Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Татьяна Гарбузова
Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Консультация на тему:
«Использование народного фольклора в работе с детьми
дошкольного возраста».
«ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
Актуальность: Народный фольклор — одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.
Задачи: Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формировать у детей интерес к детскому фольклору; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь.
Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали», вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.
С помощью фольклора можно увлечь детей, привить любовь к русскому языку.
Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.
Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
В часы утреннего приема можно использовать маленькие песенки — потешки с конкретными детскими именами («Как у нашей Катеньки», «Ехал Ваня», «Васенька – дружок»). Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту.
В момент одевания или раздевания детей можно использовать песенки – пестушки, небылицы шутливого содержания («Сорока», «Дед Данила», «Шла кукушка», «Пастушок — дружок»).
Укладывая детей спать, следует использовать небольшие колыбельные песенки, напевая их негромко, нежно, напевно. («Ай, котик», «Баю, баю», «Дрема»и др.)
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды…»
«Водичка, водичка, умой Ване личико»
Помогает потешка и в процессе кормления:
Источник
Фольклор в воспитании дошкольников
Елена Чужайкина
Фольклор в воспитании дошкольников
Красоту, чистоту мы у старших берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остаётся добром.
В прошлом, будущем и настоящем.
Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно.
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретат свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировозрение.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Как правило, дети радуются удачам героя,ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами. В фантастике сказок отражается реальная человеческая жизнь. Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.
Сказка преображает действительность. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.
Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («Поклонился в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»).
Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка.
Значительный нравственный, эстетическй потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирования активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно – эстетический потенциал, который в них заложен,так как многие пропагандируют здоровый образ жизни: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье всему голова, всего дороже» и т. п.
Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания.Многие из них посвящены труду: «Делу – время, потехе – час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит»… Через пословицы и поговорки, посвящённые труду и трудовому человеку, у детей старшего дошкольного возраста формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно – эстетическую оценку понимание необходимости в труде и почтительное отношение к его результатам.
Колосальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения,потому что большое их количество с чувством глубочайшей любви говорит о Родине: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «С родной земли – умри не сходи».
Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума. Образность пословиц и поговорок, умение народа описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Процесс отгадывания и загадывания загадок, удачно подобранных для детей, вызовет положительные эмоции, сформирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни. Соприкосновение с загадкой вызывает определённые эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью созданных в ней образов.
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов.
При отборе фольклорных произведений необходимо учитывать доступность восприятия материала, и здесь уместно вспомнить о такой форме народного творчества, как колыбельная песня.
Колыбельная песня, по мнению народа, — спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира.
В процессе ознакомления с колыбельной дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребёнка на сон и т. п., то есть приобщаются к культуре собственного народа.
Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам,звукосочетаниям типа: «люли-люли- люленьки», «баю-баю-баеньки» и т. п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приёма уменьшения, что тоже отвечает требованиям к отбору фольклорных произведений для детей дошкольного возраста, способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родною языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников.Например:
Спи-ка, Маша — солнышко,
Спи-ка, житно зёрнышко.
Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька.
Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. В колыбельных песнях используются образы, хорошо знакомые детям
Oй люлепьки, люленьки,
К нам летели гуленьки.
К нам они летели,
Мы на них глядели.
На берёзку сели.
А берёзка скрип, скрип,
А мой Вася спит, спит.
Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут играть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. Эти жанры фольклора созданы специально для детей и являются средствами народной педагогики.
Народные песенки, пестушки, потешки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребёнка, приобретённые через опыт.
Ненавязчиво, без грубого дидактизма они учат ребёнка тому,что от него ожидают:
На кота потягушки, на дитя подрастушки.
Вот такая расти, ко мне в гости ходи, вот такая расти, да не пакости.
Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.
Народные музыкальные произведения в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги словом, обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие.
Наиболее распространённое и доступное средство — песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы — характерные черты русскою песенною народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придаёт им особую привлекательность. («Дождик», «Солнышко», «Петушок», «Зайчик ты, зайчик» и др.)
Знакомя детей с песней, следует стремиться раскрыть художественный образ народной песни, добиваться того, чтобы он дошёл до каждого ребёнка, увлёк его. Эмоционально исполненная песня — это залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно.
Для работы с дошкольниками должен быть подобран специальный репертуар,отвечающий следующим требованиям:
в произведения фольклора должны быть включены доступные детям явления, выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства выразительности, передающие образ фольклорного произведения.
Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей.
Статья «Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающем миром» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Автор: Копылова Светлана Ивановна,.
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Фольклор как средство развития речи дошкольников» Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является.
Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к народной культуре Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.
Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника» Педагогический проект в 1(2) младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника» Руководители проекта: Воспитатель: Герасимова.
Программа дополнительного образования «Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников» (часть 1) Содержание программы: 1. Пояснительная записка: — Актуальность программы; — Культурологический аспект 2. Цель и задачи программы 3. Ожидаемые.
Статья о музыкальном воспитании детей раннего возраста Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя не только красоту музыки, но и её волшебную силу,.
Правила безопасного поведения на дороге для дошкольников Какой же прекрасный мир, разнообразный, привлекательный! Каждый малыш интересуется тем, что происходит на улице, около него. И именного.
Театрализация в воспитании дошкольников Эффективным средством развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованная деятельность. Театр – это один.
Источник