Презентация к уроку по литературе «Лекарственные растения в художественной литературе»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лекарственные растения в литературных произведениях
КЛЮКВА В произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца» упомянуто о растении – клюкве, которое обладает лекарственными свойствами: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом»
КЛЮКВА Полезные свойства клюквы были известны еще в древности –эту ягоду использовали для лечения простуды, головных болей, а также при слабом иммунитете. Клюква обладает слабым мочегонным действием, а также мощным бактерицидным свойством. Именно поэтому ее рекомендуют при инфекциях мочеполовой системы. Клюква занимает одно из первых мест по богатству витаминного состава.
ТЫКВА В произведении Шарля Перро «Золушка» говорится о растении –тыква: «Золушка побежала на огород, выбрала самую большую тыкву и принесла крестной. Ей очень хотелось спросить, каким образом простая тыква поможет ей попасть на королевский бал, но она не решилась»
ТЫКВА Тыква действует как мочегонное средство. Поэтому она является хорошей пищей при хронических заболеваниях почек. Сок тыквы всегда в народе считали эликсиром молодости. Тыквенный сок или отвар тыквы с медом, принятый на ночь, успокаивает центральную нервную систему, действует как снотворное средство. Сырые или высушенные семечки тыквы хорошо зарекомендовали себя как ценное, абсолютно безвредное для организма, противоглистное средство.
КРАПИВА В сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» сказано о крапиве –растении, обладающим лекарственными свойствами. «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и руки ее покрывались волдырями, но она с радостью терпела боль -только бы спасти милых братьев! Босыми ногами она разминала крапиву и пряла зеленые нити»
ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА КРАПИВЫ Более двух тысяч лет известно человеку о лечебном действии этого уникального растения. Список заболеваний, при которых можно использовать ее в качестве лекарства, поистине впечатляющий. Анемия, атеросклероз, болезни почек и мочевого пузыря, туберкулез, геморрой, нарушение обмена веществ, многочисленные кожные заболевания, болезни сосудов и суставов.
ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА КРАПИВЫ Это ценный источник аскорбиновой кислоты, который спас многих людей от голодной смерти и авитаминоза в голодные военные годы. Крапива имеет множество лечебных свойств: кровоостанавливающее, ранозаживляющее, противолихорадочное, противомикробное. Она может служить восстанавливающим средством при импотенции, лечит паралич, чесотку, крапивную лихорадку.
Снежная королева В сказке Андерсена «Снежная королева» мы встречаемся с розой. Кай и Герда пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним — им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос. Что за чудное было лето, и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно!
РОЗА Полезные свойства обладает бактерицидным действием; снимает некоторые виды боли; успокаивает нервную систему; оказывает регенерирующее воздействие; является мягким слабительным средством; обладает глистогонным эффектом; снимает воспаления; считается природным антибиотиком; успокаивает кожный зуд.
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Презентация по теме «Лекарственные растения «. Данный урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на бинарном уроке литература + биология. Материал знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания о их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течение всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью., так же формируется умение проводить наблюдения , работать с учебником и дополнительной литературой
Номер материала: ДБ-715946
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Какие навыки ценят в педагоге работодатели
Время чтения: 2 минуты
Число бюджетных мест на IT-направлении к 2024 году увеличат вдвое
Время чтения: 2 минуты
Студент устроил стрельбу в Пермском государственном университете
Время чтения: 1 минута
Преподаватель пермского вуза продолжал вести лекцию при нападении
Время чтения: 2 минуты
До конца года построят и отремонтируют более 780 школьных дорог
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Классный час «Путешествие в страну лечебных растений»
Задачи:
- дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.
- развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.
- воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.
Оборудование:
- Презентация (Приложение 1)
- Карта путешествия по стране лечебных растений. (Рисунок 1, Рисунок 2)
- Карточки с названиями лекарственных растений.
- Стенные газеты о лекарственных растениях.
- Костюмы для инсценировок (шапочки архивариусов, врача, платок для бабушки, костюмы сороки и зайца, венки из цветов для травников)
- Лекарственное сырьё (в аптечной упаковке) для травников.
- Чай (заварен из лечебных трав: мята, душица, мелисса).
