- Работодатель не оказал первую помощь
- Сотрудник в период выполнения своих трудовых обязанностей получил травму. Представители работодателя оказали первую помощь и сопроводили работника в медицинское учреждение. В медицинском учреждении сотрудник от госпитализации отказался, следовательно, лист нетрудоспособности не оформлялся. На следующий день работник приступил к выполнению своих трудовых обязанностей. На запрос работодателя медицинское учреждение выдало справку о причинении легкого вреда здоровью. Имеются ли основания для расследования несчастного случая на производстве и составления акта по форме Н-1, если справка о причинении легкого вреда здоровью имеется, а лист нетрудоспособности не выдавался? Имеются ли основания для направления соответствующей информации и документов в заинтересованные органы в соответствии с нормами ТК РФ (например в ФСС), если больничный отсутствует? В том случае, если необходимость расследования несчастного случая в соответствии с нормами ТК РФ отсутствует, какие действия необходимо выполнить работодателю, чтобы не привлечь пристальное внимание органов контроля (надзора)?
- ПАМЯТКА № 14. Законодательство об обязательности обучения работников приёмам оказания первой помощи пострадавшим. В помощь работникам предприятий общественного питания.
- Работодатель не оказал первую помощь
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2017 г. № 15-2/В-950 Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшим
- Обзор документа
Работодатель не оказал первую помощь
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Сотрудник в период выполнения своих трудовых обязанностей получил травму. Представители работодателя оказали первую помощь и сопроводили работника в медицинское учреждение. В медицинском учреждении сотрудник от госпитализации отказался, следовательно, лист нетрудоспособности не оформлялся. На следующий день работник приступил к выполнению своих трудовых обязанностей. На запрос работодателя медицинское учреждение выдало справку о причинении легкого вреда здоровью.
Имеются ли основания для расследования несчастного случая на производстве и составления акта по форме Н-1, если справка о причинении легкого вреда здоровью имеется, а лист нетрудоспособности не выдавался? Имеются ли основания для направления соответствующей информации и документов в заинтересованные органы в соответствии с нормами ТК РФ (например в ФСС), если больничный отсутствует? В том случае, если необходимость расследования несчастного случая в соответствии с нормами ТК РФ отсутствует, какие действия необходимо выполнить работодателю, чтобы не привлечь пристальное внимание органов контроля (надзора)?
Порядок расследования и учета несчастного случая и оформления необходимых документов, а также обязанности работодателя установлены ст.ст. 227-230 ТК РФ, а также Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 (далее — Положение).
В соответствии с частью третьей ст. 227 ТК РФ, п. 3 Положения расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы) вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, — повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли при обстоятельствах, указанных в ст. 227 ТК РФ.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что если полученная работником в рабочее время и на территории работодателя травма не повлекла за собой необходимость перевода его на другую работу либо временную или стойкую утрату им трудоспособности, то событие, в результате которого работник получил травму, расследованию работодателем в установленном порядке как несчастный случай не подлежит.
Однако специалисты Роструда придерживаются в своих разъяснениях иного мнения, согласно которому расследовать несчастный случай на производстве необходимо и в тех случаях, когда работник, получивший травму, отказался от оформления листка нетрудоспособности (смотрите вопросы-ответы 1, 2, размещенные на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ»).
При несчастных случаях, указанных в ст. 227 ТК РФ, работодатель либо его представитель обязаны немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (ст. 228 ТК РФ). Перечень органов, которым необходимо сообщить о произошедшем, зависит от тяжести повреждения здоровья в результате несчастного случая*(1).
Независимо от степени тяжести в соответствии с п. 5 Положения, пп. 6 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее — Закон N 125-ФЗ) о каждом страховом случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган ФСС (по месту регистрации страхователя). Форма такого сообщения утверждена приказом ФСС РФ от 24.08.2000 N 157 (приложение 1).
При несчастном случае с легкой степенью тяжести никакие иные органы извещать о случившемся не нужно, если несчастный случай впоследствии не перейдет в категорию тяжелых несчастных случаев*(2).
