- «Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников» методическая разработка (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников». консультация (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
выполненная работа за год по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразования на тему
«Русские народные сказки как средство развития
связной речи старших дошкольников»
за 2019-2020 учебный год.
МДОУ «Детский сад «Василек»
Воспитатель: Жилина Е. В.
«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей подготовительной к школе группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:
— на тщательном отборе материала;
— интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
— активном включения детей в игровые действия ;
— использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.
Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
1. работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
2.обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
3.развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
4.воспитывать любовь к художественной литературе.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
1.наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
2.словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
3.Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Мною был составлен перспективный план работы на весь учебный год и работа велась в соответствии с планом.
В процессе реализации плана самообразования с детьми была организована
ООД: «Что такое сказка», «В гостях у сказки», «Путешествие в волшебную страну», «Сказочный сундучок, откройся» и д.р.
В течении года с ребятами проводилась досуговая деятельность: « Путешествие в сказочную страну», «Перевирание сказки», «Викторина сказок», «Дарите людям доброту»; играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку».
Неоднократно были организованы выставки детских рисунков6 «Мы рисуем сказку», «В гостях у сказки», «Моя любимая сказка».
В дни самоизоляции родителям с детьми было предложено прослушать сборник русских аудиосказок. Произведения полны сказочных мотивов, стилевых оборотов. Герои вдохновили детей и их семьи на творчество. Родителями был представлен фотоотчёт. Так же родителям была предоставлена картотека игр с детьми по сказкам. Такие игры, как «Узнай сказочных героев», «Из какой сказки эти сказочные герои», «Кто где живет?», «Козлята и зайчик», «Чья песенка?» и др.
Итоговым мероприятием была организованная образовательная деятельность в онлайн режиме «Путешествие по любимым сказкам», где детям было предложено рассказать эпизод из любимой сказки и нарисовать её.
В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.
Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.
Для родителей в течение года по теме самообразования тоже проведена большая работа. Даны консультации ( «Сказка ложь — да в ней намёк», «Мама, почитай мне сказку», «Сказка в жизни ребенка», «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»); анкетирование для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»; акция «Подари детям книгу».
Для педагогов нашего детского сада даны консультации: «Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников», «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»; семинар-практикум для педагогов «Обучение детей пересказу русских народных сказок».
После проведённой работы в течении года по моей теме самообразования можно смело сказать, что русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития связной речи старших дошкольников, имеет ценное влиянии на всестороннее развитие ребенка. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Многие из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.
Я также заметила, что речь детей улучшилась по сравнению с началом учебного года. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущее.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все
виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного
творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и
патриотическое воспитание ребёнка.
В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по речевому развитию детей средствами устного народного творчества.
Источник
Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».
консультация (старшая группа)
Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:
o расширить словарный запас;
o использовать в речи языковые средства выразительности;
o речи становится осмысленной, логически выстроенной, связной, эмоциональной, образной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-roditelyam-skazki.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».
« Сказка – ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок» .
Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.
Что такое СКАЗКА?
В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ , небывалая и даже несбыточная повесть, сказание .
Сказка – вымысел , произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл.
Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения : доброта, справедливость, приобщение к русской культуре , к мудрому народному опыту, родному языку.
С какими же сказками нужно знакомить детей дошкольного возраста?
Сказки о животных — в этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся.
Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.
Волшебные сказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.
Бытовые сказки – сказки, об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.
Каково же значение русских народных сказок?
Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.
Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка.
Какие же уроки жизни дает сказка?
- Сказка учит, что мир делится на хороших и плохих;
- Сказка формирует образ положительного героя;
- Сказка учит не бояться трудностей;
- Сказка учит : не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- Сказка учит не судить о людях по внешнему виду;
- Сказка учит, что хорошее дело не с первой попытки получается;
- Сказка учит любви к родителям;
- Сказка учит патриотизму;
- Сказка содержит скрытую , ненавязчивую мораль ;
- Сказка учит, что добро всегда побеждает зло.
Почему именно сказку можно использовать для развития связной речи дошкольников?
Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Творческое преобразование сказки как средство развития связной речи .
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию , создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей.
Например : Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.
2. Коллаж из сказок.
Если сказки знакомы, можно обойтись иллюстрацией : Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Ребёнку лучше преподносить этот метод в игровой ситуации.
Например : в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?
3. Перевирание сказки .
Метод используется, когда сказка хорошо знакома ребёнку.
Например : Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Ребёнок поправляет : Нет, не Желтая! Взрослый : Да-да, конечно, я забыл(а)! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т. д.
4. Изменение ситуации в знакомых сказках.
Методом проб, ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая ребёнка постепенно менять ситуации в сказках.
Например : «Гуси-лебеди» . На пути девочке встречается Волк. «Волк и семеро козлят» — Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.
5. Сказка по-новому .
Этот метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка, но ребёнку предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Например : Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.
6. Эксперименты в сказках .
Этот метод помогает ребёнку не только в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств.
Например : Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить ребёнку придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери.
7. Сказки от превращений .
Метод помогает ребёнку в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства.
Например : Начало сказки : как хорошо летать над цветами и видеть всё сверху. Но однажды…»
8. Спасательные ситуации из сказок.
Взрослый, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений.
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи .
9. Закончи сказку .
Метод позволяет развивать умение логически завершать какой-либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
Интересные методы чтения сказок.
Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
1. чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
2. чтение в сочетании с музыкой.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
1. чтение и рассказывание с игрушками ( например: повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
2. настольный театр (картонный или фанерный, например: по сказке «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Теремок»);
3. кукольный и теневой театр;
4. диафильмы и диапозитивы.
Русские народные сказки — волшебные , полны чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют ребёнка , но и закладывают основы нравственности.
Огромное значение имеет сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало . Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.
Планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:
- расширить словарный запас;
- использовать в речи языковые средства выразительности;
- речи становится осмысленной, логически выстроенной, связной, эмоциональной, образной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь.
Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи.
Развитие речи у детей тесным образом связано с чтением, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое.
выполненная работа за год по теме самообразования.
Источник