Ход проведения
Ведущий 1.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
(Р. Рождественский)
Ведущий 2. Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров — «золота», — что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать — мы живем в мире лекарств!»
Учитель.Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки, хранения и применения. Для этого мы с вами отправимся в путешествие в Страну Лечебных Трав. Проводниками – экскурсоводами будете вы сами. Сегодня работает пять групп:
1 группа: Учёные – архивариусы. Они дадут справки из истории. Давайте послушаем их.
Архивариус 1. Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений.
Архивариус 2. Постепенно знания о них стали собираться в книги — «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором лечебных трав, так как лечение больных людей в то же время внушало и надежду на выздоровление, и веру в сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарство, знахарь обычно бормотал заклинания и совсем непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора.
Архивариус 3. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.
Учитель: Итак, отправляемся в Страну Лечебных Трав. Где же эта Страна? Она совсем рядом с нами. Заглянем в наш двор (на карте во время сообщений прикрепляются названия растений).
2 группа:
Ученик 1. А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много загадок.
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же.
(крапива)
Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Слайд, приложение 1.
Писатель А. Плешаков призывает нас: «Подружитесь с крапивой!».
Инсценировка (3 чел.)
Бабушка: Сегодня на обед будут крапивные щи
1 брат: Мы с братом переглянулись.
Оба брата: Крапивные?
Бабушка: Да-да. А вы пойдите и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы.
2 брат: Щи получились отличные. И это было для нас открытием.
1 брат: Мы поняли, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.
Бабушка: Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Кроме того, из крапивы получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Крапиву используют и для временного хранения пищевых продуктов. Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.
Врач. Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы.
Ученик 2. А с этим растением вы тоже все знакомы:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник) Слайд, приложение 1.
Ученик 3. Почему это растение так называется? Кто из вас пользовался подорожником? Для чего вы это делали? Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету.
Ученик 4. Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья немного напоминают след ступни человека. В Америке он никогда не рос до тех пор, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3000 лет назад. В средние века это было самое широко применяемое средство.
Врач. Подорожник, используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, он также широко применяется для лечения простуды. При этом используют сок подорожника.
Ученик 5. Еще один житель Страны Лечебных Трав:
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на ветке крепкой
Сто плодов шершавых, цепких.
(Лопух) Слайд, приложение 1.
Действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха — репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, но и сам лопух растет ближе к его жилью. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Они съедобны на первом году жизни растения. Поэтому в Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Корни можно есть сырыми, вареными, печеными, жареными. Если измельчить корень и варить его в течение 2 часов с щавелем, уксусом, то получится приятное на вкус повидло.
Врач. Если смешать свежий сок растения с маслом, то получится хорошее средство для лечения ран. Отваром из корней лопуха рекомендуется мыть голову для укрепления волос.
Ученик 6.
Догадайтесь, что это за растение:
Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
(Одуванчик) Слайд, приложение 1.
Одуванчик — тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые — «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту.
Врач. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.
Учитель: Около наших домов очень много лекарственных растений. Но настоящая кладовая даров для аптеки — это наше природное окружение: леса, поля, луга. Здесь столько лекарственных растений, что ими можно предупредить и вылечить многие заболевания: сердца, желудка, нервов, простудные и многие другие.
Итак, отправляемся в лес!
3 группа
Ученик 1. Отгадайте загадку о первом лесном жителе Страны Лечебных Трав.
В тени деревьев среди густой травы растет он. У ландыша два больших остроконечных листа, а между ними, на высокой тоненькой ножке, несколько маленьких белых колокольчиков. Узнаешь его и по тонкому, приятному запаху. За красоту и за этот запах его очень любят люди. Но если для большинства людей ландыш лишь красивый цветок, то для врачей это еще и сырье, из которого делается лекарство для сердечных больных. Ландыш используется для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш — это охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу. Поэтому ландыш заготавливают только специальные организации.
Ученик 2. Другой житель Страны Лечебных Трав — медуница. (Слайд, приложение 1.) Так описывает этот цветок поэт В. Мусатов:
Лиловый, красный, голубой
Цветет, любимая пчелой,
В дубраве медуница.
Никто другой в стране лесной
Не может, как она весной
В три цвета нарядиться.
