Методическая разработка ПМ 04 на тему: «Парентеральное введение лекарственных средств».
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Государственное автономное учреждение Амурской области профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
практического занятия по предмету:
« Общие аспекты сестринского ухода ».
ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за пациентами»
МДК 04.03 «Технология оказания медицинских услуг»
Тема: «Парентеральное введение лекарственных средств».
060101 «Лечебное дело» базовый уровень
060102 «Акушерское дело» базовый уровень
060501 «Сестринское дело» базовый уровень
основ сестринского дела
на заседании ЦМК
«Основы сестринского дела»
«___» ________________ 2014 г
Председатель ЦМК __________
Экспертный совет при информационно-методическом центре АМК
«___» ________________2014 г
Методическая разработка по теме: «Парентеральное введение лекарственных средств» п редназначена для реализации требований Государственного стандарта при подготовке студентов по предмету: «Общие аспекты сестринского ухода » » ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за пациентами».
МДК 04.03 «Технология оказания медицинских услуг»
Выбор темы связан с её актуальностью. Выполнение инъекций пациентам является очень ответственной манипуляцией, требует внимания и ответственного отношения к работе. Необходимо заметить, что парентеральное введение лекарственных средств одно самых быстрых и эффективных способов действий препаратов. Оказывая экстренную и неотложную помощь, выполняя врачебные назначения, требует от медицинских работников квалифицированных действий. Следовательно, медсестра должна в совершенстве владеть техникой выполнения инъекций, соблюдать правила асептики и антисептики для предупреждения развития осложнений у пациентов. Следует помнить, что от грамотно организованной работы медсестры, зависит не только безопасность пациента, но, порой и жизнь.
Данная тема предусмотрена для студентов «Лечебного дела» (060101), «Сестринского дела» (060501) и «Акушерского дела» (060102). На изучение выделяется 6 академических часов. Учебные занятия проводятся в кабинете доклинической практики.
В методической разработке обозначена актуальность темы, виды инъекций, возможные постинъекционные осложнения. Для систематизации информации приведены интегративные и графологические схемы занятия.
При проведении занятия преподаватель учитывает, что эта тема имеет большое значение в будущей работе медицинского работника любого профиля. При разборе темы используются слайды, таблицы, ситуационные задачи. При проведении контроля знаний используются различные методы: фронтальный опрос, тест-контроль, решение ситуационных задач.
Итоговая оценка студента по данной теме выставляется после суммирования всех результатов, учитывая внешний вид на занятии и ведение дневника практических занятий. Оцениваются общие и профессиональные компетенции.
Схема интегративных связей
ГРАФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕМЫ
Оценка результатов освоения практического занятия профессионального модуля
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Уровень усвоения компетен-ции
ПК 4.1. Эффективно об-щаться с пациен-том и его окруже-нием в процессе профессиональ-ной деятельности
осознанный выбор определенного уровня и типа общения;
умение использовать различные каналы общения и выбирать необходимый канал для эффективного общения;
оценка решения ситуационных задач;
разбор конкретных ситуаций;
наблюдение в процессе практических занятий;
оценка решения тестовых заданий;
оценка выполнения внеаудиторной самосто-ятельной работы.
Соблюдать прин-ципыпрофессио-нальной этики
— соблюдение морально-этическихнорм, правил и принципов профессионального сестринского поведения;
работы в коллективе
Оформлять ме-дицинскую документацию
правильное оформление медицинс-кой документации установленного образца
Оказывать меди-цинские услуги в пределах своих полномочий
осуществлять медикаментозное лечение пациентов по назначению врача, соблюдать правила хранения и использования лекарственных средств;
Осуществлять поиск информа-ции, необходи-мой для эффек-тивноговыполне-нияпрофессио-нальныхзадач.
эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников информации
оценка самостоятельной работы на всех этапах
Работать в ко-манде, эффектив-но общаться с коллегами, руко-водством, потре-бителями.
