Протокол заседания лекарственной комиссии

Требования к оформлению решения врачебной комиссии (протоколу врачебной комиссии)

Ранее в статье «Врачебная комиссия: создание, порядок деятельности и полномочия» нами были рассмотрены особенности функционирования врачебной комиссии в медицинской организации. Отметим, что законодательство содержит ряд требований касающихся оформления результатов деятельности врачебной комиссии.

В частности, Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее Приказ № 502н) определяет, что все решения врачебной комиссии медицинской организации, как и ее подкомиссий, оформляются в виде протокола.

Решение врачебной комиссии, считается принятым, если его поддержало квалифицированное большинство членов врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), то есть две трети ее членов (п. 15 Приказа № 502н).

Протокол врачебной комиссии имеет как медицинское, так и юридическое значение, поэтому крайне важно соблюдать правила его оформления и хранения.

Форма протокола врачебной комиссии

В действующих нормативно-правовых актах в сфере здравоохранения не утверждена единая форма протокола врачебной комиссии. В этой связи медицинской организации целесообразно разработать и утвердить собственную форму такого протокола, которая может являться одним из приложений к Положению о врачебной комиссии.

Отсутствие хотя бы единичного протокола врачебной комиссии расценивается как нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности (Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Тюменской области от 3 октября 2012 г. по делу № 5-656/2012).

Содержание протокола врачебной комиссии

Протокол врачебной комиссии, согласно п. 16 Приказа № 502н, должен содержать следующие сведения:

  • дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
  • перечень обсуждаемых вопросов;
  • непосредственно решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

Протокол должен быть подписан председателем комиссии, секретарем и ее членами. Кроме того подписи председателя и членов комиссии стравятся так же в медицинской документации пациента.

Необходимо отметить, что отсутствие в протоколе каких-либо формальных сведений, например, указания председателя комиссии, расценивается судами, как одной из нарушений лицензионных требований медицинской организацией (Постановление Улаганского районного суда Республики Алтай от 15 августа 2019 г. по делу № 5-839/2019).

Аналогичным образом расценивается и отсутствие подписей.

Вместе с тем, в судебной практике такие нарушения могут быть оценены как малозначительные. Так Согласно протоколу об административном правонарушении , составленному государственным инспектором отдела контроля и надзора за медицинской и фармацевтической деятельностью Территориального органа Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в ходе внеплановой документарной проверки ОГБУЗ «Шарьинская ОБ» допущены грубые нарушения лицензионных требований, в том числе: согласно данным медицинской карты стационарного больного протоколе врачебной комиссии не указана дата, решение принято 2/3 членов врачебной комиссии : председателем и лечащим врачом; отсутствует подпись секретаря врачебной комиссии.

Однако Постановлением Шарьинского районного суда Костромской области от 22 августа 2017 г. по делу № 5-85/2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20. КоАП РФ, совершенном ОГБУЗ «Шарьинская ОБ», прекращено в связи с малозначительностью деяния.

Хранение протоколов врачебной комиссии

Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет (п. 19 Приказа № 502н).

Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал работы врачебной комиссии. Форма журнала так же не утверждена, однако на практике используется форма № 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения», утв. Приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 № 154. В амбулаторной практике заключение врачебной комиссии заносится в п. 29, стр. 9 медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях формы № 025/у. Для стационарных больных решения врачебно комиссии в виде протокола (его копии) подшиваются в медицинскую карту формы 003/у.

В судебной практике можно обнаружить позицию, согласно которой протокол может храниться в медицинской карте конкретного пациента.

Так в Решении Железнодорожного районного суда г. Рязани от 27 июня 2018 г. по делу № 2-608/2018 указано, что «приоритетным способом оформления и хранения указанной медицинской документации является протокол, как самостоятельный документ и его местом хранения определена медицинская карта амбулаторных либо стационарных больных».

Место хранения протоколов врачебной комиссии, принятых по вопросам не в отношении конкретного пациента должно быть определено в Положении о комиссии.

Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления. Законодательство не содержит сроков рассмотрения такого заявления

Юридическое значение протокола врачебной комиссии

Как указывалось ранее, решение (протокол) врачебной комиссии является не только частью медицинской документации, но и документом, порождающим юридические последствия.

В частности, решение, вынесенное по результатам проведения экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников, а также предварительных и периодических медицинских осмотров или выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, позволяет гражданину свободно реализовать свое право на труд или напротив, препятствует трудоустройству или продолжению работы в определенной должности.

Решение комиссии о направлении сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов является основанием для проведения мероприятий по мониторингу безопасности лекарственных препаратов.

Читайте также:  Вопросы по первой помощи для спасателей

Получение от врачебной комиссии медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред является обязательным условием для трансплантации.

Решение по результатам медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений может являться основанием для замены меры пресечения в виде заключения под стражу на альтернативную.

Решения, принимаемые врачебной комиссией при реализации функции контроля качества и безопасности медицинской деятельности, могут являться основанием для применения мер ответственности к лицам, допустившим нарушения при оказании медицинской помощи гражданам, в том числе в процессе диагностики и лечения и/или оформлении и ведении медицинской документации, назначении лекарственных препаратов и так далее.

Поскольку решения врачебной комиссии являются юридически значимыми актами, они могут быть оспорены в том числе в судебном порядке.

Так, гражданин Огородний А.В. обратился в суд с иском к ПАО «РУСАЛ Братск», филиалу ООО «РУСАЛ Медицинский центр» в г. Братске, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда» о признании увольнения и приказа о прекращении трудового договора в связи с отказом от перевода на другую работу, необходимого в соответствии с медицинским заключением, незаконными и о признании незаконным медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда».

Братский городской суд Иркутской области решением по делу № 2-135/2019 от 05 июля 2019 года, удовлетворяя исковые требования, учел, что в протоколе врачебной комиссии отсутствуют: диагноз, обоснование постоянной профнепригодности работника, детальный анализ анамнестических данных, профмаршрута, условий труда, клинической картины заболевания системы органов дыхания, консультативного заключения врача-пульмонолога, результатов дополнительных исследований в определении профессиональной принадлежности патологии или ее исключения.

Таким образом, каждое решение врачебной комиссии медицинской организации должно быть оформлено в виде протокола с соблюдением нормативных предписаний к его содержанию и хранению. Протокол врачебной комиссии является юридически значимым актом, порождающим широкий спектр правовых последствий, как для пациента, так и для медицинской организации, ее работников, контролирующих органов и иных лиц. Нарушения, допущенные при оформлении протокола, могут служить основанием для его признания судом недействительным, а так же для привлечения медицинской организации к административной ответственности.

Источник

Протокол заседания

Постоянно действующей формулярной комиссии

№________ от __________

Комиссии в составе:

Председатель: ЗЕЛЁНАЯ Т.П. – зам.гл. врача по медицинской части.

Заместитель председателя: САНДАКОВ Я.П. – зам.гл. врача по хирургической помощи.

Секретарь:КОМЛЕВА Н.В. – зав. аптекой

Члены комиссии:

ТРОИЦКАЯ Е.В. – заведующая педиатрическим отделением.

КАРПОВА И.А. – заведующая пульмонологическим отделением.

МАЛИМОН С.Г. – заведующая эндокринологическим отделением.

АФОНИН О.Б. – заведующий отделением экстренной хирургии.

ГОРКОВЕЦ К.И. – заведующий отделением анестезиологии – реанимации.

ТУПИЦИНА И.И.- и.о. заведующей отделением плановой хирургии.

ПАЛКИН С.Б. – врач анестезиолог реаниматолог ПРИТ.

ГОРКУНОВ А.Н. – заведующий приемным отделением.

ВАЛИУЛОВ И.М. – заведующий эндоскопическим отделением.

ПОПОВА С.Ю. – главная медсестра.

