- ПМ 04. Профилактическая деятельность Специальность 31.02.01. Лечебное дело
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методическая разработка по ПМ.04 Профилактическая деятельность на тему:Роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий
- Основные нормативные документы р егламентирующие работу медработников по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни
- Организация проведения профилактического медицинского осмотра
ПМ 04. Профилактическая деятельность Специальность 31.02.01. Лечебное дело
Методические разработки теоретических и практических занятий для студентов и преподавателей медицинских колледжей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_zadaniya_po_teme_pm_04_ld.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Формирование ЗОЖ населения. Организация здоровьесберегающей среды »
Критерии отбора и оценки разноуровневых заданий.
Учитывая различную степень подготовленности студентов, разную скорость усвоения учебного материала, для текущего контроля предлагаются разноуровневые задания. Система заданий имеет 3 уровня сложности с учетом специфики практического занятия, на котором обучающиеся должны воспользоваться имеющимися ЗУН и освоить новые.
I уровень — репродуктивный (базовый). Задания позволяют оценивать и диагностировать знание фактического материала (основные понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения по теме, действия по образцу.
Задания репродуктивного уровня сложности являются типовыми и предполагают выполнение действий по ранее изученному алгоритму. К ним можно отнести:
- подготовку стандартных вопросов темы («Значение физической активности для здоровья», «Место рационального питания в ЗОЖ», «Стрессовые факторы риска и методы их коррекции» и др.);
- решение типовых ситуационных задач, предполагающих конкретный ответ на поставленные в задаче вопросы; или выполнение стандартных последовательных действий (составление простых планов и проведение по ним беседы о ЗОЖ и факторах риска ухудшения здоровья);
- работу с учебными материалами , учебным пособием, конспектом лекций (составление опорного конспекта, поиск ответов на вопросы, составление таблиц о факторах риска, о средствах и методах формирования ЗОЖ др.);
- составление алгоритмов действий по образцу (например, по чек-листу).
Оценка заданий I уровня — «удовлетворительно».
II уровень — частично-поисковый (реконструктивный). Задания позволяют оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей, применять знания и умения в знакомой ситуации с несложным преобразованием своих действий). Частично-поисковые задания предполагают использование теоретических знаний и практических умений в новых условиях:
- подготовка и оформление докладов с презентацией по заданной теме;
- составление индивидуальных рекомендаций (плана беседы) для пациента по ведению ЗОЖ и коррекции факторов риска;
- создание листовок или буклетов по ключевым вопросам изучаемой темы;
- заполнение таблиц или схем, отражающих содержание изучаемой темы;
- решение проблемных ситуационных задач.
Критерий оценки заданий II уровня — «хорошо».
III уровень — творческий . Задания на творческом уровне позволяют оценивать и диагностировать умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, находить решение неизвестного, без готового эталона (неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, с необходимостью прикладного анализа ситуации и принятия нестандартных решений). Они рассчитаны на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.
Критерий оценки заданий III уровня — «отлично».
Критерии оценки работы студента на занятии:
- выполнение заданий I, II и III уровней сложности полностью, без замечаний и помощи преподавателя;
- полное раскрытие вопросов темы;
- указание точных названий и определений;
- правильная формулировка понятий и категорий;
- самостоятельность ответа,
- демонстрация умений анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемым вопросам темы, предлагать наиболее правильные решения в нестандартной ситуации;
- достаточное проявление коммуникативных навыков;
- использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
- выполнение заданий или решение задач правильно, логически связанно, с мотивированным обоснованием решения, без ошибок, рациональным способом с получением верного результата.
- выполнение заданий I и II уровней сложности полностью, без дополнительных замечаний и помощи преподавателя;
- недостаточно полное раскрытие содержания вопросов темы;
- несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изучаемых вопросов;
- выполнение заданий или решение задач правильно, по алгоритму, с объяснением (обоснованием) решения, с логическим рассуждением; без существенных ошибок, но задача решена (задание выполнено) нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный результат;
- достаточно проявлены коммуникативные навыки.
