Народные праздники в этнокультурном воспитании старших дошкольников
статья ( группа) по теме
Народные праздники в этнокультурном воспитании
старших дошкольников
Петрова Тамара Павловна
МДОУ «Детский сад № 4 «Вис – вис» общеразвивающего вида» д. Полевая Волжского района
В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота и сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, забота о передаче подрастающему поколению житейского, мудрого, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Осознание ребенком этнокультурной принадлежности начинается с самого детства, идет оно из семьи, развивается и утверждается в семье, а в дальнейшем поддерживается и дошкольным образовательным учреждением. Через отношение к своему народу формируется и отношение к другим народам. Важно, чтобы оно было доброжелательным, уважительным, позитивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_prazdniki.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные праздники в этнокультурном воспитании
Петрова Тамара Павловна
МДОУ «Детский сад № 4 «Вис – вис» общеразвивающего вида» д. Полевая Волжского района
В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота и сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, забота о передаче подрастающему поколению житейского, мудрого, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Осознание ребенком этнокультурной принадлежности начинается с самого детства, идет оно из семьи, развивается и утверждается в семье, а в дальнейшем поддерживается и дошкольным образовательным учреждением. Через отношение к своему народу формируется и отношение к другим народам. Важно, чтобы оно было доброжелательным, уважительным, позитивным.
В нашем детском саду последние два года работа была направлена на внедрение в воспитательно — образовательный процесс этнокультурного компонента. В старшем дошкольном возрасте этнокультурное воспитание направлено на развитие этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность дошкольника — формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. От познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – к убеждению, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми. Значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники и игры, устное народное творчество, танцы, дидактические игры этнокультурного содержания.
В жизни каждого народа праздники занимают важное место. Праздник – это особая и вместе с тем естественная демонстрация народом радости жизни, здоровья, самореализации. Праздник сближает людей, поддерживает чувство коллективизма. Цель народных праздников – через народное искусство познакомить детей с историей родного края, народными традициями и обычаями.
Педагоги нашего детского сада ведут работу по ознакомлению детей с культурным наследием, праздниками, традициями и обычаями марийского народа и других народов, проживающих на территории нашей республики. Наши воспитанники обучаются марийскому языку, занимаются в кружке «Айвика модаш ужеш», где они постепенно знакомятся с произведениями устного творчества марийского народа, произведениями детских писателей и поэтов, с национальными играми, песнями, народно-прикладным и изобразительным искусством, народными музыкальными инструментами. Детям даются историко-географические и природоведческие знания в доступной форме. Эта работа начинается с оформления уголков национальной культуры в группах, создания музея быта «Марийская изба».
Традиционно в детском саду проводим народные праздники: Масленица, Шорыкйол, Пасха, Пеледыш пайрем. В своей педагогической практике мы определяем форму проведения праздника и содержание исходя из местных традиций и традиций учреждения, условий и возможностей, педагогических направлений, основанных на программах, которые использует коллектив учреждения. В подготовке и проведении активное участие принимают не только сотрудники детского сада, но и родители, которые являются полноправными участниками образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОО. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить народные праздники для себя и потомков. Ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа народа, это надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник в детском саду — особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.
1.Мельникова Л.И., Зимина А.Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
2. Богатеева Е.А. «Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья». Чебоксары — 2003г;
3.Пантелеева Н. Г. Народные традиции и праздники Руси // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. №5.
Источник
Народные праздники и обряды как фактор этнокультурного воспитания детей
Наталья Малышева
Народные праздники и обряды как фактор этнокультурного воспитания детей
На современном этапе развития нашего общества проблема этнокультурного воспитания становится как никогда актуальной и насущно необходимой. Перед нами ставится задача — формирование национального самосознания поколения, которому предстоит стать эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.
Но как же воспитать преданность Отечеству и гордость за него?Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Суть освоения народной культуры сводится к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко. И эти впечатления сильно отпечатываются в сознании ребенка. Поэтому, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники.
Система народных праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву,на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь.
В течение года совместной работы коллективом нашего детского сада были организованы и проведены следующие народные и обрядовые праздники.
Фольклорный праздник «Семик-Троица»
На празднике дети познакомились с Троицким обрядом. Это сложный комплекс обрядов, знаменующий прощание с весной и встречу лета. Символом праздника, главным атрибутом обрядовых действий была береза, по-мордовски келу. Дети и воспитатели в стихах и песнях говорили об истории праздника, русских и мордовских традициях, загадывали загадки, активно участвовали в конкурсах, танцах. Водили хороводы, украшали березку. Познакомились с обрядом кумления. Пели русские и мордовские песни, такие как «Мы завьем березу», «Луганяса келуня», «Кавто церат тикше ледить». Играли в игру «Пора молодцу жениться».
Фольклорно-обрядый праздник «Кузьминки»
Осенью все стали участниками фольклорно-обрядового праздника «Кузьминки». Дети готовились к этому событию и ждали его с нетерпением. Участники и гости праздника на основе мордовского и русского фольклорного материала (мордовских песен «Лен», «Ашо лов», русской народной песни «Во кузнице», плясок, считалок, игр и хороводов) расширили свой кругозор, творческий потенциал, у них проявился интерес к народным традициям.
