Психические расстройства у детей народными средствами

Когда ЗПР переходит в умственную отсталость

Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.

При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Читайте также:  Народные средства при отечности под глазами

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Источник

Лечение психических расстройств: с древности до наших дней

Психические расстройства – это обширная группа заболеваний, сопровождающаяся личностными и поведенческими изменениями. Проявления их достаточно разнообразны. Прежде всего, они захватывают психическую деятельность человека, но учитывая, что причины подобных патологий носят не только социальный, но и физиологический характер, лечение психических расстройств требует комплексного подхода.

Окунемся в историю

Способы нейтрализации душевных болезней известны еще с давних времен. В древнем мире психически больных людей принимали за что-то сверхъестественное, демоническое и колдовское. Чтобы изгнать из больного злого духа, в его черепе делали дыру. Из нее, собственно, демон и выходил наружу — вот такая, своего рода, трепанация.

Древние египтяне были более снисходительны к психически больным людям. Они полагали, что облегчить страдания им помогут увеселительные мероприятия.

Качественно новый подход в лечении психических болезней предложил Гиппократ. Он предположил, что они возникают из-за дисбаланса в организме основных жидкостей: крови, лимфы и желчи. Исходя из этого, по отношению к душевнобольным применяли такие методы лечения как кровопускание, флеботомия, очищение организма через правильное питание. Гиппократ также считал, что большую роль на психическое состояние человека оказывает его среда.

Долгое время психически больных людей считали изгоями. Их прятали от общества или выгоняли на улицу. Особо буйных и опасных отправляли в тюрьмы или подземелья.

В дальнейшем для них создали сумасшедшие дома и приюты. Однако и там отношение к ним не отличалось гуманностью: больные люди терпели насилие со стороны персонала, их приковывали кандалами, им запрещалось свободно передвигаться. Посещали их исключительно для того, чтобы покормить, а испражнялись они прямо на месте.

Из методов лечения таких пациентов в то время применяли специальные клетки для душевнобольных, обливания кипятком или ледяной водой для произведения шокирующего эффекта. Кроме этого, использовали прижигание для изгнания дьявола, из более «щадящих» методов – смирительную рубашку.

Истеричных женщин, возбудимых и агрессивных подвергали клиторидэктомии – удалению клитор, так как считалось, что сексуальное возбуждение способно спровоцировать душевную болезнь.

Состоятельных душевнобольных пациентов лечили кровопусканием и пиявками.

Переломным моментом в терапии психических расстройств стало открытие в 1918 году маляротерапии. Метод заключался во внутримышечном введении крови, зараженной 3-дневной малярией. Таким образом удавалось купировать симптомы паралитической деменции.

Вслед за ней была открыта инсулинокоматозная терапия, применяемая по сей день. Больному колют высокие дозы инсулина, вводя его в сопор или кому. Этот метод изначально апробировали на зависимых людях. Он помогал снимать абстинентный синдром.

Читайте также:  Рецепт лечебного чая монастырский

В настоящее время показаниями к нему служат тяжелые психотические состояния с бредом и галлюцинациями, изменением поведения и мышления. Прежде всего, это касается шизофрении. Метод используется очень редко ввиду тяжелой переносимости пациентами и сложностью проведения.

К другим способам купирования душевных болезней, чей дебют приходится на 30-е годы 20 века, стала судорожная терапия и наркотический сон.

В 1952 году был синтезирован ларгактил, соответствующий по своим свойствам аминазину.

Открытие новых методов терапии, а также психотропных средств, позволило снять клеймо с людей, страдающих психическими расстройствами, и выработать абсолютно иной подход к их лечению.

Однако, несмотря на новые открытия, варварства над больными не удалось избежать полностью. В 40-е годы популярность приобрела лоботомия – удаление части лобных долей, поскольку именно их поражение, по мнению автора метода, вызывает помешательство. Дошло до того, что один американский врач разъезжал на своем автомобиле и производил в нем подобные операции, без соблюдения стерильности и не имея опыта хирургических вмешательств. Сквозь глазное яблоко он вводил нож для раскола льда и проворачивал его, рассекая лобные доли. Естественно, что после такой манипуляции люди превращались в непонятное существо.

От этого метода быстро отказались. Однако его автор все-таки успел получить за свое детище Нобелевскую премию.

Змеиные ямы – еще один метод из прошлого. Еще в середине ХХ века его активно применяли для искоренения злых духов, вызвавших помешательство у человека. Его держали над ямой, кишевшей ядовитыми змеями, в надежде, что демоны испугаются и убегут.

Гидротерапия может стать приятным способом снятия нервного напряжения, возбуждения, тревожности и скованности. Но только не в том случае, когда больного усаживают в холодную ванну на целые сутки либо в голом виде приковывают к стене и обливают его мощным напором воды, как это делали в начале двадцатого столетия.