- выполнение заданий I уровня сложности полностью, без дополнительных замечаний и помощи преподавателя;
- отражение в ответе лишь общего направления и отдельных категорий, изложенных в теоретическом материале темы;
- наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенной ошибки в определении понятий и категорий, при выполнении заданий первого уровня;
- использование сведений из устаревшего источника литературы или нормативного акта;
- выполнение заданий (решение задач) правильно, но не полностью или в общем виде;
- недостаточно проявлены коммуникативные навыки;
- неспособность (отказ) выполнить задание I уровня сложности полностью и без дополнительных замечаний и помощи преподавателя;
- большое количество существенных ошибок при выполнении заданий (решении задач);
- отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок, в т.ч. коммуникативных.
Методические указания преподавателю
Контроль выполнения заданий проводится в два этапа:
- Теоретические знания закрепляются при работе с разноуровневыми заданиями в тестовой форме (см. приложение 1) по вариантам с оценкой по критериям балльной шкалы (приложение 1). Результаты ответов комментируются с разбором ошибок и пояснениями студентов и преподавателя.
- Проверка ситуационных заданий (результатов выполнения домашнего задания) проводится методом взаимоконтроля в динамических парах. Учитывая значимость задания для практического обучения, проводится выборочный опрос наиболее слабых студентов (допустивших в тестировании наибольшее количество ошибок) по обоснованию проведения профилактических мероприятий по формированию ЗОЖ фельдшером.
Домашнее задание: на ФАП Вы ведете прием пациента.
1-й уровень сложности (обязательный для всех обучаемых, критерий оценки «удовлетворительно»).
- Перечислите компоненты ЗОЖ, способствующие укреплению здоровья человека, не имеющего факторов риска здоровью.
- Проведите профилактическую беседу (с условной группой пациентов) об одном из компонентов ЗОЖ по имеющему наглядному материалу (приготовленному дома).
2-й уровень сложности (критерий оценки «хорошо»).
- Составить рекомендации для пациента по сохранению и укреплению здоровья через ЗОЖ.
- Составить развернутый план консультирования курящего пациента с избыточной массой тела, подвергающегося частым стрессам, по формированию ЗОЖ.
- Составить развернутый план консультирования пациента с данными анамнеза: артериальной гипертензией и сахарным диабетом 2 типа у ближайших родственников, по коррекции возможных факторов риска (питания, физической активности, нервных перегрузок, длительного приема ЛС).
- Заполнить таблицу: «Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья»
Эталон ответа (заполнения таблицы):
Факторы, влияющие на здоровье
Значение для здоровья, примерный удельный вес (%)
Группы факторов риска
Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации
Генетика, биология человека
Предрасположенность к наследственным болезням
Внешняя среда, природно-климатические условия
Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения
Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания
(критерий оценки «отлично»).
1) Выполните 3-й уровень сложности последовательно:
- Анализ данных анкетирования членов вашей семьи (или иной группы лиц) по выявлению ФР (необходимые фактические данные были собраны студентами на предшествующих теоретических занятиях или в качестве самоподготовки) и сделайте выводы.
- По полученным результатам проведите (с условным респондентом) беседу о необходимой коррекции ФР и внедрении элементов ЗОЖ, используя заготовленные листовки, проспекты, брошюры о ЗОЖ.
2) Решите задачу: при проведении подворного обхода на прикрепленном участке фельдшером в семье П. были выявлены: нерациональное питание всех членов семьи, 2 часто болеющих школьника с дефицитом веса I степени, их курящие родители с абдоминальным ожирением, страдающий алкоголизмом дедушка, бабушка с повышенным АД, а также низкий санитарно-гигиенический уровень в доме.
Задание: проанализируйте ситуацию, выявите ФР и предложите свои рекомендации для каждого из членов семьи по профилактике возникновения заболеваний или развития их осложнений, улучшению качества жизни, по созданию для них здоровьесберегающей среды.
Данное задание можно усложнить, убрав расшифровку уровня профилактики: проанализируйте ситуацию, выявите ФР и предложите свои рекомендации для каждого из членов семьи по уровням профилактики, улучшению качества жизни, по созданию для них здоровьесберегающей среды.
Разноуровневые задания в тестовой форме
Примерная шкала оценки заданий в тестовой форме:
Источник
Методическая разработка по ПМ.04 Профилактическая деятельность на тему:Роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
По ПМ.04 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел 1 . Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровьесберегающей среды. Проведение санитарно-гигиенического просвещения населения. Планирование, организация и проведение профилактики различных заболеваний.
