- Лечение простуды у детей
- Что такое иммунитет и почему он не противостоит инфекциям у детей
- Три важных «Нет!» при лечении простуды у детей
- Ребёнок заболел: симптомы простуды
- Общие симптомы, говорящие об интоксикации:
- Первая помощь при простуде
- Что делать при высокой температуре
- Простуда в разгаре: как вылечить насморк у ребёнка
- Народные методы в лечении простуды у детей
- Когда простуда считается вылеченной?
- Профилактика простуды:
- Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения
Лечение простуды у детей
Правильное лечение простуды у детей важно не только для быстрого возвращения ребёнка в сад или школу. Это важный фактор формирования крепкого здорового иммунитета, который будет активно бороться с инфекциями в старшем возрасте.
Что такое иммунитет и почему он не противостоит инфекциям у детей
На самом деле в подобной постановке вопроса заложена типичная ошибка родителей: если ребёнок болеет простудами, значит, у него плохой иммунитет. Нет! Детский возраст — это то время, когда иммунитет становится мощнее, активнее. И для этого, как бы парадоксально это ни звучало, нужны простуды, ОРВИ, ОРЗ.
Иммунитет не может взяться «из ничего». Чтобы его клетки получили иммунную память, узнавали при встрече того или иного возбудителя, они должны столкнуться с ним, распознать и запомнить, как «чужого».
Когда вирус впервые попадает в организм, он проходит через слизистые оболочки и начинает размножаться в организме. Это вызывает местное воспаление: боли в горле, насморк, расстройство пищеварения и т. п. Иммунная система видит, что это «чужой», направляет к местам внедрения вирусов свои клетки. Начинаются процессы уничтожения вируса. Они всегда сопровождаются общими симптомами интоксикации: повышением температуры, ознобом, мышечно-суставной, головной болью, слабостью, сонливостью, снижением или отсутствием аппетита.
Когда процесс уничтожения возбудителя инфекции закончен, иммунная система запоминает его и вырабатывает антитела к нему. При следующей встрече иммунокомпетентные клетки сразу распознают этого возбудителя и быстро уничтожают. Человек чаще всего не замечает этого, так как проявлений болезни теперь нет или они очень незначительны.
Но почему же простуда у ребёнка может быть 4-5 и даже 10 раз в год? А потому, что вирусов очень много. У них разные характеристики, для иммунной системы они различаются. Поэтому каждый раз, встречая новый вирус или разновидность, иммунитет начинает процесс борьбы с ним и вырабатывает антитела.
Постепенно иммунитет запоминает возбудителей инфекции, типичных для социума ребёнка — дома, сада, школы, улицы.
Три важных «Нет!» при лечении простуды у детей
Вмешательство в работу иммунитета может задержать его формирование и совершенствование. Можно выделить три ключевых ошибки родителей, которые часто встречаются при лечении простудных заболеваний и которые прямо или косвенно вмешиваются в работу иммунной системы.
- Нет, при ОРВИ нельзя принимать антибиотики без назначения врача. Во-первых, большинство простуд вызывают вирусы, а на них антибиотики не действуют. Во-вторых, бесконтрольный приём антибиотиков, неправильная
дозировка или длительность приёма — это грубое вмешательство в систему работы иммунитета. Антибиотики, когда они не нужны для лечения, не просто выводятся из организма. Они «найдут» точки приложения своей активности и нарушат работу нормальной флоры человека. Это может привести к дисбактериозу (разрушению полезной микрофлоры кишечника); к аллергии — неправильной реакции иммунной системы. И, наконец, бесконтрольный приём противомикробных средств приводит к резистентности микробов: они привыкают к действию антибиотика, вырабатывают устойчивые штаммы. И когда случается реальная необходимость терапии антибиотиками, они могут оказаться малоэффективными. - Нет, не нужно применять иммуномодуляторы, стимуляторы иммунитета. На самом деле, препараты, влияющие на иммунитет, очень серьезные, тяжёлые. И это не те таблетки или гранулы, которые продаются в аптеках. Это препараты, которые используют, например, в трансплантологии, чтобы организм не отторгал пересаженные ткани. Или при лечении ВИЧ, онкологических заболеваний. Те препараты, которые действительно могут применяться для лечения вирусных заболеваний (в частности гриппа) не относятся к иммуномодуляторам, имеют массу противопоказаний и побочных эффектов, их не назначают маленьким детям.
- Нет, не надо сбивать температуру при первом её появлении. Температура означает, что иммунитет работает, борется с возбудителем инфекции. Повышение температуры также помогает клеткам иммунной системы быстрее
справиться с вирусом. Если сбить температуру без особой необходимости, то иммунитет может воспринять её снижение как сигнал об окончании борьбы. При этом антитела к возбудителю не выработаются, и при следующей встрече с ним снова начнется ОРЗ.
