- Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».
- II. Актуальность проблемы.
- III. Цель проекта:
- IV. Задачи:
- V. Обеспечение проектной деятельности.
- VI. Предполагаемый результат.
- VII. Предмет экспериментального исследования.
- VIII. Гипотеза проекта.
- IX. Методы проекта.
- X. Стратегия осуществления проектной деятельности.
- XI. Этапы проекта:
- 1. Подготовительный:
- № п/п Мероприятие Срок проведения
- 2. Основной:
- Работа с детьми.
- № п/п Мероприятие Сроки проведения
- Средняя группа
- № п/п Мероприятие Сроки проведения
- № п/п Мероприятие Сроки проведения
- Работа с родителями.
- № п/п Мероприятие Сроки проведения
- Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»
- Прикреплённые файлы:
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».
Наталия Головко
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».
По доминирующей в проекте деятельности:
исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: воспитательно-образовательный.
По времени проведения: долгосрочный,
с сентября 2008 по май 2011 года.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
II. Актуальность проблемы.
Я считаю, что человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
Народно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Изобразительное народно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народно-прикладное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Осуществление изобразительной деятельности на материале народно-прикладного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка.
Народно-прикладное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.
Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка, у детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.
В процессе овладения приёмами народного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
III. Цель проекта:
— развитие художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами народно-прикладного
IV. Задачи:
Развивать творческие способности детей посредством народно-прикладного искусства.
Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.
Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты.
V. Обеспечение проектной деятельности.
Г. С. Швайко, «Занятие по изобразительной деятельности в
детском саду», пособие для педагогов дошкольных учреждений,
В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», Москва, 1987 г.
Т. Ф. Штепа, «Путешествие в мир изобразительного искусства родного края», Нальчик, 2006 г.
Н. Б. Халезова, «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва, 1984 г.
З. А. Богатеева, «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва, 1986 г.
Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2007 г.
Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 2007 г.
Карточки с силуэтным изображением разных предметов, у которых одна или несколько частей круглой или овальной формы.
Игровой персонаж Петрушка.
Фигурки кукол из картона.
Глиняные игрушки, выполненные мастерами народно-прикладного искусства.
Иллюстрации из детских книг.
Альбом «Образцы народно-прикладного искусства».
Глина (пластилин, гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров.
Творческие работы воспитателя и детей.
Образцы посуды из папье-маше.
Материалы для организации работы с родителями.
Компьютер для демонстрации презентации «Многоликость искусства».
Аудиозаписи фоновой музыки.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимания, глазомера.
Игры и упражнения, направленные на формирование умения самостоятельно заканчивать стихотворный текст малой фольклорной формы (загадки, прибаутки, считалки, приговорки, заклички, небылицы, пословицы).
Диагностическая методика по определению уровня сформированности умения и навыков по изобразительной деятельности («Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности», Г. Г. Григорьева).
Конспект занятия в средней группе «В гостях у дымковской красавицы».
Конспект занятия в старшей группе «Украсим кукольную мебель Городецким узором».
Конспект занятия в подготовительной группе «Настроение – цвет», (роспись матрёшки).
VI. Предполагаемый результат.
У детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию. Дошкольники будут иметь представление о народно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях; научатся рисовать национальный орнамент, подбирать цвета в орнаменте, вырезать орнаменты различной конфигурации.
VII. Предмет экспериментального исследования.
Программно-методическое обеспечение по народно-прикладному искусству и художественно-эстетическому развитию детей.
VIII. Гипотеза проекта.
Если использовать многогранность народно-прикладного искусства в воспитании и обучении детей, то разовьются их эстетические качества, патриотическое чувство, творческие способности.
IX. Методы проекта.
Познавательные игровые занятия.
X. Стратегия осуществления проектной деятельности.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МОУ «Гимназия №6» ДО №11 «Сказка»: с детьми 4-7 лет – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.
XI. Этапы проекта:
1. Подготовительный:
№ п/п Мероприятие Срок проведения
1. Изучение методической литературы по теме: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников».