МДК 04.01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения
Тема: Роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий
Специальность:31.02.01Лечебное дело Курс 3
ПЦМК профессиональных модулей
ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»
Автор – составитель: Н.В. Скитович преподаватель пм.04 Профилактическая деятельность, высшей категории
Данная методическая разработка по теме « Роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий », Раздел 1 . Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровьесберегающей среды. Проведение санитарно-гигиенического просвещения населения. Планирование, организация и проведение профилактики различных заболеваний, МДК 04.01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения, входящей в профессиональный модуль ПМ.04 « ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » , предназначена для преподавателя.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» (углубленная подготовка)
В соответствии с ФГОС студент должен:
з8 — роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий;
При проведении лекции для усвоения новых знаний, формирования ОК были применены объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения: изложение нового материала, первичное применение нового материала, показ презентации.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Хода занятия», «Методического блока»: Изложение нового материала (Приложение №2), «Блока контроля знаний»: Входной контроль (Приложение №1), Контролирующие задания для закрепления полученных знаний (Приложение № 4). Комплекс упражнений для физкультминутки (Приложение №3). Критерий оценивания студента на лекции (Приложение №5), Карты экспертной оценки для преподавателя (Приложение 6).
УЧЕБН О-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 35
Тема занятия: « Роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий ».
Вид занятия : лекция с элементами проблемного обучения
Место проведения кабинет.
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Профилактика заболеваний является одной из важнейших задач современного здравоохранения, она заложена в ряде государственных программ и системе ОМС. К тому же даже привычные гигиенические навыки и правильный образ жизни способны оказать профилактическое действие. Человек с самого раннего возраста может быть подвержен различным заболеваниям. Они влияют на продолжительность жизни и ее качество, снижают трудоспособность и даже становятся причиной инвалидности и социально-бытовой беспомощности. Некоторые болезни характеризуются высокой смертностью, другие повышают риск рождения потомства с различными отклонениями, третьи делают заболевшего человека опасным для окружающих и могут привести к эпидемиям. Во многих случаях профилактические меры способны предупредить развитие заболеваний или сделать их прогноз более благоприятным. Цели занятия:
— Содержание профилактических осмотров населения разных возрастных групп и профессий. Организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий.
— Особенности организации и проведения профилактических осмотров населения при заболеваниях внутренних органов и систем. Мотивация участия в профилактических осмотрах, своевременного обращения населения в медицинские учреждения.
— Предварительные и периодические медицинские осмотры государственных служащих. — Роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров.
2. Воспитательная: (ОК1) В оспитание устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности при выполнении своих обязанностей, профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу. (ОК 13) Привитие студентам мотивации к занятиям физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7), Вести здоровый образ жизни, Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6). Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника: осознавать ответственность за жизнь пациента;
3. Развивающая : Развивать стремление самостоятельно о рганизовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2) , Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК 8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), Формирование у студентов: навыка анализа и синтеза изучаемого материала; способности осуществлять внутрипредметные связи; способности применять межпредметные связи (ОК.3) . Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (ОК.5)
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
з8 — роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий;
Тема Роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий.
Раздел 1 . Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровьесберегающей среды. Проведение санитарно-гигиенического просвещения населения. Планирование, организация и проведение профилактики различных заболеваний.
Раздел 2. Диспансеризация населения. Организация и проведение школ здоровья для пациентов и их окружения
Раздел 3. Проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий на закрепленном участке. Иммунопрофилактика
Методическое обеспечение занятия: Методическое пособие (для студента). Методическая разработка (для преподавателя). Компьютер, проектор, экран, Рабочая тетрадь. Презентация. Таблицы, схемы, графологические структуры. Нормативная документация.
Домашнее задание: Работа с источниками информации, работа в сети Internet
Электронное пособие 35
Задания для внеаудиторной работы студентов
Изучение Нормативных правовых актов, регламентирующих проведение профилактических осмотров населения разных возрастных групп и профессий
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие/С. И. Двойников (и др.) под ред. С.И. Двойникова.- М.: ГЭОТАР — Медиа, 2015.- 448с.: ил.