Ребёнок заболел: симптомы простуды
Как правило, родители распознают еще первые, едва заметные сигналы приближающейся болезни. Многие замечают, что у ребёнка стал тусклый взгляд, малыш меньше играет, хуже ест, капризничает. Это может говорить о продромальном периоде — периоде заболевания, который протекает между инкубационным периодом и собственно болезнью. Вирус уже попал на слизистые, начинает внедряться в организм.
Спустя несколько дней или часов (в зависимости от типа возбудителя) развивается активная стадия болезни. Её типичными симптомами могут быть:
- Повышение температуры. Она может повышаться медленно или сразу достигнуть высоких цифр.
- Ребёнок беспокоится, выглядит вялым, его знобит.
- Насморк у ребёнка один из ведущих признаков простуды, иногда он появляется первым.
- Зуд и покраснение глаз.
- Заложенность носа и ушей
Общие симптомы, говорящие об интоксикации:
- Вялость, апатия, сонливость или наоборот, беспокойство, гипермоторное возбуждение.
- Тошнота, рвота.
- Головная, мышечная, суставная боль.
Первая помощь при простуде
Необходимо ограничить двигательную активность ребёнка. Насильно укладывать в постель не нужно, но в самом начале и в разгаре болезни необходим покой. Чтение книг, просмотр мультфильмов, разговор с родными, тихие
игры помогут в этом.
Комнату ребёнку нужно проветривать не менее 4 раз в день. Длительность каждого проветривания зависит от погоды за окном.
В комнате нужно поддерживать температуру не выше 22 градусов (в идеале 18, но это зависит от привычек семьи и ребёнка): при такой температуре ребёнку будет комфортно дышать. Важна нормальная, не ниже 40-45% влажность.
Если нет увлажнителя, то в комнате нужно развесить мокрые полотенца и периодически их смачивать.
Как можно больше давать ребёнку пить. Для питья используется чистая вода или с добавлением сока, варенья, сиропа (с минимумом сахара), морс из клюквы, облепихи, брусники, фруктовый чай, минеральная вода. Не нужно давать
горячие напитки (если ребёнок специально не просит их). Вполне достаточно привычной комнатной температуры или слегка подогретой питьевой воды.
При ознобе нужно согревать ребёнка с помощью теплых одеял, грелки к ногам. Как только жар спадет, ребёнок начнет раскутываться, нужно убрать лишние одеяла, убрать грелку, дать ребёнку попить. Если он вспотел, то нужно быстро протереть тело сухим полотенцем и переодеть в сухую пижаму. Не нужно укутывать ребёнка, если ему жарко, если он скидывает одеяло и одежду: это «включился» механизм терморегуляции, организм активно отдает лишнее тепло.
Что делать при высокой температуре
- Прежде всего, нужно вызывать на дом участкового педиатра. Чаще всего он приходит на следующий день, а до этого времени температура может подняться не на один градус.
- Считается, что сбивать нужно температуру выше 38,5 градусов. Но все же лучше ориентироваться по самочувствию ребёнка. Если даже 37,7 сопровождается выраженным нарушением состояния, вялостью, плачем, болями, то лучше дать жаропонижающее. Педиатры рекомендует использовать детские формы парацетамола или ибупрофена. При тошноте и рвоте лучше воспользоваться суппозиториями (свечки).
- Если же при 38,5 и выше ребёнок сохраняет активность или не высказывает особых жалоб, то можно дать возможность подержаться такой температуре, но при этом тщательно следить за состоянием и внешним видом малыша.
Появление тошноты, вялости, закатывание глаз — повод дать препарат от температуры. - А вот если показания термометра перешли за 39-39,5, то жаропонижающее нужно дать, подождать около 30 минут и если температура не начала снижаться, то вызывать скорую помощь: у детей все процессы протекают очень быстро, лучше подстраховаться. Ни в коем случае не нужно давать повторную дозу жаропонижающего чаще, чем это указано в инструкции.
- Неплохие результаты дает физическое охлаждение: протирание тела ребёнка салфеткой, смоченной в чистой воде. Не нужно добавлять в воду спирт, водку, уксус. Спирт очень хорошо всасывается через кожу, тем более при высокой температуре, и вполне можно добиться того, что к простудной интоксикации добавится отравление этанолом. Уксус может разряжать кожу, да и практического смысла в его добавлении нет. Многим детям не нравятся прохладные обтирания, и если ребёнок сопротивляется, плачет, лучше не настаивать на них, выбрать другие методы снижения лихорадки. Это может быть поток воздуха от вентилятора, направленный немного выше тела ребёнка: более холодный воздух будет опускаться вниз и слегка охладит разгоряченного малыша.
Простуда в разгаре: как вылечить насморк у ребёнка
Педиатр после осмотра и постановки диагноза назначит лечение. Препараты будут подобраны по симптомам.
