Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы
Ирина Гридчина
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы
Экологический проект
по теме: «Лекарственные
растения»
в подготовительной группе д
Проблема: не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос
Актуальность: проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Цель проекта: создать условия для расширения и уточнения знаний детей о лекарственных растениях, их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.
2.Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
3. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
•исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
•наглядные: рассматривание растений, иллюстраций,
•словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
•практические: рисование, сбор лекарственных трав, оформление альбома.
Участники проекта:
• -дети старшей группы (5-6 лет,
дети должны знать:
• виды лекарственных растений, способы их сбора и применения;
лекарственных растениях;
• Значение лекарственных
растений в жизни человека.
Дети должны уметь:
• отличать лекарственные растения от других видов;
• — соблюдать правила поведения в природе;
• — проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;
• — элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями;
Содержание проекта:
I этап (подготовительный)
1.Подбор литературы: методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор демонстрационного материала.
4.Определение тематики бесед с детьми:
5.Определение тематики проблемных вопросов:
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно — ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
8. Подбор оборудования.
9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях.
II этап (практический)
1. Беседа «Лекарственные растения»
Цель: выявить уровень знания детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.
2. Дидактическая игра
Цель: закрепить знания детей о
ядовитых и лекарственных растениях.
3. Дидактическая игра «Определи по запаху».
Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
4. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»
Цель: обогащать знания детей о мире лекарственныз растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
6. Экскурсия по территории детского сада.
Цель: познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений, способами их сбора.
7. Наблюдение «Строение растения»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
8. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: закреплять знания детей о том, какие части растений используются для лечения.
9. Дидактическая игра «Третий лишний».
Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.
10. Дидактическая игра
Цель: учить детей отличать
и классифицировать растения.
11. Рисование «Мать – и — мачеха».
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.
12. Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель: учить детей передавать характерные особенности растения: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
III этап (заключительный)
1. Оформление гербария «Лекарственные растения» (с помощью родителей)
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Дидактические игра «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.
Цель: включение родителей в работу по проекту, процесс экологического воспитания детей.
4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)
Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта «Лекарственные растения» детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектомпредполагаемые результаты были достигнуты: был обогащён опыт детей в уходе за растениями, методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектомпредполагаемые результаты были достигнуты: был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.
Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Конспект НОД по экологии для подготовительной группы «Лекарственные растения» Конспект НОД по экологии для подготовительной группы на тему: «Лекарственные растения» Цель: формировать умение узнавать и правильно называть.
Конспект занятия для детей младшей группы «Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека» Цель:1. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях; учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.
ООД для средней группы «Лекарственные растения нашего края» Цель: Знакомство с лекарственными растениями Воронежской области Задачи: Учить детей узнавать и правильно называть лекарственные травы (4-5.
Проект «Лекарственные растения» В группе разработала проект «лекарственные растения»дети познакомились с названиями, внешним видом, пользой лекарственных растений. Правильное.
Проект «Лекарственные растения» Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющего решать проблему не только развития речевых познавательных.
Проект «Лекарственные растения Курского края» Выполнила: воспитатель средней группы Джилавова И. В. Актуальность Многие часто болеют. И наверное мы не откроем для вас тайну, если скажем,.
Проект «Развитие речи детей средствами экологии. Лекарственные растения Оренбургского края». Возраст детей 6–7 лет Проект «Развитие речи детей средствами экологии. Лекарственные растения Оренбургского края. Возраст детей: 6-7 лет Пояснительная записка.
Экологический проект «Лекарственные растения» Экологический проект «Лекарственные растения» (краткосрочный) Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной.
Экологический проект в подготовительной группе «Растения и цветы родного края» Экологический проект «Растения и цветы родного края» О возникновении цветов на нашей планете сложено много легенд. Вот одна из них: в стародавние.
Источник
Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения»
Наталья Дмитриевна Мовсумова
Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения»
ПРОЕКТ по экологии
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Лекарственные растения»
Актуальность: Дети по своей природе исследователи, с удивлением и радостью открывающие для себя окружающий мир. Поддержать ребенка в стремление к познанию, экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности- задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.
