Развитие связной речи средствами русских народных сказок

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Бабкина Софья Сергеевна
Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и исторического опыта, который создавался веками огромным количеством предшествующих поколений. Только творческая, думающая личность, способна осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса.

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Детский сад – самое первое и ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно чувствительно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков ещё в конце XX века, это угрожало языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых и больших форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, да и народные сказки) очень мало или практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет.

Великим русским педагогом К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В практике дошкольногообразования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми и большими фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и пересказу сказок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста — одна из актуальных проблем в современном дошкольном образовательном учреждении. Оно обеспечивает в будущем и в большей мере определяет успех в учебной работе по всем предметам в школе, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. На протяжении нескольких веков эта проблема является актуальной и привлекает к себе внимание педагогов дошкольного образования.

В связи с этим у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых и больших форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. русская народная сказка с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основным методом работы со сказкой является беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы и драматизация. Они способствуют осознанному употреблению детьми образных слов и выражений и развитию связной речи.

Читайте также:  Неоказание первой помощи штраф

Использование русской народной сказки в процессе формирования связности речи детей вполне оправдывает себя.

В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.

Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития связной речи детей.

«Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными.

Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать.

Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по использованию.

План работы по теме самообразования «Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе» Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших.

Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали.

Сочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы знаем, что в последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.

Источник

Развитие связной речи дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

Минаева Ольга
Развитие связной речи дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

«Читайте простонародные сказки, молодые писатели, — чтоб видеть свойства русского языка».

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни

Разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Федеральный орган исполнительной власти по контролю лекарственных средств

Этому вопросу и посвятим наш сегодняшний разговор. (Слайд.)

Чрезвычайно важный момент методики — это подготовка детей к полноценному восприятию литературного произведения. Она проводится по двум линиям, тесно связанных между собой:

• организация и методические приёмы проведения речевой деятельности;

• подведение детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций, объяснения незнакомых слов. (Слайд.)

— Как вы думаете, что значит для маленького слушателя, это понятие, «осмыслить содержание текста»? Например, для малышей?

— Это умение детей подхватывать слова и строки знакомых сказок, отрывков с опорой на наглядность, и слышать сказку, т. е. понимать её, представлять все образы. С большой любовью, бережно следует относиться к искусству слова русского народа, к языку сказки.

Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом. Такие сказки, как «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», и многие др., рассказчик- воспитатель должен знать наизусть.

Большие по объёму сказки, как например, «Царевна- лягушка», лучше читать по книге, чтобы не исказить текст, не снизить их художественную ценность.

Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены исключительно на диалоге.

— Давайте вспомним, какие? («Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой» и др.)

Изложение повествования во многих сказках ритмично. Приём троекратного, а иногда и многократного повторения уже придаёт ритмичность развитию действия.

— Какие сказки на ваш взгляд ритмичны? («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др

Итак, внимательная, вдумчивая работа рассказчика поможет ему понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций (т. е. речевых умений и навыков).

Проведение речевой деятельности.

Специфика данного вида занятий требует создания особо спокойной обстановки. Важно, чтобы ничто не отвлекало детей от слушания.

Нужно быстро организовать занятие, провести его в бодром, жизнерадостном тоне.

Приветливо и спокойно предложив детям сесть, воспитатель проверяет, как они расположились, и начинает занятие. Воспитатель это делает не замечаниями, не угрозами, а показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песенки, загадыванием загадки, присказки.

Концовка занятия, так же как и его начало, может носить самый разнообразный характер, в зависимости от содержания литературного материала. Следует напомнить об обязательном использовании паузы.

После исполнения художественных произведений, сильно воздействующих на эмоции детей, например русской народной сказки «Снегурочка», вопросы воспитателя будут неуместны; они разрушат созданное сказкой впечатление. Иногда дети сами задают вопросы. В таком случае на них следует ответить, используя по возможности текст сказки.

Не следует морализовать по поводу содержания литературно- художественного материала, говорить о том, хорошо или дурно поступил тот или иной герой.

Например, если после чтения сказки «Гуси-лебеди»воспитатель говорит детям: «Как плохо поступила девочка, что не послушалась родителей, и оставила братца одного. И случилась беда. Вы всегда слушаетесь маму и папу?»

Это не что иное, как открытая мораль, назидание, стирающее впечатление от слушания литературного произведения.

