- Профессиональное испытание по лечебному делу
- Психологическое тестирование в медицинский колледж: как подготовиться, примерные вопросы
- Психологическое тестирование в мед. колледж: что это такое
- Зачем проводят психологический тест для поступления в медицинский колледж
- Как проходит психологическое испытание при поступлении в мед. колледж
- Вступительные тесты в мед. колледж: как подготовиться
- Психологическое тестирование в мед. колледж: примерные вопросы
- ДВИ в медицинских вузах
- Программа вступительного психологического испытания для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело», 34.02.01 «Сестринское дело»
- 1. Требования к психологическому складу медработника:
Профессиональное испытание по лечебному делу
Абитуриентов медицинских университетов ждёт серьезное испытание – вступительный экзамен профессиональной направленности. Проходить он будет в письменной форме в стенах вуза. Сдавать экзамен предстоит всем, кто решил поступать на специальности: «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология».
Начиная с этого года, помимо баллов ЕГЭ, на поступление окажет влияние и результат вступительного испытания. К общей сумме баллов по трём предметам будут прибавлены баллы дополнительного вступительного испытания, которое также оценивается по 100-балльной системе.
Приём документов от абитуриентов, поступающих на вышеназванные специальности, закончится раньше обычного – 10 июля, а в период с 13 по 24 июля пройдут дополнительные вступительные испытания. Точную дату и время экзамена абитуриенты узнают после того, как закончится приём документов и приёмная комиссия сформирует экзаменационные группы.
Программа экзамена включает в себя основополагающие вопросы из всего школьного курса, имеющего непосредственную связь с человеческим организмом, в основном из области биологии: анатомии и физиологии человека, паразитологии, генетики, эволюции и т.д., а также первой медицинской помощи. Экзаменационный билет состоит из 5 заданий: четырех вопросов и одной задачи.
Для оценки знаний абитуриентов приёмная комиссия формирует специальную группу квалифицированных преподавателей. В течение трёх дней они проверят все работы, которые для них будут анонимными, что максимально обеспечит объективность проверки. В зависимости от сложности и объема вопроса будет начисляться определенное количество баллов, а за недочеты и ошибки они будут вычитаться. Результаты будут опубликованы на информационных стендах и на сайте вуза в сети Интернет.
На экзамен отведено 4 часа, при этом можно один раз выйти в туалет после двух часов от начала экзамена, время выхода будет фиксироваться.
Профессиональное испытание абитуриент проходит в вузе один раз, и его результат учитывается на всех трёх специальностях.
В аудиторию на экзамен следует взять с собой только ручку, так как остальные необходимые материалы будут выданы. Допускается возможность принести с собой непрограммируемый калькулятор. Брать с собой телефоны, планшеты и прочие электронные гаджеты – запрещено. Это будет считаться нарушением порядка проведения экзамена, и абитуриент будет удален из аудитории.
Ани Мурадян
пресс-центр ВолгГМУ
Источник
Психологическое тестирование в медицинский колледж: как подготовиться, примерные вопросы
- 12 Январь 2021
- 7 минут
- 241 699
Выпускники, которые хотят сделать карьеру врача, поступают в медицинские вузы или профильные колледжи. Техникумы и мед. училища позволяют быстро освоить азы профессии и получить практические навыки. После их окончания можно приступать к работе или продолжить образование в мед. вузе.
Чтобы поступить в медицинский колледж, нужно сдать экзамены и пройти психологическое тестирование. Мы расскажем, с чем придется столкнуться абитуриентам и приведем примеры тестовых вопросов.
Хотите получать больше полезных советов о поступлении и учебе? Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Его подписчики всегда в курсе новостей из мира образования.
Психологическое тестирование в мед. колледж: что это такое
При поступлении в любой медицинский ссуз Москвы и РФ абитуриенты сдают психологическое тестирование. Это не экзамен на знание психологии, а собеседование в медицинский колледж, который должен пройти каждый поступающий. Оно нужно, чтобы комиссия убедилась: поступающий осознанно выбрал профессию и сможет добиться в ней успеха.
Тесты для поступления в мед. колледж сдают и выпускники 9-го класса, и те, кто получил полное среднее образование.
От результатов тестирования зависит, поступит абитуриент или нет: в большинстве колледжей тех, кто не прошел тестирование, не допускают к дальнейшим экзаменам.
