Роль медицинской сестры в системе здравоохранения
Здоровье населения является самым ценным достижением общества, поэтому сохранение и укрепление его — важная задача, в выполнении которой должны принимать участие все без исключения.
Не последняя роль в выполнении этой задачи отведена нашему многочисленному, трудолюбивому и как мне кажется основному звену здравоохранения — медицинским сестрам. Долгие годы снижалась престижность работы медицинской сестры, ее социальный статус, в настоящее время в России проводится активная целенаправленная работа по возрождению сестринской профессии, ее значимости.
Причины отставания сестринского дела в России по сравнению с развитыми странами, по-моему, многообразны: традиционно сложившееся в нашей стране представление о медицинской сестре, как помощнице врача, выполняющей только вспомогательные медицинские функции; пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов к управлению и организации работы сестринских кадров, их профессиональной подготовке. Однако изменения условий функционирования государственных структур, острота экономической ситуации в стране, происходящий переход к рыночным отношениям выдвигают новые подходы организации и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли, их практическое использование.
Зачастую именно медицинские сестры, оказываются рядом с больным в первые минуты ухудшения его состояния в условиях стационара, на дому при активных вызовах, оказывают первую доврачебную помощь, психологическую поддержку больных и их родственников. К кому во время ночного дежурства в стационаре в первую очередь бежит пациент, кто по несколько раз за смену общается с пациентом, знает о всех его передвижениях и изменениях состояния за день? Конечно же это медицинская сестра! Нет «средних» медицинских работников, есть медицинские сестры со средним медицинским образованием.
Конечно же изменения в экономической и политической деятельности нашего государства существенно отразились на здравоохранении. Появляются новые формы взаимодействия между населением и его обслуживающим медицинским персоналом. Жесткие финансовые рамки обеспечения работников бюджетной сферы породили рыночные отношения и в медицине. Появилось платное обслуживание. Оказанная медицинская помощь выступает как товар, а спросом пользуется только товар высокого качества. Необходимость в высоком профессионализме медицинских работников, особенно медицинских сестер, повлекла за собой изменение первичной подготовки. В настоящее время сложилась многоуровневая система: базовая (медицинские училища), повышенная (колледжи) и высший уровень (факультеты высшего сестринского образования медицинских вузов).
Специальность: медсестра
В настоящее время специальность медицинской сестры „сестринское дело» приобретает все больший вес. Она существенно меняет роль медицинской сестры в системе здравоохранения и во взаимоотношениях с пациентами. В этой специальности главной формой деятельности является сестринский процесс. Понятие сестринского процесса значительно расширяет возможности участия медицинской сестры в оказании помощи и последующем лечении больного. Она выступает не простым исполнителем воли врача, как было раньше, а собирает анамнез, ставит предварительный диагноз и в дальнейшем постоянно следит за поведением больного, сообщает врачу обо всех изменениях, участвует в обходе больных врачом.
Значение сестер в системе здравоохранения
Медицинская сестра может самостоятельно вести наблюдение, лечение (вести сестринские истории болезни) определенных групп больных (например, в хосписах), а врача вызывать только для консультации. Кроме того, создаются и действуют общественные организации медицинских сестер, рассматривающие проблемы сестринского дела в системе здравоохранения, повышения престижа профессии, привлекающие членов Организации к научным исследованиям в области сестринского дела, проводящие конференции, семинары по актуальным проблемам в сестринском деле, защищающие юридические права медицинских сестер и т.д. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.
И хотя в большинстве учреждений здравоохранения сложившиеся традиционные подходы к роли медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей роль исполнителя предписаний врача, мне хотелось бы верить в то, что в процессе реформирования системы здравоохранения утвердится роль медицинской сестры в сторону увеличения ее профессиональной компетентности, будет повышаться профессиональный и социальный статус, а также престиж профессии, что будет способствовать закреплению специалистов в сестринском деле и в итоге — улучшению оказания медицинской помощи.
Источник
Сестринский процесс. Медицинская сестра как равноправный субъект здравоохранения
На протяжении всего обучения в медицинских колледжах и ВУЗах мы изучаем сестринский процесс как неотъемлемую часть своей будущей профессиональной деятельности. Однако после выпуска, начиная работать по специальности, не всегда удается понять, в чем же проявляется сестринский процесс. Попробуем в этом разобраться.
