Совместный проект с родителями «Цветочная и лекарственная фантазия»
Бакланова Галия Сафиевна,
воспитатель высшей категории
Плешкова Елена Валерьевна,
МБДОУ центр развития ребёнка
детский сад №81 «Мальвина»,
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит
безопасность всего большого человечества
Совместный проект с родителями
«Цветочная и лекарственная фантазия»
Цель проекта.
С участием детей, родителей, воспитателей создать условия для ознакомления с миром целебных трав, правилами сбора, применения для оздоровления организма.
Задачи проекта.
- Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, о практическом применении.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
- Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
- Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада.
Проект познавательно-исследовательский, где дети и родители узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.
Участники проекта.
Дети подготовительной группы, родители и воспитатели.
Сроки выполнения проекта.
Май-август.
Методы исследования.
- Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения.
- Наглядные: тактильно-мышечная наглядность.
- Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
- Ароматерапия.
- Слушание музыки.
Ожидаемый результат.
- Осознанное правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
- Сформированные знания о лекарственных растениях, ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры. Желание поделиться с коллективом своими знаниями и умениями.
Взаимодействие семьи и родителей детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий и от педагогов, и от родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Общение педагогов с родителями всегда было и остаётся актуальным вопросом. Результатом работы является создание единого инновационного пространства, интерактивных форм работы, объединяющих педагогов и родителей. Родители становятся помощниками педагогов, не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
И здесь удачной находкой оказался метод проекта, направленный на работу с родителями детей. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями разработали экологический проект «Цветочная и лекарственная фантазия». Этот проект:
Во-первых, позволяет детям почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
На территории нашего детского сада произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства…..
Всё лето участники проекта изучали растительный мир лекарственных растений, не только в детском саду, но и выезжая с родителями на природу. В ходе работы над проектом под руководством воспитателей и родителей дети научились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках лекарственных растений, использовали Интернет вместе с родителями, собирали и обобщали информацию о растениях. Эту информацию дети, родители и воспитатели использовали для изготовления игр, пособий, выпуска мини-энциклопедий, газет, буклетов, и всё это, несомненно, пополнило эколого-развивающую среду своей группы.
1 этап подготовительный
- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап исследовательский
- Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3 этап обобщающий
- Обобщение результатов работы.
Работа с детьми.
- Беседы «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что где растёт, когда цветёт». Цель: обогащать детей знаниями, побуждать в детях желание беречь природу.
- Опыты, эксперименты. «Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растения?» Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путём.
- Наблюдения «Наблюдаем как растёт подорожник», «Высадка мяты»
- Дидактические игры «Узнай по описанию», «Найди, о чём расскажу», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов», «Мама, папа и я – цветочная семья». Цель: уметь находить лекарственное растение по описанию.
Игры с ИКТ «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом»
«Съедобное — несъедобное». Цель: закрепить знания о съедобных и ядовитых растениях.
«Чудесный мешочек». Цель: узнать лекарственное растение по запаху.
- Чтение сказок, легенд, стихов, загадок, пословиц о лекарственных растениях.
«Сказка о лекарственных растениях» с применением ИКТ.
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на другую планету».Проходили обследовательские действия на планете. Всё живое погибло на планете: необходимо найти воду, землю, посадить растения.
- Сюжетно-ролевая игра «Поможем тому, кто в этом нуждается». Цель: уточнить представление о знакомых лекарственных растениях.
- Открытие зелёной аптеки в группе. Цель: знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
- Викторины
Работа с родителями
- Консультации, беседы
- Составление гербария
- Выпуск буклетов «Зелёный доктор», «Берегите Землю», «Растения – наши лекари».
- Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем».
- Плакат
- Составление кроссвордов.
- Книги о лекарственных растениях. Дети совместно с родителями собирали информацию во время выезда на природу.
- Рисунки совместно с детьми.
- Викторина «Зелёная аптека».
- Презентация проекта.
Опыт работы показал: Используя активные и интерактивные методы работы с родителями нам удалось затронуть все виды работы проводимые с родителями. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании.