Индивиды с психическими расстройствами очень долгое время подвергались изгнанию из общества, издевательствам как физическим, так и моральным. Но за какие-то полвека медицина настолько шагнула вперед, что в настоящее время подобные состояния удается успешно корректировать. Люди, страдающие ими, способны жить полноценной жизнью.

Современный подход

В наше время лечение психических расстройств соблюдает правила комплексной терапии, ориентации на синдромальные проявления, учета длительности и прогрессирования процесса. Каждый случай предполагает индивидуальный подход с учетом особенностей пациента и его среды, последовательность применения методов.

Несмотря на то, что способы купирования таких расстройств шагнули далеко вперед, тем не менее существуют еще некоторые проблемы в их осуществлении. В первую очередь, это связано с тем, что до сих пор не удается установить причины возникновения многих психических недугов. Во вторую, в наши дни психогенные болезни неустанно прогрессируют, приобретая новые формы.

Поскольку мозг и психика человека – наименее изученные сферы, они преподносят множество «сюрпризов». И никогда нельзя быть уверенным, что болезнь отступает навсегда.

Условно принципы лечения психических расстройств можно разделить на биологическую терапию и психотерапию.

Биологическая терапия объединяет методы, которые воздействуют на биологические причины расстройства. Наиболее известные из них:

  • фармакотерапия;
  • эфферентная терапия;
  • электросудорожная;
  • инсулиношоковая;
  • наркопсихотерапия.

Фармакотерапия

Данный метод является основой купирования психических расстройств. Его функциями выступает:

  • устранение острого периода заболевания в условиях стационара до наступления ремиссии;
  • стабильный прием препаратов в качестве профилактики рецидивов в стационаре либо амбулаторно;
  • поддерживающая терапия для достижения стойкой ремиссии.

Прием медикаментозных средств позволяет устранить патологические симптомы и остановить прогрессирование процесса.

Среди психотропных препаратов выделяют несколько классов, воздействующих на определенную группу симптомов:

  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • нейролептики;
  • нормотимики;
  • ноотропы;
  • психостимуляторы.

Антидепрессанты воздействуют на депрессивные признаки, среди подобных препаратов выделяют как стимуляторы, так и седативные средства. С одной стороны, они стимулируют человека к деятельности, устраняют апатию, безволие, мрачные мысли и упадническое настроение, а с другой — снимают тревожность, успокаивают. Представители:

Существует несколько поколений антидепрессантов, каждое последующее из которых отличается более эффективным и менее травмирующим действием.

Транквилизаторы выполняют 5 основных действий: снимают тревогу, успокаивают, нормализуют сон, способствуют мышечному расслаблению и проявляют противосудорожный эффект. Но не все средства этой группы обладают всеми перечисленными свойствами. Каждый класс транквилизаторов «специализируется» в большей мере на нескольких из них. Кроме этого, существуют и те, что проявляют активизирующее воздействие. Показаниями к применению служат неврозы и различного рода тревожные расстройства. Представители:

Нейролептики назначают при появлении в клинической картине заболевания психоположительных симптомов: бред, галлюцинации, мания, искажения поведения и мышления, агрессия. Показаны при психозах. Представители:

  • Рисперидон;
  • Амисульприд;
  • Галоперидол.

Нормотимики. Препараты этой группы нормализуют настроение и предотвращают его полюсные колебания. Соответственно, прямым показанием к их использованию становится маниакально-депрессивный психоз. Сюда относят:

  • препараты лития;
  • Депакин;
  • Ламотриджин.

Ноотропы улучшают метаболизм тканей головного мозга и восстанавливают когнитивные функции. Поэтому их широко применяют при психических расстройствах, сопровождаемых изменением мозгового кровообращения, атеросклерозом мозговых сосудов: деменция, неврозы, алкоголизм, вегетососудистая дистония и т.д. Представители:

Читайте также:  Лечебное питание стационарных больных

Психостимуляторы активизируют психическую деятельность, повышают двигательную активность. Снимают заторможенность и усталость. Показания: апатия, астения. Представители:

Психотропные средства назначаются исключительно врачом и требуют тщательной корректировки дозы. Некоторые их особенности воздействия становятся большой проблемой на пути к исцелению.

Многие подобные средства обладают перечнем побочных эффектов, с трудом переносимыми больными. Ученые стараются совершенствовать их формулы, разрабатывая новые поколения препаратов, более совершенные и мягкие по своему действию.

Другая проблема – выработка зависимости или, наоборот, устойчивости к их воздействию. Кроме этого, они требуют длительного приема, и порой бывает сложно подобрать подходящее средство и дозировку.

Все эти нюансы приводят к тому, что нередко пациенты отказываются проводить лечение, бросая его на полпути. Это становится огромным шагом назад и перечеркивает достигнутые положительные результаты.

