- Лекция 8. Психологические особенности лечебного процесса и медицинской среды
- 8.1. Особенности контакта в системе «врач – пациент» в лечебных клиниках
- Медицинские интернет-конференции
- Языки
- Психология в медицинской практике
- Клиническая психология
- Боярская Елена Сергеевна – кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, психотерапевт, социальный психолог.
- Применение клинической психологии в практической работе психологов
- Основные направления применения клинической психологии в работе с пациентами
- Клиническая психология применяемая в психиатрической клинике
Лекция 8. Психологические особенности лечебного процесса и медицинской среды
8.1. Особенности контакта в системе «врач – пациент» в лечебных клиниках.
8.2. Особенности лечебной атмосферы в педиатрических клиниках.
8.3. Неизлечимые болезни.
8.4. Психологические эффекты лекарственной терапии.
8.1. Особенности контакта в системе «врач – пациент» в лечебных клиниках
Эффективность медицинской помощи во многом зависит от умения врача общаться с пациентом. Взаимоотношения медицинского работника и больного складываются индивидуально в зависимости от особенностей состояния и личности пациента, нозологической принадлежности, а также от индивидуально-психологических особенностей врача. На формирование взаимоотношений влияют половые и возрастные различия, уровень образования, социальный статус. Хороший контакт с врачом нужен любому больному для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болезнью. Замечательно, когда взаимопонимание формируется свободно и естественно, когда стиль общения больного соответствует аналогичным характеристикам врача.
К сожалению, многие медицинские работники строят свои взаимоотношения с больными стихийно, опираясь, главным образом, на свои способности и наглядный пример коллег. Вследствие этого часто общение с больным полностью зависит от ситуации: при благоприятном расположении больного контакт получается, при нежелании пациента общаться контакт неэффективен. Отсутствие контакта или формальные отношения врача и пациента резко снижают информативность анамнеза, ухудшают результативность лечения. Предпосылками возникновения положительных психологических отношений и доверия между медицинскими работниками и больными являются, несомненно, квалификация, опыт врача.
Можно выделить три основные модели ролевого поведения врача и пациента, т.е. их взаимоотношений: руководство, партнерство и контрактная модель.
Основной, базовой моделью отношений «врач – больной» в медицине остается авторитарная модель с жесткой ролевой структурой при ведущем значении врача. Врач доминирует в этих взаимоотношениях, занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегию и тактику лечения. Все решения по ключевым вопросам лечебно-диагностического процесса принимает он сам и берет на себя всю полноту ответственности, как юридическую, так и моральную, и психологическую.
В случае модели руководства больной остается подчиненным, сравнительно малоактивным, зависимым, пассивным объектом терапии. Сокращение психологической дистанции с пациентом при этом недопустимо: приятельские, дружеские и, тем более, любовные и сексуальные отношения между врачом и больным рассматриваются как нарушения профессиональной этики со стороны врача. Модель руководства – ведущая в клинике внутренних болезней, акушерстве и гинекологии, стоматологии, хирургии, травматологии и т. д.
Партнерская модель взаимоотношений «врач – больной» более демократична. Как модель неавторитарного сотрудничества, терапевтического союза она предполагает активное участие пациента в лечебном процессе. При этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. В рамках партнерской модели в основе взаимоотношений лежит эмпатический подход к пациенту. Сопереживание определяет большую степень психологической близости, чем при модели руководства. Однако и здесь личные отношения остаются нежелательными. Партнерская модель используется в медицине в ряде особых ситуаций: при решении вопроса об операции, в особенности при наличии вероятности летального исхода; в случае, когда в роли пациента оказывается врач либо лицо с высоким социальным статусом. Подобная модель взаимоотношений широко используется в психотерапии.
В условиях платной медицины сложилась контрактная (договорная) модель взаимоотношений «врач – больной». Она позволяет структурировать и контролировать лечебный процесс обоим его участникам. В рамках контрактной модели врач и пациент приступают к лечению на основе соглашения (контракта) относительно общего понимании болезни, ее причин, особенностей течения и прогноза, стратегии лечения. Это соглашение может быть определено уже при первой встрече. Врач с учетом потребностей и возможностей больного, а также принимая во внимание задачи терапии, прогнозирует с определенной долей вероятности выраженность эмпатической коммуникации, определяет оптимальный уровень власти в отношении пациента, меру его ответственности за ход и результаты лечения. Юридическую ответственность за результаты лечения в любом случае несет врач, но психологическая ответственность в определенной степени лежит на больном. Оплачивая медицинские услуги, пациент получает право выбирать врача. Он полагает, что, заключая контракт, располагает гарантиями на квалифицированную помощь и ее доступность (установленное совместно расписание посещений), право на прерывание курса лечения и смену врача. Больной ожидает, что врач будет согласовывать с ним важнейшие шаги в ходе лечения. Врач же предъявляет к пациенту требования сотрудничества в процессе терапии, выполнения соответствующих врачебных рекомендаций и правил, в частности, требования следовать здоровому образу жизни.