Любой вид деятельности можно усовершенствовать при помощи цикла, разработанного в первой половине XX века двумя американскими учеными — прародителем японского экономического чуда Э. Демингом и консультантом по теории управления качеством У. Шухартом. Совершенство этого цикла строится на научном подходе и человеческом факторе. Этот цикл и положил начало разработки сестринского процесса.
Если изначально сестринский уход был построен только лишь на указаниях врача, где медицинская сестра была лишена всякой самостоятельности и могла быть только «руками» своего врача, то сейчас у них есть собственный четко выстроенный план, по которому ведется вся работа.
Медицинская сестра в своей работе выступает как равноправный субъект системы здравоохранения, который обладает определенными полномочиями и выполняет свои специфические функции, включающие в себя уход за больными и решение их проблем согласно существующим стандартам деятельности медицинской сестры и своей компетенции. В круг сестринских полномочий входят умение выполнять сестринские манипуляции, забота о пациентах, способность нести ответственность за принимаемые решения, непрерывное совершенствование своих навыков и получение новых знаний.
Цели, которые преследует сестринский процесс:
- Контроль качества жизни пациента в связи с его состоянием;
- Решение настоящих проблем пациента и предупреждение потенциальных;
- Работа не только с пациентом, но и с его семьей в преодолении и решении проблем, связанных с заболеванием или травмой;
- Помощь в уходе или восстановлении независимости пациента при нарушенном удовлетворении основных потребностей организма или организации спокойной смерти.
Качество жизни пациента во многом зависит от медицинской сестры и представляет собой ощущение больным согласованности или несогласованности между реальным и желанным уровнем жизни и определяется по следующим критериям:
- Способность к физической активности;
- Отсутствие болей и дискомфорта;
- Возможность самообслуживания;
- Способность нормального существования в социуме.
При реализации модели сестринского процесса повышается качество осуществляемой медицинской помощи и, соответственно, качество жизни пациента. Квалифицированная сестринская работа позволяет сократить сроки госпитализации, снизить показатели смертельных исходов, а также повысить уровень знаний пациентов о профилактике различных заболеваний. Далее мы подробней рассмотрим цикл построения сестринской работы.
Пять этапов сестринского процесса – от знакомства с пациентом к оценке результатов работы
I этап — сестринское обследование (определение нарушенных потребностей)
Обследование построено на сборе информации у больного о его жалобах, образе жизни и профессиональной деятельности и фиксации полученных данных в сестринской истории болезни. На помощь медицинской сестре в определении нарушенных потребностей приходит пирамида Маслоу (спать, пить, принимать пищу, общаться, осуществлять трудовую деятельность и т. п.) и информация о том, что пациент считает для себя нормой в связи с утратой каждой указанной потребности, что поможет пациенту в их удовлетворении.
Обследование пациента
Группы исследуемых параметров:
- Состояние основных функциональных систем организма;
- Эмоциональные и умственные возможности;
- Социальный статус;
- Способность к самоуходу;
- Информация о факторах риска.
Источники информации:
- Пациент;
- Родственники и близкие пациента;
- Физикальное обследование;
- Результаты опросника пациента;
- Медицинская документация;
- Наблюдение за пациентом.
Как только медицинская сестра приступила к анализу полученной информации, начинается следующий этап сестринского процесса.
II этап — постановка сестринского диагноза (формулирование настоящих и потенциальных проблем пациента по установленной схеме)
Сестринский диагноз требует клинического мышления для того, чтобы правильно определить проблемы пациента в связи с нарушенными потребностями.
Проблем у пациента, как настоящих, так и потенциальных, как правило может быть несколько, поэтому всегда необходимо определять приоритетную проблему, для решения которой будут определяться цели сестринского процесса.
Приоритетными проблемами являются:
- Неотложные состояния;
- Проблемы, наиболее важные для пациента;
- Проблемы, которые ведут к ухудшению состояния или развитию осложнений;
- Проблемы, препятствующие самоуходу;
- Проблемы, решение которых повлияет на решение других проблем.
III этап — планирование и программирование сестринского вмешательства, направленное на удовлетворение выявленных потребностей и решение проблем пациента.