Зачем проводят психологический тест для поступления в медицинский колледж
Психологическое тестирование в медицинский колледж помогает на этапе приема отсеять людей, которые не подходят для этой профессии. К таким относятся:
- рассеянные и невнимательные;
- безответственные;
- паникеры;
- грубые и бестактные;
- замкнутые и нерешительные;
- равнодушные;
- жестокие и агрессивные.
Цель психологического теста в мед. колледж — определить тип темперамента и ведущие качества характера абитуриента, а также его профессиональные склонности.
Тесты для поступления в медицинский колледж позволяют психологам отобрать тех, кто сможет стать хорошим врачом. Для этого нужны такие качества характера:
- Ответственность и чувство долга.
- Гуманность и эмпатия.
- Стрессоустойчивость.
- Решительность.
- Умение хранить врачебную тайну.
- Инициативность.
- Коммуникабельность.
Как проходит психологическое испытание при поступлении в мед. колледж
Процедура тестирования зависит от техникума или мед. училища. В некоторых ссузах поступающим выдают бланк с вопросами и ответами, где нужно отметить свои варианты.
В других колледжах беседу с абитуриентами проводит психолог (или несколько), иногда — в присутствии других членов комиссии.
В этом процессе нет ничего страшного, тем более, к любым тестам можно подготовиться.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
В медицине много разных составляющих. Ключевые из них гуманность и любовь к своему делу
Вступительные тесты в мед. колледж: как подготовиться
Средние профессиональные учебные заведения редко выкладывают на сайтах программу психологического тестирования для мед. колледжей. Тем не менее, практика показывает, что психологи обычно берут за основу один из профориентационных тестов, иногда дополняя его другими:
Эти опросники есть в интернете, поэтому вы можете заранее пройти психологические тесты для мед. колледжа онлайн. Не помешает пройти и другие профильные тесты.
Психологическое тестирование в мед. колледж: примерные вопросы
Многие тесты в мед. колледж построены на основе выбора между двумя профессиями. Например, в тесте Холланда абитуриент должен выбрать, какая профессия ему ближе: вязальщика или санитарного врача. В таких тестах нужно выбирать только медицинские специальности или те, которые связаны с биологией, химией, физикой.
Более сложными могут оказаться вопросы для поступления в медицинский колледж, направленные на определение характера. Например, от будущего врача ожидают отрицательного ответа на вопросы «Вы чувствительны к оскорблениям?», «Часто ли у вас бывают смены настроения?», «Вы часто не можете сопротивляться сильным порывам?» и др.
Абитуриентам интересно, есть ли способ точно пройти тестирование для поступления в медицинский колледж. Для этого нужно отвечать на вопросы так, как бы вы хотели, чтобы отвечал ваш лечащий врач. Никто не хочет, чтобы его лечил человек, подверженный перепадам настроения, грубый и раздражительный. Исходя из этого и нужно давать ответы.
Поступление — первый шаг на пути к заветному диплому. Пройти остальные поможет студенческий сервис. Его эксперты оперативно справятся с любой учебной проблемой.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Источник
ДВИ в медицинских вузах
Попробуем разобраться, что такое ДВИ, какие медицинские вузы и в какой форме их проводят, и главное – зачем они это делают.
Что такое ДВИ? Это дополнительные вступительные испытания, которые кроме ЕГЭ или основных вступительных испытаний необходимы для поступления в некоторые вузы и/или некоторые специальности.
Какие ДВИ бывают? Закон об образовании устанавливает три типа дополнительных вступительных испытаний:
1) для поступления в вузы, обучение в которых связано с прохождением государственной службы и наличием допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) профильной направленности;
3) творческой и профессиональной направленности — по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен.
Какие медицинские вузы и в какой форме проводят ДВИ? Первый тип ДВИ медицинских вузов не касается, а вот второй и третий в них изредка, но встречаются.
На проведение ДВИ второго типа имеют право МГУ , СПбГУ , а также вузы, перечень которых ежегодно составляет Правительство РФ. Претендовать на включение в него могут учебные заведения, в которых за предыдущие три приемные кампании 90 % первокурсников, обучающихся за счет бюджетных средств, поступили без экзаменов или набрали 90 и больше баллов по каждому вступительному испытанию.
В последние годы ДВИ профильной направленности организует только МГУ . У абитуриентов факультета фундаментальной медицины это решение задач по химии. Образцы вариантов заданий размещены на сайте. Подготовиться к ДВИ также можно на платных курсах, которые университет проводит как в очной, так и в заочной форме.