При температуре и болях — жаропонижающие. Нужно соблюдать режим дозирования и количество приёмов в день, чтобы не получить побочных эффектов.
При насморке врачи назначают промывание носа с помощью солевых растворов. Это могут быть спреи, специальные устройства — оториноларингологический ирригатор или шприц без иглы. Нельзя вводить раствор под давлением и, тем более, втягивать его носом: евстахиева труба у детей короткая, жидкость из носоглотки легко проникнет в ухо и может стать причиной отита.
Для облечения носового дыхания, уменьшения насморка могут быть назначены сосудосуживающие препараты.
В педиатрической практике, детям с 2х лет, используется, например, детское средство от насморка спрей Ксимелин Эко. Доза действующего вещества в нем подобрана так, чтобы препарат действовал эффективно и безопасно.
Облегчение симптомов насморка наступает уже через 2 минуты после впрыскивания, а длится этот эффект до 12 часов. Такая продолжительность дает возможность использовать средство от насморка для детей спрей Ксимелин Эко один-два раза в сутки: ребёнок спокойно спит всю ночь. Редкое, всего 1-2 раза в день, использование препарата также снижает риск побочных действий.
Назначить лекарства от кашля может только врач, самолечение здесь недопустимо. Назначения зависят не только от типа кашля (сухой, влажный), но и возраста ребёнка, его общего состояния. Использование бронхолитиков —
разжижающих мокроту, может быть опасным, особенно у детей до 3 лет. И тем более, при простуде нельзя использовать препараты, подавляющие кашель.
Если нет показаний, то антигистаминные (противоаллергические) препараты не имеет смысла давать. Как показывает практика, они не ускоряют выздоровление, не уменьшают образование слизи, то есть, фактически
дают лишнюю нагрузку на печень и организм в целом.
Антибиотики может назначить только врач и только при бактериальной инфекции. Распознать ее можно только имея достаточный клинический опыт и по результатам бактериологических посевов из носоглотки. Вслепую пить антибиотики «на всякий случай» очень опасно!
Народные методы в лечении простуды у детей
Ингаляции, теплые ножные ванночки, ромашковый, липовый, малиновый чай — эти методы довольно популярны.
Применяя их, важно помнить:
- Детям нельзя делать ингаляции над паром: высок риск ожогов.
- Ванночки для ног также не должны быть горячими — это скорее согревающая процедура, чем лечебная.
- Не нужно капать в нос соки алоэ, каланхоэ, свеклы. Лечебными свойствами они не обладают, а вот химический ожог, аллергия от них — вполне реальны.
- Многие другие методы, например, развешивание чеснока и лука, ношение «противовирусных» медальонов из-под киндер-сюрпризов — это больше психотерапия для родителей. И если им с ними спокойнее, то пусть будут.
- Уверенные, спокойные, верящие в быстрое выздоровление родственники — одно из лучших лекарств для ребёнка.
Когда простуда считается вылеченной?
Условный ориентир для выписки ребёнка с больничного — три дня без температуры. Конечно, все симптомы сразу не проходят, и дети могут ходить в школу или сад с остаточными явлениями насморка, кашля. Как правило, самочувствие при этом не нарушается, но дискомфорт от заложенности и снижения носового дыхания приводят к гипоксии (уменьшению насыщения организма кислородом) и мешают полноценному включению в рабочий процесс. Ксимелин Эко — эффективное средство для детей от заложенности носа:продолжительности его действия хватит на весь день.
Профилактика простуды:
Чтобы помочь иммунитету быстрее сформироваться, повысить сопротивляемость организма, важно:
- Правильное питание — овощи, фрукты, минимум сладостей и выпечки.
- Достаточное питьё: дети часто забывают, что хотят пить, особенно если увлечены игрой.
- Задача родителей регулярно и часто предлагать воду, причем и здоровым детям, и во время болезней.
- Соответствующие возрасту физические нагрузки.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
- Отказ от чрезмерного укутывания, перегревания ребёнка.
- В период эпидемий ОРВИ нужно отказаться от «выходов в свет».
- Соблюдать правила личной гигиены, регулярно мыть руки и лицо, особенно после возвращения домой.
Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом
Источник
Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.
Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарственным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).
Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.
Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психоэмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.
Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).
Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.
Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.
Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.
Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.
Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.
Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.
Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим действием.
Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.
Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.
Имеются сведения, что мята перечная (в виде эфирного масла) способствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное действие.
Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.
Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семейства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.
Основные действующие вещества мяты лимонной:
- компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
- гераниол;
- линалоол;
- нераль;
- кариофиллен;
- терпеноиды;
- глюкозиды эвгенола;
- бензиловый спирт;
- фенолкарбоновые кислоты и др.
Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.
В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.
Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.
Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).
Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).
Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.
Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.
Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсутствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в детском возрасте.
Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.
В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.
В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва
Источник