Составление плана идет по следующему принципу:
- Определение очередности решения выявленных проблем по приоритетности;
- Постановка краткосрочных и долгосрочных целей;
- Выбор способов решения поставленных целей;
- Обоснование способа реализации целей.
После разработки плана сестринского процесса медицинская сестра должна согласовать его с пациентом или его близкими. Затем она приступает к реализации составленного плана.
IV этап — реализация плана сестринского вмешательства.
Сестринские вмешательства по самостоятельности решения могут быть трех видов:
1. Независимые;
2. Взаимозависимые;
3. Зависимые.
Также их различают по характеру удовлетворения потребностей пациента:
1. Временные;
2. Постоянные;
3. Реабилитирующие.
IV этап сестринского процесса является определяющим для качества медицинской помощи и достигается профессиональным выполнением медицинской сестрой технических действий и манипуляций согласно стандартам профессиональной деятельности.
На данном этапе роль медицинской сестры заключается в своевременной оценке состояния пациента и сведению к минимуму риска развития осложнений во время лечебного процесса.
V этап — итоговая оценка полученных результатов, коррекция выполнения плана сестринского вмешательства.
Если следовать концепции Э. Деминга о непрерывном улучшении качества работы, то основная задача этого этапа — оценка качества реализованного плана ухода за пациентом и его коррекция. Главным в определении степени реализации намеченного плана является соответствие критериев стандартам. Например, если взять критерий «питание пациента», то за стандарт можно принять следующее положение: «пациент сыт и сообщает, что чувствует себя комфортно».
Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств достигнута, значит, план сестринского ухода построен правильно и соответствует критериям стандартов деятельности медицинской сестры.
Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств не достигнута, необходимо определить причины неэффективности, внести изменения и построить новый план сестринского процесса, начиная с I этапа.
Вывод
На сегодняшний день в России вопрос о необходимости внедрения сестринского процесса в учреждениях здравоохранения остается открытым. Это может позволить медицинским сестрам подняться на новую ступень профессиональной деятельности. Сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки и предоставить качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях.
Метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, домах ребенка, отделениях интенсивной терапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.
Источник
Пресс-центр
Роль медицинской сестры в мультидисциплинарной бригаде
Многочисленные мультицентровые исследования и систематические обзоры доказали преимущества специализированных инсультных подразделений перед обычными неврологическими и терапевтическими, что проявляется достоверным снижением смертности и инвалидизации больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, а также значительным улучшением качества жизни выживших пациентов в отдаленном периоде. Преимущества специализированных инсультных отделений связаны с особенностями их организационной структуры, а также высоким уровнем квалификации и мультидисциплинарным профилем сотрудников. В штат специализированных инсультных подразделений входят круглосуточные врачебные бригады, включающие невролога, прошедшего подготовку по реанимации и интенсивной терапии, и кардиолога. А также бригады специалистов, осуществляющих реабилитацию пациентов с ОНМК: мультидисциплинарные бригады.
Блок реанимации и интенсивной терапии в составе больницы
В БУ “Республиканская клиническая больница” Минздрава Чувашской Республики в 2008 г. был организован “Региональный сосудистый центр”, в структуру которого входят:
· приемное отделение сосудистого центра;
· рентген-отделение (в нем проводят магнитно-резонансную и компьютерную томографию);
· неврологическое отделение № 2 и палаты реанимации интенсивной терапии для лечения больных с ОНМК;
· отделение анестезиологии и реанимации для лечения больных с острым инфарктом миокарда;
· кардиологическое отделение для лечения больных с острым инфарктом миокарда.
В блок реанимации и интенсивной терапии для лечения больных с ОНМК входят круглосуточные врачебные бригады из врача-невролога, врача-реаниматолога и медицинских сестер, подготовленных по анестезиологии и реанимации и специально обученных приемам ухода и реабилитации за инсультными больными в первые часы их поступления в отделение.
Палаты оснащены индивидуальными установками для мониторинга функций сердечно-сосудистой системы (пульс, ЭКГ, артериальное давление), насыщения крови кислородом, температуры кожных покровов; функциональными кроватями; специальными противопролежневыми матрацами; прикроватными функциональными столиками.
