинального препарата (продукта), который произведен другим(-ими) производителем (-ями) после окончания срока действия патента на эксклюзивный сбыт этого ЛП. Большинство дженериковых препаратов выпускается на рынок под названиями, составленными из непатентованного наименования субстанции (МНН) + название или торговый знак производителя.

Референтный (ранее – оригинальный) ЛП – препарат, впервые зарегистрированный на рынке его производителем (разработчиком). Эксклюзивный сбыт оригинального ЛП защищается патентом на определенный срок. Оригинальный ЛП, как правило, имеет торговое наименование (марку), присваиваемое производителем. Товарная марка ЛП (бренд) – эксклюзивное торговое наименование препарата. Для обеспечения эксклюзивности оно должно быть зарегистрировано в агентстве по охране интеллектуальной собственности (как разновидность авторского права).

Инновационный ЛП – это новый оригинальный ЛП, который не имеет аналогов в терапевтической практике по клинической эффективности и медико-социальным эффектам. Доля потребления воспроизведенных ЛП (дженериков) в РФ самая высокая среди раз- витых стран. В стоимостном выражении она со- ставила 64%, что в 2,5 раза выше, чем в странах ЕС в среднем (у них – 26%) и в упаковках – 88%, что в 1,6 раза выше, чем у них (53%) (рис. 15). Из этих данных можно получить отношение (коэффициент) стоимости единицы упаковки оригинального ЛП к дженерику (воспроизведенному ЛП) и сравнить этот коэффициент в РФ и странах ЕС. Для РФ он составляет 4,3 (36/12 : 64/88), а для стран ЕС 3,2 (73/47 : 26/53).

Читайте также:  Каменное масло бальзам для тела лечебные свойства

Другими словами, в РФ стоимость единицы упаковки оригинального препарата в 4,3 выше, чем дженерика, а в ЕС – в 3,2 раза, что на 25% ниже, чем в РФ. Это может cвидетельствовать о том, что в РФ цены на оригинальные ЛП завышены по отношению к воспроизведенным ЛП. Существенное преобладание в потреблении воспроизведенных ЛП по сравнению с оригинальными ЛП в РФ (88% в упаковках) говорит о необходимости поэтапного (по мере роста общих объемов потребления ЛП) приведения соотношения дженерики/оригинальные ЛП к более оптимальным балансам. Необходимо привести стоимость оригинальных препаратов по отношению к дженерикам к более оптимальному балансу 1:3

Рисунок 15. Доля дженериков на фармацевтическом рынке в РФ (2017) и в странах ОЭСР (2015)

Структура потребления произведенных на территории РФ и импортируемых лекарственных препаратов

Доля отечественных ЛП в общем потреблении в стоимостном выражении составляет 30%, а в упаковках – 61%. Больше всего отечественные ЛП потребляют в стационарных условиях (табл. 2). По данным DSM Group, с 2014 по 2017 г. объем импорта ЛП в РФ снизился в стоимостном выражении на 18% (с $13,0 до 10,7 млрд США), в упаковках – также на 18% (с 3156 до 2603 млн упаковок). Это связано с мерами по поддержке отечественных производителей, в том числе введением правила «третий лишний» (Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289), с увеличением производства ЛП на территории РФ (путем поддержки отечественного производства и локализации производств крупных зарубежных компаний).

Импорт лекарственных субстанций в Россию происходит из следующих стран в порядке убывания с указанием доли в общей стоимости их импорта: Китай (22%), Франция (19%), Индия (11%), Словения (10%), Италия (8%), Германия (8%), Швейцария (6%), Нидерланды (3%), Ирландия (3%), Венгрия (2%). Среди импортируемых в Россию субстанций самыми распространенными являются «Парацетамол» (14%), «Ацетилсалициловая кислота» (12%), «Метформин» (9%), «Кармолис» (6%), «Плантекс» (4%).

Таблица 2. Доля отечественных и импортируемых лекарственных препаратов в России

Наличие нелегального рынка лекарственных препаратов

К нелегальному рынку ЛП можно отнести обращение фальсифицированных ЛП (ЛП, которое сопровождается ложной информацией о его составе и производителе), недоброкачественных ЛП (ЛП, не соответствующее содержанию фармакопейной статьи или других нормативных актов) и контрафактных ЛС (ЛС, которые находятся в обороте с нарушением гражданского законодательства), в том числе не зарегистрированные ЛП.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях (ст. 6.28, 6.33, 14.4.2) и Уголовному кодексу (ст. 235.1, 238.1, 327.2), за обращение вышеуказанных средств предусмотрены следующие виды наказания: наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности в зависимости от вида предпринимательства (физическое или юридическое лицо); наказание принудительными работами или лишение свободы со штрафом.