1. Своим решением включила в формулярный перечень следующие ЛС: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На основании поступивших заявок от __________________________________________________________________

2. Исключила из формулярного перечня следующие ЛС:

3. Утвердила формулярный перечень с внесенными изменениями.

а) рациональность использования ЛС:

б) наличие побочных эффектов от применения ЛС:

в) статистические данные по заболеваемости, фармакоэпидемиологические данные:

г) заслушала результат контролирующих программ оценки рационального использования ЛС

зам. главного врача по медицинской части_____________

зам. главного врача по хирургической помощи_____________

зав. аптекой __________________

заведующая педиатрическим отделением.

заведующая пульмонологическим отделением.

заведующая эндокринологическим отделением.

заведующий отделением экстренной хирургии.

заведующий отделением анестезиологии – реанимации.

И.о.заведующей отделением плановой хирургии.

Источник

Протокол заседания лекарственной комиссии

Уважаемые коллеги!

Мы создали готовые шаблоны документов по НОВОМУ приказу МЗ РФ №785н. Все документы актуальны на 2021 год и проверены на практике.

Все документы блока ВКК 2021 года созданы в соответствии с требованиями нового закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Зачем и кому это нужно?
Внутренний контроль качества в медицинской организации — одно из главных лицензионных требований (пункт «И» статьи 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ постановления правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291.) Без него невозможно получить медицинскую лицензию, переоформить ее или пройти проверку на соответствие лицензионным требованиям.

ВАЖНО. Это не замена врачебной комиссии, это совершенно иной набор документов и действий по новому приказу №785н. Врачебная комиссия много лет работает по собственному приказу №502н. Теперь оба приказа работают месте и дополняют друг друга по функционалу, составляя единую систему ВКК клиники.

Ответы на часто задаваемые вопросы.

1) Этот блок универсальный для всех клиник или только для стоматологии?
Ответ: для всех клиник, универсальный. В приказе 785н нет различия в процессах по видам деятельности. Он подходит и для косметологии, и для пластической хирургии, для ЧЛХ, многофункционального медицинского центра и любой другой клиники. Все документы легко адаптируются по направлению деятельности медицинской организации.
Документы «Внутренний контроль качества» по приказу Министерства здравоохранения РФ №785н подходят для косметологической клиники (медицинской косметологии), стоматологии, многопрофильной поликлиники или стационара, клиники пластической хирургии, клиники челюстно-лицевой хирургии, поликлиники любого профиля,

2) Адаптирован ли он для небольших клиник без отделений на несколько кабинетов?
Ответ: да, блок сделан максимально просто для применения и в небольших клиниках с участием вместо комиссии по контролю качества всего лишь одного сотрудника — уполномоченного по ВКК.

3. Можно и нужно ли применять блок ВКК для Индивидуальных Предпринимателей с медицинской лицензией?
Ответ: да, можно. И нужно обязательно, поскольку это лицензионное требование. ИП назначается уполномоченным по ВКК и ведет всю документацию. Лишь для деятельности врачебной комиссии нужен договор с другой клиникой, поскольку там состав комиссии из нескольких врачей.

4. Подходит ли данный блок для лицензирования и для прохождения проверки соблюдения лицензионных требований?
Ответ: да, полностью подходит. Уже проверен на практике. Все новые требования приказа №785н в нём учтены.

5. Есть ли инструкции по применению документов в блоке?
Ответ: да, каждая папка по направлению снабжена подробной инструкцией с пояснениями.

6. Заменяет ли данный блок документы и работу врачебной комиссии и Ваш блок №11?
Ответ: нет, не заменяет. Врачебная комиссия работает по собственному приказу МЗ РФ №502н и выполняет составные части внутреннего контроля качества и безопасности в клинике. Положения и прочие документы данного блока для исключения дублирования функций по ВКК определяют полномочия врачебной комиссии как части общего ВКК. Эти два блока дополняют друг друга, но заменить не могут. Оба блока обязательно должны быть в клинике.

