Первая доврачебная помощь
Основной регион реализации: Ямало-Ненецкий Автономный округ
Охват проекта по регионам: Ямало-Ненецкий Автономный округ
Организатор
Проект в соцсетях
Описание
В Пуровском районе с 2013 года реализуется проект «Первая доврачебная помощь». За этот период проделано много работы: прошли обучение оказанию первой доврачебной помощи около 50 человек; проведены акции, приуроченные различным медицинским датам; добровольцы участвовали во многих массовых мероприятиях, проводимых в районе.
Деятельность отряда была отмечена на Международном Форуме «Доброволец России – 2014». В рамках форума состоялся конкурс на получение почетного знака «Доброволец России – 2014», который вручался организациям и физическим лицам, достигшим успехов в развитии добровольчества в Российской Федерации в различных сферах. Социально-ориентированный проект «Первая доврачебная помощь» признан лучшим проектом на конкурсе «Доброволец России – 2014».
На данный момент проект выходит на новый уровень, основной целью которого является передача полученных знаний и опыта через проведение профилактических занятий с детьми, подростками, работающей молодежью и молодыми родителями. Сейчас на стадии разработки программа по обучению населения разных возрастных категорий элементарным правилам оказания первой доврачебной помощи.
Обучение навыкам по оказанию первой помощи не только дает элементарные знания о том, как спасти человеческую жизнь — свою, друзей, близких или случайных встречных, но и учит ценить ее.
С марта 2018 года такие занятия будут апробированы в творческих объединениях Районного молодежного центра и в рамках клуба семейного общения «Семейный очаг». На занятиях участники узнают о том, как вести себя в экстренной ситуации; ознакомятся с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи; научатся пользоваться аптечкой и т.д.
Но проводить занятия по обучению оказанию первой доврачебной помощи невозможно без практики, а для этого необходим робот-тренажёр.
В 2018 году проект «Первая доврачебная помощь» получил финансовую поддержку в качестве окружных и муниципальных субсидий. Но этой суммы недостаточно для приобретения робота-тренажера, поэтому необходимы дополнительные субсидии. Кроме того, участники отряда «Первая доврачебная помощь» совместно с ГБУЗ ЯНАО «Таркосалинская центральная районная больница» в этом году запускают проект «Дарим радость». Добровольцы будут посещать детей, находящихся в больнице по социальным показаниям с целью обеспечения немедицинского ухода за детьми и организации досуга: игры, прогулки (если ребенок здоров) и др. Также участники отряда проведут акции и примут участие в массовых мероприятиях.
Цели
проекта
Цель: Обучить как можно большее количество людей города Тарко-Сале элементарным приёмам оказания первой доврачебной помощи.
1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.
2. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.
3. Довести до понимания участников, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. 4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Результаты
проекта
Проект предполагает несколько этапов реализации:
1 этап – подготовительный:
— изучение методических материалов по обучению правилам оказания первой доврачебной помощи;
— разработка программы по блокам в зависимости от возраста по принципу «от простого к сложному»; подготовка презентационных материалов;
— подготовка материального обеспечения программы: перевязочные материалы, жгуты, шины, аптечка и др.
2 этап – основной. Данный этап заключается в проведении профилактических занятий с детьми, подростками и молодежью. Каждое занятие состоит из презентации, демонстрации, практики. В экстремальной ситуации большинство людей находится в состоянии сильного стресса: отключается мелкая моторика, значительный объем пассивной информации забывается, присутствует растерянность и паника. В таких условиях человек может использовать отработанные навыки или вспоминать алгоритмическую последовательность действий, которую он заучил на подсознательном уровне. Поэтому очень важно не только обучать теории, но и отрабатывать знания на практике.
3 Промежуточные этапы – проводятся 1 раз в квартал с целью анализа реализации проекта и, при необходимости, внесения корректив в реализацию проекта. 4 этап — итоговый – подведение итогов, планирование перспектив развития проекта.
Источник
ПРОЕКТ «Помоги себе сам» по оказанию первой помощи в экстремальных жизненных ситуациях
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
«Помоги себе сам»
по оказанию первой помощи в экстремальных жизненных ситуациях
НГ МОАУ ДОД СДЮСШОР «Сибиряк»
Шиблёвой Еленой Николаевной
Г. Нефтеюганск, 2014
1.Инфармационная карта проекта………………………………………………………3
5.Содержание тематических и практических занятий…………………………….… 8
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Помоги себе сам», по оказанию первой помощи в экстремальных жизненных ситуациях
Цель проекта — сформировать теоретическое представление и практические навыки оказания первой помощи в экстремальных жизненных ситуациях у детей 11-14 лет.