Основные нормативные документы р егламентирующие работу медработников по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.07.2017 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»
- Федеральный закон от 29.07.2017 N 221-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Методические рекомендации по оценке состояния охраны труда в организациях строительного комплекса МДС 122.2000, разработаны Минстроем России (канд. техн. наук В.А. Алексеев) и Московским государственным строительным университетом (др техн. наук Д.В. Коптев и канд. техн. наук П.Ф. Иващенко) // «Консультант плюс» : Региональный информационный центр. Дата обращения 26.07.2010 г. www.infocom.su.
- Методические документы в строительстве МДС 1228.2006 «Методическое руководство по проведению экспертной оценки безопасности нестационарных рабочих мест на строительных объектах» // «Консультант плюс» : Региональный информационный центр. Дата обращения 26.07.2010 г. www.infocom.su.
- Доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О реализации государственной политики в области охраны труда в Российской Федерации в 2008 году».
- Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30.12.01 № 197ФЗ. С изменениями на 01.01.2010 г.) // «Консультант плюс» : Региональный информационный центр. Дата обращения 26.07.2010 г. www.infocom.su.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569 «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда // «Консультант плюс» : Региональный информационный центр. Дата обращения 26.07.2010 г. www.infocom.su.
- Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство 2.2.200605 // «Консультант плюс» : Региональный информационный центр. Дата обращения 26.07.2010 г. www.infocom.su.
- Девисилов В.А. Охрана труда. М. : ФОРУМ : ИНФРАМ, 2005. 400 с.: ил. (Профессиональное образование).
- Методические документы в строительстве МДС 1235.2007 «Методическое пособие по разработке распорядительной и регламентной документации Системы управления охраной труда строительной организации» // «Консультант плюс» : Региональный информационный центр. Дата обращения 26.07.2010 г. www.infocom.su.
- ГОСТ 12.0.230—2007 «ССБТ. Система управления охраной труда. Общие требования» // «Консультант плюс» : Региональный информационный центр. Дата обращения 26.07.2010 г. www.infocom.su.
13. ГОСТ 12.0.0072009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» // «Консультант плюс» : Региональный информационный центр. Дата обращения 26.07.2010 г. www.infocom.su .
14. ПРИКАЗ N 76н от 25 февраля 2016 года «Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве» (с изменениями на 4 июля 2018 года)
Ссылки на электронные источники информации:
Информационно – правовое обеспечение:
1. Система «Консультант»
2. Система «Гарант»
3. Информационный портал для врачей и студентов — медиков [Электронный ресурс]. URL: (http://4Medic.ru ).
4. Медицинский портал студентам, врачам [Электронный ресурс]. URL: (http://medvuz.info/).
5. Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]. URL: (http//www.minzdravsoc.ru).
Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций
Содержание этапа. Методическое обоснование
Цель: Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение. ОК 1
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории, внешний вид студентов
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, раскрыть практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности
Преподаватель сообщает тему занятия, знакомит студентов с планом. Четко и ясно определяет цели занятия. Объясняет, что студенты должны изучить, чему научиться в процессе занятия.
Входной контроль (Приложение №1)
Цель: выявить уровень теоретических знаний
Изложение нового материала.
ОК.1 –ОК. 2, ОК.4, ОК.5
Цель: Формирование знаний о р оли фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий.
Объясняет новый материал с
Физкультминутка (Приложение 3 ) ОК.13
Цель: Снять мышечную усталость
Проводит комплекс упражнений
Подведение итогов занятия.
Цель: актуализация результатов обучения
Подведение итогов, краткая оценка проделанной работы.
Критерии оценивания студента на лекции (Приложение №5 )
Карта экспертной оценки
Проводит контроль усвоения материала:
Обсуждаются итоги, выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов контроля знаний.
Нацеливает студентов на использование знаний, приобретенных на занятии в дальнейшей работе.
Домашнее задание. Самостоятельная внеаудиторная работа
ОК.1 –ОК.2, ОК.4, ОК.5, ОК.8
Цель: Нацелить на закрепление материала, подготовку к следующему практическому занятию
Сообщает задание, перечень необходимой литературы.