— взаимодействие со студентами, преподавателем в ходе обучения
оценка самостоятельной работы на всех этапах
ЦЕЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.
Освоение профессиональных компетенций и общих компетенций.
1. П.К.4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности:
-Соблюдение универсальных мер предосторожности при работе со шприцем.
— Информирование пациента о предстоящей инъекции.
— Анатомические области для внутрикожной, подкожной, внутримышечной техники инъекции.
— Возможные осложнения при различных видах инъекций и меры, направленные на предупреждение осложнений.
— Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработка использованного инструментария и материала.
-Меры личной безопасности при работе с кровью.
— Формирование профессиональных компетенций
1. ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий:
-Владеть техникой внутрикожной инъекции (на фантоме).
-Владеть техникой подкожной инъекции (на фантоме).
-Владеть техникой внутримышечной инъекции (на фантоме).
-Меры личной безопасности при работе с кровью.
2.ПК.4.2.Соблюдать принципы профессиональной этики.
3.О.К.2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.
1. ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2.ОК.4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
3.ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Воспитывать у студентов ответственность, внимательность при выполнении своих обязанностей, уделять внимание этике и деонтологии.
Развивать клиническое и логическое мышление, самостоятельность.
Развивать профессиональные навыки
КАРТА ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
1. Дидактический материал.
Методическая разработка по теме
Литература для преподавателей
Презентация по теме.
Алгоритмы практических манипуляций
2. Оборудование: перчатки стерильные, емкости для дезинфекции, лотки стерильные и для отработанного материала, шприцы, иглы, пинцеты, фантомы для внутрикожных, подкожных и внутримышечных инъекции, стерильные ватные шарики, спирт этиловый 70%, ампулы и флаконы с лекарственным веществом.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.
1.Организация занятия-5 мин.
2. Ознакомление с целями и планом занятия- 5 мин.
3. Контроль уровня знаний по теме «Подготовка к проведению инъекций»-
4. Изложение нового материала, с демонстрацией новых компетенций —
5. Вводный инструктаж и самостоятельная работа студентов — 180 мин.
6. Закрепление изученного материала- 10 мин.
7. Подведение итога занятия – 10 мин.
8.Задание на дом -7 мин.
9. Заключительная часть -3мин.
Этапы планирования практического занятия.
I. Организа-ция начала за-нятия.
Обеспечить готовность к за-нятию, создать рабочее наст-роение.
Проверить готовность аудитории, внешний вид студентов, наличие дневников. Отмечает отсутствующих.
Староста перечисляет отсутствующих, назы-вает причину отсутствия.
II. Ознакомле-ние студентов с целями и планом заня-тий.
Раскрыть практическое значе-ние темы, необходимость при-менения полученных знаний в профессиональной деятель-ности.
Знакомит студентов с планом занятия. Четко и ясно объявляет поставленные цели. Объясняет, что студенты должны изучить, чему научиться в процессе занятия.
III. Контроль знаний у сту-дентов.
Определить исходный уровень знаний студентов.
Проводит фронтальный опрос, тест-контроль, решение ситуационных задач
Отвечают на вопросы, разбирают ошибки.
IV. Изложе-ние нового материала.
Дать понятие о видах инъек-ций, анатомических местах для инъекций. Ознакомить с возможными осложнениями после инъекций.
Проводит изложение материала путем рассказа с демонстрацией слайдов и манипуляций на фантомах
Слушают преподавателя, делают записи основных моментов в дневнике.
V. Вводный инструктаж. Самостоятельная работа студентов:
— в кабинете доклиничес-кой практики.
Привить студентам желание повышать уровень практи-ческих знаний. Освоить общие и профессиональные компе-тенции.
Раздаёт методический материал для самостоятельной работы студента. Проводит текущий инструктаж. Конт-ролирует отработку манипуляций, исправляет допущенные ошибки.
