Проект по биологии лечебные растения

Информационный проект по биологии «Лекарственные растения»

Информациооный проект по биологии «Лекарственные растения»

Скачать:

Вложение Размер
lekarstvennye_rasteniya.docx 252.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зайцевская основная школа

Проект по биологии

Выполнил ученик 6 класса

Руководитель Тимирязева Е.А.

Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6-му тыс. до н.э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечение травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды».

Считаю, что данная тема интересна и актуальна тем, что знания о лекарственных растениях и их применение важны для сохранения здоровья людей.

Цель моего проекта – расширить знания о лекарственных растениях.

Достижение данной цели обусловлено следующими задачами:

  • выяснить лечебных свойства некоторых растений;
  • познакомиться с правилами заготовки лекарственных растений;
  • провести викторину о лекарственных растениях
  • научиться работать с разными источниками информации и компьютером.

Практическая значимость проекта заключается в формирование знаний о сохранении здоровья с помощью лекарственных растений.

Сегодня человечеству известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма. Вот примеры применения некоторых лекарственных растений.

Какую часть используют

Применение в медицине

1. Одуванчик лекарственный

Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка

2. Ромашка аптечная

Противовоспалительное средство, полоскания и промывания ротовой полости, волос

3. Подорожник большой

Заживляет раны, помогает при ушибах

4. Чистотел большой

Лечение кожи, туберкулёза

5. Тысячелистник большой

Кровоостанавливающее, заживление ран

Все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.

ПАМЯТКА СБОРЩИКУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

  • Лекарственные растения собирают в солнечную, и сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
  • Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
  • Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
  • Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
  • Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
  • Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
  • Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник.
  • В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

1.Порошок из корней этого растения используют для улучшения аппетита? ( одуванчик лекарственный ).

2. Настой из листьев этого растения используют для прижигания бородавок? ( чистотел большой ).

3.Это растение используют для остановки кровотечения ( тысячелистник обыкновенный).

4.Если вас укусила пчела, или вы поранили ногу, лист какого растения вы используете? ( подорожник большой ).

5.У вас болит горло, – какое растение вы будете использовать для полоскания рта? ( ромашка аптечная, календула ).

6.Из листьев этого растения готовят салат ( одуванчик лекарственный ).

7.Эти растения используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием ( ромашка аптечная, мята,душица, зверобой ).

Проделав такую работу, я могу сделать следующие выводы:

1.Лекарственные растения эффективны при лечении многих болезней.

2.Лекарственные травы нельзя применять бесконтрольно.

3.Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.

Таким образом, если расширять знания о лекарственных растениях, то можно не только вылечить многие болезни, но и укрепить свой организм. Для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки имеют побочные эффекты. Кроме этого, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных растений.

В ходе проекта были использованы материалы:

  1. Лихарев В.С. Удивительное на грядке, Саратов,1992.
  2. Секреты целебных растений.- М.: 2000.

Рецепты чая с успокаивающим эффектом

1.Мятный отвар. В 200 мл кипящей воды добавить 25 гр. мяты, прокипятить в течении 5 минут. Принимать после обеда по 100 мл. Мята хорошо успокаивает нервы и способствует крепкому и спокойному сну.

2.Настой пустырника. Залить 5 гр. травы пустырника 100 мл горячей воды. Принимать настой нужно длительно, но при этом небольшими порциями, 1-2 раза в день. Данный отвар имеет очень резкий неприятный, горький вкус, зато быстро приводит нервную систему в порядок и помогает быстрее уснуть.

3.Отвар из душицы. 10 гр. травы залить 50 мл кипятка. В итоге получается мягкий ароматный напиток, который нужно пить маленькими порциями примерно по 100 мл в течении дня. Кроме того, таким отваром можно умывать лицо перед сном. Душица хорошо успокаивает нервы, способствует крепкому сну, избавляет от бессонницы.

4.Ромашка с медом. 10 гр. ромашки и 1 ч.л. сотового меда залить 200 мл кипятка. Этот настой можно пить вместо черного чая, в любое время суток.