Авторы проекта: Шиблёва Елена Николаевна- инструктор-методист.
Сроки реализации проекта: проект реализуется в течение 3 недель, в период работы лагеря с дневным пребыванием детей или выездных УТС.
Часов — всего — 18
2 занятия в неделю по 45 мин.
География проекта: проект направлен как на обучающихся СДЮСШОР «Сибиряк», так и на обучающихся других образовательных учреждений города.
Поддерживающие организации или физические лица: администрация СДЮСШОР «Сибиряк», тренерско-педагогические работники.
Кадры: в реализации проекта принимают участие организационная группа, состоящая из представителей администрации и тренерско-педагогических работников школы.
На 01 января 2015 года в школе обучается 1246 спортсменов по следующим видам спорта:
— прыжки на батуте
Основания для разработки проекта
В условиях обучения подростка в общеобразовательном учреждении и учреждении дополнительного образования встречаются факты небрежного отношения к своему здоровью, режиму дня, питанию, возникновению физических и психических перегрузок. Как следствие, снижается познавательные, творческие и коммуникативные возможности ребёнка. В то же время, обучающиеся спортивной школы вовлечены в активную физическую, общественную и социальную деятельность, которая не исключает экстремальных жизненных ситуаций.
Юные спортсмены должны знать и освоить основы и правила оказания первой помощи, т.к. правильно и своевременно оказанная доврачебная помощь пострадавшему имеет большое значение для его выздоровления. Неправильное или неумелое оказание первой помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих выздоровление пострадавшего или ведущих к инвалидности, а в некоторых случаях (ранение с большой кровопотерей, поражение электрическим током, ожоги) может привести к летальному исходу.
Все более жестокий прогресс приводит к тому, что за последние годы увеличивается количество тяжелых повреждений, осложненных шоком, кровопотерей, грубыми нарушениями жизненно важных функций. Ведь машины стали быстрее, электротехника распространеннее, дома выше, стекла и бетона больше, времени меньше. А ловкости, быстроты, проворности, гибкости у детей становится все меньше. Вот почему в большинстве стран проблемой детского травматизма озабочены не только врачи, но и инженеры, юристы, педагоги и политики. Но никакие общественные деятели и организации не могут думать о здоровье детей больше, чем их собственные родители, их учителя, чем они сами.
1.Федеральный закон от 29.04.1999 №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»;
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
3. Постановление правительства ХМАО от 28.11.2013 №504-П « О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» .
4. Приказ МЗ РФ №337 от 20.08.2001 «О мерах по дальнейшему развитию и
совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»;
5. Приказ МЗ и социального развития РФ от 09.08.2010 N 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»;
6. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде.
7. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
8. Программа развития СДЮСШОР «Сибиряк»
Сформировать теоретическое представление и практические навыки оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.
-сохранение и укрепление здоровья путем расширения познавательного пространства обучающихся;
— формирование мотива к поведению, не наносящему вреда здоровью;
— осознание ценности физического и психического здоровья;
— освоение практических навыков оказания первой помощи в различных жизненных ситуациях.
Механизм реализации проекта
1.Разработать систему оценки эффективности проекта.
2.Создать рабочую группу по реализации проекта.
3.Разработать механизм привлечения обучающихся школы к участию в проекте.
4. Обеспечить информационное сопровождение проекта.
2. Подготовить материалы:
— к лекционным занятиям;
— к практическим занятиям.
3. Материальное обеспечение проекта:
— мед. инвентарь для проведения практических занятий;
— материалы для оформления стенда;
— материалы для проведения творческих занятий.
Проведение оценки эффективности проекта.
Тематический план проекта выстроен с учётом основ оказания первой помощи, таких, как:
-уметь правильно осуществлять комплекс экстренной помощи;
-останавливать кровотечение путем наложения жгута, давящих повязок и др.;
-накладывать повязки, косынки, транспортные шины при переломах костей, вывихах, тяжелых ушибах;
-использования подручных средств при транспортировке пострадавшего, организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) пострадавшего;
-определить необходимость вызова скорой медицинской помощи, медицинского работника.