Изучают опорный конс-пект лекции, алгоритмы, планы ухода за пациен-том. Отрабатывают ма-нипуляции под контро-лем преподавателя.
VI. Итоговый контроль уровня знаний.
Выяснить, как студенты усвоили новый материал. Закрепить данную тему.
Выполняют тестовые за-дания .
VII. Подведе-ние итога
Подведение итогов, краткая оценка проделанной работы.
Комментирует результаты работы каждого студента, указывает на положительные и отрицательные стороны.
Участвуют в подведении итогов, делают выводы.
VIII. Задание на дом.
Обеспечить готовность сту-дентов на следующее занятие
Сообщает задание, перечень необхо-димой литературы.
Записывают задание на дом, приводят в порядок рабочие места.
IX. Заключи-тельная часть
Объявляет об окончании ра-боты, задание дежурным.
Уборка рабочих мест, уборка кабинета.
Привитие аккуратности и бережного отношения к оборудованию.
Инъекция — парентеральное введение лекарственных веществ (попадание лекарственных препаратов в организм, минуя пищеварительный тракт).
Основными преимуществами этого способа поступления лекарственных препаратов в организм являются быстрота их действия и возможная точность дозировки. Отрицательная сторона заключается в возможности развития различных осложнений, так как проведение данных манипуляций требует хоть и минимального, но повреждения покровов (кожных, слизистых и др.). В зависимости от вида инъекции возможно развитие того или иного вида осложнения или их сочетаний.
Инъекции чаще всего проводятся в приспособленных для этого помещениях — процедурном кабинете стационара или поликлиники, но возможно выполнять в палате или дома, при посещении пациента медработником. В экстренных ситуациях инъекции выполняются и на месте происшествия. Всё зависит от ситуации и необходимости. Например, если пациенту, страдающему инсулинозависимым сахарным диабетом, своевременно не произвести введение инсулина, то нельзя исключить развитие комы и даже смертельный исход.
Для инъекций используют шприцы и иглы. Шприц должен быть герметичным, т.е. не пропускать между цилиндром и поршнем воздух и жидкость. Поршень должен свободно двигаться в цилиндре, плотно прилегая к его стенкам.
Прежде чем набрать в шприц лекарство, необходимо внимательно прочесть его название, чтобы убедиться в его соответствии назначению.
Внутрикожная инъекция — самая поверхностная из инъекций. Внутрикожные инъекции применяют как в диагностических целях, так и для местного обезболивания, вводят от 0,1 до 1 мл жидкости. Место для внутрикожной инъекции – средняя треть передней поверхности предплечья.
Для проведения внутрикожной инъекции необходима игла длиной 15 мм. В основном используют ладонную поверхность предплечья, а при новокаиновых блокадах другие участки тела.
местное обезболивание («лимонная корочка»).
любые поражения кожи в месте предполагаемой инъекции;
ранее имевшая место аллергическая реакция на препарат.
шприц ёмкостью 1 мл с внутрикожной иглой (15 мм) или инсулиновый шприц;
Место введения: средняя треть передней (внутренней, ладонной) поверхности предплечья.
Положение пациента: сидя, лёжа, стоя.
I .Подготовка к процедуре: Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и его согласие на инъекцию.
1.Вымыть руки на гигиеническом уровне.
2. Обработать руки кожным антисептиком.
4 . Набрать в шприц заданную дозу лекарственного средства.
5..Помочь занять нужное положение.
II . Выполнение процедуры.
7. Обработать перчатки кожным антисептиком.
8.Дважды обработать место инъекции кожным антисептиком.
9.Натянуть кожу в месте инъекции.
10. Ввести в кожу только срез иглы, под углом 5 град., немного приподнять её, ввести препарат.
11.Извлечь иглу, не прижимая место инъекции ватным шариком.
Сбросить иглу и шприц в ёмкости для дезинфекции.
