Развитие творческих способностей средствами народной культуры

Проект «Развитие творческих способностей на основе народных традиций»

Еленочка Ивченко
Проект «Развитие творческих способностей на основе народных традиций»

ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей на основе народных традиций»

ПОДГОТОВИЛА: воспитатель МДОУ 20 г. Шуя Ивченко Елена Владимировна

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы — развитие творческих способностей у детей и приобщение к традициям родного края.

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.

Познакомить детей с достоянием родного края, осознать свою причастность к богатейшей истории своего народа, а вместе с ним всего человечества, понять и познать нравственно — эстетические корни, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант, мудрость своего народа.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих само пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края; создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающих их к развитию творческих способностей.

1. Создать эмоционально — благоприятную обстановку между взрослыми и детьми; создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

2. Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.

3. Организовать интересные мероприятия.

УЧАСТНИКИ: воспитатель, дети, родители.

1. Создание эмоционально — положительного настроения.

2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

3. Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.

4. Знакомство с сенсорными эталонами.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Активизация словаря.

7. Развитие умений по продуктивной деятельности.

8. Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.

9. Развивать творческое воображение, фантазию.

10. Развивать дизайнерские навыки.

МЕТОД: наглядный, продуктивный, позволяющий ребенку развивать руку и речь.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТА:

-обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

-разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;

-оценить риски реализации проекта.

СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ 20 г. Шуя с детьми средней группы: специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и группы детей, самостоятельной детской деятельности.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ.

Реализация проекта рассчитана на 1 неделю с 19 ноября по 23 ноября 2012 года.

I. Разработка проекта:

1. Определение проблемы.

2. Обсуждение темы, подбор дидактического материала, четкое распределение обязанностей, создание уголка «Ситцевая радуга».

II. Исследовательский этап: анализ предстоящей деятельности, выбор средств, методов, приемов, разработка тематических планов.

Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей среднего возраста к традициям родного края».

Читайте также:  Первая скорая помощь для детей

III. Заключительный этап: анализ достижения поставленной цели и полученных результатов, оценка реализации проекта.

КГН, самообслуживание. «Аккуратная одежда». Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить аккуратно снимать и убирать свою одежду: после прогулки, перед сном; формировать осознанное отношение к порядку, стремление беречь одежду.

Труд хозяйственно — бытовой:сервировка стола Шуйскими ситцами. Цель: учить правильно сервировать стол.

Беседы, обсуждение педагогических ситуаций:побеседовать об одежде. Цель: зачем ее нужно беречь и как.

НОД:Коммуникация. «Одежда» Цель: обогащение знаний детей об одежде; умение согласовывать существительные в уменьшительно — ласкательной форме; развитие связной речи; продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала; активизация и обогащение словаря; развитие психических процессов: внимание, память, воображение; развитие мелкой моторики, воспитывать бережное отношение к одежде.

Экскурсия. К текстильной фабрике. Цель: познакомить с традициями нашего города — текстильной промышленностью.

Художественная литература. К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Цель: познакомить с процессом изготовления рубашки изо льна; продолжать знакомство с творчеством К. Д. Ушинского.

С/р игры. «Ателье» Цель: подготовка к игре, рассматривание картинок, рассказ воспитателя.

Д/и. «Узнай по описанию» Цель: узнавать друг друга по описанию одежды.

Художественная эстетическая деятельность. Беседа по картине И. Прянишникова «Возвращение с ярмарки»

Взаимодействие с семьями детей. Выставка работ уголка «Ситцевая радуга»

Беседа. О рабочих, работающих на текстильной фабрике.

Математика и логика. Число «два». Создание коллажа «Солнце и Луна». Цель: продолжаем знакомство с цифрой 2, знакомство с понятием «пара».

Художественная литература. Г. Ладонщик «В поле». Цель: знакомимся с трудом рабочих, собирающих лен; учим стихотворение наизусть.

С/р игра «Ателье» Цель: распределение ролей для игры, подбор необходимых атрибутов.

Д/и. «Подбери платье для куклы» Цель: подбирать платье для куклы по цвету и размеру.

Художественная эстетическая деятельность. «Коврик зимний» Цель: создаем коврик из кусочков ткани на прямоугольной основе (мозаика)

Взаимодействие с семьями детей. Изготовление домашнего мини — музея ситцевых тканей.

Труд хозяйственно — бытовой. Стираем одежду для кукол. Цель: обсудить с детьми назначение данной операции, учимся ухаживать за одеждой, учимся стирать.

Беседы, обсуждение педагогических ситуаций. Как ухаживать за своей одеждой.

Познание. «Путешествие в прошлое одежды» Цель: знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека; учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности; развивать умение ориентироваться в прошлом одежды; воспитывать в детях бережное отношение к одежде.

Конструирование. «С любовью от мамы» Цель: создать условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателя.

Художественная литература. Н. П. Бушковский «Рассказ о красавинских ткачах» Цель: познакомить с произведениями о труде ткачих; учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, память.

С/р игра «Модный магазин» Цель: создаем эскизы одежды, придумываем сами, развивать память, воображение.

Д/и. «Ситцевые бусы» Цель: развивать мелкую моторику

Художественная эстетическая деятельность. Поэзия народного костюма. Цель: украшаем русский народный костюм.

Взаимодействие с семьями детей. Наша семейная кукла. Цель: изготовление куклы — оберега с родителями.

Беседа. Труд фабричных рабочих. Цель: воспитывать уважение и благодарность к труду людей, изготавливающих ситец.