Профессия медицинского работника связана с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, дефицитом времени, необходимостью принимать решения при наличии ограниченного объема информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. С психологической точки зрения болезнь может рассматриваться как ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом. Такая ситуация является одной из наиболее трудных психологических ситуаций в жизни, частой эмоциональной реакцией на которую является страх. Это требует от врача постоянной психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья. По роду профессиональной деятельности врачи сталкиваются со страданием, болью, умиранием, смертью. В подобных условиях специалисту медицинского учреждения эффективнее осуществлять разрешение проблемных и стрессовых ситуаций позволяют высокая эмоциональная устойчивость, стабильность, психологическая надежность, умение противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам. При очень высоком уровне эмпатии врачу часто свойственно болезненно развитое сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, наличие чувства вины из-за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость. Эти качества препятствуют выполнению профессионального ролевого поведения вследствие эмоциональных перегрузок, эмоционального и физического истощения при избыточном эмпатическом вовлечении в переживания больного. Необходимый для успешной профессиональной деятельности психологический климат в коллективе обеспечивает способность к сотрудничеству, к построению партнерских отношений.
С точки зрения больного наиболее значимыми в образе врача являются такие черты, как уверенность поведения и способность к эмпатии. Уверенный стиль поведения, демонстрируемый в самых неожиданных, безнадежных, шокирующих ситуациях, помогает сформировать у больного «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности врача, в частности, определяющей способность контролировать текущие события с построением реалистичного прогноза, что способствует появлению веры и надежды на благополучный исход событий.
В целом, успешная врачебная деятельность определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала.
Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты между людьми обозначается термином «коммуникативная компетентность».
Коммуникативная компетентность – это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге межличностного общения. Коммуникативная компетентность является значимой характеристикой врача, медицинской сестры, психолога.
Выделяют следующие типы общения:
1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, участия и др.). В рамках лечебно-диагностического взаимодействия этот тип общения проявляется при проведении профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач не имеющим необходимых данных для проведения объективного всестороннего обследования.
2. Примитивное общение. Встречается при манипулятивном общении, когда целью обращения к врачу является получение каких-либо дивидендов.
3. Формально-ролевое общение – это общение, при котором регламентированными являются и средства общения, и содержание. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой.
4. Деловое общение – это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.
5. Духовно-межличностное общение подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться значимой проблемой каждому из участников общения.
6. Манипулятивное общение, так же как и примитивное, направлено на получение выгоды от собеседника с использованием определенных приемов.
Источник
Медицинские интернет-конференции
Языки
Психология в медицинской практике
Зачатки внедрения психологии в медицинскую практику появились уже в XVIII веке, когда Пинель писал о необходимости включения в руководство психиатрической больнице врача, администратора и психолога. В XIX ученые активно исследовали психику соматически и психически больных людей и нуждались в в помощи психологии для анализа сложных нарушений психической деятельности и поведения. В начале XX веке выделилась в самостоятельную научную дисциплину медицинская психология. Во второй половине XX столетия, после появления множества важнейших трудов, расширилась сфера деятельности медицинской психологии, она стала обособляться организационно. В современности медицинская психология чаще именуется клинической, ее важность, возможности и востребованность растут. Хотя и остаются еще сложности в правовом обеспечении клинической психологии и в определении ее точного возможностей и расположения между гуманитарной и медицинской наукой.
