- Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Рабочая тетрадь по психологии» учебно-методическое пособие
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Рабочая тетрадь по дисциплине «Психология общения»
- Понятие «общение» в психологии. Основные характеристики общения
- Выполните задания: Дополните:
- Невербальные средства общения.
- Необходимо привести не менее 2х примеров на каждый вид общения
- Общение как социальная перцепция
- Рабочая тетрадь по ОГСЭ.02 Психология общения учебно-методическое пособие
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Рабочая тетрадь по психологии»
учебно-методическое пособие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rtp_psihologiya_demoversiya_sokrashch.pdf | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герпетическая инфекция, в том числе и с поражением внутренних органов, — актуальная проблема медицины XXI века. Клиническая картина герпесвирусной инфекции настолько разнообразна, а опасность дл.
В данном методическом пособии для самостоятельной работы студентов представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле.
В пособии освещены современные представления об этиологии, клинической картине, диагностике различных заболеваний у новорожденных, детей грудного, раннего и старшего возрастов. Изложены новейшие знани.
В разработке даны рекомендации по самостоятельной подготовке студента, используя материлы лекции и рекомендуемой литературы, к практическому занятию по теме «Гестозы».
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния.
Представлен информационный материал для самостоятельной работы студентов по основным разделам психология личности, в котором нашли отражение различные психологические теории о структуре личности, осно.
Учебно-методическое пособие для самостоятеьной работы по теме «Дыхательная система» особенно поможет студентам, пропустившим занятия. Также пособием могут воспользоваться и студенты для сист.
Источник
Рабочая тетрадь по дисциплине «Психология общения»
БПОУ ОО «Торгово-экономический колледж имени Г.Д.Зуйковой»
ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебной программой по дисциплине «Психология общения» для специальности «Гостиничное дело».
Допуском к дифференцированному зачёту является 100% заполнение данной рабочей тетради, а также ответ на тестовое задание.
Понятие «общение» в психологии. Основные характеристики общения
Выполните задания: Дополните:
Общение — многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями _______________________________________
Выделяют три стороны общения:
_____________________сторона общения — обмен информацией между участниками совместной деятельности.
_____________________сторона общения — взаимодействие общающихся, обмен в процессе речи не только словами, но и действиями.
_____________________сторона общения — восприятие общающимися друг друга, их чувств, настроения и т.д. и установление на этой основе взаимопонимания.
Невербальные средства общения.
Необходимо привести не менее 2х примеров на каждый вид общения
средства преображения природного телосложния
Опишите эмоциональное состояние этих людей по их позам:
Общение как социальная перцепция
Понятие о перцептивной стороне общения.
Прочитайте определения. Приведите самостоятельно не менее 2х примеров на каждое определение.
Механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами социальной перцепции являются:
Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.
Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.
Идентификация — способность поставить себя на место другого, отождествить себя с ним.
Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией.
Прочитайте определения. Приведите самостоятельно не менее 2х примеров на каждый из барьеров восприятия.
Источник
Рабочая тетрадь по ОГСЭ.02 Психология общения
учебно-методическое пособие
Рабочая тетрадь представляет собой сборник теоретических и практических заданий, упражнений и тестов по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование с учётом профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_zinchenko_e.a.docx | 82.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Старый Оскол, 2021
Рабочая тетрадь представляет собой сборник теоретических и практических заданий, упражнений и тестов по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование с учётом профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
Зинченко Е.А. , преподаватель ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»
Степанова Т.И., к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики
и физической культуры СОФ НИУ «Бел ГУ»
Рабочая программа рассмотрена на заседании ПЦК (Протокол № 4 от «11» января 2021г.) и признана соответствующей требованиям ФГОС СПО и учебного плана специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Тема 1.1. Характеристика процесса общения
РАЗДЕЛ 2. ВОСПРИЯТИЕ И ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
Тема 2.1. Взаимодействие в общении
Тема 2.2. Этика общения
РАЗДЕЛ 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Тема 3.1. Методы развития коммуникативных способностей
Тема 3.2. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения.
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
Вы начинаете изучение дисциплины «Психология общения», которая позволит Вам освоить общие компетенции, которыми должен обладать специалист со средним профессиональным образованием, и получить дополнительные компетенции, умения и знания, необходимые для обеспечения Вашей конкурентоспособности в соответствии с требованиями рынка труда и возможностями продолжения образования.