Для предотвращения оборота нелегальных и фальсифицированных ЛП Правительство РФ предусмотрело проведение эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов ЛП для медицинского применения (Постановление Правительства РФ от 24.01.2017 № 62).

Целями эксперимента являются:

  • определение эффективности и результативности разрабатываемой системы контроля за движением на территории РФ лекарственных препаратов от производителя (импортера) до конечного потребителя в целом и каждого из участников рынка;
  • определение изменений, которые необходимо внести в нормативные правовые акты РФ, регламентирующие сферу обращения лекарственных препаратов, в случае принятия решения о внедрении мониторинга за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов;
  • определение технических возможностей информационной системы, в которой будет осуществляться информационное обеспечение проведения эксперимента, и необходимости ее дальнейшего развития.

Выводы

  • Сегодня расходы государства на лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях в РФ крайне недостаточны – они в 2,8 раза ниже в расчете на душу населения, чем в странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития. Как следствие, население РФ вынуждено нести в 4 раза большую финансовую нагрузку по расходам на ЛП, чем государство. В развитых странах население несет лишь в 2 раза большую финансовую нагрузку на приобретение ЛП в амбулаторных условиях, чем государство.
  • По всем государственным программам бесплатного лекарственного обеспечения населения имеется существенный дефицит финансирования (потребность превышает предусмотренные средства как минимум на 50%). Более того, за последние 5 лет расходы по большинству государственных программ, финансируемых из федерального бюджета, снизились в постоянных ценах: на ОНЛС – на 28%, на программу «7 ВЗН» – на 23%, на лечение ВИЧ-инфицированных – на 18%. На фоне падения реальных денежных доходов российских семей на 9% в постоянных ценах за данный период это легло дополнительным бременем на граждан.
  • Доступ к бесплатным ЛП в амбулаторных условиях имеют ограниченное число граждан РФ – не более 9 млн чел., имеющих социальную льготу или определенное заболевание. Это ограничивает доступность ЛП для других категорий населения (в странах ЕС за счет общественных средств расходы на ЛП в амбулаторных условиях компенсируются всем категориям населения).
  • Имеется существенное неравенство в доступности к ЛП по государственным программам для населения, проживающего в различных субъектах РФ. Это связано с различиями в числе льготополучателей и их потребности в ЛП, неодинаковыми подходами в формировании перечней ЛП и объемов финансирования программ в зависимости от бюджетной обеспеченности региона.
  • Распределение государственных ресурсов по программам обеспечения населения ЛП в РФ неоптимально – на две самые малочисленные программы «7 ВЗН» и лечение орфанных заболеваний (2% получателей) затрачивается 26% средств общего финансирования. В результате расходы на лечение редких заболеваний от общих расходов на ЛС сегодня в РФ выше, чем в странах ЕС. Это требует установления обоснованных балансов таким образом, чтобы все нуждающиеся категории граждан имели справедли- вые объемы компенсации затрат на ЛП со стороны государства, например дети и подростки.
  • Доля потребления оригинальных (референтных) ЛП и дженериков (воспроизведенных ЛП) в РФ самая высокая из развитых стран (в стоимостном выражении – 64%, в упаковках – 88%). Это требует поэтапного (по мере увеличения объема финансирования лекарственного обеспечения) увеличения доли оригинальных ЛП в общем объеме потребления ЛП. В РФ стоимость единицы упаковки оригинального препарата в 4,3 выше, чем дженерика, а в ЕС – в 3,2 раза, что на 25% ниже, чем в РФ.

Предложения

1. Поэтапно с 2019 по 2024 г. увеличить в 2 раза расходы государства на лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях в постоянных ценах (с 233 до 470 млрд руб.).

2. Предусмотреть в РФ реализацию программы всеобщего лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях с источниками финансирования: государственные средства (50%) и содоплаты населения (50%). Граждане, получающие сегодня ЛП по существующим программам (ОНЛС и «федеральная льгота»), доплачивать за ЛП не должны. Объем обеспечения населения по существующим специальным программам, требующим высоких затрат на небольшие группы населения (орфанные заболевания, «7 ВЗН»), также не должен уменьшиться и должен происходить по специальной схеме с отдельными источниками финансирования, в том числе за счет средств благотворительности.