Рисование. «Мы — раклисты» Цель: формировать умение рисовать на ткани, придумывать свой рисунок, развивать воображение, фантазию, память.

С/р игра. «Фабрика» Цель: распределяем роли и «изготавливаем» ткань.

Д/и «Ситцевые лоскутки» Цель: учимся сравнивать лоскутки по рисунку, находить общее и различное между ними.

Художественная эстетическая деятельность. «Коврик для кукол» Цель: учимся изготавливать домотканый коврик из ситцевых полосок

Взаимодействие с семьями детей. Консультация «Приобщение детей к народным традициям».

Ознакомление с художественной литературой. Сказка про хлопок. Цель: рассказать о процессе изготовления ткани.

Читайте также:  Первая помощь кровотечения подкожные синяки

Лепка. «Бусы ситцевые» Цель: учить детей лепить бусы из соленого теста и оборачивать каждую бусину в лоскуток ткани.

С/р игра. «Модельеры» Цель: моделируем одежду и изготавливаем ее по образцам.

Д/и «Разноцветный сарафан» Цель: развитие мелкой моторики.

Художественная эстетическая деятельность. Создаем альбом «Ситцевая радуга».

Взаимодействие с семьями воспитанников. Выставка работ в уголке «Ситцевая радуга»

Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Расширение знаний ДОУ с социумом.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Игры на развитие творческих способностей «Оживи предмет» Цели: упражнять в передаче наиболее точных характерных качеств и признаков предметов; развивать фантазию. Педагог раздает.

Развитие творческих способностей В настоящее время ширится круг инновационных образовательных программ, технологий, методик, нацеленных на развитие у дошкольника общих и.

Развитие творческих способностей дошкольников Творческая деятельность человека делает его существом,обращенным к будущему,созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л. С. Выготский.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников на основе народных традиций» Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её.

Проект «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида №116 «Лучик» Проект на тему:»Развитие коммуникативных способностей.

Проект Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст — качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного.

Развитие творческих способностей старших дошкольников Каждый ребёнок рождается со своими способностями, задатками. Но сейчас учёные уже доказали, что каждый ребёнок от природы ещё и талантлив. Давайте.

Развитие творческих способностей у детей Консультация для родителей. «Развитие творческих способностей у детей». В жизни по-разному можно жить, В горе можно и в радости. Вовремя.

Развитие творческих способностей у дошкольников. Часть 1 Часть 2 Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. К. Паустовский Главное условие прогрессивного.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей» Развитие творчества у детей Воспитатель. Уважаемые родители! Что такое детское творчество? Нужно ли творчество ребёнка? В чем оно проявляется?.

Источник

Устное народное творчество — средство воспитания творческих способностей дошкольников

Евгения Поздеева
Устное народное творчество — средство воспитания творческих способностей дошкольников

Формирование творческой активности старших дошкольников посредством русского устного народного творчества предполагает, прежде всего, эмоционально-эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества, их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т. п. в различных видах художественно-творческой деятельности.

Сущностью творческой активности детей дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах художественно-творческой деятельности. Критериями форсированности творческой активности у дошкольников пяти-шести лет под влиянием устного народного творчества выступают: объём знаний об устном народном творчестве; желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочинениях (сказках, загадках, небылицах, считалках и т. п., в выразительном чтении, пересказе, инсценирован устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике повседневного речевого общения и объединения разных видов художественно-творческой деятельности. Эффективность формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и педагогический процесс детского сада, использованием произведений разных жанров; интеграцией различных видов художественно-творческой деятельности; формированием знаний об устном народном творчестве, его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора; осуществлении в воспитательнообразовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития художественно-творческих способностей детей.

Читайте также:  Мне не оказали первую медицинскую помощь

ВЫВОДЫ Установлена возможность использования устного народного творчества в качестве средства формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста, выявлено его позитивное влияние на процесс творческого развития детей. Оптимальными условиями, обеспечивающими успешность формирования творческой активности средствами устного народного творчества,являются: широкое включение в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннее использование в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров; формирование у детей начатков знаний о жанровой специфике произведений фольклора, начальных знаний об устном народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов действительности видеть образ; осуществление взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укрепление целостности и художественности картины мира у ребёнка, предоставление детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности; интегрированный подход к организации содержания и освоению художественнотворческих видов деятельности.

Разработаны критерии эффективного формирования творческой активности.К ним относятся: положительное эмоциональное отношение к устному народному творчеству, перевод образов устно-поэтических произведений в образы драматизаций, изобразительного искусства, перенесение образов фольклора в новую для ребенка ситуацию, самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок, пословиц и поговорок на народной основе.Они проявились в следующих показателях: чувстве радости в процессе восприятия, проявляющемся в мимике, жестах, одобрительных возгласах, репликах, вопросах, внимательном слушании фольклорного произведения, интересе к нему, который выражался в вопросах, желании повторно услышать его, рассказать сверстнику или взрослому; удержании в памяти содержания произведения, образных выражений, средств художественной выразительности разных фольклорных жанров; желании и умении давать характеристику героям и персонажам фольклорных произведений; стремлении, желании отразить содержание произведения народнопоэтического творчества или его части в разных видах художественнотворческой деятельности (изобразительной, игровой, художественно-речевой); стремлении использовать в повседневном речевом общении меткие выражения, яркие обороты языка фольклорных произведений; умении выразительно передавать содержание произведения.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : «Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?» любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» — одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект «Петушок и его семья». Скоро в рамках проекта будет развлечение «Как курочка с цыплятами весну встречали».

Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Источник

Оцените статью