Итак, клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств и болезней. В ее состав входят следующие разделы: патопсихология, нейропсихология и соматопсихология (психосоматика). Патопсихология позволяет качественно исследовать нарушенные и сохранные психические функции, состояния больных, разрабатывает и применяет на практике различные методы психодиагностики. Нейропсихология разрабатывает и применяет на практике приемы для ранней и точной диагностики локальных поражений мозга и различных нарушениях психических функций при них; занимается методами восстановления таких больных. Связь соматики и психики доказана давно; соматопсихология и психосоматика изучает двустороннюю связь происхождения различных заболеваний и психики, личности больного. В процессе лечения важны жалобы больного, его способы реагирования, качественные характеристики личности. Таким образом, психология обращения с больным занимается психологическими взаимосвязями проблем лечебной деятельности и деятельности по уходу за больными, проблем воздействия на больных в самых различных ситуациях, возникающих в ходе этой деятельности, а также проблем поведения медицинских работников. Данная дисциплина занимается вопросом любых отношений, встречающихся в лечебном процессе: врач-больной, сестра-больной, врач-сестра-больной, а также больной-его близкие. В качестве раздела медицинской психологии порой рассматривают психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека, психические изменения, наступающие под воздействием этих веществ. Важное место клиническая психология занимает в профилактике (превенции), реабилитации больных с различными соматическими и психическими расстройствами, психокоррекции детей и подростков с нарушениями в психическом развитии, различных видах экспертизы.
Одним из важнейших направлений в работе является психотерапии, заключающаяся в использовании методов психологического воздействия на больного для достижения его психологического благополучия. В настоящее время до сих пор ведутся дебаты и дискуссии по поводу возможности применения психотерапевтических техник клиническим психологом. Здесь необходимо разъяснить некоторые вопросы по поводу отличия друг от друга психиатрии, психотерапии и психологии в России. Итак, психиатр — это врач, который занимается психопатологией; психотерапевт также является врачом с медицинским образованием по специальности психиатрия, но имеющий дополнительное образование в сфере психотерапии; психолог — специалист, не считающийся врачом и занимающийся изучением личности, поведения, развития человека в норме, владеющий методами оценки психических явлений и работы с ним. Однако здесь и заключается сложность, так как клинический психолог, хоть и не имеет право на оказание медикаментозного лечения, в полной мере владеет знаниями и способами работы не только в области нормы, но и патологии, более подготовлен, чем врач психиатр в плане личностной психологической коррекции и понимания глубинных личностных процессов в силу глубокого психологического образования. Пока в России тождественное психологическое воздействие со стороны врача психиатра носит название психотерапии, а со стороны психолога — психокоррекции.
Анализирую существующее положение психологии в медицине, можно говорить о неразрывном единстве и необходимости совместной работы клинических психологов и психиатров, неврологов и врачей общей практики.
Baumann, U., Perrez M. Lehrbuch Klinische Psychologie — Psychotherapie/ U. Baumann, M. Perrez. — 1998.
Русина, Н.А. Клинический психолог в системе здравоохранения: проблемы, реалии, перспективы. [Электронный ресурс]/ Н.А. Русина. — Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru.
Источник
Клиническая психология
✪ Статья проверена экспертом
Боярская Елена Сергеевна – кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, психотерапевт, социальный психолог.
✰ Круглосуточная помощь ☛ 8 800 301 31 54
Специалист по клинической психологии занимается выявлением и последующей коррекцией отклонений в психике клиента. Как правило, это пограничные состояния, которые без своевременной терапии приводят к серьезным расстройствам. В отличие от психиатрии, которая занимается лечением конкретных заболеваний, медицинская психология в клинике имеет несколько основных направлений:
Психосоматика. Определяет взаимосвязь физиологических заболеваний с психическими расстройствами.
Нейропсихология. Выявляет зависимость повреждений головного мозга и центральной нервной системы с психическими расстройствами.
Патопсихология. Занимается изучением и коррекцией взаимосвязи между деструктивными процессами в ЦНС и психическими расстройствами.
Психокоррекция. Важное направление клинической психологии, отвечающее за формирование психотерапевтических мер и последующей реабилитации.
Психотерапия. Набор практических техник и методов для корректировки поведенческих привычек и психоэмоционального состояния клиента.
Практическая психология в клинике основывается на применении современной и традиционной диагностики. Работая с клиентом, психолог проводит:
Выгодное отличие клинической психологии от психиатрии – отсутствие медикаментозного воздействия. Основное усилие медицинского психолога направлено на эффективную психодиагностику и правильное определение текущего состояния клиента.
