Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами народных промыслов

Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

Наталия Головко
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

По доминирующей в проекте деятельности:

исследовательский, творческий, игровой.

По содержанию: воспитательно-образовательный.

По времени проведения: долгосрочный,

с сентября 2008 по май 2011 года.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

II. Актуальность проблемы.

Я считаю, что человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.

Народно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Изобразительное народно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народно-прикладное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Осуществление изобразительной деятельности на материале народно-прикладного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка.

Народно-прикладное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка, у детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

В процессе овладения приёмами народного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

III. Цель проекта:

— развитие художественно-творческих способностей детей

дошкольного возраста средствами народно-прикладного

IV. Задачи:

Развивать творческие способности детей посредством народно-прикладного искусства.

Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты.

V. Обеспечение проектной деятельности.

Г. С. Швайко, «Занятие по изобразительной деятельности в

детском саду», пособие для педагогов дошкольных учреждений,

В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», Москва, 1987 г.

Т. Ф. Штепа, «Путешествие в мир изобразительного искусства родного края», Нальчик, 2006 г.

Читайте также:  Пяточная шпора лечение народными средствами аспирином

Н. Б. Халезова, «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва, 1984 г.

З. А. Богатеева, «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва, 1986 г.

Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2007 г.

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 2007 г.

Карточки с силуэтным изображением разных предметов, у которых одна или несколько частей круглой или овальной формы.

Игровой персонаж Петрушка.

Фигурки кукол из картона.

Глиняные игрушки, выполненные мастерами народно-прикладного искусства.

Иллюстрации из детских книг.

Альбом «Образцы народно-прикладного искусства».

Глина (пластилин, гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров.

Творческие работы воспитателя и детей.

Образцы посуды из папье-маше.

Материалы для организации работы с родителями.

Компьютер для демонстрации презентации «Многоликость искусства».

Аудиозаписи фоновой музыки.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимания, глазомера.

Игры и упражнения, направленные на формирование умения самостоятельно заканчивать стихотворный текст малой фольклорной формы (загадки, прибаутки, считалки, приговорки, заклички, небылицы, пословицы).

Диагностическая методика по определению уровня сформированности умения и навыков по изобразительной деятельности («Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности», Г. Г. Григорьева).

Конспект занятия в средней группе «В гостях у дымковской красавицы».

Конспект занятия в старшей группе «Украсим кукольную мебель Городецким узором».

Конспект занятия в подготовительной группе «Настроение – цвет», (роспись матрёшки).

VI. Предполагаемый результат.

У детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию. Дошкольники будут иметь представление о народно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях; научатся рисовать национальный орнамент, подбирать цвета в орнаменте, вырезать орнаменты различной конфигурации.

VII. Предмет экспериментального исследования.

Программно-методическое обеспечение по народно-прикладному искусству и художественно-эстетическому развитию детей.

VIII. Гипотеза проекта.

Если использовать многогранность народно-прикладного искусства в воспитании и обучении детей, то разовьются их эстетические качества, патриотическое чувство, творческие способности.

IX. Методы проекта.

Познавательные игровые занятия.

X. Стратегия осуществления проектной деятельности.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МОУ «Гимназия №6» ДО №11 «Сказка»: с детьми 4-7 лет – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.

XI. Этапы проекта:

1. Подготовительный:

№ п/п Мероприятие Срок проведения

1. Изучение методической литературы по теме: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников».

Май – июль, 2008 г.

2. Составление проекта по работе с детьми.

3. Изготовление пособий.

4. Разработать консультацию по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

5. Подбор диагностических методик.

2. Основной:

Работа с детьми.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

Средняя группа

1-2 неделя сентября

2. Занятие по рисованию «Возьми картинку – загадку и нарисуй отгадку». Сентябрь

3. Занятие по рисованию «Платочки и полотенца сушатся на верёвке». Октябрь

4. Рассматривание рисунков на домиках на участке.

5. Д/и «Закончи узор на коврике», аппликация.

6. Знакомство со скульптурой малых форм.

7. Промежуточная диагностика.

8. Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды. Январь

9. Коллективная работа «Матрёшки встали в хоровод». Февраль

10. Знакомство с искусством. Иллюстрации к русским народным сказкам. Март

11. Игра «Цветы» с мозаикой из кругов и полукругов.

12. Итоговая диагностика.

13. Занятие «В гостях у дымковской красавицы».

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Диагностика. 1-2 неделя сентября

2. Д/и «Подбери цвет и оттенок». Сентябрь

3. Д/и «Докончи узор на коврике», аппликация. Октябрь

4. Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек. Ноябрь, 1 неделя

5. Занятие по рисованию «Дымковский конь».

Ноябрь, 2 неделя

6. Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками, штрихами. Ноябрь, 3 неделя

7. Рассматривание сюжетных композиций из дымковских игрушек. Рисование и аппликация. «Весёлая ярмарка», коллективная работа. Ноябрь, 4 неделя

8. Знакомство с искусством – рассматривание керамической посуды, украшенной росписью. Декабрь, 1 неделя

9. Лепка «Тарелка с узором».

Декабрь, 2 неделя

10. Лепка «Кружка, украшенная цветком».

Декабрь, 3 неделя

Читайте также:  Аптека прием лекарственных трав

11. Лепка «Устроим выставку посуды», коллективная работа. Декабрь, 4 неделя

12. Промежуточная диагностика.

13. Занятие по рисованию «Снегурочка возле ёлки». Январь

14. Экскурсия в краеведческий музей. Февраль

15. Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью. Март, 1 неделя

16. Занятие по рисованию «Узор на полосе из бутонов и листьев». Март, 2 неделя

17. Занятие по рисованию «Узоры на кухонных досках». Март, 3 неделя

18. Коллективная работа «Украсим кукольную мебель городецким узором». Март, 4 неделя

19. Аппликация «Чашка с блюдцем».