Под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (ст. 3 Закона N 125-ФЗ)*(3). Понятие страхового случая содержится и в ст. 229.2 ТК РФ, согласно которой несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из смысла этих норм, можно прийти к выводу, что на стадии расследования несчастного случая на производстве право квалификации случая как страхового или не страхового предоставлено страхователю (работодателю) (смотрите, например, определение Мурманского областного суда от 04.10.2017 N 33-2973/2017).
При этом в п. 12 постановления Верховный Суд РФ от 10.03.2011 N 2 разъяснено, что днем наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (хронического или острого) является день, с которого установлен факт временной или стойкой утраты застрахованным профессиональной трудоспособности. Основным документом, подтверждающим факт повреждения здоровья и временную утрату профессиональной трудоспособности, является листок нетрудоспособности, выдаваемый медицинской организацией по форме и в порядке, предусмотренном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации*(4).
Из буквального толкования пп. 6 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что обязанность работодателя извещать исполнительный орган страховщика предусмотрена только в случае наступления нетрудоспособности работника. В приведенной ситуации работник после получения повреждения и осмотра в медицинской организации отказался от оформления листка нетрудоспособности и на следующий день вышел на работу. Поскольку утраты трудоспособности не было, не было и факта наступления страхового случая. Поэтому полагаем, что в таком случае обязанность работодателя уведомлять страховщика отсутствует.
Вместе с тем во избежание претензий контролирующих органов считаем целесообразным в рассматриваемой ситуации провести расследование несчастного случая*(5). При этом факт отсутствия листка нетрудоспособности будет являться основанием для квалификации комиссией несчастного случая как не связанного с производством (смотрите, например, апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2014 N 33-806/14, Кемеровского областного суда от 13.07.2017 N 33-6750/2017).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Степень тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве определяется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.02.2005 N 160, согласно которому различают две категории несчастных случаев по степени тяжести: тяжелые и легкие.
В медицинской организации, куда впервые был доставлен (обратился) пострадавший и (или) где работник проходит лечение, работодателю необходимо получить медицинское заключение (по форме N 315/у) о характере полученных работником повреждений (в данном заключении в том числе указывается, и к какой категории по степени тяжести относится несчастный случай: к тяжелой или легкой). Указанное заключение должно быть выдано работодателю незамедлительно после поступления запроса (рекомендации по заполнению учетной формы N 315/у, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 N 275).
*(2) Согласно ст. 228.1 ТК РФ о несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев, работодатель в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по форме 1 (утверждена Постановлением N 73) в государственную инспекцию труда, территориальное объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а о страховых случаях — в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
*(3) Согласно ст. 3 Закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию — страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ. Виды обеспечения по страхованию перечислены в ст. 8 Закона N 125-ФЗ.
*(4) Листок нетрудоспособности выдается медицинскими работниками в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
*(5) Смотрите также следующие материалы:
— Вопрос: На производственном предприятии (ООО) произошел несчастный случай на производстве. Рабочий повредил станком кожу на пальцах. Вред здоровью был нанесен незначительный, степень тяжести повреждения здоровья легкая. Но сотрудник при обращении в больницу сказал, что это травма получена на работе. Какими последствиями это угрожает ООО (директору ООО)? Какие документы ООО должно было оформить в связи с этим происшествием? Могут ли быть инициированы проверки трудовой инспекции, прокуратуры, ФСС РФ из-за этого несчастного случая? Будет ли больница сообщать в какие-либо административные органы о произошедшем? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.);
— Вопрос: По какой форме составлять акт о несчастном случае, не связанном с производством, ведь согласно ст. 230 ТК РФ акт должен составляться по установленной форме, а таковой для несчастных случаев, не связанных с производством, не утверждено? (журнал «Отдел кадров коммерческой организации», N 10, октябрь 2015 г.).
Источник
ПАМЯТКА № 14. Законодательство об обязательности обучения работников приёмам оказания первой помощи пострадавшим. В помощь работникам предприятий общественного питания.
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации
Статья 212. Работодатель обязан обеспечить обучению методам и приёмам оказания 1 помощи пострадавшим работникам.
Статья 214. Работник обязан проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию 1 помощи пострадавшим на производстве.