Третий тип ДВИ могут вводить любые вузы, если направление подготовки или специальность требуют наличия особых способностей или качеств у абитуриентов и если они включены в специальный перечень, утвержденный Минобрнауки РФ. «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» там присутствуют. Чаще всего ДВИ при поступлении на эти специальности проводится в форме компьютерного тестирования. В минувшую приемную кампанию к нему прибегли Первый МГМУ имени И. М. Сеченова , Волгоградский государственный медицинский университет , Сургутский государственный университет и Северо-Осетинская государственная медицинская академия . В этом году из этой четверки ДВИ проводит только СОГМА . Поступающих на лечебное дело и педиатрию ждут задания по двум разделам – «Химия» и «Здоровье и здоровый образ жизни».
В 2021 году добавить профессиональное испытание к экзаменам по химии, биологии и русскому языку при приеме на лечебное дело, педиатрию и стоматологию впервые решил Ставропольский государственный медицинский университет .
Особняком стоит медицинский институт Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова , где профессиональное тестирование по химии является не дополнительным, а основным вступительным испытанием наряду с биологией и русским языком.
Зачем вузы проводят ДВИ? Вполне оправданным выглядит желание топ-университетов, конкурс в которые, несмотря на высокие проходные баллы, зашкаливает, участвовать в отборе будущих студентов, не полагаясь только на результаты ЕГЭ. Во-первых, в таких вузах абитуриенты в верхней части ранжированных списков идут буквально ноздря в ноздрю, и ДВИ позволяет рассредоточить их плотный строй. Во-вторых, дополнительный экзамен преследует цель найти студентов, мотивированных на учебу именно в этом университете на конкретной специальности.
А вот, зачем к ДВИ прибегают вузы не из первого эшелона, остается загадкой. Можно предположить, что таким образом они стремятся повысить свои показатели по проходным и средним баллам. Злопыхатели не исключают и версию продвижения в рейтинге при помощи ДВИ абитуриентов, знакомых легально (через подготовительные курсы) и нелегально (путем утечки) с банком заданий.
Но, как мы видим, пандемия внесла свои коррективы, и медицинских вузов, практикующих дополнительные вступительные испытания становится меньше.
Если вы сочли статью интересной и полезной, поставьте, пожалуйста, лайк.
Источник
Программа вступительного психологического испытания для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело», 34.02.01 «Сестринское дело»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Канский медицинский техникум»
вступительного психологического испытания
для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело»,
34.02.01 «Сестринское дело»
О.А. Мельникова – педагог-психолог
КГБПОУ «Канский медицинский техникум»
Паспорт программы вступительного психологического испытания
Содержание программы вступительного психологического испытания
Оценка результатов вступительного психологического испытания
Медик, вне зависимости от уровня квалификации и исполняемых им обязанностей должен обладать определенными чертами характера и личности, а также морально-этическими качествами, которые позволят ему вести свою профессиональную деятельность максимально эффективно. Для определения степени полномерного соответствия абитуриентов профессиям, которые они хотят изучить, каждый поступающий должен пройти психологическое испытание в медицинском техникуме.
Программа вступительного испытания при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (для специально 31.02.01 «Лечебное дело», 34.02.01 «Сестринское дело»), требующих у поступающих наличие определенных психологических качеств, разработана в соответствии с Правилами приема в КГБПОУ «Канский медицинский техникум» на 2015-2016 учебный год.
Поступающим предлагается пройти психологическое тестирование и ответить на вопросы:
1.Дифференциально-диагностического опросника (ДДО), разработанного Е.А. Климовым и его сотрудниками. Он предложил все многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от предметов труда, на которые они направлены. Это:
1) «человек — природа» (предмет труда – растения, животные, микроорганизмы),
2) «человек – техника» (машины, механизмы),
3) «человек – человек» (человек, группы людей, коллективы),
4) «человек – знаковая система» (цифры, языки, символы, коды),
5) «человек – художественный образ» (изобразительное искусство, музыка, художественные образы и их элементы).
ДДО дает важные сведения для предварительной ориентировки в интересах и склонностях в рамках изложенной классификации профессий.
2. По опроснику Шмишека и Леонгарда. Исследуются черты характеров поступающих, выявляются индивиды, наиболее подходящие для ведения профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» вырабатываются рекомендации для кураторов групп по коррекции поведения и психологических установок у студентов нынешнего потока.
3. Психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Паспорт программы вступительного психологического испытания
1. Требования к психологическому складу медработника:
Медицинский работник должен быть устойчив к стрессам, любить и хотеть помогать людям, сочетать в себе интеллектуальность, широту кругозора, образованность, воспитанность, тактичность в общении с пациентами и их близкими и гуманность, а также быть готовым бескорыстно спасать человеческие жизни в любое время суток, несмотря ни на какие трудности;
Специалист в сфере медицины должен уметь хранить факты личной жизни своих пациентов, а также строго соблюдать конфиденциальность служебных данных;
Медику следует быть инициативным, коммуникабельным человеком, обладающим лидерскими качествами и организаторскими способностями;
Крайне важным является наличие таких качеств, как эмпатия, высокое чувство ответственности и долга, обостренная тяга к справедливости, сострадательность к пациентам, но при этом, сдержанность и умение сохранять трезвое мышление и спокойствие в самых сложных ситуациях.
2. Область применения программы:
Данная программа вступительного психологического испытания предназначена при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело», 34.02.01 «Сестринское дело»), требующих у поступающих наличие определенных психологических качеств.
3. Цели и задачи вступительного психологического испытания:
Цель вступительного испытания состоит в выявлении профессионально значимых психологических качеств у абитуриентов, необходимых в профессиональной деятельности будущего специалиста среднего звена здравоохранения.
Задачи вступительного испытания обусловлены необходимостью оценить личность абитуриента по следующим параметрам:
— склонность (предрасположенность) к определенным типам профессий и отбора абитуриентов, наиболее предрасположенных к работе в сфере «человек-человек»;
-эмоциональная устойчивость, поведенческая гибкость, конкурентоспособность;
необходимые качества медицинского работника в современных условиях рынка труда, которые можно проследить при помощи опросника Леонгарда – Шмишека – акцентуации характера;
-характерологические качества абитуриентов, способствующие успешной работе в сфере «человек-человек».
Решение этих задач позволит не только осуществить профессиональный отбор абитуриентов, но и выработать рекомендации для кураторов студенческих групп по коррекции психоэмоционального фона студенческой группы и поведения студентов нового набора в период адаптации.
4. Регламент проведения:
Общая продолжительность испытания в форме тестирования не более 2 академических часов (1,5 астрономических часа).
Содержание программы вступительного испытания
Вступительное испытание содержит в себе три теста на определение психологических качеств поступающих.
Время выполнения (примерное)
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова
Выявление склонности абитуриента к определенным типам профессий и отбора абитуриентов наиболее предрасположенных к работе в сфере «человек- человек».
Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности
(опрсник акцентуаций характера Леонгарда Шмишека)
Исследование характерологических особенностей абитуриентов, отбор абитуриентов по характерологическим качествам наиболее годным для работы в сфере «человек-человек», выработка рекомендаций для кураторов студенческих групп по коррекции поведения студентов нового набора
Цветовой тест Люшера
измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности.
1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
Тест дает возможность выявления интересов и склонностей в рамках изложенной классификации профессий. Определяется предрасположенность к работе с людьми.
Для работы с ДДО раздаются опросники и к ним листы ответов. Поступающим следует объяснить, что номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Поэтому ответить на вопрос – значит поставить плюс («да») .
Обработка листа ответов. Подсчитывается количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляется соответствующая сумма в нижних клетках листа.
Вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к профессиям типа «человек – природа» (условное обозначение Ч-П), во втором – «человек – техника» (Ч-Т), в третьем – «человек – человек» (Ч-Ч), в четвертом – «человек – знаковая система» (Ч-З), в пятом – «человек – художественный образ» (Ч-Х).
Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к тем или иным видам деятельности.
В целом минимальное количество баллов по каждой графе – 0, максимальное – 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов – профессиональная направленность выражена довольно ярко.
Если по профессиональной сфере «человек-человек» абитуриент набирает менее трех баллов, рекомендуется не допускать его к медсестринской или фельдшерской работе.
2. Выявление акцентуаций характера по опроснику Шмишека и Леонгарда.
Исследуются черты характеров поступающих, выявляются индивиды, наиболее подходящие для ведения профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» вырабатываются рекомендации для кураторов групп по коррекции поведения и психологических установок у студентов нынешнего потока.
Опросник представлен 88 вопросами, на которые должен ответить испытуемый. В нашем случае будет использован вариант опросника 97 (88 + 9 по шкале искренности) вопросов. 10 основных шкал, соответствующих определенным личностным акцентуациям 12 Леонгарда (кроме экстравертированной и интровертированной).