Цель дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.
- продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
- развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
- научить использовать знания в области психологии общения для предотвращения и регулирования конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Психология общения» и предназначена для самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рабочая тетрадь содержит следующие виды заданий:
- конспектирование;
- заполнение таблиц;
- составление схем;
- решение ситуационных задач;
- написание эссе;
- самодиагностика;
- тестирование.
В рабочей тетради представлены задания, выполнение которых предполагает применение конкретных знаний и умений по учебной дисциплине, и задания, решение которых требует самостоятельной оценки конкретной ситуации, самостоятельного принятия решения.
Желаем Вам успехов!
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Тема 1.1. Характеристика процесса общения
- Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре профессиональной деятельности.
- Перечислите виды общения.
- Какие функции выполняет общение?
- Изобразите в виде схемы структуру общения.
- Сформулируйте причины возникновения манипуляций в межличностном общении.
На основе обсуждения на уроке выполните задания дополните:
Выделяют три стороны общения:
___________________________________________________ сторона общения — обмен информацией между участниками совместной деятельности.
___________________________________________________сторона общения — взаимодействие общающихся, обмен в процессе речи не только словами, но и действиями.
___________________________________________________сторона общения — восприятие общающимися друг друга, их чувств, настроения и т.д. и установление на этой основе взаимопонимания.
Прочтите текст, ответьте на вопросы
Педагогическое общение выполняет ряд функций, основные из них: обучающая и воспитывающая, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Как форма взаимодействия учителя со школьниками педагогическое общение выполняет функцию облегчения или фасилитации. К.Роджерс называет учителя фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, то положительное, что есть в нем. В.А Крутецкий выделяет еще организаторскую функцию.
Как проявляются данные функции в общении воспитателя с детьми? Приведите собственные примеры
Обучающая функция проявляется в _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитывающая функция проявляется в ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фасилитирующая функция проявляется в _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Организаторская функция проявляется в _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раскрытие сущности вербального и невербального общения. Понятия речь, язык, жесты, мимика, поза.
Невербальное общение ___________________________________________
Приведите примеры коммуникативных и модальных жестов.
РАЗДЕЛ 2. ВОСПРИЯТИЕ И ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
Тема 2.1. Взаимодействие в общении
- Что такое социальная перцепция?
Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга
- Каковы, по вашему мнению, причины искажений в процессе восприятий?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности.
- Каково значение стереотипа в профессиональной деятельности воспитателя?
Механизмы социальной перцепции
- Определите, с какими закономерностями и ошибками каузальной атрибуции сталкивается воспитатель в повседневной жизни и профессиональной деятельности?
- Что такое имидж человека?
- Каковы, по вашему мнению, составные части имиджа?
- Определите, есть ли связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности? Если да, то докажите на конкретных примерах.
- Охарактеризуйте типы взаимодействия
- В чем сущность трансактного анализа Э.Берна и какую практическую значимость он имеет для вас?
Характеристика способов поведения (по Э.Берну)
Характерные слова и выражения
Характеристика позиций при взаимодействии
Ориентация на контроль
Ориентация на понимание
- Определите, какой тип межличностного общения характерен для «контролера» и какой для «понимателя»?
- Самодиагностика «Коммуникативные и организаторские способности».
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий — руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т.д. По результатам ответов у вас появляется возможность выявить качественные особенности своих коммуникативных и организаторских склонностей.
- Дайте ответы на поставленные вопросы. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Верно ли, что у Вас много друзей?
Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
- Обработайте полученные результаты.
Коммуникативные способности — ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские способности — ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:
К — величина оценочного коэффициента
С – количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.
II — ниже среднего
V — очень высокий
II — ниже среднего
V — очень высокий
- Проанализируйте полученные результаты.
Если вы получили оценку 1, для вас характерен низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Если вы получили оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи вам на уровне ниже среднего. Люди с таким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Если вы получили оценку 3, то для вас характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Люди с таким уровнем стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности им необходимо развивать и совершенствовать.
Оценка 4 позволяет отнести вас к группе людей с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Если вы получили высшую оценку — 5, то вы обладаете очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Люди с таким уровнем развития испытывают потребность в коммуникативности и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Тема 2.2. Этика общения
- Дайте определение понятия «этика».
Источник