Эфферентная терапия

Данный метод биологической терапии подразумевает очищение крови и улучшение ее показателей. К ее способам относят:

  1. Плазмаферез – забор у пациента крови, разделение ее на плазму и кровяные клетки. Впоследствии клетки возвращаются пациенту, а плазма заменяется внутривенным введением растворов.
  2. Криоплазмаферез – плазма подвергается дезинтоксикационной обработке и возвращается пациенту.
  3. Гемосорбция, плазмосорбция – плазму или кровь пропускают через сорбенты;
  4. Гемофильтрация – очищение крови в специальном фильтре.
  5. Термофильтрация – усиление свойств гемофильтрации путем нагрева.
  6. Гемодиализ или аппарат искусственной почки применяется для выведения токсинов из крови, если почки пациента не работают самостоятельно.
  7. Ультрафиолетовое облучение крови.
  8. Лазерное облучение крови.

Перечисленные выше способы оказывают на организм детоксикационный, реовосстанавливающий и иммуностимулирующий эффект. В результате этого в ходе терапии психических расстройств удается достичь антидепрессивного, антипсихотического и психостимулирующего эффектов.

Эта процедура показана при особо токсическом течении заболевания. Например, это относится к фебрильной шизофрении – формы расстройства, сопровождающейся, помимо основных симптомов, изменением сознания по типу онейроида, вегетативными нарушениями. Главный ее признак – это лихорадка. Причем она не подпадает под типичную температурную кривую, характерную для соматических болезней. Возможно появление кровоподтеков, развитие кахексии, то есть истощения. Бред и галлюцинации в этот период достигают своего пика и носят злокачественный характер. Наблюдается каталепсия – так называемая восковая гибкость, когда больной принимает любую форму, приданную ему.

К другим состояниям, требующим эфферентного вмешательства, относят:

  • отравления наркотическими и медикаментозными средствами, ядами;
  • делирий различного происхождения;
  • галлюцинаторные синдромы, не купирующиеся медикаментозно.

Другие методы биологической терапии

К ним причисляют шоковые способы лечения: инсулинокоматозную и электросудорожную терапию.

Шоковая инсулинотерапия – это, как уже говорилось, введение повышенных доз инсулина. Их увеличивают постепенно, доводя пациента сначала до гипогликемии, а затем и до комы. Курс включает до 30 процедур.

Из комы пациента выводят путем введения растворов глюкозы. Метод предполагает стимуляцию адаптационных механизмов организма в шоковых условиях, благодаря чему он сможет противостоять заболеванию.

Данный метод противопоказан при инфекционных заболеваниях, печеночной и почечной недостаточности, эндокринных патологиях, а также во время беременности, при сердечных патологиях и онкозаболеваниях.

Электросудорожная терапия применяется крайне редко в случае, когда медикаментозное лечение не приносит результата. Ее используют обычно для больных с фебрильной шизофренией и в состоянии тяжелой депрессии. Предварительно пациент подвергается тщательному обследованию.

Метод заключается в воздействии на больного разрядом электрического тока с вызыванием судорог. Предполагается, что таким образом происходит стимуляция подкорковых центров головного мозга. Допускается использовать до 10 сеансов такой терапии.

К хирургическим методам лечения психических расстройств прибегают в случаях, когда все остальные методы терапии становятся неэффективны. Аргументом также служит длительность течения процесса (5 лет и более), инвалидизация больного. Главный критерий проведения хирургического вмешательства – наличие структурной мишени, то есть установленной органической причины заболевания.

Психотерапия

Психотерапевтическое лечение – неотъемлемый компонент в терапии психического расстройства. Если биологические методы направлены на восстановление физического баланса, то психотерапия работает с личностью пациента.

Ее используют после подавления острого процесса. Как правило, она применяется по отношению к тем пациентам, которые сохранили ясность сознания. У больных с нарушенным мышлением, с изменением личности, в состоянии эмоционального отупения она малоэффективна.

Чаще всего используют рациональный подход, действующий путем убеждения, аргументаций и переориентировки больного на новые убеждения. Способы внушения подключают крайне редко.

Всего существует около 700 видов различных направлений психотерапии. Среди них распространены:

  • поведенческая терапия;
  • рациональная;
  • гештальт-терапия;
  • психоанализ;
  • психоэстетотерапия;
  • творческие направления – арттерапия, музыкотерапия и т.д.;
  • аутотренинги и многие другие.

Психотерапия проводится в индивидуальной и групповой формах. Выделяют семейную терапию.

Многообразие методов лечения психических патологий дает возможность найти индивидуальный подход к каждой из них. Но, как правило, наиболее действенными оказываются смешанные способы излечения. Необходимо помнить, что искоренение психогенных заболеваний – длительный и трудоемкий процесс, требующий времени и терпения.

Источник

Оцените статью