Доврачебная медицинская помощь, оказываемая медсестрой
С момента поступления пациента в палату реанимации и интенсивной терапии неврологического отделения № 2 для лечения больных с ОНМК в функциональные обязанности медицинских сестер входит следующая доврачебная медицинская помощь:
· подключение больного к монитору с постоянным измерением артериального давления, пульса, частоты дыхательных движений, сатурации кислорода, температуры тела и занесение данных в карту интенсивного наблюдения;
· подача увлажненного кислорода;
· забор всех анализов по стандарту ведения больного с ОНМК;
· участие в проведении обследований, входящих в стандарт ведения больного (компьютерной томографии, рентгена органов грудной клетки, ультразвуковых исследований брахеоцефальных сосудов и транскраниальной допплерографии сосудов, ультразвукового исследования сердца, снятии электрокардиограммы), в консультациях кардиолога, окулиста, а также в зависимости от вида инсульта – нейрохирурга и ангиохирурга;
· оценка риска развития пролежней по шкале Ватерлоо и постановка целей для дальнейшей профилактики и лечения с оформлением протокола противопролежневых мероприятий (на основании приложения 1 к приказу Минздрава России от 17.04.2002 № 123 «Об утверждении отраслевого стандарта “Протокол ведения больных. Пролежни”»);
· осуществление контроля над неврологической укладкой больных (корригирующие позы) для придания парализованным конечностям правильного положения во время нахождения больного в постели или в положении сидя;
· постоянное наблюдение за состоянием больного и выполнение назначений врача.
Функции мультидисциплинарной бригады
В неврологическом отделении №2, рассчитанном на 60 коек, работает одна мультидисциплинарная бригада,состоящая из невролога, кардиолога, клинического психолога, психиатра, врач по лечебной физкультуре, физиотерапевта, рефлексотерапевта, логопеда, инструктора по лечебной физкультуре, медицинских сестер по массажу, медицинской сестры, специально обученной приемам ухода за пациентами и их реабилитации.
Члены мультидисциплинарной бригады совместно определяют все аспекты ведения больного с ОНМК:
· дают исходную оценку состояния пациента, устанавливают степень нарушения функций;
· анализируют проблемы каждого пациента (индивидуально);
· вырабатывают конкретные реабилитационные цели (как краткосрочные, так и долгосрочные);
· составляют план основных реабилитационных мероприятий;
· оценивают эффективность реабилитационных мероприятий в динамике;
· координируют свою работу в бригаде.
Роль медсестры в реабилитационных мероприятиях
Основная роль в реабилитации отводится медицинской сестре, т. к. именно она обеспечивает круглосуточный надзор, выполняет назначения врача, т. е. максимально вовлечена в процесс повседневного контакта с больным, и от качества ее работы во многом зависит успех реабилитации.
В задачи медицинской сестры входят: контроль над витальными функциями, удовлетворение физиологических потребностей, удовлетворение потребности в безопасности, профилактика осложнений, удовлетворение социальных потребностей.
Следует отметить, что профессиональный уход – это искусство. Профессиональный уход за тяжелобольным пациентом – это, прежде всего, максимально качественный уход. Создание благоприятных условий для пациентов, деликатное и тактичное отношение, готовность оказать помощь в любую минуту, являются обязательными условиями качественного ухода. Современные принципы ухода – безопасность, конфиденциальность, инфекционная безопасность, независимость, уважение чувства достоинства. Для эффективного ухода необходимо определить степень риска развития пролежней по шкале Ватерлоо – при приеме больного и затем при очевидных изменениях его состояния. Оценка риска пролежней включена в документы с систематическим учетом протекания болезни. На основании оценки риска определяют обязательные профилактические меры, которые должны быть незамедлительно приняты медицинским персоналом. Ведется документальный учет течения болезни – обязательно фиксируются все принятые меры с указанием даты и характера манипуляций. Документация по уходу служит доказательством того, что риск пролежней был выявлен, профилактические меры спланированы и проведены, осуществляется регулярный контроль участков кожи, подвергающихся риску образования пролежней.
Питание больного является неотъемлемой частью лечебного процесса. Питание должно быть сбалансированным с учетом специфики патологии наших пациентов. Подбор варианта лечебного питания (диеты, или стола лечебного питания) в условиях лечебного учреждения подбирается врачом с учетом тех заболеваний, которыми страдает пациент наряду с поражением головного мозга. Недостаточное питание увеличивает риск неблагополучного исхода у пациентов, страдающих острым инсультом.