Источник

Проект по биологии лечебные растения

Правила изготовления гербариев

  1. Растения, предназначенные для гербаризации, собирают целиком, т. е. со всеми надземными и подземными органами — корнями, корневищами, клубнями, луковицами, которые извлекают из почвы железным совочком или ботанической копалкой.
  2. Для сушильных «рубашек» и растений, собираемых в поле, необходима экскурсионная папка . Она состоит из двух пластинок картона или фанеры с прорезями около углов — в них продевается широкая тесьма, чтобы завязывать папку и носить ее через плечо.
  3. Высушиваются растения в ботаническом прессе . Он представляет собой две деревянные рамки одинакового размера (30X45 см или 35Х50 см, т. е. немного больше гербарного листа), на которые натянуты металлические сетки. Для затягивания пресса используется крепкий шнур или два ремня. Пресс можно сделать также из двух листов фанеры, просверлив в них множество отверстий для вентиляции. Если по углам фанерных листов прорезать щели и продеть в них тесьму, то получится комбинированная папка-пресс, пригодная и для сбора, и для сушки растений.
  4. Растения для гербария собирают только в сухую, ясную погоду. Растения, смоченные дождем или росой, долго сохнут и могут испортиться.
  5. Высокие растения с узкими листьями, например злаки, перегибаются и укладываются в «рубашку» зигзагом. При всяком сгибе растение надо класть так, чтобы корень был обращен вниз, а конец стебля — вверх.
  6. Для гербаризации рекомендуется брать не менее трех экземпляров каждого ботанического вида. Из них один предназначается для препарирования (разделения на части) при определения, второй — для монтировки на гербарный лист, третий — запасной.
  7. На каждое растение тут же, в поле, составляется черновая этикетка, которая вкладывается вместе с ним в «рубашку» и в дальнейшем от него не отделяется.
  8. Чтобы установить точное научное название вида растения и принадлежность его к тому или иному семейству, пользуются определителями растений.
  9. По окончании сбора все «рубашки» с растениями необходимо переложить (не переворачивая!) из папки на рамку пресса. Между «рубашками» при этом кладут по 2—3 прокладки из той же газетной бумаги для впитывания влаги. «Рубашки» раскладываются на рамке так, чтобы толстые части растений располагались попеременно то в одну, то в другую сторону, тогда пачка «рубашек» получится ровной, без горбов. Накрыв пачку второй рамкой, туго затягивают пресс ремнями накрест или шнуром в 2 петли. В таком виде пресс вешают или прислоняют к стене где-нибудь на солнце и на ветру. Не реже раза в сутки повлажневшие прокладки меняют на сухие. «Рубашки» же не меняются, и растения из них не вынимаются. В сырую погоду пресс обычно помещают около теплой печки или батареи центрального отопления, поставив его на ребро.
  10. На одном гербарном листе монтируется только один вид — в одном или нескольких экземплярах. Укладывается растение на гербарный лист так, чтобы части его не выступали за края, и прикрепляется в разных местах

Отбирать следует экземпляры вполне развитые, без каких-либо повреждений, с распустившимися цветками и по возможности с плодами,

хотя бы и незрелыми (без плодов некоторые растения очень трудно определить).

узкими (3—4 мм шириной) полосками бумаги. Клей наносится на концы полоски и углы этикетки. Толстые части растений, например корневища, можно прикрепить к листу нитками. Чтобы нитки не были видны, их окрашивают акварелью или тушью в зеленый цвет. Приклеивать растения к бумаге нельзя. Пакетик либо капсула с плодами или семенами приклеивается к левому нижнему углу гербарного листа. Правый нижний угол листа отводится для этикетки, переписанной начисто чернилами, а лучше всего тушью. Семенной пакетик и этикетка приклеиваются немного отступя от краев листа. Чистовая гербарная этикетка выглядит так:

Источник

Исследовательский проект по биологии «Лекарственные растения»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Муниципальное образовательное казенное учреждение

«Буссевская основная общеобразовательная школа школа »

«РОЛЬ лекарственных РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Работу выполнила: ученица 9 класса

Руководитель: учитель биологии Морозова К.С.

Тема. Лекарственные растения в жизни человека.

Ц ель исследования:

1. Выяснить какие растения относятся к лекарственным.

2.Есть ли в нашей местности лекарственные растения?

3.Какими лечебными свойствами они обладают?

4. Правила сбора и использования.

1. Выявить влияние лекарственных растений на здоровье человека

2. Призвать детей подростков бережно относиться к лекарственным растениям . ( слайд 2)

1. Возможно, в некоторых растениях есть целебная сила. (слайд 3) ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Лекарственные растения.

Богат и разнообразен мир растений. Многие из них очень полезны. Они дают людям пищу, являются источником кислорода. Природа словно запрограммировала в растительный мир всё необходимое людям. Издавна им были известны и целебные свойства растений. Моя бабушка, большой любитель природы, знает многие растения, которые относятся к лекарственным. Некоторые из них она применяет при лечении разных болезней. При лёгком кашле или когда у меня болит горло, она готовит мне отвар из трав. Нам захотелось узнать подробнее о лекарственных растениях, так возникла тема нашей исследовательской работы. Свою работу начали с теоретической части, прочтения научно-популярной и художественной литературы о лекарственных растениях. Сначала, познакомились с историей применения их в давние времена. ( слайд 4)

2. История применения лекарственных растений.