7. Какой штраф и другие санкции грозят клинике за отсутствие внутреннего контроля качества? Могут ли за это прекратить работу клиники и закрыть её?
Ответ: отсутствие внутреннего контроля качества является ГРУБЫМ нарушением лицензионных требований и согласно КоАП статье 14.1 часть 4 «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)», влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или а дминистративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток ; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или а дминистративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
. Помните, что уже совсем скоро — с 1 января 2021 года, эти документы станут обязательными для всех клиник РФ.

8. Есть ли судебные прецеденты, подтверждающие отсутствие внутреннего контроля качества именно как ГРУБОЕ нарушение?
Ответ: да, есть. Высшая судебная инстанция страны — Верховный суд РФ в 2019 году выносил по этому поводу точное определение: от 18 марта 2019 г. № 306-ЭС19-1086
В нем ВС РФ однозначно подтвердил позицию нижестоящих инстанций, что отсутствие ВКК является грубым нарушением лицензионных требований и наказывается именно по статье КоАП 14.1 часть 4. Именно поэтому по данной статье клинику можно закрыть на 90 суток или оштрафовать на сумму до 200.000 рублей.

Большой обзор судебной практики по штрафам за нарушения ВКК читайте по этой ссылке: http://stom-dok.ru/vkk-sud

9. Входит ли в покупку блока консультации и обучение по его применению?
Ответ: нет, обучение — это отдельный процесс. Как при продаже расходных материалов — ими не учат ими работать. Шаблоны по ВКК — это ускорение и упрощение внедрения необходимых документов в работу клиники, а не обучающая программа. ВКК — отдельная дисциплина знаний медицинского управленца. Его преподают при прохождении профессиональной переподготовки по организации здравоохранения и общественного здоровья (ОЗЗ) как самостоятельную дисциплину. Уполномоченный по ВКК обязан иметь усовершенствование по ОЗЗ и знать методы работы по ВКК — это его базовые образовательные навыки. Предполагается, что при наличии диплома и сертификата по ОЗЗ врач знает все механизмы управления ВКК в медицинской организации. Именно поэтому важно не просто иметь документы, но и реально учиться этому направлению профессии медицинского управленца.

10. Входит ли в блок по ВКК документация по врачебной комиссии?
Нет, это отдельный блок. Работа врачебной комиссии клиники регулируется отдельным приказом Минздрава №502н. И у нее согласно этому приказу — свой набор необходимых документов. И свой отдельный блок. Если у вас в клинике еще не налажена деятельность врачебной комиссии — он также Вам нужен, поскольку это необъемлемая часть внутреннего контроля и многие документы из 785н приказа напрямую ссылаются на врачебную комиссию.
Содержание блока документов №11 по врачебной комиссии — по этой ссылке: http://www.stom-dok.ru/vk

Использование блока ВКК:
Документы разделены на несколько папок в соответствии с определенным направлением и последовательностью работы.

Папки и файлы в папках пронумерованы по порядку для удобства и преемственности работы и внедрения блока в практику. При внедрении рекомендуется придерживаться данного порядка.
Места в тексте, выделенные курсивным шрифтом, указывают на необходимость в этом месте или указать должностное лицо и его должность, или иную конкретизирующую информацию по Вашей клинике.

Относительно указанных в документации структурных подразделений: мы сделали блок универсальным, подходящим и для небольших клиники для крупных медицинских учреждений. Если у Вас маленькая клиника и структурные подразделения (отделения) отсутствуют, просто УДАЛИТЕ соответствующие пункты о них из документов. Если у Вас иные по профилю структурные подразделения – просто введите их наименования/профиль.
Блок подходит для ЛЮБОЙ клиники или даже для индивидуального предпринимателя (ПИП) с медицинской лицензией. Мы сделали блок максимально удобным и простым для использования, определив согласно приказу №785н в качестве исполнителя системы ВКК именно сотрудника (а не комиссию или службу) — уполномоченное лицо по качеству и безопасности медицинской деятельности. Требования к нему минимально простые, соответствуют требованиям по образованию и квалификации любого врача с сертификатом по организации здравоохранения. Это позволяет для выполнения всех требований приказа 785н не собирать комиссию, а использовать лишь одного сотрудника клиники.