Ш. Окончание процедуры
11Снять перчатки, сбросить на дезинфекцию, вымыть руки
12.Объяснить пациенту, что нельзя мыть, тереть место инъекции, (если инъекция проводилась с диагностической целью)
При подкожном введении всасывание лекарственных веществ, а следовательно, и в проявление терапевтического эффекта происходит медленнее, чем при внутримышечном и внутривенном. Однако действуют они в этом случае более длительно. При недостаточности периферического кровообращения подкожно введенные вещества плохо всасываются.
местная анестезия (инфильтрационная). Противопоказания:
любые поражения кожи в месте предполагаемой инъекции;
ранее имевшая место аллергическая реакция на препарат. Оснащение:
Подкожные инъекции производят иглой самого малого диаметра на глубину 15 мм и вводят до 2 мл лекарственных препаратов, которые быстро всасываются в рыхлой подкожной клетчатке и не оказывают на неё вредного воздействия.
наружная поверхность плеча;
передненаружная поверхность бедра;
переднебоковая поверхность брюшной стенки.
В этих местах кожа легко захватывается в складку, и отсутствует опасность повреждения кровеносных сосудов, нервов и надкостницы.
Не рекомендуется производить инъекции:
в места с отёчной подкожно-жировой клетчаткой;
в уплотнения от плохо рассосавшихся предыдущих инъекций.
1.Подготовка к процедуре.
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и его согласие на инъекцию .
1.Вымыть руки на гигиеническом уровне.
2. Обработать руки кожным антисептиком.
4. Набрать в шприц заданную дозу лекарственного средства.
5. Помочь занять нужное положение.
6.Обработать перчатки кожным антисептиком.
7. Обработать место инъекции двумя ватными шариками смоченными 70% спиртом, вначале большую зону, затем непосредственно место предстоящей инъекции:
ватный шарик со спиртом подложить под мизинец левой руки;
взять в правую руку шприц (указательным пальцем правой руки держать канюлю иглы, мизинцем пальцем — поршень шприца, средним и безымянным пальцами держать цилиндр снизу, а большим пальцем — сверху);
собрать левой рукой кожу в складку треугольной формы основанием вниз;
ввести иглу под углом 45° в основание кожной складки на глубину ( 2 / 3 длины иглы), придерживая указательным пальцем канюлю иглы;
перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное средство (не перекладывая шприц из одной руки в другую);
извлечь иглу, придерживая её за канюлю;
прижать место укола ватным шариком, смоченным 70% спиртом;
сбросить иглу и шприц в ёмкости для дезинфекции.
Возможные осложнения и их устранение:
при попадании в сосуд прижать место инъекции шариком, смоченным 70% спиртом, на 5-10 минут;
Некоторые лекарственные средства при подкожном введении вызывают боли и плохо рассасываются, что впоследствии приводит к образованию инфильтратов. При использовании таких препаратов, а также в тех случаях, когда нужно получить более быстрый эффект, подкожное введение заменяют внутримышечным. Мышцы обладают более широкой сетью кровеносных и лимфатических сосудов, что создает условия для быстрого и полного всасывания лекарств. Производить внутримышечные инъекции следует в определённых местах тела, где имеется значительный слой мышечной ткани и близко не проходят крупные сосуды и нервные стволы. При внутримышечной инъекции создается депо, из которого лекарственное средство медленно всасывается в кровеносное русло, что поддерживает его необходимую концентрацию в организме, что особенно важно, например, применительно к антибиотикам.
Производить внутримышечные инъекции следует в определённых местах тела, где имеется значительный слой мышечной ткани и близко не подходят крупные сосуды и нервные стволы. Длина иглы зависит от толщины слоя подкожно-жировой клетчатки, т.к. необходимо, чтобы при введении игла прошла подкожную клетчатку и попала в толщу мышц. Так, при чрезмерно развитом подкожно-жировом слое следует отдать предпочтение игле длиной 60 мм, при умеренно развитом подкожно-жировом слое возможно воспользоваться иглой в 40 мм.