Как известно, целебнее свойства растений были известны человеку с глубокой древности. Добывая себе пищу, первобытный человек практически познавал свойства отдельных растений. Часто сообщали о целебных свойствах тех или иных растений животные, которые инстинктивно находили растения для своего здоровья. Установлено, что среди остатков глиняных изделий археологи находят специальную посуду, в которой растирали и варили лекарственные травы. Некоторые сведения о лекарственных растениях находят на первых письменных источниках- глиняных табличках, обнаруженных в Ассирии, причём с указанием, против каких болезней и в каком виде их нужно применять. Врачевание с древних времен было таинством, поэтому лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них белена, бузина, мята, миндаль и другие.

Гиппократ считал, что в соках лекарственных растений оптимально сочетаются биологически активные, органические и минеральные вещества. Поэтому он рекомендовал употреблять растения в том виде, в каком создала их природа.

В Древней Руси использованию лекарственных растений уделялось большое внимание. Заниматься врачеванием на Руси имели право только женщины. С образованием Киевской Руси появляется профессия «лечцы»

Издавна возделыванием и применением лекарственных растений интересовались даже цари и князья. В начале ХVII при Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию травами. По приказу Петра Первого были созданы аптеки и так называемые аптекарские огороды во всех крупных городах. ( слайд 5)

Многое изменилось с тех пор, но интерес к целебным травам не угас – наоборот, сейчас он особенно велик. В наше время люди все чаще прибегают и к помощи фототерапии – лечению лекарственными растениями, и к народному снадобьям. Соки, отвары, настои принятые внутрь, наружные примочки и ополаскивания помогают больному организму справиться со многими недугами, избавиться от страданий.

3.Лекарственные растения нашей области.

Природные растительные ресурсы Амурской области богаты и разнообразны. ( слайд 6). Мы выяснили, что в Амурской области свыше 90 видов лекарственных растений. Наше село находится в степной полосе. В степях можно встретить лекарственные травы: валерьяну, чебрец, зверобой, душицу. По террасам рек в области широко распространены песчаные массивы, задернённые ковылём, типчаком и другими растениями. Среди них большой интерес представляет ценное лекарственное растение – цмин песчаный. В пойменных лугах можно встретить девясил, лабазник, алтей, череду.

Трудно встретить человека, который бы не видели и не знал лекарственные растения, например, подорожник, одуванчик, но мало знают, от каких болезней они помогают. Результатом нашей исследовательской работы станет собранная коллекция лекарственных трав нашего края.

Насчитывается около 250 видов подорожника , которые встречаются в нашей местности. Подорожник растет преимущественно вдоль дорог, отчего это растение и получило свое название. Одно из самых действенных и распространенных народных лекарей. Листьями и семенами подорожника останавливают кровь и заживляют раны Сок листьев подорожника больше рекомендуется для лечение больных хроническими колитами и острыми желудочно-кишечными Заболеваниями. Препарат назначается внутрь по1 столовой ложке 3 раза в день за 15-20 минут до еды. Июнь-начало июля самое время для сбора подорожника.

Шиповник- многолетнее, дикорастущее растение. Цвет шиповника приходится на майиюнь. Плоды созревают в сентябре-октябре, окрашиваются в красно-оранжевый цвета, разной формы, с множеством волосистых семянок, семейства Розовые (Rosaceae). В народе шиповник называется — дикая роза. Собирают плоды шиповника до начала заморозков, так как даже слабое подмораживание уничтожает их лекарственные свойства. Применение шиповника целесообразно при следующих заболеваниях и патологических состояниях: авитаминоз, простуда, вирусные заболевания, орз, травмы, проблемы пищеварения, женские заболевания и т.д.

Полынь обыкновенная. ( слайд 8)

Многолетнее травянистое растение высотой 0,5-1,5 м. Растет вдоль дорог, по опушкам лесов, на нарушенных лугах, полях. В медицине используют облиственные верхушки растения, собранные во время цветения, и корни, заготовленные осенью. Полынь улучшает аппетит и пищеварение, обладает тонизирующим, успокаивающим, антигельминтным, желчегонным действием. Ее используют при истощении, бессоннице, различных неврозах, простудных заболеваниях.

Земляника лесная нашла широкое применение не только в народной, но и в научной медицине, благодаря своим полезным свойствам и витаминизированному составу. Она оказывает общеукрепляющее и тонизирующее воздействие на организм. Отвары с листьями и ягодами растения рекомендуется применять в послеоперационный период, во время и после простудных заболеваний для восстановления сил. Полезный продукт является природным антиоксидантом. В лечебных целях у лекарственного растения используются не только плоды и листья, но иногда цветки и корни. Медицина использует землянику для лечения респираторных заболеваний, для устранения проблем, связанных с ЖКТ, желтухи, подагры и мочекаменной болезни. Нашли своё применение ягоды растения и в гомеопатии.