20. Экскурсия в школу искусств.

21. Итоговая диагностика.

22. Выставка совместных работ с родителями по народно-прикладному искусству. Май

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Диагностика. 1-2 неделя сентября

2. Игровое упражнение «Что разное и что одинаковое». Сентябрь

3. Д/и «Подберём краски для художников». Октябрь

4. Экскурсия в библиотеку Маяковского.

5. Занятие по рисованию «Снегири на ветке рябины».

6. Знакомство с искусством – народная игрушка. Декабрь, 1 неделя

7. Лепка «Дымковские животные». Декабрь, 2 неделя

8. Занятие по рисованию «Расписные птицы». Декабрь, 3 неделя

9. Рисование и конструирование «Изготовим дымковских артистов для настольного театра». Декабрь, 4 неделя,

10. Промежуточная диагностика. Январь

11. Занятие по рисованию «Волшебный дом», коллективная работа. Январь

12. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Февраль

13. Праздник «Масленица». Февраль

14. Экскурсия в художественную школу на выставку народно-прикладного творчества. Март

15. Занятие по рисованию «Расцвели красивые цветы». Март

16. Знакомство с искусством – русское народно-прикладное искусство. Апрель, 1 неделя

17. Занятие по рисованию «Хохломские ложки».

Апрель, 2 неделя

18. Лепка «Настенные панно с хохломским узором». Апрель, 3 неделя

19. Занятие по рисованию «Настроение – цвет». Апрель, 4 неделя

20. Итоговая диагностика. Май

21. Экскурсия в музей г. Нальчика. Май

22. Выставка работ детей по теме «Народно-прикладное творчество». Май

Работа с родителями.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Родительское собрание по теме «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников». Март, 2009 г.

2. Открытые занятия по рисованию, лепки, аппликации. Дни открытых дверей

3. Анкетирование и тестирование родителей на выявление их отношения к приобщению детей к народно-прикладному искусству. Октябрь, 2009 г.

4. Проведение совместных выставок, экскурсий, праздников. В течение проекта

5. Стендовая информация в родительском уголке. Регулярно

Работа с педагогами.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Консультация «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Май, 2009 г.

2. Обобщение и распространение опыта работы по теме «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников». Апрель – май, 2011 г.

Презентация «Современные дети и народно-прикладное искусство», (апрель, 2011 г.).

Итоговая диагностика, (май, 2011 г.).

Распространение опыта через педагогическую прессу,

сайт ДО в Интернете

Положение о проведении конкурса «Любимый сказочный герой» среди детей Прогимназия №15 «Солнышко…» 1. Цель конкурса: Активизировать совместное творчество детей и родителей. Задачи: 1.1. Содействие укреплению.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект » Золотая осень» Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Источник

Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»

Елена Виноградова
Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»

Елена Виноградова

План самообразования «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России»

Актуальность:

В жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел».В русских промыслах отображается все многообразие

исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными промыслами. А оно играет огромную роль в художественном и нравственно-эстетическом воспитании и развитии человека, осознании и сохранении его исторической памяти. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Читайте также:  Пожелтели листья чеснока весной что делать народные средства

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус,

воспитывает любовь к родному краю.

Цель:

-Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития творческих способностей детей.

-Развитие творческих способностей детей, в процессе знакомства с народными промыслами.

-Закрепление умения детей, составлять декоративную композицию на основе того или иного народного искусства, используя характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Задачи:

1)Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу народных промыслов России;

2)Систематизирование изученной литературы;

3)Формирование обобщенных знаний и умений:

-Умение различать наиболее известные виды декоративной росписи: хохломской, городецкой, дымковской и др.

-Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций.

-Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах при помощи различных техник (рисование, аппликация, пластилинография);

4)Воспитание в детях любви к Родине, уважение к труду людей,

создающих предметы ДПИ;

5)Развитие творческих способностей детей, чувства композиции

в связи с построением узора на различных формах; чувства

Этапы работы:

1. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.

2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. –М. ,1983.

4. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М. ,1992.

5. Рондели Л. Д. Народное декоративно- прикладное искусство. –М. ,1984.

6. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.

8. Уткин П. И. ,Королева Н. С. Народные художественные промыслы. -М. ,1992.

2.Внедрение в практику:

1. Разрабока перспективного плана работы;

2. Составление конспектов занятий;

3. Изготовление наглядно-дидактических пособий; игр-лото;

4. Создание мини-музея.

3.Работа с родителями:

1. Консультации для родителей;

2. Выставки детских работ для родителей.

4.Отчет по теме самообразования.

Прикреплённые файлы:

samobrazovanie_rj8f1.pptx | 4322,66 Кб

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе неклассического рисования База проекта: МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка» Участники: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители. Вид.

Развитие творческих способностей и детской инициативы в процессе ознакомления с культурой Кубани Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска муниципального образования Ейский.

Доклад на педсовете «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116» комбинированного вида Подготовила воспитатель: Веряскина.

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж» Мастер-класс для родителей Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через технику рисования » Граттаж» Цель:.

Обобщение опыта «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Каждый ребенок – художник. Трудность.

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях» 2. Условия формирования опыта. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД N 15» (МБДОУ ДС N 15) Проект на тему:» Развитие творческих.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка» городской.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском саду В течение нескольких лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Самообразование. Интеллектуальное развитие детей посредством знакомства с произведениями С. Михалкова 1. Тема: Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями С. Михалкова. 2. Направление: познавательно – творческо — речевое.

Источник

Оцените статью