Психологическая поддержка является составной частью первой помощи нет да

Деятельность МЧС России в области пропаганды, обучения и оказания первой помощи пострадавшим

Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Сергеевна Шойгу

Первая помощь – это та область деятельности, к которой МЧС России имеет самое непосредственное отношение, как при выполнении функции по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, так и в области пропаганды культуры безопасности.

Первая помощь – это вид помощи, оказываемый на месте происшествия при травмах и неотложных состояниях лицами, не имеющими медицинского образования, до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Психологическая поддержка вошла составной частью в первую помощь.

МЧС России проводит большую работу в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе по пропаганде и трансляции навыков оказания первой помощи и психологической поддержки различным категориям населения. Деятельность в этом направлении, проводимая совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, привела к объединению мероприятий в проект «Научись спасать жизнь!».

Проект «Научись спасать жизнь!» был инициирован Центром экстренной психологической помощи МЧС России в начале 2015 года, и направлен на мотивацию и обучение населения принципам оказания первой помощи и психологической поддержки. Основная его идея заключается в том, что любой человек, не имеющий специального образования, может в экстремальной ситуации спасти жизнь пострадавшего человека до приезда специалистов.

Мероприятия, выполняемые в рамках проекта, ведутся по нескольким основным направлениям: нормативно-правовое регулирование, мотивационное, обеспечение доступности информации о первой помощи и психологической поддержке, обеспечение населения возможностью обучения навыкам оказания первой помощи и психологической.

В области нормативно-правового регулирования МЧС России принимало участие в работе межведомственной рабочей группы, созданной Министерством здравоохранения РФ, в результате работы которой были сформулированы предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о расширенной первой помощи и первой помощи в особых условиях. Кроме того, совместно с Министерством спорта России ведется работа по включению знаний по первой помощи и психологической поддержке в нормы комплекса ГТО.

В области мотивации к обучению навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки проводится большое количество мероприятий в различных городах Российской Федерации: презентации проекта для разных категорий населения и специалистов, участие в выставках, конференциях, фестивалях, взаимодействие со средствами массовой информации и другое.

В марте 2015 года проект «Научись спасать жизнь!» был представлен депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и получил их поддержку. В течение года обучение навыкам оказания первой помощи прошли более 40 депутатов Государственной Думы,

В 2015 году в разных субъектах в рамках различных мероприятий по культуре безопасности жизнедеятельности прошли презентации проекта для различных категорий населения и специалистов, а также пособий по первой помощи, переведенных на родные языки народов России. Кроме того, пособия на осетинском и армянском языках были переданы населению Южной Осетии и Республики Армения.

Большая работа в области мотивации и пропаганды ведется с представителями средств массовой информации, которые принимают участие во всех презентациях проекта и пособий на родных языках. Кроме того, для представителей СМИ проводятся специальные мотивационно-обучающие мероприятия, в рамках которых журналисты знакомятся с проектом, а также получают практические знания в области первой помощи и психологической поддержке в экстремальных ситуациях.

С 2014 года МЧС России проводит всероссийские соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки среди студенческих добровольческих отрядов «Человеческий фактор». Проведение соревнований позволяет сформировать группу учащейся молодежи, владеющей знаниями, умениями и навыками оказания помощи людям, и способами передачи этих знаний широким слоям населения. На соревнования 2016 года подали заявки более 160 организаций и 300 команд из всех субъектов Российской Федерации, в январе состоялся первый (региональный) этап.

С целью обеспечения доступности информации изданы два практических пособия для населения по оказанию первой помощи и по психологической поддержке, которые распространяются среди населения, их электронные версии размещены на сайте МЧС России и они вошли в приложение «Мобильный спасатель». Кроме того, электронные версии пособий размещены на различных сайтах социальной направленности, а также ресурсах организаций, с которыми сотрудничает Центр экстренной психологической помощи МЧС России.

