Развитие ребенка средствами народного искусства

Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей

Наталья Тарасова
Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей

ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции. Обычаи. Особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему. Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;

1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей,

2) сотрудничество педагога и ребенка.

3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и

Без ущерба для творческих проявлений ребенка.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки.

Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать

—доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности

привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес

-возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности

-единство содержания и формы

—коллективность эстетических переживаний и творчества

-учет возрастных особенностей.

На этой же основе строится и детская художественная деятельность.

«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.

Консультация для воспитателей «Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.

Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство Методические рекомендации к набору дидактических игр для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство. Дымковская.

Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры » Дымковские народные игрушки».

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Читайте также:  Температура лекарственного раствора для микроклизмы с тест

Игра — как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.

Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна. По теме: «Художественное.

Образовательная среда ДОУ как фактор художественно-эстетического развития детей в условиях ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из главных.

Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.

Источник

План самообразования «Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства»

Галина Иванова
План самообразования «Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства»

Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

— Изучить научную, учебно — методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.

— Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области.

— Использовать полученный опыт в работе с детьми.

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К. Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

1. Беседа с детьми на тему «Глиняная народная игрушка».Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия Гжель) Просмотр компьютерной презентации «Глиняная народная игрушка»

2. Определение в группе места для уголка по декоративному рисованию, лепке».

3.Рисование: «Узор на полоске»Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме.

4. Изготовление ширмы для родителей «глиняная народная игрушка».

5 Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки».

6.Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен.

7.Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.

1. Оформление уголка для кружка по декоративной лепке «Чудо глина».

2. Просмотр компьютерной презентации «Гжель беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей.

3. лепка посуды и роспись Рассматривание альбомов с иллюстрациями.

4. Рисование с детьми.Тема: «Филимоновская радость».Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.

5.Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками.

6.Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».

7. Городской конкурс для детей совместно с родителями «Народная игрушка».Номинации: 1. глиняная игрушка 2. сшитая из ткани.

Читайте также:  Оказание первой помощи ребенку что это

8.Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми».

9.Мастер класс для педагогов по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек».

1. Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.

2. Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.

3. Рисование с детьми.Тема: «Филимоновская радость».Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.

4.Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».

5.Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми».

1. Заучивание пальчиковой гимнастики «Дом».

2.Рисование: «На ферме».Цель: Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе.

3.Консультация для родителей: «Техника рисования Филимоновской росписи».

4.Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку

5. Взаимодействие с инструктором по физ.культуре: разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

1. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»

2 Подвижная игра «Горелки»

3.Консультация для родителей: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста».Цель: Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми.

4. Практический семинар для воспитателей «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»Цель: Познакомить и заинтересовать педагогов русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с детьми.

5.Взаимодействие с психологом: «Место и роль народных игр в социализации детей».

1. Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.

2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании».

3. Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки».

4. Д. и. «Угадай какая роспись».

5.Рисование: «Дымковские узоры», «Сударыня – барыня», «Уточка с утятами», «Хвост Индюка».Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

6. Русская народная игра «Городки».

7.Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство»8. Изготовление папки-ширмы «Дымковская игрушка».

1. Чтение русской народной сказки о богатыре Иване.

2.Рисование : «Барин», «Наряд барыни», «Козлик».Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы).

3. Лепка Дымковской барыни.

4. Д. и «Узнай элементы узора».

6. Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями).

1. Чтение стихов о дымковской игрушке.

2. Расписывание Дымковской барыни.

3.Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.

4.Рисование : «Козлик»Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.

5. Д. и. «Разрезные картинки»

6.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки» 7.Консультация для педагогов: «Народное искусство как начало изучения своей страны»

8. Мастер-класс для педагогов «Использование техники «квиллинг» для украшения Дымковских игрушек.

1. Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию.

2. Развлечение «Дымковские забавы»

3.Выступление на итоговом педагогическом совете: «Развитие творческих способностей ребёнка через декоративно-прикладное искусство».

Список изучаемой литературы.

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.

2. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.

3. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва.

4. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.

5 Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998. 6. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.

Читайте также:  Образец журнал регистрации обученных оказанию первой помощи пострадавшим

7. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

8. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

9. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

10. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.

11. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.

12. Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.

13. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

14. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

15. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

16. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

17. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

18. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие.

19. Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.

20. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.

21. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.

22. Паншелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Паншелеева Л. В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 197.

23. Разина Т. М. Русское народное творчество. Москва. 1993.

24. Рондели Л. П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.

25. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий.

26. Федотов Г. Я. Послушная глина. Москва. АСТ — Пресс, 1997.

Влияние предметов русского народного быта и декоративно-прикладного искусства на формирование душевных качеств Народное декоративно-прикладное искусство неотъемлемая часть нашей культуры. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство.

Ценностно — смысловое содержание народного декоративно — прикладного искусства Ценностно — смысловое содержание народного декоративно – прикладного искусства[/b] Прежде чем раскрыть содержание данной темы, нам необходимо.

Конспект занятия по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Народные промыслы России» Цель: знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев — дымковской.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Самообразование.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Развитие детского творчества детей дошкольного возраста посредством русского народного искусства «Развитие детского творчества у детей дошкольного возраста посредством русского народного искусства». Каждому человеку, каждому народу,.

Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей посредством современных техник декоративно-прикладного творчества 1 слайд Развитие творческой личности ребёнка – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом. Эффективным средством для достижения этой.

Развитие творческих способностей посредством декоративно-прикладного творчества в технике «квиллинг» b][/b]Творчество- это индивидуальные особенности ребёнка, которые не завися от умственных способностей и проявляются в детских фантазиях,.

Уголок народного декоративно-прикладного искусства Уголок народного декоративно-прикладного искусстваВведение Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Источник

Оцените статью