Праздник «Осенняя ярмарка» — самый хлебосольный и яркий праздник года.Его любят все: взрослые и дети. В ходе подготовки к празднику дети выучили русские народные песни «Тида-рида-райда», «Ой, сад во дворе». Разучили пляски с ложками под «Байновскую кадриль» и «Коробейники», мордовскую игру «Нумоло и ривезь» («Лиса и заяц»). Гвоздем фольклорного праздника стал приход скоморохов Тюхи и Матюхи. Осенняя ярмарка в детском саду стала настоящей демонстрацией нарядов в народном стиле и традиционных песен, танцев, игр. Народный праздник дал зрителям и маленьким артистам ощущение радости от общения с народной песней, культурой своей родины, народом, семьей.
«Вастома Роштувань кудосо» (Встреча в Рождественском доме)
Один из наиболее почитаемых праздников на Руси – Рождество Христово. Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Святки совпадают с Новым годом – светлым праздником детворы, с новогодней ёлкой, переодеваниями, сказочными превращениями, чудесами, всеобщим весельем, шумными гуляниями. Детям очень нравится встречать колядовщиков – ряженных взрослых и детей, участвовать в традиционных рождественских играх, святочных гаданиях, водить хороводы, одаривать угощением, слушать и исполнять весёлые песенки-колядки, которые прославляют хозяев за щедрость, доброту, гостеприимство, несут пожелание здоровья, счастья и хорошего настроения на весь новый год.
Календарно-обрядовый праздник «Масленица»
В начале масленичной недели мы рассказали детям в доступной форме об истоках праздника. С огромным интересом вместе с воспитателем дети изготавливали чучело и разучивали обрядовые масленичные песни. Встречали Масленицу хороводами, песнями, плясками, играми-забавами «Бой петухов», «Перетягивание каната». Дети с воспитателями задорно отплясывали, пели заклички, играли в русские народные игры «Плетень», «Карусель» и другие потешные игры.
Обрядовый праздник «Закликание весны»
22 марта в нашем детском саду был организован обрядовый праздник «Закликание весны». Обрядовое действо сопровождалось мордовским хороводом «Минь листяно улицяв», русским хороводом «Как зима с весной повстречалися», исполнением русских и мордовских песен «Летели две птички», «Ой, кулики, жаворонушки», «Селека», «Нармоннят», «Маней тей, тей, тей». Выкрикиванием специальных весенних песен – «веснянок», «закличек» дети призывали весну и птиц. Обряд сопровождался действиями с жаворонками (ржаным печеньем).
Успешное проведение народных праздников в МАДОУ невозможно без активного участия родителей, которые оказывают помощь в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций. Совместная деятельность детей и родителей создает общее эмоциональное переживание, что помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Разработки педагогов нашего коллектива активно участвует во Всероссийских, городских конкурсах по этнокультурной тематике, где занимают призовые места.
Таким образом, в результате совместной работы мы утвердились во мнении, что работа по приобщению дошкольников к русской и мордовской культуре не могла не отразиться на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысилось желание больше узнать о своей национальной культуре.
По итогам нашей работы мы можем с уверенностью сказать, у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традициях и обрядах.
1. «Истяминь эрятано-Тяфтаминь эрятама»/ Г. Н. Миняева; Поволж. Центр культур фино-угорских народов. -Саранск, 2012.-132с.
2. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учеб. практ. пособие для дошк. учреждений. / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. — Санкт – Петербург, 1988. – 300 с.
3. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А. В. Орловой / Владимирс. област. инст. усов. учит. – Владимир. -1995. — 184 с.
4. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»: /Авт. — сост. Е. Н. Киркина. — Саранск, Мордовское книжное издательство, 2013. — 216С.
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции». 2 часть Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию 1 слайд «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через.
Система работы ДОУ по внедрению этнокультурного воспитания дошкольников Решение этих задач стало составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения, воспитания и развития.
Альбом «Народные праздники и обряды» Хочу поделиться с Вами своей разработкой. В рамках проекта «Наши тардиции» для детей старшего дошкольного возраста, пришла в голову идея.
Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно.
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Народные праздники на Руси. Коляда» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Народные праздники на Руси. Коляда» Коррекционно-образовательные.
Конспект занятия «Русские народные праздники» Конспект занятия по теме «Русские народные праздники». Чернышова Аксана Сергеевна, педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского.
Проект «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радуга» города Цывильска Чувашской республики Проект на тему: «Чувашские.
Проект «Народные праздники. Колядки.» ель проекта: — дать представление о национальном культурном наследии — расширение круга изучаемых фольклорных жанров; — представить фольклор,.
Совместная деятельность педагогов и родителей в вопросе этнокультурного воспитания дошкольников. В вопросе этнокультурного воспитания дошкольников и приобщения их к родной культуре немалую роль играет объединение усилий педагогов и родителей.
Источник