В сказках всегда есть иллюстрации, и чем меньше ребенок, которому предназначается книга,тем большее место в ней отводится иллюстрациям: они облегчают детям усвоение содержания прочитанного. Иллюстрации воспитатель показывает детям во время чтения. Сначала рассматривается картинка, а затем читается соответствующий текст; после чтения картинку рассматривают ещё раз.

Часто возникает вопрос о целесообразности объяснения большого количества незнакомых слов, связанных с прошлой исторической эпохой.

Например: «У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная». Здесь понятие «лубяная» поясняется рядом стоящим словом «деревянная». Но такой приём возможен только в прозе. Многие незнакомые слова в народных сказках не мешают детям понять содержание произведения, поэтому их можно не объяснять.

Читайте также:  Лечение отрубевидного лишая народными средства

К старшему дошкольному возрасту ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, к языку литературного произведения. Творчески активен. Замечает речевые ошибки, исправляет их. Пользуется обобщающими словами и понятиями. Умеет употреблять в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные,

Сложноподчинённые). Способны использовать слова в переносном, иносказательном значении.

Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.

Вспомним определение эпитета. (слайд) «Эпитет — определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. (напр., в народной поэзии- синее море)» (С. И. Ожегов., Словарь русского языка., Москва., Русский язык., 1987).

Например, хмурое лицо- хмурое утро.

— Какое словосочетание здесь будет являться эпитетом? (Хмурое утро.)

— Совершенно верно. Мы создаём образ серого, дождливого, бессолнечного утра или передаём своё отношение к тому, что нам неприятно утро без солнца.

Так как русские народные сказки- фольклорный жанр, то употребляемые в них эпитеты, давно стали устойчивыми выражениями. Так что, читая сказку, мы воспринимаем их как самостоятельные образы. (Слайд синего моря.)

Например, «сине море», «добрый молодец», «красна девица», «злато солнышко», «мать сыра земля», «конь мой вороной», «сизый голубь», «чёрная тоска», «живая вода». Важно объяснить детям значение этих эпитетов. (Через визуальный ряд — иллюстрации.)

— Почему девица красная? Лицо красное? Сарафан красный? Давайте подумаем! (Красивая.)

— Молодец добрый почему? Плюшками одарил? Богатствами? (Нет. Потому что добрые дела делает. Смелый и сильный. Не боится Кащея и т. д.)

— Что развивает подобная работа? (Развивает образное мышление, понятие цвета и прямого и переносного значения слова.) (Слайд.)

Метафора- это употребление слова в переносном значении на основе какой- нибудь аналогии, сходства, сравнения. (глаз-алмаз, «Финист-ясный сокол»). Метафора использует сравнительное сходство для переноса значения. Вывод.

Следовательно, метафоры тоже позволяют создать в воображении ребёнка сказочные образы. Мы понимаем, что мыслительный процесс напрямую связан с речевой деятельностью. Учёными установлено, что когда человек думает – у него колеблются голосовые связки. И мы можем проследить следующую закономерность. (Слайд.)

Воображение-колебание голосовых связок — речь.

Олицетворение — это воплощение чего-нибудь в образе живого существа. Это весьма распространённый стилистический приём, состоящий в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Вспомним хорошо известную сказку «Колобок». Приведем примеры олицетворения из этой сказки. (Сам Колобок — говорящий шарик теста.)

-Сказка «Гуси- лебеди»? (Говорящая печка, яблоня, речка и т. д.)

Итак, почему важно понимать природу олицетворения? Чему это может способствовать при развитии речевой компетенции? (Слайд.) (Формированию речевых навыков.)

Олицетворение- образ, в который вживается ребёнок- слова персонажа-формирование речевых навыков. (Вместо дефиса следует понимать стрелку)

Гипербола- это преувеличение. Например, «бился Иван-царевич со Змеем- Горынычем три дня и три ночи». Мы же понимаем, что живой человек не может сражаться так долго. Сила героя преувеличена.

— Для чего это понадобилось рассказчику? (Чтобы показать силу Ивана- царевича, добра молодца.)

Таким образом, гипербола выполняет ту же функцию, что и эпитет, метафора, олицетворение при развитии речевых умений и навыков дошкольников.

После чтения русских народных сказок полезно предложить детям разнообразные речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

1. Дидактическая игра «Шляпа фокусника».

Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).

Взрослый показывает шляпу и платок.

— Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

2. Речевая игра- упражнение. «Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст.

• Волчок (серый бочок)

• Баба (Яга, костяная нога)

• Коза (Дереза) Медведь (косолапый)

Источник

Оцените статью