Читайте также:  Домашнее средство для выведения пятен

Ведется перевод пособия по первой помощи на родные языки народов России, осуществлен перевод более чем на 25 языков – татарский, осетинский, чеченский, ингушский, кабардинский, балкарский, карачаевский, черкесский, армянский, лезгинский, аварский, кумыкский, даргинский, лакский, табасаранский языки, хантыйский, мансийский, башкирский, марийский, удмуртский, чувашский, эрзянский, карельский и другие.

Все переводы пособия проходят экспертизу с привлечением лингвистов, общественных организаций, духовенства, сотрудников органов внутренних дел, представителей здравоохранения, национальных общин и молодёжных организаций.

Практические пособия по первой помощи, переведенные на родные языки наров России, активно распространяются в различных городах страны среди населения на различных мероприятиях, а также среди работников транспортных предприятий, культурных центров, национальных общин, воскресных школ при церквях, общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учреждений, общественных организаций. На сайтах главных управлений МЧС России размещены электронные версии пособий по первой помощи и психологической поддержке на национальных языках.

В целях повышения доступности знаний для граждан с ограниченными возможностями, на Северном Кавказе начата работа по адаптации занятий по первой помощи для глухих и слабослышащих детей, с помощью преподавателя, владеющего сурдопереводом. Ряд таких занятий был проведен в 2015 году, планируется обобщить этот опыт и распространить его в других регионах.

В области обеспечения населения возможностью обучения навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки в настоящий момент проводится организационная работа.

Сегодня в нашей стране практически отсутствует система подготовки населения навыкам первой помощи — бесплатно эти знания и навыки получить практически невозможно, а платные курсы далеко не всегда проводятся на должном уровне.

В рамках проекта «Научись спасать жизнь!» добровольцы студенческого психологического движения МЧС России выступают с показательными мастер-классами по первой помощи и психологической поддержки перед различными категориями граждан, таким образом решая как мотивационную и пропагандистскую задачи, так и обучая некоторым навыкам оказания помощи.

МЧС России проводится работа по взаимодействию с ведущими ВУЗами Российской Федерации, с целью организации на их базе проведения обучающих курсов для студентов (а в перспективе и населения) по оказанию первой помощи и психологической поддержки. Апробация этой части проекта проходит в Москве в МГУ им. М.В. Ломоносова и МГППУ, где открыты такие курсы для студентов этих вузов.

Программа занятий разработана специалистами психологической службы МЧС России и Министерства здравоохранения РФ. Инструкторами стали студенты МГУ и ряда московских вузов, которые прошли сорокачасовое обучение и сдали квалификационные экзамены.

Также с целью расширения этого направления деятельности проводится эксперимент по дистанционному обучению инструкторов по первой помощи и психологической поддержке, в которых принимают участие более 100 студентов-добровольцев из всех федеральных округов Российской Федерации.

Ведется работа с субъектами Российской Федерации по организации системы обучения различных категорий специалистов. Так, к примеру, при поддержке Министерства образования Нижегородской области 1 марта 2016 года на базе Нижегородского института развития образования преподавателям ОБЖ и биологии из общеобразовательных школ будет представлен Учебно-методический комплекс преподавания приемов первой помощи и психологической поддержки, который они смогут внедрить в свою работу.

К сожалению, в сфере мотивации, пропаганды и обучения навыкам первой помощи существует ряд проблем, которые невозможно решить только силами проекта: не существует системы обучения, мотивационная составляющая представлена на очень низком уровне, а обучающие материалы редко соответствуют предъявляемым требованиям.

Среди первоочередных мер необходимо провести работу по приведению обучающих программ и пропагандистских материалов в соответствие существующим нормативно-правовым актам.

Источник

Универсальный алгоритм оказания первой помощи

Правила поведения

Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших

Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.

Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:

Читайте также:  Лечебные препараты для желудка

1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;

2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;

3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;

4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;

5) при необходимости, оценить количество пострадавших;

6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);

7) переместить пострадавшего (при необходимости).

