Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе
Вид занятия: итоговый
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация — формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье — формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);
Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;
Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)
Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.
е ее утешествие будет ь
Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.
Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих
травах, и попробуйте отгадать их названия.
1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»
Обожгу я без огня. (Крапива).
Шар улетел. (Одуванчик).
4. Каждый лист мой любит
Тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник).
Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.
2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»
— И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?
(Это лекарственные растения)
Давайте поговорим о лекарственных растениях.
— Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)
— Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)
Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.
Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».
Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.
Посмотрите на это растение (показ на плакате).
— Как оно называется? (Подорожник)
— Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)
— Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)
— Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)
— Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей — одуванчик)
— Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)
Пройдите к следующему плакату.
О каком растении говорят, что оно жжёт? ( Так говорят о крапиве)
— Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)
— Но почему же всё — таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из — за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков — едкая жидкость, она то и жжёт.
— Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).
— А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? ( Это тысячелистник).
— Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
— Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)
— Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют — малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)
— Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)
— Что готовят из ягод ? ( Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)
— Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа )
— А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)
— Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)
Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.
А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей».
Дождик, лей веселей И.П. руки на поясе — имитирующие
движения капель двумя руками
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять
повороты влево, вправо, разводя
И для маленьких детей, присесть и показать руками рост
И для мам, и для пап. встать — поднять руки вверх
Кап – кап – кап ! И.П. руки на поясе — имитирующие
движения капель двумя руками
3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.
Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.
— Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки — в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни — осенью.
Дети рассказывают и объясняют —
Правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)
Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)
Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)
Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.
А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?
Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.
-Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это — растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.
Я хочу прочитать вам небольшое стихотворение В. Берестова, в нём говорится о том что, беречь прекрасный, но хрупкий мир растений – обязанность каждого человека. Послушайте:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
на планете мы останемся одни!
Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.
— Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).
И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.
3. Исследовательская игра « Мы — фармацевты»
Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование — посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.
Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать — каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 — 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.
Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.
Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)
Итог занятия: Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!
Источник
Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа
Ирина Гридчина
Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа
Цель: уточнение и систематизация знаний детей о лекарственных растениях.
1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений.
2. Обобщать знания детей о лекарственных растениях.
3. Закреплять умение выразительно читать стихотворения.
4. Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям.
Содержание беседы
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о целебном мире природы. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться и начал изучать эти растения и их свойства. Со временем люди получали все больше и больше знаний о лекарственных растениях и передавали свои знания друг другу из поколения в поколение. Теперь мы уже не так часто пользуемся средствами народной медицины, но узнать о них больше будет очень интересно
Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.
«А если кашель у тебя,
Ты кипятком залей меня.
Отвар лечебный нацеди,
Выпей, и в кровать иди»
Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.
Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
«Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои!»
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
Показ картинки – ромашка.
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы»
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Физминутка «Распускается одуванчик».
Прямо к солнцу, на восток.
Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку).
И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки).
Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны).
Листик ярок и зелен, (Качают руки).
С ветерком играет он.
Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад).
Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны).
Даже буря не сломает, (Круговые вращения).
Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону).
Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок).
Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками).
Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты).
Береги его, малыш!
А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
• Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Спрячу-ка в карманчик
• Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
• Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
• Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня.
• Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем
Полезных плодов для аптеки нарвем.
• Если кашель вас замучил,
подружись со мной скорее,
Обещаю все пройдет.
• Если случиться тебе простудиться,
Появится кашель поднимется жар,
Придвинь к себе кружку в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
• Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,
У заветного местечка есть волшебная аптечка,
Там красные таблетки развешаны на ветке.
Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях.
• Листик с глянцем, ягодки с румянцем,
А, сами кусточки — не выше кочки.
Она помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите,
• Не пустили в огород, от того она и жжет
Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.
• Белый щит, на тысяче листьев,
Расту на бугре, помогу в беде
Он, как и подорожник, людям помогает, раны заживляет, аппетит улучшает, разные болезни снимает.
• Выпускает он листы, широченной широты,
Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберешь, на себе их всех найдешь.
Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений, которые вам не известные. Послушайте стихотворение и вы узнаете какие еще растения можно здесь встретить.
На лугу растут ромашка, лютик едкий, клевер, кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка.
Колокольчик, хвощ как елка.
А еще? Подорожник, васильки,
Еще много разных травок.
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового о лекарственных растениях. Теперь, я уверена, вы сможете применить на практике свои знания. Я надеюсь, вы станете бережнее относиться к природе, ведь теперь вы знаете о пользе, которую нам приносят растения. Теперь придя в лес, вы по-другому сможете взглянуть на него. Я хочу, чтобы вы послушали следующее стихотворение и внимательно отнеслись к его словам.
Ты пришел за помощью к природе
Добрым будь и береги ее.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Смотри, не подкачай!
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Все, что зовется Родиной твоей!
На этом наша беседа заканчивается, спасибо за то что вы так внимательно слушали и активно работали.
Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит, а лень портит» (средняя группа) Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно? Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара.
Фотоотчет «Лекарственные растения» Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех,умеющих их тайны разгадать. (Р. Рождественский) Носит одуванчик желтый сарафанчик, Подрастет,.
Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»). Группа: старшая. Задача НОД: Формирование грамматического строя речи. Тема НОД: «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые.
Лэпбук «Лекарственные растения» Добрый вечер,дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой лепбук о лекарственных растениях. Тему выбрала неслучайно. Все началось с того,что.
Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.
Лэпбук «Лекарственные растения» В ходе реализации проекта «Лекарственные растения рядом с нами» мы создавали лэпбук. В него вошли: — картинки лекарственных растений; -загадки,.
Проект «Лекарственные растения» В группе разработала проект «лекарственные растения»дети познакомились с названиями, внешним видом, пользой лекарственных растений. Правильное.
Проект «Лекарственные растения» Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющего решать проблему не только развития речевых познавательных.
Экологический проект «Лекарственные растения» Экологический проект «Лекарственные растения» (краткосрочный) Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной.
Источник