Статья 223. Работодателем организуются посты по оказанию первой помощи, укомплектованные аптечками 1 помощи.
Статья 225. Для всех поступающих на работу или переводимых с другой работы работодатель обязан организовывать обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, но не позднее 1 месяца с момента поступления на работу.
2. Федеральный Закон от 30.03.1999г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Статья 11. Обязанности юридических лиц. Обязаны: выполнять требования Санитарных правил и норм, обеспечивать для здоровья человека выполняемых работ, осуществлять производственный контроль за счёт своих сил и средств, по плану, разрабатываемому в соответствии с СаНПиН «Организация производственного контроля», осуществлять гигиеническое обучение персонала, иметь в наличии необходимые СаНПиНы.
3. Постановления Минтруда РФ и Министерства Образования от 13.01.2003г. № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Статья 2.2.4. Работодатель организует проведение периодического не реже 1 раза в год обучения работников рабочих профессий оказанию 1 помощи пострадавшим.
4. КоАП РФ. Если работодатель не организует обучение сотрудников оказанию 1 помощи пострадавшим, то проверяющий может наложить штраф. Для должностных лиц – до 25 т. р., для юридических лиц – до 130 т. р. Для каждого работника, не прошедшего обучение.
5. Приказ Минтруда от 17.05.2004г. «Об утверждении примерной программы обучения по охране труда с разделом программы по обучению приёмам оказания первой помощи пострадавшим. (раздел 3).
6. Разъяснение Минтруда от 11.04.17г. № 15-2/В950 «О назначении ответственного за обучение оказанию первой помощи пострадавшим».
7. Приказ Минэнерго от 13.01.2003г. № 6 «Об обучении приёмам оказания первой помощи пострадавшим».
8. Федеральный Закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п.1 ст.31).
9. Приказ Минздравсоцразвития от 04.05.12г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
10. Приказ Минздравсоцразвития от05.03.11г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи пострадавшим».
Таким образом законодательство требует наличия названных документов, разработку локальных документов на основании представленных документов:
1. Приказ о назначении ответственных за проведение обучения оказанию первой помощи и проверку знаний.
2. Программа обучения по оказанию первой помощи.
3. Положение об организации приобретения, выдачи и использования медицинских аптечек.
4. Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим.
5. Методиеские рекомендации «Оказание первой помощи».
6. Методические рекомендации «Первая помощь при отравлениях».
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Источник Работодатель не оказал первую помощьОб актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2017 г. № 15-2/В-950 Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшимДепартамент условий и охраны труда рассмотрел письмо по вопросу, связанному с обучением по оказанию первой помощи, и сообщает следующее. Согласно пункту 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В рамках указанного обучения проводится обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок), согласно которому, в частности, предусмотрено прохождение такой подготовки не реже одного раза в год для работников рабочих профессий и один раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда. Согласно пункту 2.3.4 Порядка Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем. Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст введен в действие «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (ГОСТ 12.0.004-2015), который предусматривает, в частности, что обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве (пункт 12.3). Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по учебным программам, разработанным и утвержденным организатором обучения. Необходимо отметить, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), которым так же определяется правовое положение участников отношений в сфере образования. Так, в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Федеральным законом не установлено иное. Вместе с тем, согласно статье 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи. При этом полагаем, что обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.
Обзор документаВ соответствии с ТК РФ все работники, в т. ч. руководители организаций и ИП, обязаны проходить обучение по охране труда, в т. ч. по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Порядок такого обучения утвержден в 2003 г. постановлением Минтруда России и Минобразования России N 1/29. Так, в нем предусмотрено прохождение такой подготовки не реже раза в год для рабочих и раза в 3 года для руководителей и специалистов. Минтруд России разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения. На их основе обучающие организации разрабатывают рабочие учебные планы и программы. В 2016 г. введен в действие межгосударственный стандарт по организации обучения (приказ Росстандарта от 2016 N 600-ст). Он, в частности, предусматривает, что обучение приемам оказания первой помощи может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде спецкурса (тренинга). Приказом Минздравсоцразвития России от 2012 г. N 477н утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень соответствующих мероприятий. Источник |