Медуница имеет очень широкие листья (т.к. она растет с самой ранней весны), чтобы ловить больше солнечных лучей. Цветки у медуницы трех цветов. Если понаблюдать за ней несколько дней, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок, сначала розовый или красный, затем становится синим, и, наконец, фиолетовым. А так как цветочки распускаются не одновременно, то на одном стебле можно увидеть весь разноцветный «букет». Медуница используется для лечения воспаления дыхательных путей при бронхите, а также при недостатке витаминов.
Ученик 3. Название следующего растения вы легко отгадаете:
И матушка родная,
И мачеха злая
Бок о бок живут –
Через стеночку.
(Мать-и-мачеха). Слайд, приложение 1.
Ещё лютуют морозы и только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные тёплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогодь, немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. В народе по цветам мать-и-мачехи определяют погоду.
Ученик 4. Кто из вас знает, почему это растение так называется?
“…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная а нижняя, покрыта белым пухом, – мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной – станет неуютно, холодно…”
Ученик 5. Странное название этого растения породило много сказок и легенд примерно одного содержания.
Счастливо, согласно жила семья, покуда не заболела, а потом не умерла мать. Ссутулился хозяин дома, затихли песни и радостные игры у ребятишек. Соседка, вдова молодая, которую покойница никак не жаловала, ловко вошла в доверие и перебралась в осиротевший дом новой женой. С виду вроде бы всё хорошо: дети ухоженные, муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семь будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведёт рукой по волосам – словно репьёв насажает. Как пригрело весеннее солнце, младшая дочь от тоски стала на косогор к речке бегать, слёзы выплакивать. Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек жёлтенький расцвёл. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветок каждую весну появляется. Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадёт. На его месте летом листья вырастут, сверху холодные, а снизу тёплые, мягкие.
Ученик 6. Мать – и – мачеха – это многолетнее травянистое растение. Растение обладает большой живучестью и подвижностью. Корневище расползается далеко от основной части. Листья округлые, зелёные сверху, с обратной стороны беловойлочные, пушистые.
Люди давно прознали о лечебных свойствах мать-и-мачехи. Лечит ли это растение тоску, как утверждает легенда, судить нельзя. А вот при кашле помогает замечательно. Не даром древние называли мать-и-мачеху “туссиляго” — от латинского слова “туссус”, что означает “кашель”. Вытяжки из листьев и цветов успокаивают кашель, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, заживляют раны. При насморке втягивают в нос сок, выжатый из свежих листьев.
Ученик 7. Есть в лесу и сладкая аптека. (Слайды, приложение 1.)Так, черемуху используют при лечении расстройств желудка, малину — при ангинах и простудах, землянику — для улучшения состава крови, бруснику — при авитаминозах (ягоды) и при заболеваниях почек (листья).
Архивариус 1: Как видите прямо в лесу можно найти нужные лекарства и использовать их по надобности. В моем архиве есть еще одна интересная история, которая рассказывает о находчивости одного врача. Было это в 1919 году, на севере, в госпитале. Раненых красноармейцев было много, а в передвижном госпитале не было ни бинтов, ни ваты, ни йода. Особенно нужна была вата. Врачу было невыносимо тяжело смотреть на страдания раненых, и он в самом мрачном настроении вышел из избы. За деревней начиналось болото, покрытое снегом. Врач пнул ногой кочку и замер: под ногой был белый мох – сфагнум. Врач знал, что сухой мох используют на скотных дворах, так как он хорошо впитывает навозную жижу. Значит его можно использовать вместо ваты. На другой день весь медицинский персонал вышел на сбор мха. Собранный мох разложили по простыням для просушки. Просохший мох заменил не только вату, но и йод. Сфагнум содержит вещество сфагнол, убивающее микробов.
Архивариус 2: Я хочу сделать вам не менее интересное сообщение. С древних времен лечатся не только люди, но и животные. Ранней весной лиса и барсук для своих детенышей устраивают настоящие солнечные ванны. Они выносят своих малышей из сырых и темных нор, держат их некоторое время на солнышке, поворачивают с одной стороны на другую, а потом снова уносят в логово. Для чего же звери облучают солнечными лучами своих детей? А для того, чтобы предупредить рахит.