Это позволяет подобрать оптимальные методы корректирующей помощи и психологической поддержки. При этом не исключена работа с близкими – активное консультирование родственников больного позволяет купировать стрессовые состояния внутри семьи, которые неизбежно влияют на психоэмоциональное состояние клиента. Работа специалиста по психологии в клинике дает возможность не только оказывать помощь пациентам, находящимся на лечении, но и проводить консультации в ходе судебно-медицинской экспертизы, принимать участие в подтверждении инвалидности, корректировать диагноз в связке с врачами других специализаций.
Частная клиническая психология может быть полезна для оказания экстренной консультации. В кризисных состояниях, не обязательно связанных с заболеванием, но требующих быстрых решений, клинический психолог всегда готов оказать помощь в решении проблемы, связанной с различными аспектами жизни. Практикующий специалист по психологии в клинике способен вовремя предупредить психосоматические осложнения различных заболеваний, стабилизировать эмоциональное состояние человека и предотвратить развитие психических расстройств, требующих серьезного медикаментозного воздействия. Коррекция психики методами клинической психологии при избытке стрессовых ситуаций современной жизни является востребованным видом медицинской практики. Оказание своевременной помощи без побочных эффектов важно для состояния физического и психического здоровья любого человека.
Применение клинической психологии в практической работе психологов
Спектр применения клинической психологии огромен – любое серьезное заболевание связано со стрессовыми ситуациями и эмоциональными перегрузками. Такие состояния легко могут спровоцировать соматические расстройства, стать причиной неврозов или положить начало стойким психическим отклонениям.
Основа практической работы психологов состоит в оперативном оказании консультационной и психологической помощи всем, кто в таковой нуждается. Сотрудники данной категории востребованы в медицинских и обучающих заведениях, на предприятиях и фирмах, различных организациях. Пользу умелого применения клинической психологии в современной жизни нельзя недооценивать. Практикующий психолог востребован для решения внутрисемейных конфликтов и проблем личного характера, сложностей социальной адаптации, других сферах жизнедеятельности человека.
Осуществление практической работы психологов происходит по двум основным направлениям:
Работа с человеком, самостоятельно обратившимся за помощью. Психолог диагностирует проблему, и если она лежит в области его реализации (не требует медикаментозного лечения), подбирает методики воздействия и реализует их в необходимом объеме.
Определение необходимости и применение клинической психологии по месту занятости. Психолог, работающий в любом коллективе, ведет активное динамическое наблюдение за участниками сообщества, характером взаимоотношений между сотрудниками, их поведенческими привычками. При выявлении каких-либо отклонений, трудностей в общении, конфликтов и других признаков эмоциональных перегрузок оказывает психологическую помощь. В долгосрочной перспективе практическая работа психологов оправдана позитивным влиянием на успешное ведение любой деятельности.
Практическое применение клинической психологии требует от специалиста серьезной подготовки и владения большим арсеналом психотерапевтических методик. Они необходимы для коррекции поведения в следующих ситуациях:
тревожные состояния, стресс;
психологические проблемы внутрисемейных отношений;
повышенная эмоциональная восприимчивость;
низкая самооценка, комплексы;
возрастной кризис и другие.
Для осуществления практической работы и коррекции эмоционального состояния клиента психолог может применить:
метод систематической десенсибилизации;
обучить клиента способам психологической саморегуляции.
Не стоит недооценивать применение в клинической психологии такого способа терапевтического воздействия, как откровенная беседа – разговор «по душам». Понимание и участие со стороны психолога способно вернуть клиенту эмоциональное равновесие, уверенность в силах и позитивный настрой. Большой опыт практической работы психолога позволит в ходе беседы направить мысли человека в правильное русло, найти оптимальное решение проблемы и отказаться от деструктивного поведения.
Основные направления применения клинической психологии в работе с пациентами
В частном медицинском центре применение клинической психологии позволяет решить следующие задачи:
сопровождение и психологическая поддержка пациентов в ходе подготовки к оперативному вмешательству и после операции;
оценка и контроль психического состояния находящихся на лечении больных с инфекционными, онкологическими, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями;
проведение психологической работы с пациентами, находящимися на лечении в психиатрическом отделении;
анализ эмоционального состояния проходящих лечение от алкоголизма или наркомании;
проведение частной психотерапии.
Эффективность применения клинической психологии во многом зависит от опыта и подготовки специалиста, отношения человека к своим обязанностям и желания помогать окружающим. Психологи, которые работают в нашем медицинском центре, осуществляют серьезную помощь и поддержку больным в лечении заболеваний различного характера.