Формирует принцип сознательности и активности.
Контроль исходного уровня знаний
Условие выполнения задания:
Максимальное время выполнения задания: 10 мин
Система оценивания: Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балла, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
100 — 90 % правильных ответов — «5»
89 — 80% правильных ответов — «4»
79 — 70% правильных ответов — «3»
1. Текст задания : Определите понятие «здоровье», звенья системы медицинской профилактики при решении тестовых заданий
Выберите один правильный ответ:
а) состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма
б) деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшения здоровья
в) отсутствие болезней
г) отсутствие факторов риска
2. Соматическое здоровье
а) текущее состояние органов и систем органов человеческого организма
б) состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию
в) мера социальной активности, трудоспособности, форма активного деятельного отношения к жизни
г) ожидаемая частота развития заболеваний
3. Психическое здоровье
а) состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию
б) текущее состояние органов и систем органов человеческого организма
в) мера социальной активности, трудоспособности, форма активного деятельного отношения к жизни
г) ожидаемая частота развития заболеваний
4. Социальное здоровье
а) мера социальной активности, трудоспособности, форма активного деятельного отношения к жизни
б) текущее состояние органов и систем органов человеческого организма
в) состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию
г) ожидаемая частота развития заболеваний
5. Универсальный интегрированный показатель здоровья населения
а) средняя продолжительность предстоящей жизни
г) естественный прирост (убыль)
6. Удельный вес здравоохранения среди факторов, участвующих в формировании здоровья населения
7. Индивидуальное здоровье
а) здоровье отдельного человека
б) здоровье малых социальных групп
в) здоровье работающего населения
г) здоровье городского населения
8. Общественное здоровье
а) здоровье населения в целом и отдельных его групп
б) здоровье отдельного человека
в) здоровье работающего населения
г) здоровье городского населения
9. Первичная профилактика
а) комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья
б) комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических мер, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию
в) комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма, качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов
г) система мер, направленных на создание оптимальных условий для пациента
10. Объект первичной профилактики
а) все население
б) реконвалесценты острых заболеваний
в) больные с хроническими заболеваниями
г) трудоспособное население
Организация проведения профилактического медицинского осмотра
Согласно статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено проведение профилактических медицинских осмотров в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов. Профилактический медицинский осмотр в отличие от диспансеризации включает меньший объем обследования, проводится за один этап, одним врачом-терапевтом участковым в любом возрастном периоде взрослого человека по его желанию, но не чаще чем 1 раз в 2 года (в год проведения диспансеризации профилактический медицинский осмотр не проводится).
Основные цели профилактического медицинского осмотра:
1. Раннее выявление хронических неинфекционньгх заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, к которым относятся:
— болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания;
— злокачественные новообразования;
— сахарный диабет;
— хронические болезни легких.
2. Выявление и коррекцию основных факторов риска развития указанных заболеваний, к которым относятся:
— повышенный уровень артериального давления;
— повышенный уровень холестерина в крови;
— повышенный уровень глюкозы в крови;
— курение табака;
— пагубное потребление алкоголя;
— нерациональное питание;
— низкая физическая активность;
— избыточная масса тела или ожирение.
3. Выявление потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
В спектр скрининговых исследований Профилактического медицинского осмотра включаются преимущественно те исследования из состава проводимых в период Диспансеризации, которые имеют диагностическую и прогностическую значимость при проведении исследований чаще, чем 1 раз в 3 года, т.е. чаще чем проводится диспансеризация, это анкетирование, измерение артериального давления, флюорография, маммография, исследование кала на скрытую кровь, определение глюкозы крови, определение суммарного сердечно-сосудистого риска. Кроме того, в отличие от Диспансеризации при профилактическом медицинском осмотре все выявленные показания к дополнительным исследованиям и осмотрам специалистами проводится вне рамок Профилактического медицинского осмотра (пациенты проходят необходимое дополнительное обследование и осмотры врачей-специалистов по обращению на основании результата Профилактического осмотра и направления участкового врача)
Методические рекомендации по организации проведения профилактических медицинских осмотров изложены по принципу комментариев к отдельным пунктам, официально изданного нормативно-правового документа «Порядок проведения профилактического медицинского осмотра» (далее — Порядок профилактического осмотра), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012, N 1011н (официальный текст пунктов Порядка профилактического осмотра выделен курсивом).