2. Определить наличие сознания у пострадавшего.

При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:

1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;

2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);

3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).

При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).

5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:

1) давления руками на грудину пострадавшего;

2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.

При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.

6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:

1) придать устойчивое боковое положение;

2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;

3) выдвинуть нижнюю челюсть.

7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:

1) наложением давящей повязки;

2) пальцевым прижатием артерии;

3) прямым давлением на рану;

4) максимальным сгибанием конечности в суставе;

5) наложением жгута.

8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:

1) провести осмотр головы;

2) провести осмотр шеи;

3) провести осмотр груди;

4) провести осмотр спины;

5) провести осмотр живота и таза;

6) осмотр конечностей;

7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;

8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);

9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);

10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);

11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий).

10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.

11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.

Источник

Нормативно-правовые аспекты по оказанию первой помощи

Владение навыками оказания первой помощи населением является одной из важнейших задач, поскольку во многих случаях позволяет сохранить жизнь и здоровье людей. Статистические данные свидетельствуют, что количество людей, погибающих от неоказания первой помощи, сравнимо с количеством людей, погибающих от онкологических заболеваний.

Современное нормативно-правовое регулирование вопросов о месте и роли первой помощи в организации здоровья граждан базируется, в первую очередь, на федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Ст. 31. Согласно закону первая помощь:

  • является особым видом помощи отличным от медицинской;
  • оказывается при определенных состояниях и заболеваниях, а именно «при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью»;
  • оказывается лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб;
  • добровольно оказывается водителями и другими лицами при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Читайте также:  Лечебная грязь сапропель для чего

Таким образом, оказывать первую помощь может любой человек, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Вторым документом, который регламентирует оказание первой помощи, является приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». В приказе строго определены 8 состояний (Приложение №1), при которых оказывается первая помощь и 11 мероприятий по ее оказанию (Приложение №2).

Закрепление исчерпывающего перечня мероприятий по оказанию первой помощи позволило установить объем и отграничить мероприятия первой помощи от всех других видов помощи.

Перечень мероприятий предусматривает равный объем оказания первой помощи для всех категорий участников, и может рассматриваться как базовый, рассчитанный на всех граждан Российской Федерации.

Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена ответственность за неоказание первой помощи вплоть до уголовной. Для простых очевидцев происшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может. Особые нормы установлены в отношении водителей, причастных к ДТП.

Ответственность за неправильное оказание первой помощи, гибель пострадавшего или возникновение у него осложнений в процессе оказания первой помощи регулируется действующим законодательством, где закреплено понятие «Крайняя необходимость» (ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса РФ; ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно этим статьям, неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи пострадавшим при травмах и неотложных состояниях подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости, и, следовательно, не является правонарушением и не влечет привлечения к юридической ответственности. В данном случае оказание первой помощи направлено на спасение охраняемых законом интересов – жизни или здоровья человека, которые согласно ст.2 Конституции Российской Федерации признаются высшей ценностью. При этом угроза жизни или здоровью пострадавшего не может быть устранена другими средствами.

Кроме указанных выше нормативно-правовых регуляторов, законодательно закреплено включение знаний по первой помощи в нормы комплекса ГТО (для школьников), что отражено в приказе Министерства спорта Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1045 «О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 №575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»».

Одной из массовых групп граждан для которых предусмотрено обучения первой помощи являются водители транспортных средств. Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» утвердил новую программу Предмета «Первая помощь пострадавшим в ДТП».

На основании Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования первая помощь должна преподаваться школьникам на предметах биология. ОБЖ и физкультура.

Федеральный закон от 03.07.2016 №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит поправки, согласно которым педагогические работники должны быть обучены навыкам оказания первой помощи. Внедрение системы обучения преподавателей школ правилам оказания первой помощи и ее преподавания будет мощным ресурсом для увеличения количества обученных и, как следствие, повышения частоты и качества ее оказания.

Источник

Оцените статью