Развитие речи младших дошкольников средствами устного народного творчества

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как он становится основным средством общения. Возраст от трех до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста-помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Скачать:

Вложение Размер
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx 17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский Сад № 90» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

« Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Подготовила воспитатель: Хуснутдинова Н.А.

« Язык народа- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает- народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие речи ребенка практически невозможно.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я в своей работе с детьми использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей стремлюсь подобрать и составить картотеку игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное- уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составляют комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна детей младшего дошкольного возраста, который должен применяться каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения, праздники, такие как «Масленица», «Сабантуй». Также способствует развитию речи и эмоциональному перевоплощению театрализованная деятельность. Так в рамках театрализованной недели в детском саду мы с воспитанниками подготовили и показали инсценировку по русской народной сказке «Курочка Ряба».

Также для родителей и педагогов готовлю консультации по данной тематике, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.

Подготавливаю настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театр на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

Составляю картотеку по русским народным играм: «Огуречик, огуречик», «Жаворонок», « Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток».

Я уверенна, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, считаю, что приобщение ребенка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. Дети преодолевают неуверенность и скованность, развивается речь, обогащается словарный запас.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн.

В данном материале вы найдете ответы на такие вопросы как: актульность выбранной темы, главная цель и задачи работы с детьми, подробный рассказ о средствах народного творчества, которые можно использо.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

« Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»К.Д. Ушинский.

Отчет по самообразованию.

План по самообразованию 2015-2016 г.

Выступление на РМО на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества&quot.

Источник

Консультация для воспитателей «Речевое развитие младших дошкольников посредством малых форм фольклора»

наталья суптеля
Консультация для воспитателей «Речевое развитие младших дошкольников посредством малых форм фольклора»

Консультация для воспитателей «Развитие речи младших дошкольников посредством малых форм фольклора»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если возрастной уровень овладения родным языком не достигнут, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Неслучайно современные программы воспитания и развития дошкольников рассматривают развитие речи в качестве одной из основных задач дошкольного образования.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка произведения устного народного творчества. В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за телевизором, компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, малые произведения народного творчества практически не используются в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из важных направлений профессиональной деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.

Знакомство детей с фольклором начинается с потешек, песенок, сказок. Неоценимую роль потешки играют в адаптационный период. Потешки, помогают установить контакт с ребенком, вызывать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Для игры с детьми подбираются игрушки, чтобы среди них были персонажи из потешек, сказок. Через некоторое время дети уже сами с большой охотой, просят прочитать понравившуюся потешку, спеть колыбельную песенку кукле. Следующим этапом по работе с потешкой является обыгрывание сюжета. Дети с удовольствием откликаются на предложение развернуть игровое действие в ролях, и представить себя например петушком, лисичкой, собачкой, кысонькой-мурысонькой и т. д.

Ежедневно потешки можно использовать в режимных моментах при умывании, кормлении, одевании, при укладывании на дневной сон. Наблюдения показывают, что это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, так как они делают речь образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. У детей при этом развивается память, внимание и речь, формируются культурно-гигиенические навыки. Простота потешек, их мелодичность звучания помогают запомнить их большое количество, и ежедневно применять в режимных моментах.

При использовании потешек, песенок, закличек в непосредственно образовательной и совместной деятельности ведется работа по развитию звуковой и интонационной культуры речи. Работа над проговариванием, договариванием слов, над чувством ритма, эмоциональностью воспроизведения, умение регулировать темп, громкость, дыхание. Например при чтении заклички «Солнышко-колоколнышко», предлагала детям сказать так, чтобы солнышко их услышало. Противоположным свойством обладают пестушки, колыбельные песенки, их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию. Этому способствуют потешки «Кысонька-мурысенька», «Курочка-рябушечка», и другие.

Малые фольклорные формы способствуют обогащению словаря детей.

Расширяются знания детей об окружающем мире: живой, неживой природе, людях, их быте, традициях, обычаях. Благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, совок, ведро, о явлениях природы и небесных светилах (радуга, дождь, гром, звезды, солнце и т. д.).

Потешки являются хорошим материалом для пальчиковых игр, хороводных игр, для игр на развитие речи и координации движения. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение, что способствует формированию речевых умений и навыков.

Русские народные сказки воспитывают умение слушать тексты, следить за развитием сюжета, сопереживать героям. По сюжетам сказок детям обьясняются поступки персонажей и последствия этих поступков. К сказкам можно подобрать подходящую пословицу. Пословицы придают нашей речи яркость и образность. Они учат, советуют, предостерегают, хвалят, высмеивают. Например к сказке «Заюшкина избушка» подходит пословица «На чужой каравай-рот не разевай». К сказке «Теремок», «Рукавичка» пословица «В тесноте, да не в обиде». К сказке «Гуси-лебеди» — пословица «Слезами горю не поможешь», к сказке про репку- «В одиночку не одолеешь и кочку». К сказке «Лиса и журавль» подходит пословица «Как аукнется, так и откликнется» и т. д. В этом жанре народного творчества собран жизненный опыт поколений, и на примере сказок детям легче понять смысл образных высказываний и начать использовать их в своей речи.

Инсценирование и драматизация сказок, способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической формы речи, формируется эмоциональное общение, развивается понимание вербальных средств и невербальных Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки — ребятушки, коза – дереза, лисичка-сестричка и другие.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию являются различные досуги, праздники и развлечения с использованием фольклорного материала.

При выборе малых фольклорных форм важно, чтобы они были доступны детскому восприятию и содержали основные общечеловеческие ценности и ориентиры. При использование в работе малых форм фольклора, у детей развиваются разные виды речи, развивается стремление к самостоятельной передаче образа, способность понимать и переживать образ. Дети знакомятся с ярким и выразительным народным языком, они становятся доброжелательны и открыты при общении с взрослыми и сверстниками.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Консультация «Укрепление организма дошкольников и развитие движений посредством утренней гимнастики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второй задачей нашего ДОУ является «Укрепление организма дошкольников и развитие движений по средствам.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях». «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство — этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст — это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Источник

Читайте также:  Шампунь head and shoulders помогает от перхоти
Оцените статью