Профилактический медицинский осмотр проводится 1 раз в 2 года. В год прохождения диспансеризации профилактический медицинский осмотр не проводится.
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и работники, занятые на отдельных видах работ, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обязательные периодические медицинские осмотры, профилактическому медицинскому осмотру не подлежат.
Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда представлены в приложениях к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н .
Основными задачами при проведении профилактических медицинских осмотров являются:
1) привлечение населения участка к прохождению профилактического медицинского осмотра, информирование об его целях и задачах, объеме проводимого обследования и графике работы подразделений медицинской организации, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров, необходимых подготовительных мероприятиях, а также повышение мотивации граждан к прохождению профилактического медицинского осмотра, в том числе путем проведения разъяснительных бесед на уровне семьи, организованного коллектива;
Пример краткой информации для граждан о профилактическом медицинском осмотре и порядке его прохождения представлен в приложении N 13 методических рекомендаций . В каждой медицинской организации она может быть расширена и адаптирована к местным условиям.
Профилактический медицинский осмотр включает в себя:
1) опрос (анкетирование) в целях выявления хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
Форма анкеты (опроса) на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития и потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также Правила вынесения заключения по результатам опроса (анкетирования) представлена в приложении N 14 к методическим рекомендациям .
флюорографию легких;
Флюорография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года либо года проведения профилактического медицинского осмотра проводилась рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки.
Группы населения, подлежащие флюорографическому обследованию чаще, чем 1 раз в 2 года представлены в приложении N 10 к методическим рекомендациям .
Профилактический медицинский осмотр считается законченным в случае выполнения не менее 85% от объема обследования, установленного для данного возраста и пола гражданина (с учетом исследований, выполненных ранее вне рамок профилактического медицинского осмотра (в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения профилактического медицинского осмотра) и отказов гражданина от прохождения отдельных исследований).
Объем профилактического медицинского осмотра и число медицинских мероприятий, составляющее 100% и 85% от объема обследования, установленного для данного возраста мужчин и женщин при прохождении профилактического медицинского осмотра представлено в приложении N 15 к методическим рекомендациям .
Граждане проходят профилактический медицинский осмотр в медицинской организации по месту жительства, работы, учебы или выбору гражданина, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь.
Прохождение профилактического медицинского осмотра, как правило, требует два визита. Первый визит занимает ориентировочно 2-3 часа. Второй визит через 1-2 дня (зависит от длительности времени необходимого для поступления к врачу результатов исследований) к участковому врачу по времени занимает около 1 часа. Если по результатам профилактического медицинского осмотра выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск участковый врач сообщает об этом и направляет на дополнительное исследование или на углубленное профилактическое консультирование.
Согласно статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.
— Для прохождения профилактического медицинского осмотра желательно прийти в медицинскую организацию (поликлинику) утром, на голодный желудок, до выполнения каких-либо физических нагрузок, в том числе и утренней физической зарядки.
— Лицам в возрасте 45 лет и старше для исследование кала на скрытую кровь необходимо во избежание ложноположительных результатов в течение 3 суток не есть мясную пищу, а также других продуктов, в состав которых входит значительное количество железа (яблоки, зеленый лук, сладкий болгарский перец, белая фасоль, шпинат), а также овощи, содержащие много каталазы и пероксидазы (огурцы, хрен, цветная капуста), исключить прием железосодержащих лекарственных препаратов, в том числе гематогена, отменить прием аскорбиновой кислоты, ацетилсалициловой кислоты (аспирина) и других нестероидных противовоспалительных средств, отказаться от использования любых слабительных средств и клизм. При проведении анализа кала иммунохимическим методом ограничений в приеме пищи не требуется (уточните применяемый метод исследования у своего участкового врача или медсестры). Дефекация за несколько дней до сдачи анализа и в день анализа должна осуществляться только естественным путем. Избегать попадания мочи и чрезмерного разжижения образца фекалий водой из чаши туалета. Это может быть причиной неправильного результата.