Ромашка аптечная ( слайд 9)

В качестве лекарственного растения ее применяли врачи Древней Греции и Рима, и в античном мире ее очень ценили. Гиппократ и Диоскорид применяли ромашку аптечную при заболеваниях печени, почек и головной боли.

Как лекарственное растение, известен с давних пор. В отечественной медицине применяют надземную часть растения. Отвар — как мочегонное, противовоспалительное, кровоостанавливающее, общеукрепляющее и вяжущее средство. Помогают они и при сердечной недостаточности, улучшают водно-солевой обмен.

Это многолетнее травянистое растение высотой 15-40 см. Цветет растение в мае-сентябре. Согласно опыту народной медицины, настои и отвары верхней части растения следует применять как потогонное, мочегонное, отхаркивающее и бактерицидное средство. Используют настои и отвары клевера при отеках сердечного и почечного происхождения, ревматизме, воспалении мочевого пузыря.

Крапива -лекарственное растение, обладает множеством полезных свойств благодаря своему составу — содержит множество витаминов. Известна она благодаря способности укреплять волосы и стимулировать их рост. В традиционной медицине трава входит в состав препаратов для выведения желчи — используются все части растения, в том числе и корни. Но максимальной пользой обладают листья. Очень важно соблюдать правила их сбора и сушки.

4. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.

Много лекарственных растений существует в природе. Но у разных растений лекарственными являются разные части ,у одних цветы такие ,как ромашка и ноготки ,у других листья например ,как у крапивы или череды , а у третьих корни ,как у солодки и женьшеня.

Почему так происходит? Из книг мы узнали, что именно в этих местах накапливаются биологически активные вещества, а еще они накапливаются в разные периоды развития растения. Это и определяется срок его заготовки .Заготовка лекарственного сырья дело ответственное и требующее знаний и навыков. Нужно соблюдать правило сбора:

1.Придерживаться оптимальных сроков заготовки свежего сырья.

2.Приводить сбор только в сухую погоду после просыхания росы.

3.Не собирать в одну тару разные виды сырья.

4.Оставлять на месте не менее 20%не убранных растений для возобновления.

5.Собирать на одном месте не чаще, чем один раз в 2 года, а многолетнее 1 раз в 5-7 лет.

6.Не хранить свежесобранные растение больше 1-2 часа

Листья и траву собирают в период бутонизации. Цветки и соцветия в фазе начало цветения и суша не медленно или цветки почернеют. Плоды и семена заготавливают при полном созревании. Семена сушат в воздушных сушилках,а плоды на огневых сушилках .

Корни корневища собирают осенью или весной до начала вегетации растений. Их выкапывают, освобождают от надземной части, моют в проточной воде, крупные из них разрезают вдоль и отправляют на сушку в огневые сушилки.

Сушить следует так чтобы прямые солнечные лучи, дождь или роса, не попадали на сырье иначе оно потеряет свои свойства.

В огневых сушилках соблюдают режим.

Хранить высушенное сырьё нужно в сухи ,чистых помещениях защищённых ,от прямых солнечных лучей и не заражённых вредителями.

Необходимо запомнить одно очень важное правило: нельзя вести заготовку трав, листьев, цветов и корневищ вблизи предприятий, шоссейных и железнодорожных дорог, где много вредных выбросов. Ведь растениям свойственно их поглощать и накапливать, а, попадая в организм человека, они способны нанести ему только вред.

Мы провели опрос среди одноклассников. «Есть ли в нашем классе семьи , которые лечатся лекарственными растениями».

В результате опроса мы выяснили, что 100% семей наших одноклассников при заболеваниях используют лекарственные растения. При заболевании горла- 67%; кашле- 53%; почек- 22% Некоторые семьи поделились своими рецептами.

Мы выяснили, что лекарственные растения – народное достояние и богатство. Около половины всех лекарств готовят из растений. 70 % сердечных препаратов делается на основе лекарственных растений. Лекарственные растения растут всюду. Правда, не везде одинаково и в одинаковом количестве. Нужно хорошо знать какие растения встречаются в нашей местности и сколько их. Каждый должен научиться искать, собирать и охранять дары природы. Перед сбором растений необходимо изучать их биологические особенности, способ сбора, сушки и хранения. Это позволит рационально использовать сырьё с лечебной целью. Следует шире применять разведение целебных растений в садах и огородах. Возможно, такой огород можно сделать и на территории нашей школы. Своей работой мы призываем всех учеников бережно относиться к природе. Формировать свою экологическую культуру, культуру здоровья. Ведь многое зависит от нас с вами от того как мы обращаемся с природой.

1. А. Ф Синяков . Стимуляторы жизни. М-1990

2. Ю. В Синадский Целебные травы. М- 1991

3. Ж. Шилова, Л. Анищенко. Ростов-на- Дону 1991

Источник

Читайте также:  Маска для волос от перхоти с огурцом
Оцените статью