Показания: введение медикаментов
воспалительный процесс кожных покровов.
стерильные ватные шарики;
воспалительный процесс кожных покровов.
стерильные ватные шарики;
дельтовидная мышца плеча;
Для внутримышечных инъекций в ягодичную область используют только её верхненаружную часть.
Это обусловлено анатомическим строением тела человека. Именно данная область является максимально безопасным местом для выполнения внутримышечных инъекций. Следует помнить, что случайное попадание иглой в седалищный нерв может вызвать частичный или полный паралич конечности. Кроме того, рядом находятся кость (крестец) и крупные сосуды. У больных с дряблыми мышцами это место локализуется с трудом.
Внутримышечные инъекции можно делать и в дельтовидную мышцу плеча. Она легкодоступна, однако не очень хорошо развита у большинства пациентов. Её обычно используют для введения небольших количеств лекарственного препарата. Не рекомендуются внутримышечные инъекции в указанную мышцу младенцам и детям с ослабленными мышцами, а также следует учитывать потенциальную возможность повреждения лучевого, или локтевого нервов, или плечевой артерии. Инъекции вызывают меньший дискомфорт по сравнению с другими, а также меньшую вероятность нарушения кровообращения.
Внутримышечная инъекция в латеральную широкую мышцу бедра проводится в средней трети бедра.
I . Подготовка к процедуре.
1.Вымыть руки на гигиеническом уровне.
2. Обработать руки кожным антисептиком.
4.Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и его согласие на инъекцию.
5. Набрать в шприц заданную дозу лекарственного средства.
Помочь занять нужное положение:
Он может лежать на:
животе — пальцы ног повёрнуты внутрь
боку — нога, которая окажется сверху, согнута в бедре и колене, чтобы расслабить ягодичную мышцу.
7. Прощупать следующие анатомические образования:
верхнюю заднюю подвздошную ость,
большой вертел бедренной кости;
провести одну линию перпендикулярно вниз от середины ости к середине подколенной ямки, другую — от вертела к позвоночнику (проекция седалищного нерва проходит несколько ниже горизонтальной линии вдоль перпендикуляра);
определить место инъекции, которое локализуется в верхне-наружном квадранте приблизительно на 5-8 см ниже гребня подвздошной кости;
расположить правую кисть на 1-2 см ниже вертела бедренной кости, левую на 1-2 см выше надколенника, большие пальцы обеих кистей должны находиться на одной линии. Определить место инъекции, которое расположено в центре области, образованной указательными и большими пальцами обеих рук. При выполнении инъекции у маленьких детей и истощённых взрослых следует взять кожу и мышцу в складку, чтобы быть уверенным, что лекарственный препарат попал именно в мышцу.
II .Выполнение процедуры обработать перчатки кожным антисептиком
8. Обработать место инъекции двумя ватными шариками смоченными 70% спиртом, вначале большую зону, затем непосредственно место предстоящей инъекции;
9.Натянуть кожу первым и вторым пальцами. 9. Ввести иглу в мышцу под углом 90град., оставив 2-3 мм иглы под кожей10. Перенести левую руку на поршень и потянуть его на себя, если в шприце не появилась кровь, ввести препарат.
повреждение нервных стволов возможно при неправильно выбранном месте инъекции, в результате чего игла, а, следовательно, и вводимый препарат попадают в нерв. Оба фактора отрицательно воздействуют на нервную ткань, что приводит к развитию неврита различной степени тяжести.
инфицирование развивается при несоблюдении правил асептики. В случае нагноения прибегают к оперативному лечению (выполняет хирург);
при попадании в сосуд — при аспирации в шприце появляется кровь — удалить иглу и прижать это место большим пальцем на 5-10 минут. Сделать инъекцию в другом месте.
