Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
Александра Бочарова
Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
Актуальность проекта:
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
• Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
• Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Задачи проекта:
• Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
• Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
• Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Содержание практической деятельности
Этапы реализация краткосрочного проекта:
1 этап — составление плана работы:
— развитие речи детей средствами народного творчества;
— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
-разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап –работа с родителями:
— консультации по теме проекта;
— создание тематических папок с приобщением родителей;
— родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация);
— выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
Методы и приёмы, используемые на проекте:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Направление и содержание работы
Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте.
— Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).
Работа с родителями
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.
— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»
Содержание практической деятельности с детьми
— Показ кукольного театра по сказке «Колобок»
— Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…»
— Игра-имитация отдельных действий человека, животных,птиц:
дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
— Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка» .
— Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи» .
— Игра –имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.
— Показ сказки «Колобок» (куклы — марионетки) .
— Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко» .
— Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.
«Пословицы и поговорки — педагогический гений народа» Гений, дух, характер народа проявляется в его пословицах. Фрэнсис Бэкон Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим.
Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно.
Источник
Проект «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»
проект по развитию речи (младшая группа) по теме
Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ | 97.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Ольга Александровна Бакланова
Технологическая карта проекта
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Разработчики и составители
Бакланова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ №24
МБДОУ №24 «Пчелка»
Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители
Актуальность, основания для разработки проекта
Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.
Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;
3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.
1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности — выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.
1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.
3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.
III. Привлекать родителей к активному участию по данному направлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.
Сентябрь 2015 — Май 2016
• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.
633004 Новосибирская область г. Бердск ул. Карла Маркса 60 МБДОУ№24 «Пчелка». Группа №2
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т.д.).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей второй младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».
Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений — речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря;
— развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.
По времени: краткосрочный;
По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;
По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;
Срок реализации проекта: сентябрь 2015 — май 2016.
• Дети младшей группы (3-4года);
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;
3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.
1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности — выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.
1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.
3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.
III. Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.
Предполагаемые продукты проекта :
- Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
- Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других народов мира.
- Появится уголок «Народной игрушки».
- Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическим материалом и картотеками.
- Обогатится аудио и видео фонотека материалами фольклорного произведения.
Методы и приемы работы с детьми:
— Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;
— театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;
— проведение дидактических игр;
— проведение экскурсий в «Избу- рукодельницу».
— чтение произведений русского народа и других народов мира;
— заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек;
-рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;
— проведение праздников, утренников, развлечений.
— имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;
— дидактические игры, настольно-печатные игры;
— Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр и хороводов;
— проведение забав на фольклорном материале;
— проигрывание народных игр и хороводов;
— театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;
— творческая деятельность детей: лепка, рисование и аппликация.
Виды детской деятельности:
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально технические ресурсы:
1.Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:
— разнообразные виды театров: настольный, конусный, пальчиковый, фланелеграф, на магните, кукольный;
— костюмы к сказке «Теремок», вязаные шапочки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке «Волк и семеро козлят», и другие персонажи.
2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:
- русских народных игр и хороводов для детей дошкольного возраста;
- русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток, закличек загадок;
- пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста,;
- сценарий к сказкам;
- развития артикуляционного и дыхательного аппарата,
- обшеразвивающие упражнения для физических минуток с использованием потешек.
— использование информационно-коммуникационных технологий
— пополнение медиатеки за счет интернет – сайтов
— создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий.
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015- май 2016года
1 этап: Подготовительный
• Опрос- анкета родителей «Что вы знаете о русском народном фольклоре».
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач.
• Составление плана реализации проекта на год.
• Составление перспективно-тематического планирования по теме «Развитие речи детей второй младшей группе, посредством устного народного творчества» с учетом интеграции образовательных областей.
• Составление плана работы с родителями на год.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
•Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).
• Создание аудио и видео фонотеки с материалами устного народного творчества.
• Подбор народных игр и хороводов, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.
• Подбор дидактических игр.
• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
2 этап: Основной
2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.
3 этап: Заключительный
1. Показ открытого фольклорного развлечения с детьми второй младшей группы.
2. Презентации проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» коллегам и родителям воспитанников.
3. Подведение итогов и перспектива на следующий год.
План мероприятий по реализации проекта
Опрос –анкета родителей «Что вы знаете о русском народном фольклоре».
Использование разных источников при поиске ответа по теме.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Беседа с родителями
Постановка цели и задач.
Беседа с детьми
Составление плана реализации проекта
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки, литературы по теме.
Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Беседы о театре
Подбор народных игр и хороводов, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала
Составление картотеки, работа с литературой и Интернет
Подбор дидактических игр.
Составление картотеки, работа с литературой и интернет
Привлечение родителей к текущему проекту.
Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).
Источник