3. В рамках программы всеобщего лекарственного обеспечения должны быть произведены расчеты прогнозных потребностей населения в ЛП по отдельным нозологиям, определены единые для РФ перечни ЛП, установлены предельные цены компенсации на ЛП, разработаны оптимальные механизмы финансирования (например, через систему ОМС), а также определены каналы дистрибуции ЛП (например, через единого государственного закупщика и частных оптовых дистрибуторов за фиксированное вознаграждение). Должны быть разработаны требования к розничным дистрибуторам и предусмотрена фиксированная оплата аптечных сетей за участие в реализации программы (например, фиксированная оплата за упаковку). Погружение в программу отдельных категорий населения должно быть поэтапным по мере увеличения объемов финансирования программы.

4. В рамках государственных закупок ЛП необходимо поэтапно увеличивать долю оригинальных ЛП, а также добиться оптимального соотношения цены оригинального ЛП к воспроизведенному – 1:3.

5. Требуется провести анализ потребления ЛП в амбулаторных условиях с точки зрения эффективности этих ЛП и разработать программы, направленные повышение рациональности потребления ЛП в РФ.

[1] Kesselheim A.S., Huybrechts K.F., Ranabhat C.L., Atkinson J. Prescription Drug Insurance Coverage and Patient Health Outcomes: A Systematic Review // Am J Public Health. 2015. Vol. 105 (2). Р. e17–e30.; Park M.-B., Kim C.-B., Jakovljevic M. The Influence of Universal Health Coverage on Life Expectancy at Birth (LEAB) and Healthy Life Expectancy (HALE): A Multi-Country Cross-Sectional // Frontiers in Pharmacology. 2018. Vol. 9. 10 р.; Universal health coverage and health outcomes. OECD Final Report. Paris, 2016. 43 р.; Eaddy M.T., Cook Ch.L. Patient Cost-Sharing Trends Affect Adherence and Outcomes A Literature Review. 2012. Vol. 37 (1). Р. 45–55.

[2] «Новые-8» страны ЕС, которые включают Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию.

[3] Тариф по оплате медицинской помощи в РФ чаще всего привязан к группе заболеваний и включает также другие статьи расходов – оплату труда с начислениями, расходы на медицинские изделия, коммунальные услуги и др.

[4] База данных Росстата – ЕМИСС.

[5] Доклад Госсовета РФ «Повышение эффективности системы лекарственного обеспечения в РФ», 2018 г. Итоговый отчет Минздрава России за 2017 г. (коллегия). Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017г.

[6] Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017 г.

[7] «Новые-8» страны ЕС включают Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию.

[8] Доклады о реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за 2006–2011 гг. Доклады о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ за 2012–2013 гг. Государственные доклады о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2014–2016 гг. Итоговая презентация и отчет Минздрава России за 2015–2017 гг. (коллегия). Презентация министра здравоохранения «О повышении доступности и качества услуг, предоставляемых населению Российской Федерации в сфере здравоохранения». Итоговые отчеты DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2012–2017 гг., оценка расходов сделана по реализованным контрактам на закупку ЛП стационарными медицинскими организациями.

[9] По данным Росстата. $ППС – доллар, оцененный по паритету покупательной способности: соотношение валют разных стран, установленное по покупательной способности этих валют применительно к определенному набору товаров и услуг (по всему ВВП).

[10] Данные по странам ЕС представлены согласно сборнику ОЭСР «Health at a Glance, 2017» (стоимость отпуска рецептурных ЛП и безрецептурных ЛП). Данные по стоимости отпуска рецептурных ЛП практически совпадают с объемом расходов государства на эти ЛП (могут не учитывать объем расходов населения в момент покупки рецептурного препарата 5–7%).

[11] В расчеты берутся только ЛП, направленные на таргетное лечение орфанных заболеваний.

[12] Deticek A., Locatelli I., Kos M. Patient Access to Medicines for Rare Diseases in European Countries // Elsevier. 2018. Vol. 21, Iss. 5. P. 553–560 13 По данным DSM Group, рассчитано по заключенным контрактам на приобретение ЛП.

[14] Здесь и далее по разделу – по данным DSM Group (ежегодный итоговый отчет).

[15] Это ЛП, приобретаемые как за счет личных средств населения, так и субсидируемые населению за счет средств государства.

[16] Анатомо-терапевтическо-химическая классификация — международная система классификации лекарственных средств. Используются сокращения: латиницей АТС (от Anatomical Therapeutic Chemical) или русское: АТХ (анатомо-терапевтическо-химическая).

Источник

Оцените статью