С его помощью выявляются следующие десять типов акцентуации: гипертимность, возбудимость, эмотивность, дистимия (депрессивность), невротичность (тревожно-боязливая акцентуация), интроективная (аффективно-экзальтированная) акцентуация, циклотимическая (аффективно-лабильная) акцентуация, застревание (паранойяльная акцентуация), педантизм (ригидная акцентуация) и демонстративность.
Отсеиваются опросные листы абитуриентов с показателями по шкале «Ложь» более 5, так как считаются недостоверными. В рекомендациях это фиксируется фразой: «Высокий показатель по «шкале лжи» или «шкале социальной желательности» (более 5 баллов) рассматривается как критический, так как свидетельствует о тенденции у абитуриента или сознательно изменить представление о себе, или демонстративности, или нежелании проходить тестировании, или инфантилизме».
Работа по специальностям «медицинская сестра», «фельдшер» не рекомендуется личности с чертами доминирующих акцентуаций: застревающего, возбудимого
3. Цветовой тест Люшера.
Психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Оценка результатов вступительного психологического испытания
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова
Работа по специальностям «медицинская сестра», и «фельдшер» не рекомендуются абитуриентам, набравшим менее трех баллов по профессиональной сфере «человек-человек»
Человек — Природа Человек — Техника
Человек — Знак Человек – Художественный образ
Оценка результата теста может быть выражена словами «рекомендовано, «не рекомендовано». Оценка «рекомендовано» присваивается абитуриентам набравших 4-8 баллов, оценка «не рекомендовано» присваивается абитуриентам набравшим 0-3 балла
Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности
(опрсник акцентуаций характера Леонгарда Шмишека)
1)Отсеиваются опросные листы абитуриентов с показателями по шкале «Ложь» более 5, так как считаются недостоверными. В рекомендациях это фиксируется фразой: «Высокий показатель по «шкале лжи» или «шкале социальной желательности» (более 5 баллов) рассматривается как критический, так как свидетельствует о тенденции у абитуриента или сознательно изменить представление о себе, или демонстративности, или нежелании проходить тестировании, или инфантилизме», 2)Работа по специальностям «медицинская сестра», «фельдшер» не рекомендуется личности с чертами доминирующих акцентуаций: застревающего, возбудимого
Акцентуированный тип характера Характеристика личности:
Оценка результата теста может быть выражена словами «рекомендовано, «не рекомендовано». Оценка «рекомендовано» присваивается абитуриентам набравших 0-4 баллов, оценка «не рекомендовано» присваивается абитуриентам набравшим свыше 5 баллов
Цветовой тест Люшера
Оценка результата теста может быть выражена словами «рекомендовано, «не рекомендовано». Оценка «рекомендовано» присваивается абитуриентам в случае отсутствия отклонений его психофизиологического состояния , оценка «не рекомендовано» присваивается абитуриентам в случае выявления отклонений психофизиологического состояния .
Тест №1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Об авторе: Климов Евгений Александрович (род. 11 июня 1930 г.) — советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук (1969), профессор (1970), член-корреспондент АПН СССР (1974), академик АПН СССР (1985); методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности; ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности.
Цель: Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий и для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Опросник используется в профориентационной работе с подростками и взрослыми и профессиональном отборе. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А. Климова:
— I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.); обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.); заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.); восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.); изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог).
— II. «Человек-техника» – все технические профессии. Труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов); обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами); восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий); изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
— III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Труд людей этой группы профессий связан с: воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.); 7 медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра и т.д.); правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.); организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер); изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
— IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.); шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.); управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.); составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.); восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
V. «Человек — художественный образ» – все творческие специальности. Труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.); исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.); с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале. Инструкция к тесту №1: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Отметьте, пожалуйста, свой выбор в опросном листе, поставив крестик в нужной графе».
Ухаживать за животным
Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
Следить за состоянием, развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
Обсуждать научно-популярные книги, статьи
Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
.Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
Выполнять вычисления, расчеты
Выводить новые сорта растений
Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
Наблюдать, изучать жизнь микробов
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
Делать лабораторные анализы в больнице
. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
Играть на сцене, принимать участие в концертах
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Ответный лист к тесту №1
Обработка и интерпретация
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек — природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа — по сфере «человек — техника» (технические профессии), третья графа — по сфере «человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая — по сфере «человек — знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере — «человек — художественный образ» (все творческие специальности).
