Проект «Развитие творческих способностей на основе народных традиций»
Еленочка Ивченко
Проект «Развитие творческих способностей на основе народных традиций»
ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей на основе народных традиций»
ПОДГОТОВИЛА: воспитатель МДОУ 20 г. Шуя Ивченко Елена Владимировна
Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы — развитие творческих способностей у детей и приобщение к традициям родного края.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.
Познакомить детей с достоянием родного края, осознать свою причастность к богатейшей истории своего народа, а вместе с ним всего человечества, понять и познать нравственно — эстетические корни, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант, мудрость своего народа.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих само пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края; создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающих их к развитию творческих способностей.
1. Создать эмоционально — благоприятную обстановку между взрослыми и детьми; создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
2. Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
3. Организовать интересные мероприятия.
УЧАСТНИКИ: воспитатель, дети, родители.
1. Создание эмоционально — положительного настроения.
2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.
3. Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.
4. Знакомство с сенсорными эталонами.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Активизация словаря.
7. Развитие умений по продуктивной деятельности.
8. Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.
9. Развивать творческое воображение, фантазию.
10. Развивать дизайнерские навыки.
МЕТОД: наглядный, продуктивный, позволяющий ребенку развивать руку и речь.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТА:
-обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
-разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ 20 г. Шуя с детьми средней группы: специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и группы детей, самостоятельной детской деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ.
Реализация проекта рассчитана на 1 неделю с 19 ноября по 23 ноября 2012 года.
I. Разработка проекта:
1. Определение проблемы.
2. Обсуждение темы, подбор дидактического материала, четкое распределение обязанностей, создание уголка «Ситцевая радуга».
II. Исследовательский этап: анализ предстоящей деятельности, выбор средств, методов, приемов, разработка тематических планов.
Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей среднего возраста к традициям родного края».
III. Заключительный этап: анализ достижения поставленной цели и полученных результатов, оценка реализации проекта.
КГН, самообслуживание. «Аккуратная одежда». Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить аккуратно снимать и убирать свою одежду: после прогулки, перед сном; формировать осознанное отношение к порядку, стремление беречь одежду.
Труд хозяйственно — бытовой:сервировка стола Шуйскими ситцами. Цель: учить правильно сервировать стол.
Беседы, обсуждение педагогических ситуаций:побеседовать об одежде. Цель: зачем ее нужно беречь и как.
НОД:Коммуникация. «Одежда» Цель: обогащение знаний детей об одежде; умение согласовывать существительные в уменьшительно — ласкательной форме; развитие связной речи; продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала; активизация и обогащение словаря; развитие психических процессов: внимание, память, воображение; развитие мелкой моторики, воспитывать бережное отношение к одежде.
Экскурсия. К текстильной фабрике. Цель: познакомить с традициями нашего города — текстильной промышленностью.
Художественная литература. К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Цель: познакомить с процессом изготовления рубашки изо льна; продолжать знакомство с творчеством К. Д. Ушинского.
С/р игры. «Ателье» Цель: подготовка к игре, рассматривание картинок, рассказ воспитателя.
Д/и. «Узнай по описанию» Цель: узнавать друг друга по описанию одежды.
Художественная эстетическая деятельность. Беседа по картине И. Прянишникова «Возвращение с ярмарки»
Взаимодействие с семьями детей. Выставка работ уголка «Ситцевая радуга»
Беседа. О рабочих, работающих на текстильной фабрике.
Математика и логика. Число «два». Создание коллажа «Солнце и Луна». Цель: продолжаем знакомство с цифрой 2, знакомство с понятием «пара».
Художественная литература. Г. Ладонщик «В поле». Цель: знакомимся с трудом рабочих, собирающих лен; учим стихотворение наизусть.
С/р игра «Ателье» Цель: распределение ролей для игры, подбор необходимых атрибутов.
Д/и. «Подбери платье для куклы» Цель: подбирать платье для куклы по цвету и размеру.
Художественная эстетическая деятельность. «Коврик зимний» Цель: создаем коврик из кусочков ткани на прямоугольной основе (мозаика)
Взаимодействие с семьями детей. Изготовление домашнего мини — музея ситцевых тканей.
Труд хозяйственно — бытовой. Стираем одежду для кукол. Цель: обсудить с детьми назначение данной операции, учимся ухаживать за одеждой, учимся стирать.
Беседы, обсуждение педагогических ситуаций. Как ухаживать за своей одеждой.
Познание. «Путешествие в прошлое одежды» Цель: знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека; учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности; развивать умение ориентироваться в прошлом одежды; воспитывать в детях бережное отношение к одежде.
Конструирование. «С любовью от мамы» Цель: создать условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателя.
Художественная литература. Н. П. Бушковский «Рассказ о красавинских ткачах» Цель: познакомить с произведениями о труде ткачих; учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, память.
С/р игра «Модный магазин» Цель: создаем эскизы одежды, придумываем сами, развивать память, воображение.
Д/и. «Ситцевые бусы» Цель: развивать мелкую моторику
Художественная эстетическая деятельность. Поэзия народного костюма. Цель: украшаем русский народный костюм.
Взаимодействие с семьями детей. Наша семейная кукла. Цель: изготовление куклы — оберега с родителями.
Беседа. Труд фабричных рабочих. Цель: воспитывать уважение и благодарность к труду людей, изготавливающих ситец.
Рисование. «Мы — раклисты» Цель: формировать умение рисовать на ткани, придумывать свой рисунок, развивать воображение, фантазию, память.