поломка иглы. Срочная консультация хирурга. Оставшуюся часть иглы в мягких тканях извлекают оперативным путем, что является отнюдь не простой манипуляцией, так как игла может перемещаться в тканях и не всегда визуализируется без дополнительных методик (рентген, УЗИ).
При внутримышечном введении препарата эффект наступает достаточно быстро (растворимые лекарственные вещества всасываются в течение 10-30 мин). Таким образом, применяют умеренно раздражающие лекарственные средства, а также антибактериальные препараты. Объем вводимого вещества не должен превышать 10 мл. После внутримышечного введения могут возникать неприятные ощущения, болезненность, припухлость, связанная с травматизацией тканей при введении лекарственных веществ. Чем точнее произведена манипуляция, тем меньше не-желательных последствий. Не следует делать инъекции вблизи нервных стволов, волокон. Вещества, обладающие раздражающим эффектом, могут повредить нервные волокна.
Опасными могут оказаться случайные попадания иглы в кровеносный сосуд или нервный ствол.
Внутримышечно вводят те лекарства, которые при подкожном введении дают сильное раздражение (раствор акрихина, сульфат магния, лечебные сыворотки) или медленно всасываются (бийохинол, экмоновоциллин, бициллин). Для внутримышечных инъекций берут иглу длиной 40-60 мм с достаточно широким просветом. Болезненность при проколе кожи зависит не от толщины иглы, а от нервных окончаний, находящихся в данном участке кожи, тупости и шероховатости поверхности иглы. В связи с этим необходимо четко соблюдать правила введения лекарственных веществ. Внутримышечные инъекции чаще всего делают в область ягодиц, в верхний наружный квадрант ягодицы. При невозможности (ожоги) используют среднюю треть передненаружной поверхности бедер. При отеках нижней половины тела — подлопаточные мышцы.
Очень важно ввести лекарство именно в мышцу, а не в подкожно-жировую клетчатку ягодичной области.
При невозможности сделать инъекцию в ягодичную область лучше (если это возможно) вводить лекарственные вещества в бедро, его переднюю поверхность. При этом желательно, чтобы больной лежал на спине.
Осложнения инъекций, профилактика, первая помощь.
Все постинъекционные осложнения делятся на общие и местные.
К местным относятся : инфильтрат, абсцесс и флегмона, поломка иглы, липодистрофия, повреждение нервных стволов, тромбофлебит, некроз, гематома.
К общим относятся – масляная эмболия, воздушная эмболия, ошибочное введение лекарственных средств, сепсис, СПИД, вирусный гепатит, аллергические реакции.
Признаки: уплотнение и болезненность в месте инъекции.
Причины: нарушение техники инъекции, неправильный выбор места для инъекции, введения неподогретых масляных растворов, многократное введение лекарственных средств в одно и то же место, введение большего объема лекарственного средства, чем допустимо для данного вида инъекции.
Профилактика: устранение причин, вызывающих осложнение, соблюдение техники выполнения инъекции.
Лечение: согревающий компресс, грелка, йодная сетка на место инъекции.
Абсцесс – гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченной от окружающих тканей пиогенной мембраной.
Флегмона – гнойное воспаление подкожно-жировой клетчатки, не имеющее четких границ.
Признаки: уплотнение, боль, гиперемия в области инъекции, местное или общее повышение температуры.
Причины: инфицирование мягких тканей в результате нарушения правил асептики.
Профилактика: соблюдение правил асептики при выполнении проникающих процедур.
Причина: резкое сокращение мышц при проведении в/м инъекций в положении пациента стоя /в ягодичную область и бедро/, введение иглы до самой канюли, использование старых изношенных игл.
Профилактика: инъекции делайте в положении пациента лежа, не используете старые иглы, вводите иглы на 2/3 длины.
Лечение: извлечь обломок иглы пинцетом, в случае невозможности- хирургическое лечение.
Признаки: в местах введения инсулина образуются ямки под кожей, т.к. произошло истончение подкожно-жирового слоя.