Май – июль, 2008 г.
2. Составление проекта по работе с детьми.
3. Изготовление пособий.
4. Разработать консультацию по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».
5. Подбор диагностических методик.
2. Основной:
Работа с детьми.
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
Средняя группа
1-2 неделя сентября
2. Занятие по рисованию «Возьми картинку – загадку и нарисуй отгадку». Сентябрь
3. Занятие по рисованию «Платочки и полотенца сушатся на верёвке». Октябрь
4. Рассматривание рисунков на домиках на участке.
5. Д/и «Закончи узор на коврике», аппликация.
6. Знакомство со скульптурой малых форм.
7. Промежуточная диагностика.
8. Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды. Январь
9. Коллективная работа «Матрёшки встали в хоровод». Февраль
10. Знакомство с искусством. Иллюстрации к русским народным сказкам. Март
11. Игра «Цветы» с мозаикой из кругов и полукругов.
12. Итоговая диагностика.
13. Занятие «В гостях у дымковской красавицы».
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
1. Диагностика. 1-2 неделя сентября
2. Д/и «Подбери цвет и оттенок». Сентябрь
3. Д/и «Докончи узор на коврике», аппликация. Октябрь
4. Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек. Ноябрь, 1 неделя
5. Занятие по рисованию «Дымковский конь».
Ноябрь, 2 неделя
6. Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками, штрихами. Ноябрь, 3 неделя
7. Рассматривание сюжетных композиций из дымковских игрушек. Рисование и аппликация. «Весёлая ярмарка», коллективная работа. Ноябрь, 4 неделя
8. Знакомство с искусством – рассматривание керамической посуды, украшенной росписью. Декабрь, 1 неделя
9. Лепка «Тарелка с узором».
Декабрь, 2 неделя
10. Лепка «Кружка, украшенная цветком».
Декабрь, 3 неделя
11. Лепка «Устроим выставку посуды», коллективная работа. Декабрь, 4 неделя
12. Промежуточная диагностика.
13. Занятие по рисованию «Снегурочка возле ёлки». Январь
14. Экскурсия в краеведческий музей. Февраль
15. Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью. Март, 1 неделя
16. Занятие по рисованию «Узор на полосе из бутонов и листьев». Март, 2 неделя
17. Занятие по рисованию «Узоры на кухонных досках». Март, 3 неделя
18. Коллективная работа «Украсим кукольную мебель городецким узором». Март, 4 неделя
19. Аппликация «Чашка с блюдцем».
20. Экскурсия в школу искусств.
21. Итоговая диагностика.
22. Выставка совместных работ с родителями по народно-прикладному искусству. Май
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
1. Диагностика. 1-2 неделя сентября
2. Игровое упражнение «Что разное и что одинаковое». Сентябрь
3. Д/и «Подберём краски для художников». Октябрь
4. Экскурсия в библиотеку Маяковского.
5. Занятие по рисованию «Снегири на ветке рябины».
6. Знакомство с искусством – народная игрушка. Декабрь, 1 неделя
7. Лепка «Дымковские животные». Декабрь, 2 неделя
8. Занятие по рисованию «Расписные птицы». Декабрь, 3 неделя
9. Рисование и конструирование «Изготовим дымковских артистов для настольного театра». Декабрь, 4 неделя,
10. Промежуточная диагностика. Январь
11. Занятие по рисованию «Волшебный дом», коллективная работа. Январь
12. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Февраль
13. Праздник «Масленица». Февраль
14. Экскурсия в художественную школу на выставку народно-прикладного творчества. Март
15. Занятие по рисованию «Расцвели красивые цветы». Март
16. Знакомство с искусством – русское народно-прикладное искусство. Апрель, 1 неделя
17. Занятие по рисованию «Хохломские ложки».
Апрель, 2 неделя
18. Лепка «Настенные панно с хохломским узором». Апрель, 3 неделя
19. Занятие по рисованию «Настроение – цвет». Апрель, 4 неделя
20. Итоговая диагностика. Май
21. Экскурсия в музей г. Нальчика. Май
22. Выставка работ детей по теме «Народно-прикладное творчество». Май
Работа с родителями.