С/р игра. «Фабрика» Цель: распределяем роли и «изготавливаем» ткань.
Д/и «Ситцевые лоскутки» Цель: учимся сравнивать лоскутки по рисунку, находить общее и различное между ними.
Художественная эстетическая деятельность. «Коврик для кукол» Цель: учимся изготавливать домотканый коврик из ситцевых полосок
Взаимодействие с семьями детей. Консультация «Приобщение детей к народным традициям».
Ознакомление с художественной литературой. Сказка про хлопок. Цель: рассказать о процессе изготовления ткани.
Лепка. «Бусы ситцевые» Цель: учить детей лепить бусы из соленого теста и оборачивать каждую бусину в лоскуток ткани.
С/р игра. «Модельеры» Цель: моделируем одежду и изготавливаем ее по образцам.
Д/и «Разноцветный сарафан» Цель: развитие мелкой моторики.
Художественная эстетическая деятельность. Создаем альбом «Ситцевая радуга».
Взаимодействие с семьями воспитанников. Выставка работ в уголке «Ситцевая радуга»
Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Расширение знаний ДОУ с социумом.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Игры на развитие творческих способностей «Оживи предмет» Цели: упражнять в передаче наиболее точных характерных качеств и признаков предметов; развивать фантазию. Педагог раздает.
Развитие творческих способностей В настоящее время ширится круг инновационных образовательных программ, технологий, методик, нацеленных на развитие у дошкольника общих и.
Развитие творческих способностей дошкольников Творческая деятельность человека делает его существом,обращенным к будущему,созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л. С. Выготский.
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников на основе народных традиций» Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её.
Проект «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида №116 «Лучик» Проект на тему:»Развитие коммуникативных способностей.
Проект Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст — качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного.
Развитие творческих способностей старших дошкольников Каждый ребёнок рождается со своими способностями, задатками. Но сейчас учёные уже доказали, что каждый ребёнок от природы ещё и талантлив. Давайте.
Развитие творческих способностей у детей Консультация для родителей. «Развитие творческих способностей у детей». В жизни по-разному можно жить, В горе можно и в радости. Вовремя.
Развитие творческих способностей у дошкольников. Часть 1 Часть 2 Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. К. Паустовский Главное условие прогрессивного.
Родительское собрание «Развитие творческих способностей» Развитие творчества у детей Воспитатель. Уважаемые родители! Что такое детское творчество? Нужно ли творчество ребёнка? В чем оно проявляется?.
Источник
Устное народное творчество — средство воспитания творческих способностей дошкольников
Евгения Поздеева
Устное народное творчество — средство воспитания творческих способностей дошкольников
Формирование творческой активности старших дошкольников посредством русского устного народного творчества предполагает, прежде всего, эмоционально-эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества, их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т. п. в различных видах художественно-творческой деятельности.
Сущностью творческой активности детей дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах художественно-творческой деятельности. Критериями форсированности творческой активности у дошкольников пяти-шести лет под влиянием устного народного творчества выступают: объём знаний об устном народном творчестве; желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочинениях (сказках, загадках, небылицах, считалках и т. п., в выразительном чтении, пересказе, инсценирован устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике повседневного речевого общения и объединения разных видов художественно-творческой деятельности. Эффективность формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и педагогический процесс детского сада, использованием произведений разных жанров; интеграцией различных видов художественно-творческой деятельности; формированием знаний об устном народном творчестве, его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора; осуществлении в воспитательнообразовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития художественно-творческих способностей детей.
ВЫВОДЫ Установлена возможность использования устного народного творчества в качестве средства формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста, выявлено его позитивное влияние на процесс творческого развития детей. Оптимальными условиями, обеспечивающими успешность формирования творческой активности средствами устного народного творчества,являются: широкое включение в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннее использование в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров; формирование у детей начатков знаний о жанровой специфике произведений фольклора, начальных знаний об устном народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов действительности видеть образ; осуществление взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укрепление целостности и художественности картины мира у ребёнка, предоставление детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности; интегрированный подход к организации содержания и освоению художественнотворческих видов деятельности.
Разработаны критерии эффективного формирования творческой активности.К ним относятся: положительное эмоциональное отношение к устному народному творчеству, перевод образов устно-поэтических произведений в образы драматизаций, изобразительного искусства, перенесение образов фольклора в новую для ребенка ситуацию, самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок, пословиц и поговорок на народной основе.Они проявились в следующих показателях: чувстве радости в процессе восприятия, проявляющемся в мимике, жестах, одобрительных возгласах, репликах, вопросах, внимательном слушании фольклорного произведения, интересе к нему, который выражался в вопросах, желании повторно услышать его, рассказать сверстнику или взрослому; удержании в памяти содержания произведения, образных выражений, средств художественной выразительности разных фольклорных жанров; желании и умении давать характеристику героям и персонажам фольклорных произведений; стремлении, желании отразить содержание произведения народнопоэтического творчества или его части в разных видах художественнотворческой деятельности (изобразительной, игровой, художественно-речевой); стремлении использовать в повседневном речевом общении меткие выражения, яркие обороты языка фольклорных произведений; умении выразительно передавать содержание произведения.
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.
Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : «Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?» любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.
Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» — одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.
Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.
Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .
Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.
Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект «Петушок и его семья». Скоро в рамках проекта будет развлечение «Как курочка с цыплятами весну встречали».
Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.
Источник