Причины: многократное введение инсулина в одно и то же место.
Профилактика: чередование мест введения инсулина.
Признаки: масло, оказавшись в сосуде – эмбол, вызывает его закупорку. Если сосуд мелкого калибра это приводит к некрозу ткани, которую он питает, при попадании масляного раствора в вену он с током крови попадает в легочные сосуды. При этом возникает приступ удушья, цианоз, в этом случае осложнение может повлечь за собой смерть пациента.
Причины: случайное попадание масляного р-ра в сосуд при п/к или в/м инъекциях, ошибочное введение масляного р-ра в/в.
Профилактика: учитывайте особенности техники введения масляных р-ров.
Лечение: зависит от ситуации.
Повреждение нервных стволов.
Признаки: проявляются в виде невритов, парезов, параличей, т.е. могут быть различной степени тяжести.
Причины: механическое повреждение нерва или нервного сплетения иглой при неправильном выборе места инъекции, нарушении техники введения, неправильном подборе длины иглы, а так же как результат химического ожога при попадании некоторых лекарственных средств в мягкие ткани /например при в/в введении 10% хлористого кальция/.
Профилактика: соблюдение техники введений, правильный подбор игл, места для инъекций, особое внимание при введении растворов, оказывающих раздражающее действие на ткани.
Лечение: зависит от степени поражения, выполняйте назначение врача.
Ошибочное введение лекарственного средства.
Признаки: от болевой реакции до анафилактического шока.
Профилактика: перед инъекций внимательно прочитайте название препарата, дозировку, срок годности, процентное содержание, сверьте с листом назначения.
Лечение: если сделана на конечности – наложите жгут выше места введения, прекратите введение лекарственного средства, введите в место инъекции 5-10 мл 0.9% раствора хлорида натрия, приложите пузырь со льдом, дальнейшее лечение по назначению врача.
Аллергические реакции — на введение лекарственного средства парентерально протекают в виде крапивницы, коньюнктивита, отека Квинке и анафилактического шока. Чем быстрее после инъекции развивается это осложнение, тем серьезнее его проявление. Анафилактическая реакция – самое грозное проявление аллергической реакции, может стать причиной смерти пациента.
Признаки: при крапивнице – зуд, сыпь, насморк. При конъюнктивите — слезотечение, покраснение конъюнктивы. При отеке Квинке – пастозность лица, отек век, отек конечностей, асцит, отек легких, тяжелое общее состояние. Анафилактический шок характеризуется быстрым развитием общих проявлений: снижение АД и Т тела, нарушения со стороны ЦНС, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, при парентеральных введениях проявления наступают не позднее чем через час после инъекции. При в/в ведениях развитие симптомов анафилактического шока наступает еще во время введения, т.е. «на острие иглы». Среди первых проявлений – беспокойство, чувство страха, головная боль, головокружение, шум в ушах, холодный пот, одышка, чувство стеснения в груди, кашель /вследствие отека гортани, возможны судороги, изменение цвета кожных покровов, симптомы со стороны ЖКТ и т.д.
Причины: индивидуальная непереносимость лекарственных препаратов. Почти любой лекарственный препарат может вызвать аллергическую реакцию, но наиболее часто ее вызывают антибиотики, вакцины, белковые препараты, гормоны, сыворотки.
Профилактика: перед первым введением препарата выявляйте аллергический анамнез пациента, внимательно знакомьтесь с медицинской документацией, где фиксируется непереносимость пациентом некоторых препаратов /титульный лист истории болезни/, перед первой инъекцией антибиотиков и сывороток проводите пробы на чувствительность к данному препарату, при проведении инфузионной терапии, особенно при введении крови, кровезаменителей и препаратов для парентерального питания соблюдайте максимально допустимую скорость капельного введения, а в первые 30 минут капайте со скоростью в два раза меньшей.
Лечение: зависит от проявлений аллергической реакции, выполняйте назначения врача
Источник