«Травматизм и его виды.»
Видеофильм « Как уберечься от травмы»
-повязка на коленный сустав;
-повязка на голеностопный сустав.
«Бытовой, школьный травматизм»
Видеофильм «правила поведения дома, на улице и в школе»
-повязка на коленный сустав;
-повязка на голеностопный сустав.
Видеофильм «Осторожно, дорога»
«Наложение повязки на голову, и при переломах»
«Способы наложения повязок при ушибах, растяжениях на нижние и верхние конечности
«Оказание помощи при ранении и укусах животных».
«Обеззараживание ран, используемые препараты».
«Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях»
Видеофильм «Причины возникновения ожогов» « Обморожения»
Обработка ожогов, наложение повязки на пораженный участок.
Схема управления проектом по развитию теоретических и практических навыков оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях для воспитанников спортивной школы «Югория»
Руководитель учреждения
Зам. по АХР Зам. по УР Зам. по ВР Специалист по ТБ
Тренеры-преподаватели Зав.медицинским кабинетом Педагог-организатор
Медицинская сестра
Медицинская сестра
Обучающиеся
Содержание тематических и практических занятий
«Травматизм и его виды»
Слово “травма” происходит от латинского слова и в переводе оно означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называется травматизмом. Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.
Независимо от вида травматизма различного характера повреждения встречаются чаще у мальчиков (2/3 к общему числу), т.к. они мало управляемы и более подвижны соответственно в быту, школе, на улице и т.д.
В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.
Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. Это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно-расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.
Выделяют следующие виды детского травматизма:
К бытовому травматизму относятся все случаи повреждений, полученные в условиях семьи, дома и во дворе. Это самый объемный вид детского травматизма. Первое место в нем занимают раны, растяжения, попадание инородных тел, переломы, ожоги. Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:
Неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
Отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройке и др.).
Недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок;
Дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.
Следующий вид травматизма это школьный травматизм.
По данным десятого Конгресса педиатров школьный травматизм составляет 17,2 % от общего числа несчастных случаев.
Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в том числе музыкальных, спортивных), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них – на перемене.
Среди травм немало приходится на так называемые случайные. Редко можно встретить подростка, который сознательно наносит травму своему однокласснику. Чаще можно услышать «я случайно, я не думал, что так получится, я просто пошутил». Примеров таких «шалостей», которые приводят к очень тяжелым последствиям, увы, очень много.
Даже самые обычные толкания друг друга порой заканчиваются различными травмами, ушибами, синяками, растяжением связок, вывихами в суставах, носовыми кровотечениями и прочими неприятностями, и происходит это не со зла, а шутя, скуки ради.
К сожалению, никто не может предвидеть, чем закончится шутка или неуместный розыгрыш: легким ушибом или тяжелым переломом, который потребует длительного лечения в больнице.
Самый опасный – детский дорожно-транспортный травматизм. Несмотря на то, что его доля составляет до 4% от всех травм, именно на эту группу приходится наибольшее количество смертей и тяжелых повреждений опорно-двигательного аппарата. Печально, что это в основном прерогатива мальчиков от 8 до 16 лет. Причиной 80% несчастных случаев становится перебегание проезжей части вблизи идущего транспорта. 15% – когда ребенок неожиданно появляется на проезжей части, например, из-за угла или впереди стоящего транспорта. Самое интересное, что дети, как ни странно, больше боятся легковых автомобилей и не воспринимают опасность со стороны большегрузных машин. Поэтому ДТП чаще происходят с участием грузовых автомобилей. Кроме того, что дети не могут предположить скрытую опасность, которая их поджидает на проезжей части, у них еще недостаточно развит дальномер. Они не могут четко определить расстояние до движущегося транспорта и очень часто начинают перебегать дорогу, даже когда видят, что идет автомобиль.
Причиной смерти детей в дорожно-транспортных происшествиях чаще всего становится черепно-мозговая травма. При таких травмах самое большое количество смертельных исходов и наиболее тяжелых повреждений, приводящих к инвалидности.
