Развитие творческих способностей детей по средствам народных промыслов

Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»

Елена Виноградова
Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»

Елена Виноградова

План самообразования «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»

Актуальность:

В жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел».В русских промыслах отображается все многообразие

исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными промыслами. А оно играет огромную роль в художественном и нравственно-эстетическом воспитании и развитии человека, осознании и сохранении его исторической памяти. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус,

воспитывает любовь к родному краю.

Цель:

-Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития творческих способностей детей.

-Развитие творческих способностей детей, в процессе знакомства с народными промыслами.

-Закрепление умения детей, составлять декоративную композицию на основе того или иного народного искусства, используя характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Задачи:

1)Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу народных промыслов России;

2)Систематизирование изученной литературы;

3)Формирование обобщенных знаний и умений:

-Умение различать наиболее известные виды декоративной росписи: хохломской, городецкой, дымковской и др.

-Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций.

-Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах при помощи различных техник (рисование, аппликация, пластилинография);

4)Воспитание в детях любви к Родине, уважение к труду людей,

создающих предметы ДПИ;

5)Развитие творческих способностей детей, чувства композиции

в связи с построением узора на различных формах; чувства

Этапы работы:

1. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.

2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. –М. ,1983.

4. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М. ,1992.

5. Рондели Л. Д. Народное декоративно- прикладное искусство. –М. ,1984.

6. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.

8. Уткин П. И. ,Королева Н. С. Народные художественные промыслы. -М. ,1992.

2.Внедрение в практику:

1. Разрабока перспективного плана работы;

2. Составление конспектов занятий;

3. Изготовление наглядно-дидактических пособий; игр-лото;

4. Создание мини-музея.

3.Работа с родителями:

1. Консультации для родителей;

2. Выставки детских работ для родителей.

4.Отчет по теме самообразования.

Прикреплённые файлы:

samobrazovanie_rj8f1.pptx | 4322,66 Кб
Читайте также:  Предотвращающие средства от похмелья

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе неклассического рисования База проекта: МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка» Участники: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители. Вид.

Развитие творческих способностей и детской инициативы в процессе ознакомления с культурой Кубани Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска муниципального образования Ейский.

Доклад на педсовете «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116» комбинированного вида Подготовила воспитатель: Веряскина.

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж» Мастер-класс для родителей Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через технику рисования » Граттаж» Цель:.

Обобщение опыта «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Каждый ребенок – художник. Трудность.

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях» 2. Условия формирования опыта. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД N 15» (МБДОУ ДС N 15) Проект на тему:» Развитие творческих.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка» городской.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском саду В течение нескольких лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Самообразование. Интеллектуальное развитие детей посредством знакомства с произведениями С. Михалкова 1. Тема: Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями С. Михалкова. 2. Направление: познавательно – творческо — речевое.

Источник

Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
проект (подготовительная группа) на тему

Актуальность проекта:

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Скачать:

Вложение Размер
proekt.docx 30.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Тип проекта: познавательно — творческий;

Продолжительность проекта: сентябрь 2015г. – май 2015г.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. В детском саду, работая по программе «От рождения до школы» количество занятий по ознакомлению детей с промыслами русского народа ограничено. Народные художественные промыслы (народное ремесло) — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Педагогами – учеными доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народным творчеством, обогащая при этом развивающую среду группы. С этой целью разработан данный проект. Работа проекта строится в трех направлениях:

  1. Работа с детьми (теоретическая и практическая);
  2. Работа с родителями;
  3. Создание развивающей среды.

Для работы были выбраны наиболее популярные виды народных росписей – дымка, хохлома, гжель, городец, якутский орнамент.

Процесс ознакомления с каждой росписью носит характер погружения, при этом мы будем стараться интегрировать каждую тему в большинство образовательных областей.

Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей среды, обогащённой народными промыслами будет способствовать развитию творческих способностей детей.

Цель проекта: Формирование и развитие художественных способностей воспитанников посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством.

  • Развивать художественно-творческие способности детей.
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству России, Якутии.
  • Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта.

  • Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
  • Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
  • Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
  • Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
  • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
  • Составление плана создания развивающей среды;
  • Совместно с родителями создание мини – музеев по народно – прикладному искусству;

Работа с детьми

Совершенствование развивающей среды группы

«Игрушки не простые – глиняные, расписные» (Дымковская роспись),

«История возникновения городецкой росписи»,

Работа с родителями: изготовление костюмов к Дефиле «Народная роспись в одежде». (Ко Дню Матери)

Приобретение, изготовление наглядных материалов (альбомы, тематические картинки, плакаты с элементами росписи );

Разработка мнемотаблиц для рассказывания;

Создание в группе уголка «Народные промыслы»;

Использование народных росписей в оформлении книжного уголка.

Рисование «Цирковое представление дымковских игрушек»

Лепка из теста «Нарядные лошадки»

Д/Игра «Платье для барышни»

Обогащение уголка творчества материалами для декоративного рисования, лепки по мотивам народных промыслов;

Групповое новогоднее оформление в стиле народного искусства;

Ручной труд «Веселый хоровод» (кукла из фантиков)

Декоративная роспись на ногтях — изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Салон Красоты»

Изготовление атрибутов и разработка сюжетно –ролевой игры «Салон Красоты».

Рисование «Кокошник для Царевны — лебедь»;

Роспись посуды; Конструирование «Гжельский головной убор»

Оформление приемной с элементами народной росписи;

Оформление мини музея «Народные умельцы»

Конкурс «Народная игрушка» (изготовление игрушек из соленого теста)

Изготовление оберега по мотивам якутских узоров (ткань)

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Ярмарка»;

Городец Роспись «Доски не простые – веселые расписные»

Изготовление атрибутов для Сюжетно – дидактической игры «Ателье»

  1. Подведение итогов проекта;
  2. Оформление экспозиции «Народные промыслы» в музее;
  3. Разработка методического комплекта «Знакомство с народными промыслами».

Место проведения проекта:

  • Подготовительная к школе группа «Колокольчик»;
  • Музыкальный зал;
  • Изостудия;
  • Музей;
  • Методический кабинет.
  • Алданский краеведческий музей – организация экскурсий,
  • Районные СМИ — освещение проекта.

Мы полагаем, что участие в проекте будет интересно и познавательно как детям, так и родителям.

Мы надеемся, что у детей будут сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях. Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию художественных способностей воспитанников в дальнейшей жизни. Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народного творчества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у н.

Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Каждый ребенок – маленький лучик, Вместе собравшись, — журчащий родник. Что понесут они речкою жизни? Ты призадумайся только на миг. Обоснование актуальности проекта Обращенность современной системы о.

Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко с.

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно.

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре.

Цель проекта: Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.Задачи .

Источник

Оцените статью