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
1. Родительское собрание по теме «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников». Март, 2009 г.
2. Открытые занятия по рисованию, лепки, аппликации. Дни открытых дверей
3. Анкетирование и тестирование родителей на выявление их отношения к приобщению детей к народно-прикладному искусству. Октябрь, 2009 г.
4. Проведение совместных выставок, экскурсий, праздников. В течение проекта
5. Стендовая информация в родительском уголке. Регулярно
Работа с педагогами.
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
1. Консультация «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Май, 2009 г.
2. Обобщение и распространение опыта работы по теме «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников». Апрель – май, 2011 г.
Презентация «Современные дети и народно-прикладное искусство», (апрель, 2011 г.).
Итоговая диагностика, (май, 2011 г.).
Распространение опыта через педагогическую прессу,
сайт ДО в Интернете
Положение о проведении конкурса «Любимый сказочный герой» среди детей Прогимназия №15 «Солнышко…» 1. Цель конкурса: Активизировать совместное творчество детей и родителей. Задачи: 1.1. Содействие укреплению.
Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект » Золотая осень» Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.
Источник
Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»
Елена Виноградова
Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»
Елена Виноградова
План самообразования «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»
Актуальность:
В жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел».В русских промыслах отображается все многообразие
исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными промыслами. А оно играет огромную роль в художественном и нравственно-эстетическом воспитании и развитии человека, осознании и сохранении его исторической памяти. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус,
воспитывает любовь к родному краю.
Цель:
-Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития творческих способностей детей.
-Развитие творческих способностей детей, в процессе знакомства с народными промыслами.
-Закрепление умения детей, составлять декоративную композицию на основе того или иного народного искусства, используя характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Задачи:
1)Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу народных промыслов России;
2)Систематизирование изученной литературы;
3)Формирование обобщенных знаний и умений:
-Умение различать наиболее известные виды декоративной росписи: хохломской, городецкой, дымковской и др.
-Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций.
-Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах при помощи различных техник (рисование, аппликация, пластилинография);
4)Воспитание в детях любви к Родине, уважение к труду людей,
создающих предметы ДПИ;
5)Развитие творческих способностей детей, чувства композиции
в связи с построением узора на различных формах; чувства
Этапы работы:
1. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.
2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. –М. ,1983.
4. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М. ,1992.
5. Рондели Л. Д. Народное декоративно- прикладное искусство. –М. ,1984.
6. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
8. Уткин П. И. ,Королева Н. С. Народные художественные промыслы. -М. ,1992.
2.Внедрение в практику:
1. Разрабока перспективного плана работы;
2. Составление конспектов занятий;
3. Изготовление наглядно-дидактических пособий; игр-лото;
4. Создание мини-музея.
3.Работа с родителями:
1. Консультации для родителей;
2. Выставки детских работ для родителей.
4.Отчет по теме самообразования.
Прикреплённые файлы:
samobrazovanie_rj8f1.pptx | 4322,66 Кб |
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе неклассического рисования База проекта: МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка» Участники: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители. Вид.
Развитие творческих способностей и детской инициативы в процессе ознакомления с культурой Кубани Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска муниципального образования Ейский.
Доклад на педсовете «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116» комбинированного вида Подготовила воспитатель: Веряскина.
Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж» Мастер-класс для родителей Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через технику рисования » Граттаж» Цель:.
Обобщение опыта «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Каждый ребенок – художник. Трудность.
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях» 2. Условия формирования опыта. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется.
Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД N 15» (МБДОУ ДС N 15) Проект на тему:» Развитие творческих.
Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка» городской.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском саду В течение нескольких лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Самообразование. Интеллектуальное развитие детей посредством знакомства с произведениями С. Михалкова 1. Тема: Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями С. Михалкова. 2. Направление: познавательно – творческо — речевое.
Источник