Физическая культура и спорт прочно вошли в жизнь человека и являются одним из главных средств сохранения и укрепления здоровья, в том числе у детей и подростков. Однако современный спорт, особенно спорт высших достижений характеризуется жесткой, конкурентной, а иногда и бескомпромиссной борьбой. Это предъявляет очень высокие требования к организму, особенно еще к неокрепшему детскому опорно-двигательному аппарату. Поэтому имеется риск получения травмы при занятиях спортом, хотя процент так называемого «спортивного травматизма», в том числе и на уроках физкультуры в учебных заведениях очень невысок и составляет всего 1-1,5% от общего травматизма. Причем основная доля спортивного травматизма приходится на начинающих заниматься спортом, в большинстве случаев (97-98%), это травмы легкой степени (ушибы, ссадины, растяжения), не приводящие к каким либо последствиям.
К тренировкам и соревнованиям могут быть допущены только лица прошедшие медицинский осмотр. Допуск спортсмена к соревнованиям оформляется соответствующим медицинским документом. Ни в коем случае нельзя допускать физически неподготовленного, а тем более больного или не долечившегося спортсмена. Это может привести к повторным травмам и даже к инвалидности!
Все спортивные мероприятия обязательно должны проводится в присутствии тренера или педагога. Это обеспечит правильность процесса обучения и дисциплину. Соревнования должны проводится ТОЛЬКО в присутствии медработника.
Спортивное оборудование и инвентарь должны быть исправными. При разучивании новых или технически сложных упражнений (например, в гимнастике, акробатике), а так же при работе на спортивных снарядах обязательно должна соблюдаться страховка.
Спортивная экипировка (одежда, обувь) тоже должна быть в исправном состоянии и соответствовать виду спорта. Во многих видах (футбол, хоккей, бокс, волейбол) предусмотрено ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ защитное снаряжение (щитки, каппы, налокотники, наколенники, шлемы и пр.).
Места спортивных мероприятий должны строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и иметь соответствующий сертификат, а так же быть оборудованы аптечками для оказания первой медицинской помощи. Тренер и спортсмены должны уметь оказать необходимую первую помощь при травмах или неотложных состояниях, не забывая принципа «Прежде всего не навреди!».
Первая помощь при несчастных случаях.
Понятие первой помощи было введено совсем недавно, в 2009 году. Не первая медицинская, которую оказывает дипломированный медицинский работник в травматологическом пункте, школьном медицинском кабинете или в машине «Скорой помощи», а просто «первая помощь»: комплекс срочных простейших действий и мероприятий, которые важно немедленно выполнить на месте происшествия. А лечить должен врач!
Первая помощь может быть оказана как посторонними людьми, так и самим пострадавшим. Иногда от правильно оказанной первой помощи может зависеть не только здоровье, но и жизнь человека.
Значение первой помощи переоценить трудно: остановленное кровотечение не даст человеку истечь кровью; перевязанная рана не будет загрязнена дополнительно, а при грамотно обездвиженной сломанной конечности не произойдет защемления нерва между обломками кости.
Ознакомление с правилами оказания первой помощи – это то же самое, что использование ремней безопасности во время управления автомобилем.
Очень часто ситуация, в которой требуется помощь тебе или близким, может выглядеть пугающе, и это вполне нормально, так как вряд ли нормальный человек останется равнодушным к ранам, ожогам, крикам и стонам пострадавших. Даже опытные спасатели иногда признаются, что трудно себя заставить сохранять спокойствие в подобных случаях, и им помогает только профессиональная мотивация: помогать людям.
Возьми себя в руки – перед тобой человек, нуждающийся в твоей помощи, и сейчас многое зависит от грамотной последовательности твоих действий. Важно понять, что никто не ждет от тебя чудес. Требуется только выполнить тот необходимый набор действий, который реально поможет дождаться медиков с наименьшими потерями. Есть понятие у медиков и спасателей «золотой час». На самом деле он составляет около 20 минут – время, в которое оказанная первая помощь способна предотвратить смертельный исход.
Первым делом необходимо позвать на помощь взрослых и вызвать бригаду скорой медицинской помощи по номеру 03 либо 003. Ни при каких условиях не пытайся «играть в доктора», несмотря на кажущуюся простоту методов оказания медицинской помощи.
Как правило, взрослые находятся рядом с местом происшествия, в том числе при дорожно-транспортной аварии (хотя бы потому, что машины водят взрослые люди). Поэтому, возможно, тебе и не придется действовать совсем самому, но грамотно помочь взрослому тебе вполне по силам.