Проблема: Растения растут вокруг нас, узнать какое значение они имеют для человека. Расширить представление детей о полезных свойствах растений.
Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о названии, внешнем виде и пользе лекарственных растений. Узнать, что означает слово «фитотерапия».
Вид проекта: познавательно — исследовательский
Проект рассчитан на детей 5-7лет
Срок реализации проекта: долгосрочный – пять месяцев (с апреля по август)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Формирование представлений о мире растений, их ценности для здоровья человека. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально — доброжелательное отношение к миру природы.
Задачи для воспитанников:
Расширить представления детей о многообразии лекарственных растений, их пользе, и применении.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
• Формировать у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы;
Формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе
Развивать связную речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки.
• Развивать любознательность, познавательный интерес к природе, интерес к исследовательской деятельности, эстетическое восприятие окружающего мир
• Развивать у детей воображение,, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к природе, бережное отношение к растениям
Задачи для педагогов
1. Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
2. Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта.
3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.
Задачи для родителей
1. Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей).
2. Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.
3. Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
4. Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме «лекарственные растения«.
5. Обеспечить атмосферу доброжелательности,комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Формы и содержание работы с детьми:
1. Игровая деятельность.
2. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
3. Досуговая деятельность
5. Этические, ситуативные беседы, составление описательных загадок, сказок.
6. Рассматривание альбомов экологической тематики.
7. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе.
8. Изготовление поделок из природного материала.
9. Слушание и разучивание музыкальных произведений.
Формы и содержание работы с родителями:
2. Выставка информационного материала экологической тематики.
3. Выставка детской художественной литературы экологической тематики.
4. Совместная деятельность.
5. Совместное творчество.
Этапы и сроки реализации проекта.Период выполнения: апрель 2016года –август 2016 года
1. этап Подготовительный
1. Подбор методической литературы по теме проекта.
2. Подбор наглядных пособий, дидактического материала.
3. Подбор художественной литературы для чтения.
4. Составление перспективного плана практической деятельности.
5. Создание презентаций по теме.
2. этап Практический
План мероприятий по реализации проекта.
Для детей: Сбор фотографий, картинок с изображением лекарственных растений, оформление выставки «Зелёная аптека», загадок, стихов,
сказок, рассказов о лекарственных растениях
Дидактическая игра «Собери из частей целое»,
Дидактическая игра «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, внешним признакам, запаху.
Дидактическое упражнение «Душистые мешочки»
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху,
закреплять знания о лекарственных растениях.
Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части есть у растения.
Сюжетно -ролевая игра «Аптека».
Цель: Умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли
«Назови растение», «Опиши, я отгадаю».
1. Беседа «Что мы знаем о растениях»с презентацией.
Рассказ воспитателя детям о том, какую большую пользу приносят человеку
лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений,
познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.
Беседа «Что такое фитотерапия».
Цель : познакомит с понятием «фитотерапия». Расширить активный словарь по теме. Развивать речь.
4. Непосредственно — образовательная деятельность
«Путешествие в царство растений»
Цели: знакомство детей с некоторыми видами лекарственных растений
Смоленской области; с правилами сбора и хранения растений; умение
разумно использовать дары природы на благо людей.
Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание,
приготовление травяных лекарственных напитков.
Игра –Квест : «В поисках цветика — семицветика»
.2.Темы наблюдений на прогулке: «Подорожник», «Клевер», «Мать и мачеха», «Крапива», «Одуванчик» на территории детского сада. «Мята», «Душица» — на грядке, «Календула»— на клумбе.
Общие цели для исследовательской деятельности, в наблюдениях за растениями.
Цели: познакомить детей с растением, с его внешним видом, строением.
Исследовательская деятельность: рассмотреть листья, стебли, цветы, найти отличия от других растений. Познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы растению, для того чтобы оно росло. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Наблюдение за одуванчиками, растущими в тени и на солнечном месте.