— Для сбора кала предпочтительно использовать промышленно произведенные специальные стерильные контейнеры (емкости) для биопроб, которые можно приобрести в аптеке. На емкость с калом необходимо прикрепить/приклеить этикетку с фамилией и инициалами.
— Если в текущем или предшествующем году проходили медицинское обследование возьмите документы подтверждающие это и покажите их медицинским работникам перед началом прохождения медицинского осмотра.
Информация о проведении профилактического медицинского осмотра и основные его результаты вносятся участковым врачом (фельдшером) в Паспорт здоровья, который выдается гражданину.
Медицинские осмотры работников — это лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в целях выявления нарушений состояния здоровья работников и медицинских противопоказаний к работе, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Медицинские осмотры работников подразделяются на следующие виды:
1. Предварительные. Предварительный медицинский осмотр (обследование) проводится при поступлении работника на работу с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.
2. Периодические. Периодическим медицинским осмотрам работники подвергаются в процессе трудовой деятельности с целью:
— определения соответствия состояния здоровья работников выполняемой работе;
— динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;
— выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
— своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
Периодические медицинские осмотры предполагают освидетельствование работника с регулярностью, устанавливаемой законодательством с учетом выполняемой работы или среды, в которой он исполняет свои обязанности. Периодичность осмотров зависит от времени, необходимого для наблюдения за изменениями в состоянии здоровья работника, от цели осмотров, а в отдельных случаях и от возраста обследуемого (например, для несовершеннолетних работников часть первая статьи 266 ТК РФ устанавливает обязательность ежегодных осмотров до достижения возраста 18 лет; молодые работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в т. ч. на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в силу части первой статьи 213 ТК РФ обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры до достижения 21 года).
Вместе с тем по отдельным видам работ требуется более частое определение состояния здоровья и пригодности работника непосредственно перед каждым допуском к трудовой функции (например, к управлению транспортным средством, к работе с источником повышенной опасности). Для этого проводятся предрейсовые или предсменные медицинские осмотры. Их скорее можно отнести к постоянным медицинским осмотрам, поскольку, прежде чем работник приступает к исполнению своей трудовой функции перед началом рабочего дня (смены) врачи (медицинские работники) должны оценить состояние его здоровья (физическое, психоэмоциональное, психологическое) и сделать выводы о трудоспособности работника на текущий рабочий день (смену, рейс).
3. Внеочередные (внеплановые) осмотры. Преимущественно они проводятся по просьбам работников или в соответствии с медицинскими рекомендациями с целью выяснения наличия профессиональных заболеваний.
Медицинские осмотры работников подразделяются на две группы:
I группа — медицинские осмотры, проводимые с целью определения пригодности работников для выполнения работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таким осмотрам подлежат работники:
— занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах) (часть первая статьи 213 ТК РФ);
— занятые на работах, связанных с движением транспорта (часть первая статьи 213 и часть вторая статьи 328 ТК РФ);
— не достигшие возраста 18 лет (часть первая статьи 266 ТК РФ).
II группа — медицинские осмотры, проводимые с целью охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения (предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний). В соответствии с частью второй статьи 213 Трудового кодекса РФ прохождение медицинских осмотров данной группы обязательно для работников:
— организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;
— лечебно-профилактических и детских учреждений;
Для каждого вида и группы осмотров законодательство устанавливает особые правила их прохождения работниками.
Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения (статья 24 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ).
«Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения» (утв. Министерством здравоохранения РФ 1 февраля 2013 г. № 14-1/10/2-568). Методические рекомендации.
Приказ Минздравсоцразвития РФ № 188 от 2006г., с дополнениями № 55 от 04. 02. 2010г. «О порядке и объёме проведения дополнительной диспансеризации работающих в учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, работников научно- исследовательских институтов»
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 июня 2013 г. № 382н «О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров» (не вступил в силу)
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, статьями 14 и 97 № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446), приказываю:
Учетная документация:
форма № 131/у «Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)» согласно приложению № 1;
форма № 131/у-МК «Маршрутная карта диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)» согласно приложению № 2;
форма № 025/у-ПЗ «Паспорт здоровья» согласно приложению № 3;
форма № 131/о «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения» согласно приложению № 4;
Источник