Результатом психологической работы с пациентами, проходящими полный курс реабилитации различных форм зависимости, является возможность для многих пройти тяжелое лечение до конца. Процент полного выздоровления в нашей клинике – самый высокий в регионе. Таких показателей эффективности во многом удалось достичь благодаря применению клинической психологии, которая эффективно дополняет психотерапевтические и медикаментозные методы. Кроме того, своевременная эмоциональная поддержка является действенной профилактикой возможных срывов на последних этапах реабилитации. Участие в комплексной терапии опытных психологов в несколько раз повышает эффективность лечения самых сложных форм зависимости. Проводимая психологическая работа с пациентами не только стабилизирует их эмоциональное состояние, позволяя настроиться на полное выздоровление, но и активно готовит их к качественно новой жизни без алкоголя, наркотических или химических стимуляторов.
Кроме решения ряда экспертных, диагностических, коррекционных и профилактических задач, в нашем медицинском центре активное применение клинической психологии осуществляется в консультационной работе как с пациентами, так и их родственниками. Перенося серьезные эмоциональные нагрузки и пребывая продолжительное время в стрессовом состоянии, близким может потребоваться психологическая поддержка, которая не менее важна, чем работа с пациентами в клинике. Помощь будет оказана профессионально, в ненавязчивой форме. В ее эффективности уже смогли убедиться многие пациенты нашего центра и их родственники.
Специалисты не дают готовых решений и советов, как поступать или вести себя в сложных ситуациях. Умелое применение клинической психологии позволит человеку оценить свои затруднения под иным углом зрения и снять избыточную эмоциональную нагрузку. Это способствует ощутимому росту эффективности лечебного процесса и устраняет риски возникновения психических расстройств.
Клиническая психология применяемая в психиатрической клинике
Наш частный медицинский центр успешно практикует применение клинической психологии в психиатрии. Работа медицинских психологов с пациентами, проходящими лечение у врача психиатра, позволяет:
получить более точную психопатологическую оценку отклонений при диагностировании больного;
комплексно решать методологические и организационные вопросы терапевтического лечения;
уменьшить медикаментозную нагрузку на пациента, не снижая эффективности лечения.
Клинические психологи принимают активное участие в лечении отклонений психики, проводя индивидуальные и групповые консультационные занятия с пациентами.
Контроль и своевременная немедикаментозная коррекция психического состояния больных также важна, как и точность диагностирования. Оказываемая помощь специалистов клинической психологии в психиатрии положительно влияет на ход лечения больных с различными психологическими проблемами. Медицинские психологи работают не только со стационарными больными – амбулаторным пациентам также гарантирована необходимая поддержка.
Участие клинического психолога доказало свою эффективность в лечении таких отклонений психики, как шизофрения и психозы, кататония и нейролептический синдром, деменция. При терапии острых или запущенных заболеваний специалисты активно участвуют в разработке комплексных программ восстановления и социальной адаптации, учитывающих индивидуальные особенности каждого клиента.
Методики и приемы клинической психологии, применяемые в психиатрии, обеспечивают не только стабильность эмоционального состояния пациентов в ходе лечения. Усилия медицинских психологов формируют позитивный настрой на лечение и помогают быстрее пройти реабилитацию. Важным преимуществом в лечении отклонений психики является наблюдение за динамикой – малейшие изменения в состоянии пациента тут же отмечаются психологом и позволяют оперативно корректировать ход терапии. Этот принцип лежит в основе высокой результативности воздействия и гарантийных обязательств частной психиатрической клиники.
Эффективность применения клинической психологии в психиатрии позволяет успешно купировать и лечить легкие формы расстройств, в том числе и в подростковой среде. При своевременном обращении бывает возможным минимизировать медикаментозную терапию, и ограничиться работой психолога и психотерапевта. Точность диагноза и разносторонний подход обеспечивает эффективное лечение таких отклонений психики:
биполярные расстройства и депрессии;
психозы и тревожные состояния;
При этом родители юных пациентов могут не переживать: все услуги будут оказаны строго конфиденциально, и не повлияют на репутацию подростка ни во время прохождения курса лечения, ни в будущем. Использование клинической психологии в психиатрии на ранних этапах заболевания обеспечит щадящее и эффективное лечение. В нашей клинике вас ждут опытные врачи, внимательный персонал и доступные расценки. Не откладывайте решение психологических проблем – звоните на наш номер прямо сейчас.
Источник