Нарушение глотания (дисфагия) отмечается почти у 30% больных в остром периоде заболевания (в течение первой недели инсульта). В связи с этим недостаточное питание и дегидратация находятся в центре внимания мультидисциплинарной бригады. Медсестры играют важную роль в ведении больных с дисфагией и уходе за ними. Осуществляемая ими детализированная оценка глотательной функции, при необходимости – обращение к врачу (например, неврологу) и консультации диетолога составляют основу ведения таких пациентов.
Для восстановления нормальных движений у больного с инсультом огромное значение имеет лечебная физкультура. Своевременное начало занятий позволяет предотвратить развитие тугоподвижности (контрактур) в суставах и ускорить восстановление мышечной силы. На сегодняшний день 10 из 40 медицинских сестер, работающих в палатах реанимации и интенсивной терапии неврологического отделения № 2, прошли цикл специализации “Лечебная физкультура” на базе БОУ СПО “Чебоксарский медицинский колледж” и проводят занятия с пациентами лечебной физкультурой.
Наряду с лечебными упражнениями используют также “укладки”, или “лечение положением”, при котором больного специальным образом укладывают в постели так, чтобы создать наилучшие условия для восстановления функций парализованной руки и ноги.
С момента поступления пациента в стационар медицинская сестра находится в постоянном контакте с ним. Нельзя игнорировать определенные особенности общения с пациентами , у которых вследствие перенесенного ОНМК изменено сознание, имеются речевые и когнитивные нарушения, эмоционально-личностные изменения. Тактика коммуникации с такими пациентами формируется, исходя из этих индивидуальных особенностей. Медицинским сестрам следует быть спокойными, не торопиться, не обижаться и не ссориться с пациентом, прислушиваться и быть внимательными к его словам, наблюдать за “языком тела” пациента и контролировать собственный “язык тела”.
Восстановление высших психических функций после острых поражений головного мозга вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы наиболее быстрыми темпами происходит в течение первого года. Активную помощь по их восстановлению и контроль оказывают такие специалисты, как логопед, психолог, нейропсихолог. Владея необходимой информацией, медсестра помогает пациенту адаптироваться в условиях стационара, ее роль в компенсации и социальной адаптации больного неоценима.
Восстановление навыков самообслуживания пациента начинается с самых простых – одевание и раздевание, прием пищи, осуществление гигиенических процедур. В этом роль медицинской сестры исключительно важна.
Родственники больных, перенесших инсульт, нередко находятся в состоянии постоянного психического перенапряжения. Такое перенапряжение может быть вызвано как физические перегрузками и недосыпанием, так и с переживаниями по поводу судьбы близкого человека, с новыми заботами и нарушениями прежних жизненных планов, с изменением привычного образа жизни, отдалением прежних друзей, финансовыми трудностями. Боясь возможного ухудшения состояния близкого им человека или же его смерти, родственники больного порой чрезмерно опекают его. Тяжелое влияние на окружающих нередко оказывают вызываемые болезнью изменения характера или настроения пациента, проявляющиеся в повышенной раздражительности или несдержанности, апатии или угнетенности, интеллектуальном снижении или поведенческой расторможенности. Дети могут переживать из-за перепадов настроения больного родителя, а супруг – из-за возникающих сексуальных проблем. Психическое перенапряжение родственников отрицательно сказывается и на их собственном здоровье, и на судьбе самого больного. Больному важно помочь осознать и принять свое положение, предоставив ему объективную информацию о заболевании, его последствиях и перспективах восстановления нарушенных функций. Такие знания позволяют ему адаптироваться к болезни, осознать новую ситуацию и принять себя в ней, а значит – сделать первый шаг на пути к восстановлению.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, насколько важна роль медицинской сестры в составе мультидисциплинарной бригады и в качестве полноправного участника реабилитационного процесса. Еще раз подчеркнем, что медицинская реабилитация должна рассматриваться как комплексный процесс, целью которого является сведение к минимуму функциональных последствий и негативных влияний заболевания (инсульта) на жизнь пациента и ухаживающих за ним лиц, повышение самостоятельности пациента, и роль медицинской сестры в этом процессе уникальна.
Источник