Разберем основные принципы оказания первой помощи при различных несчастных случаях.
Очень важной задачей может оказаться придание пострадавшему удобной и безопасной позы для ожидания вызванной «Скорой помощи». Например, на улице человеку стало плохо, и он лежит лицом вниз. Необходимо оценить окружающую обстановку и найти помощников, которые смогут помочь перевернуть человека на бок или на спину, придать голове возвышенное положение с помощью подручных предметов (свернуть валиком куртку, шарф и пр.), в жаркое время года перенести в тень либо притенить голову. Для улучшения дыхания — расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки или ослабить ремень.
Помощь при травмах.
При любых травмах: переломах, растяжениях, вывихах конечностей (точный диагноз могут установить только врачи-травматологи) основным действием должно быть обездвиживание поврежденной руки или ноги. Проблематичным может оказаться найти средства для перевязки – мы же не ходим постоянно с санитарной сумкой (хотя всегда надо помнить, что в любой проезжающей машине есть медицинская аптечка, и водитель никогда не откажет в помощи). Допустим, человек торопился, поскользнулся и упал на раскатанной посреди тротуара ледяной дорожке. По всем признакам нога сломана: ошеломляюще больно, встать на нее не возможно. Из подручных средств подойдет относительно чистая картонная коробка из той же булочной, в каких привозят печенье, доска от ящика из-под овощей или фруктов. Твердый картон (или доску) прямо поверх одежды нужно привязать шарфом или ремнем, чтобы исключить подвижность суставов выше и ниже перелома. Необходимо ограничить движения кости в области повреждения, причем желательно зафиксировать не только, пострадавшую кость, но и выше, а также и нижележащие суставы. На случай если под рукой не оказалось подручных средств, можно зафиксировать сломанную ногу, привязав ее к здоровой (руку прибинтовывают к туловищу). Если есть возможность необходимо приложить к больному месту холодный предмет (кусок льда или снега, завернутого в пакет, любой замороженный продукт из магазина или холодильника). После этого можно переместить пострадавшего с помощью прохожих на лавочку, чтобы дождаться «Скорой помощи».
Самыми распространенными и легкими травмами являются ушибы – повреждения мягких тканей (кожа, мышцы, мелкие сосуды, подкожно-жировая клетчатка) без нарушения целостности костей и кожи. При сильных ушибах иногда невозможно определить: это ушиб или перелом, или разрыв связок. В любом случае первая помощь оказывается как при переломах: холод и покой конечности. А уточнять диагноз – это дело профессионалов – медицинских работников.
Помощь при ранениях (в том числе укусах животных).
Основная цель первой помощи при ранениях – остановить кровотечение и не дать ране загрязниться. К примеру, если в ране торчит поверхностно инородный предмет (кусочек дерева, стекла и т.д.), то его необходимо осторожно извлечь. Если инородный предмет засел глубоко, то его лучше не трогать, так как может усилиться кровотечение. Если есть возможность, то рану нужно промыть чистой водой. Заливать в рану йод или зеленку ни в коем случае нельзя. Края нужно протереть перекисью, зеленкой (подойдет водка, одеколон) и наложить бинтовую повязку либо обмотать чистой тканью. Если из раны вытекает много крови, нужно постараться сомкнуть края раны тугой повязкой, наложить холод и срочно в больницу.
Помощь при обморожении.
При обморожении нужно как можно быстрее согреть обмороженный участок но, ни в коем случае не растирать его снегом – так можно только увеличить опасность полного омертвения тканей. Рассмотрим пример, когда дети играют на улице в морозную погоду и у одного из ребят побелели щеки и нос. Это является первыми признаками обморожения. Первым делом необходимо зайти в любой теплый подъезд и растереть побелевшие места руками. При обморожении кистей и стоп не следует согревать обмороженные места сухим теплом, лучше всего погрузить их в чуть теплую воду (чуть выше 40 градусов) и поменьше трогать кожу на пострадавших участках, и обязательно обратиться за медицинской помощью.
Первая помощь при ожогах.
Необходимо в первую очередь охладить поврежденный участок, для этого подойдет: проточная холодная вода, лед, замороженные продукты. На место ожога наложить стерильную салфетку или чистую ткань, обязательно обратиться к врачу. Степень ожога определяет только врач.
Источник