Лечебные растения в природе разбросаны повсюду. Животные охотно поедают их, спасая себя от кишечных или других заболеваний. Поедая полынь, степные копытные животные избавляются от глистов и других паразитов. Медведь не ляжет в берлогу до тех пор, пока не выведет глистов. Иначе ему не перезимовать. Конечно, животные лечатся совершенно бессознательно, ими руководит инстинкт, который передается из поколения в поколение.
Учитель. Немало лекарственных трав в поле и на лугу.
4 группа
Внук.
С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.
(Е. Фейерабенд)
Бабушка: Да, действительно, очень важно знать, какие растения полезны, а какие могут быть и ядовиты. Ну-ка, внучек, вспомни, чему я тебя учила? Какие лекарственные растения ты знаешь?
Внук:(Слайды, приложение 1.) Это ромашка аптечная (ее используют при простуде, воспалении слизистой оболочки рта, это успокаивающее средство, оно утоляет боль).
Кажется солнце в ромашку вошло,
Желтое донце в лучах расцвело,
Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,
Солнца на ножках, качаясь стоят.
Залит лучами зеленый лужок.
Солнце над нами и солнце – у ног!
(А. Мельникова)
Знаю пустырник (успокоительное средство, применяется также при болезнях сердца); василек синий (используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря, в виде примочек при заболеваниях глаз).
Валериана лекарственная используется при болезнях нервов, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.
Бабушка. Часто можно увидеть ещё одно ценное лекарственное растение — тысячелистник обыкновенный. (Слайд, приложение 1.) Посмотрите на растение и ответьте, почему он так называется? Каждый лист тысячелистника многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые трудно.
Инсценировка (2 чел.)
Зайчонок: Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…
Сорока: Что это ты считаешь?
Зайчонок (вздыхая): Опять со счета сбился. Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков. Вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.
Сорока (смеётся):– Ха – ха – ха! Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много, как и цветков. Цветки у тысячелистника маленькие. Их множество, и образуют они красивый плоский букетик. Обычно цветки бывают белые или лиловые. Но если подняться в горы, то там можно встретить розовые и даже тёмно – красные корзиночки.
Зайчонок: Вы посмотрите, какие у него длинные резные листья. Будто маленькие ветки ёлки.
Сорока: Очень интересное растение, очень. Даже из-под снега видны его засохшие пахучие корзинки. Всю зиму в них семена хранятся.
Зайчонок: А как вы думаете, тётушка Сорока, сколько всё же у тысячелистника листиков?
Сорока: Не знаю, не знаю. Я пока за вестями слетаю, а ты тут потрудись немножко, посчитай. А потом мне скажешь!
Зайчонок вздохнул, наклонился над растением и стал считать: Один, два, три…
Бабушка.Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Тысячелистник хорошо останавливает кровь. Он улучшает аппетит. Разомните листья тысячелистника, приложите кашицу к ранке и завяжите бинтом. Рана быстро заживет.
Учитель: Итак, наше путешествие по Стране лечебных трав сегодня заканчивается. Для подведения итогов я приглашаю последнюю группу ребят. Чтобы узнать название этой группы, нужно разгадать кроссворд (слайд, приложение 1):
- Его называют сердечной травой,
Он бережёт ваш сон и покой. (Пустырник) - Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка) - На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш) - Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик) - Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник) - Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина) - Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек) - У забора живет, никого не признает,
Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)
5 группа «Травники»
Травник 1. “Травниками” называли людей, собирателей лекарственных растений. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.
Травники 2, 3. Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои волшебные лечебные силы, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом точно придерживаться строгих правил. (Рассказывают по памятке — Приложение 2)
Итог.
Учитель: Ребята, а как вы сможете применить знания, полученные сегодня, использовать в жизни? Не забывайте правила, о которых вам рассказали травники. Они записаны в памятках, которые вы получили от наших травознаев. Но не только на улице можно встретить лекарственные растения. Растут они и у вас дома. Задание – узнать о лекарственных растениях, растущих на подоконниках ваших домов. Подготовить рассказ об этих растениях.
В заключение нашего путешествия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.
Ученик.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
А теперь наши травники приглашают всех на чаепитие!
Литература, интернет-ресурсы:
Источник