Это готовые к использованию ШАБЛОНЫ документов, которые требуют лишь индивидуализации для каждой конкретной клиники. Корректировку и индивидуализацию под условия Вашей клиники Вы проводите самостоятельно, внося данные сотрудников и юр.лица.

Блок ВКК экономит Вам огромное количество времени на создание документации с нуля и позволяет внедрить требования пр.№785н за несколько дней.

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА ДОКУМЕНТОВ ВКК и БМД по НОВОМУ ПРИКАЗУ МЗ РФ №785н актуализированы в 2021 году:

1. Приказ об утверждении Положения о порядке организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

2. Положение о порядке организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

3. Дополнения в должностную инструкцию Уполномоченного лица по качеству и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

4. Дополнения в должностную инструкцию ответственного лица за организацию работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в подразделении медицинской организации

5. Дополнения по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности в должностную инструкцию врача

6. Форма журнала учёта контроля качества и безопасности медицинской деятельности

7. Форма Плана проверок по контролю качества и безопасности медицинской деятельности

8. Форма Отчёта по результатам проверок по контролю качества и безопасности медицинской деятельности с формами следующих документов:

9. Мероприятия по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников;

10. Предложения по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов и их реализация;

11. Форма анализа результатов внутреннего контроля в целях их использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности

12. Форма Сводного отчёта о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности с формой Перечня корректирующих мер в части повышения качества и безопасности медицинской деятельности

13. Приложение 9. Форма мониторинга наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий

14. Форма анализа информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов…

15. Форма анализа информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении… .

16. Форма Акта контроля качества медицинской помощи в амбулаторных условиях

17. Форма Акта контроля качества медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара

18. Дополнение в ДИ ВКК БМД и контроль ЛС

19. Карта ВКК и БМД 203н

20. Приказ о част. возложении контроля качества на врачебную комиссию

21. Приказ об утверждении Порядка создания системы оценки качества и Положения о проведении оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата

22. Порядок создания системы оценки качества работы медицинской организации, её структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг

23. Положение о проведении оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата

24. Приказ об утверждении Порядка анкетирования пациентов медицинской организации, анкеты пациента и методики удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи

25. Порядок анкетирования пациентов медицинской организации

26. Анкеты пациента

27. Методика оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи

28. Приказ об утверждении Положения об общественном совете медицинской организации и Порядка взаимодействия медицинской организации с общественными объединениями

29. Положение об общественном совете медицинской организации

30. Порядок взаимодействия медицинской организации с общественными объединениями

31. Приказ об утверждении Порядка обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации

32. Порядок обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации

33. Дополнения в должностную инструкцию лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации

34. Дополнения в должностную инструкцию лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в подразделении медицинской организации

35. Дополнения в должностную инструкцию уполномоченного лица по консультативному сопровождению лекарственной терапии

36. Приказ об утверждении Порядка обеспечения эпидемиологической безопасности в медицинской организации

37. Порядок обеспечения эпидемиологической безопасности в медицинской организации

38. Положение о комиссии по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП)

39. Примерный план работы комиссии медицинской организации по профилактике ИСМП

40. Форма договора на оказание услуг по проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности у индивидуального предпринимателя

41. Приказ об утверждении Положения о применении порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в медицинской организации

42. Положение о применении порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в медицинской организации

43. Положение о кабинете медицинской организации

44. Положение об отделении медицинской организации

45. Приказ об утверждении Порядка организации работы по применению критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации

46. Порядок организации работы по применению критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации

47. Мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста

48. Листы ознакомления со всеми приказами и прочие полезные документы.

Стоимость блока ВКК со всеми перечисленными документами и подробными инструкциями по применению — всего 8 .700 рублей

С уважением,
руководитель «Центра Защиты Врачей»,
доктор Владислав Аносов.

Источник

Оцените статью