Развитие связной речи у дошкольников по средствам русских народных сказок

Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок

наталия апарникова
Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку — развитие связной речи. Первенствующее значение как фактор развития связной речи имеют русские народные сказки. Русские сказки раскрывают перед детьми выразительность русского языка, показывают, как богата наша речь юмором, живыми и образными выражениями. В народных сказках проявилась мощь языкового творчества русского народа.

Связнаяречь имеет две формы: диалогическую и монологическую.

Главная особенность диалога — чередование речи одного собеседника с прослушиванием и последующей речью другого. В диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь и не нуждаются в пояснении мысли. Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Методы и приёмы обучения диалогу:

1. Разговор воспитателя с детьми в повседневном общении.

2. Беседа с детьми на выбранную тему.

3. Приём словесных поручений.

4. Разнообразные игры, которые содержат диалог.

Диалог для детей дошкольного возраста является первой школой овладения речью. Через диалог дети усваивают грамматику языка, его словарь, фонетику, получают полезную информацию. В русских народных сказках диалог используется очень широко. Иногда сказки целиком построены на диалоге,как например, сказка » Лиса и тетерев». Диалоги сказок — живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, льстивую речь лисы, грубую — волка.

Связное, логическое последовательное высказывание это монолог. Монолог выражает мысль одного человека и неизвестна слушателям. Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо и образно. Начинать развивать связную речь лучше всего с пересказа, так как пересказ — более лёгкий вид монологической речи. Пересказ сказки играет большую роль в развитии ребёнка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи. Тексты сказок содержат образные описания, которые вызывают интерес у детей, формируют умения описывать героев и явления, совершенствуют все стороны речи. Сказки для пересказа должны иметь полноценное и доступное содержание, чёткую композицию, простой, но богатый язык и небольшой размер. Для облегчения процесса пересказа используются различные приёмы:

1. Мнемотехника (Схема, в которую заложена информация)

2. Пиктограммы (графическое изображение)

3. Наглядный материал

4. Схемы — рисунки (рисуют сами дети)

Наиболее сложным видом монологической речи является рассказывание. Подобные рассказы, сказки составляются на основе детского воображения. При обучении творческому рассказыванию, сочинению сказок можно использовать следующие приёмы:

1. Карты В. Я. Проппа (моделирование сюжета сказок)

2. Сказка с помощью серии картинок

3. Самостоятельное придумывание окончания сказки

4. Сказки, но по новому

5. Реальное начало — сказочное продолжение

6. Рассказ о конкретном персонаже

7. Инсценировка сказки

8. Рассказ знакомых сказок с помощью моделирования (схем, моделей, использование геометрических фигур разных по цвету)

9. Сравнительное описание предметов

10. Сказка по силуэтным изображениям

Итогами работы над сказкой могут быть рисунки детей к знакомым или своим сказкам, изготовление книжек — самоделок детьми самостоятельно или совместно с родителями.

Планомерное, систематическое использование русских народных сказок в работе с детьми дошкольного возраста является эффективным средством развития связной речи.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Читайте также:  Список лекарственных средств для электрофореза

Русские народные сказки — основа нравственно-патриотеческого и словесного воспитания в ДОУ «Воспитание — самое святое из всех святых дел». Святитель Феофан Затворник Детское чтение традиционно начинается со сказок. «Что за прелесть.

Источник

план работы по теме самообразования «Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников»
материал (старшая группа) на тему

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

Скачать:

Вложение Размер
samoobrazovanie_skazki.docx 27.28 КБ

Предварительный просмотр:

тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

  1. работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
  2. обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
  3. развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
  4. воспитывать любовь к художественной литературе.

Источник

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_may_1.docx 23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: « Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников »

Подготовил воспитатель: Галкина Н.Н.

« Сказка – ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок» .

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Так что же такое сказка ?

В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ , небывалая и даже несбыточная повесть, сказание . Сказка – вымысел , произведение народной фантазии , складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл.

Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения : доброта, справедливость, приобщение к русской культуре , к мудрому народному опыту , родному языку.

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Так что же такое сказка ?

В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ , небывалая и даже несбыточная повесть, сказание . Сказка – вымысел , произведение народной фантазии , складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения : доброта, справедливость, приобщение к русской культуре , к мудрому народному опыту , родному языку.

С какими же сказками мы знакомим детей дошкольного возраста ?

Сказки о животных — в этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.

Волшебные сказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.

Бытовые сказки – сказки , об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.

Каково же значение русских народных сказок ?

— Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

-Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.

-Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка.

Какие же уроки жизни нам дает сказка ?

-Сказка учит : мир делится на хороших и плохих;

-Сказка формирует образ положительного героя;

-Сказка учит не бояться трудностей;

-Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей;

-Сказка учит не судить о людях по внешнему виду;

-Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается;

-Сказка учит любви к родителям;

-Сказка учит патриотизму ;

-Сказка содержит скрытую , ненавязчивую мораль;

-Сказка учит : добро всегда побеждает зло.

Почему именно сказку можно использовать для развития связной речи дошкольников ?

1.Сказки динамичны , напевны.

2.Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью.

3.Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку .

Знакомство со сказкой .

Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, разбор пословиц и поговорок, относящихся к сказке .

В структуре ООД можно использовать:

-Организационный момент – загадку об изучаемой сказке .

-Чтение произведения или рассказ сказки воспитателем .

-Игры «Назови ласково» , «Сосчитай» , «Слова-наоборот» .

-Пересказ по вопросам , совместный пересказ ребенка и воспитателя, пересказ по частям , по картинкам.

-Словарная работа (объяснение новых слов, объяснение пословиц) .

-Итог –делаем вывод по сказке .

Творческое преобразование сказки как средство развития связной речи .

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию , создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей. Например : Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.

2. Коллаж из сказок . Если сказки знакомы, можно обойтись иллюстрацией : Баба Яга встретила Колобка, и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Детям лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например : в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок ?

3. Перевирание сказки . Метод используется, когда сказка хорошо знакома детям. Например : Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Дети поправляют : Нет, не Желтая! Воспитатель : Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т. д.

4. Изменение ситуации в знакомых сказках . Методом проб и ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая детей постепенно менять ситуации в сказках . Например : «Гуси-лебеди» . На пути Машеньки встречается Волк. «Волк и семеро козлят» — Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.

5. Сказка по-новому . Этот метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка , но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например : Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.

6. Эксперименты в сказках. Этот метод помогает детям не только в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств . Например : Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее

7. Сказки от превращений. Метод помогает детям в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства. Например : Начало сказки: как хорошо летать над цветами и видеть все сверху. Но однажды…»

8. Спасательные ситуации из сказок . Воспитатель, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи.

9. Закончи сказку . Метод позволяет развивать умение логически завершать какой либо рассказ , умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Таким образом, работу над связной речью детей с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с младшего дошкольного возраста. Это позволит детям расширить словарный запас, использовать в речи языковые средства выразительности , а самой речи становиться осмысленной, логически построенной, связной , эмоциональной, образной.

Методы и приемы работы со сказкой .

1. Элементы ТРИЗ

2. Игровые задания.

3. Игры-экспериментирования с предметами и материалами.

4. Моделирование сказочных сюжетов .

5. Творческие задания.

6. Пластические игровые упражнения.

7. Элементы драматизации.

8. Чтение сказки по частям и их разбор.

9. Подготовка к рассказыванию .

10. Обобщающая беседа.

11. Подведение итогов.

Вывод : русские , народные , волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют детей , но и закладывают основы нравственности.

Сказка для ребенка – это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка., истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вот уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кконцу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Художественная литература обогащает речь детей, делает её яркой, н.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь.

Развитие речи у детей тесным образом связано с чтением, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o.

выполненная работа за год по теме самообразования.

Источник

Оцените статью