5. Художественно творческая деятельность
:«Одуванчик» объёмная аппликация.
Цель: учить детейпередавать характерные особенности одуванчиков:
жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
«Календула», «Ромашка» — пластилинография.
Цель : учить детей предавать особенности растения в технике пластилинография.
«Ромашка» рисование красками.
Цель: учить детей передавать в рисунке цвет и форму соцветий растения.
«Клевер», «Подорожник»- рисование карандашами.
Раскрашивание: «Растения луга»; «Растения леса»
Беседа: «Растения вокруг нас», «Полезные растения», Фитотерапия»
Общение : ««Живая и неживая природа»; «Чем помочь природе».
Ситуация: «Ты увидел, как твой друг бросил фантик с конфеты на территории детского сада. Твои действия».
Чтение художественной литературы
К. Ушинский «Утренние лучи»;
И. Соколов «Рассказы о природе»;
В. Бианки «Расссказы о природе»;
Стихи поэтов,классиков о природе: «Времена года»;
М. Пришвин «Про птиц и зверей»;
А. С. Пушкин «Стихи детям»;
Н. Сладков «Лесные сказки»
Прослушивание классического произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов».
Музыкальное развлечение : «Едем в лес за чудесами».
Совместный труд воспитателя с детьми по уходу за растениями в уголке природы;
Приведение в порядок огорода, растение мята (сбор,сушка)
Посадка цветочных растений на клумбах;(календула)
Полив растений.
Работа с родителями
Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, составление папки — передвижки
«Рецепты «зеленой аптеки»», помощь детям в подборе информации.
Выставка творческих работ «Зеленая аптека»
Фотоколлаж «Природа и мы»
Консультации для родителей:«Эколог с пеленок»«Воспитание у детей правильного отношения к природе».
3. Этап. Заключительный. Подведение итогов
1. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
2. Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
3. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
4. Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы.
Развитие речи». Москва 2002
5. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2000
6. Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу.
Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Отчет о проведение проекта «Лекарственные растения»
В ходе работы над проектомбыли достигнуты следующие результаты : обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического
воспитания путем применения научных методов и приемов.
Собрали материал о лекарственных растениях нашего края.
Родителями совместно с детьми была оформлена картотека по лекарственным растениям Вяземского района Смоленской области. В период работы над проектом у детей обогатился словарный запас по теме (дети знают стихи, загадки о растениях).
Могут рассказать, чем они полезны, и как используются, как правильно собирать растения и сушить.
У детей развился познавательный интерес к растениям, исследовательской деятельности, экспериментированию.
Развито уважительное отношение к природе, ее значимости для людей.
Расширились знания: если к началу проекта дети знали 2-4 лекарственных растения, то к окончанию проекта 11. Дети не только научились называть растения на картинках, но и находить их в природе.
Детский экологический проект «Лекарственные растения» Введение: Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения — детского сада комбинированного.
Конспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: — вызвать интерес к цветущим растениям нашего края; — воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Животные и растения Красной книги» ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ Слайд 1. На Земле очень много разных животных и растений. Все они живут в разных условиях: в определенном.
Презентация «Проект «Акции по экологии для детей младшего и старшего дошкольного возраста» Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей).
Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино» Проект «Лекарственные растения» для детей.
Проект «Лекарственные растения родного края» Познавательный проект «Лекарственные растения родного края» Тип проекта: коллективный. По числу участников: 19 человек. Длительность проекта:.
Проект «Лекарственные растения» (старшая группа) Вид проекта: информационно — творческий Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и.
Проект «Лекарственные растения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Проект на тему: «Лекарственные растения» МАДОУ детский сад №25 «Матрёшка».
Сценарий досуга из рубрики «Азбука здоровья» для детей старшего дошкольного возраста «Эти удивительные растения» Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Эти удивительные растения» Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях,.
Тематическая летняя экскурсия в группе детей дошкольного возраста 5–7 лет «Лекарственные растения» Время года: лето Место проведения: городской парк Время отправления: 9.00 Предварительная работа: Беседа о правилах поведения во время.
Источник