В целом минимальное количество баллов по каждой графе — 0, максимальное — 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен.
При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов — профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
Нормы отбора абитуриентов по тесту №1
Работа по специальностям «медицинская сестра», «фельдшер» не рекомендуются абитуриентам, набравшим менее трех баллов по профессиональной сфере «человек- человек».
Тест №2. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности Леонгарда (Модификация Шмишека –
(Акцентуированные черты характера)
Об авторе: Карл Леонгард (нем. Karl Leonhard; 21 марта 1904, Эдельсфельд, Королевство Бавария — 23 апреля 1988, Восточный Берлин, ГДР) выдающийся немецкий психиатр. Автор понятия «акцентуированная личность» — одной из первых типологий личностей.
Цель: исследование акцентуированных черт личности подростков и выработка рекомендаций по коррекции поведения. Тест-опросник Леонгарда-Шмишека предназначен для выявления акцентуаций личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей немецкого психиатра Карла Леонгарда (см. тему 2). Леонгард считал, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют «ядро» личности. Описания Леонгардом характеров основываются на огромном опыте психиатрии, систематизации и обобщении многих историй развития человеческих индивидуальностей и являются не менее научными, чем классификации, полученные математическими методами. Напомним, что Леонгардом выделены 12 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмоттявный, экстравертировжный, интровертированный). Концепция Леонгарда оказала заметное влияние на разработку патохарактерологического диагностического опросника Шмишека. Адаптация теста отечеотвенными психологами осуществлялась в течение нескольких лет на репрезентативных выборках. В отечественной психологии опросник Шмишека использовали в клинико-психологических исследованиях В.М. Блейхер и И.В. Крук. В последнее время он получил широкое распространение в отечественных прикладных исследованиях и незаменим при работе практических психологов.
Опросник Шмишека позволяет представлять полученные данные в виде «профиля личностной акцентуации». По Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Профиль личности в опроснике Шмишека имеет следующие диапазоны:
• диапазон акцентуированных черт и типов личности (явная акцентуация): 19-24 балла;
• диапазон тенденций (скрытая акцентуация): 15-18 баллов;
• признак акцентуации: 12-14 баллов.
Другие же, на основании практического применения опросника Шмишека, считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации, и лишь в случае превышения 19 баллов черта является акцентуированной.
Взрослый и детский варианты опросника Шмишека состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Опросник Шмишека имеет различия между вариантами только в формулировке вопросов, следовательно, описание опросника Шмишека и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей с точностью до деталей.
Опросник представлен 88 вопросами, на которые должен ответить испытуемый. В нашем случае будет использован вариант опросника 97 (88 + 9 по шкале искренности) вопросов. 10 основных шкал, соответствующих определенным личностным акцентуациям 12 Леонгарда (кроме экстравертированной и интровертированной).
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда):
1. Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.
2. Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
3. Эмотивные, аффективно лабильные.
4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.
8.Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.
Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:
— демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга); — педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);
— возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);
-застревание (в патологии: паранояльные психопаты).
1. Гипертимический тип. Заметной особенностью этого типа является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Оно может сочетаться с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.
2.Дистимический тип. Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны. Склонность к расстройствам настроения. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.
3. Циклотимический (аффективно-лабильный) тип. Важнейшей особенностью этого типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и не редкими, и не случайными. В гипертимической фазе поведение типичное — радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро 13 утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные.
4. Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависят не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.
5. Застревающий тип. Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживания аффекта часто сочетаются с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранойяльный психопат.
6. Педантичный тип. Хорошо заметным внешним проявлением этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.
7. Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.
8. Эмотивный тип. Характерны высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Эти люди мягкосердечны, добры, задушевны, эмоционально отзывчивы, высоко развита эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.
9. Демонстративный тип. Центральной особенностью этого типа является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимает центральное место. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.
10. Экзальтированный (аффективно-экзальтированный) тип. Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким их внешним выражением. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз. Зная отдельные черты, можно проследить их сочетаемость. Это особенно важно в случае применения опросника в рамках судебно-психологической экспертизы.
Теоретической основной опросника является концепция К. Леонгарда «акцентуированных личностей», согласно которой присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют «ядро» личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Тест включает 97 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
Инструкция: Если Вы согласны с утверждением или вопросом, то ответьте «да», в противном случае -«нет». Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.
Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
Источник