Родители активно участвовали в
— озеленении оформлении участка детского сада
— регулярно участвуют в конкурсах и мероприятиях детского сада и группы
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
И завершилась работа над проектом презентацией. В группе был открыт фитобар «У Мухи-Цокотухи».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИТОБАРА «У МУХИ — ЦОКОТУХИ»
Цель.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых.
Задачи.
- Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях.
- Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
- Учить вежливо общаться, развивать умение употреблять слова приветствия, благодарности.
- Активизировать родителей на участие в совместных играх и конкурсах.
- Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
- Воспитывать любовь и уважение друг к другу и окружающим людям, чувство коллективизма, умение дружить.
Материал.
- Электронное учебное пособие
- Мешочки с сухими лекарственными травами
- Иллюстрации с изображением лекарственных трав
- Оборудование для приготовления салата, чая, посуда.
В группу входят гости-родители, их встречают дети.
Дети — Здравствуйте, гости дорогие, мы вас очень ждали, проходите, пожалуйста. Рассаживайтесь, всем хватит места.
Муха–Цокотуха — Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости. Вы узнали меня? Совершенно верно, я Муха – Цокотуха, которая однажды по полю пошла и … правильно, денежку нашла. Хорошее было время… Но с тех пор мне как – то ничего не попадается. Вот я с детьми решила собственный бар открыть, да не простой, а фито! Кто знает. Что это значит? Даю подсказку: «фито – означает растение» Так что в моём баре будут разные напитки из целебных трав. Нынче это модно. А ещё модно проводить презентации. Нужно начинать именно с этого мероприятия. А ещё нужна реклама.
Муха–Цокотуха — И сейчас я объявляю —
Конкурс « Лучшая реклама фитобара»
— Пожалуйста, гости дорогие, как бы вы прорекламировали в устной форме наш фитобар?
- «Посещайте фитобар, будете здоровы».
- «Кто попил напитков в фитобаре – тот никогда не заболеет».
- «От болезней и мучений нас спасут плоды растений!»
- «Царство лекарственных растений».
— Молодцы. Хорошая реклама нашего фитобара.
Муха–Цокотуха — Отлично! А теперь приглашаю всех посетить наш фитобар.
Позвольте начать нашу презентацию.
Появляется клоун в марлевой повязке, обвешанный чесноком.
Клёпа — Где, где президент?
Муха-Цокотуха — К нам едет президент?! Это весьма кстати! Хотя ничего удивительного – такой замечательный детский сад, какая красивая группа, такой великолепный фитобар! Такая приятная хозяйка. Прихорашивается.
— Так, где же твой президент?
Клёпа. — Почему мой? Это ж вы только что сказали – «президент».
Муха-Цокотуха — Фу, какой глупый, я-то думала… А говорила я о презентации. Так в наше время называется праздничное открытие чего угодно, например, фитобара!
Клёпа — А разве разрешается открывать бар в детском саду?
Что-то я сомневаюсь. Ребята, а вы как думаете?
Муха-Цокотуха — Такой – можно. Здесь взрослые и дети смогут насладиться чашечкой целебного чая, чтобы укрепить своё здоровье.
Клёпа — Ой, тогда я с вами дружу! Всем известно, как я забочусь о здоровье. Вот повязку ношу, чтобы никто не начихал на меня, и чеснок — он всех убивает, то есть микробов я хочу сказать. Так что обязательно пойду на эту вашу, как её …ну, которая на президента похожа.
Муха-Цокотуха (с сомнением) — Я, конечно, любому гостю рада, но всё же не мог бы ты представиться?
Клёпа — Я – Клёпа, клоун славный,
Весёлый и забавный,
Всех ребят я веселю,
С ними песенки пою.
Ни за что не отвечаю.
Муха-Цокотуха — Подожди, Клёпа, не торопись. До чаю ещё дело не дошло.
Для проведения нашей презентации не хватает важных гостей – бабушки Дарьюшки и деда Матвея. Это они нам травы целебные из своего леса поставлять будут.
Клёпа — А где они живут? Может оттуда долго ехать?
Муха-Цокотуха — Да уж не близко, на лесной опушке. И мы решили, в поход идём, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки-травницы.
Задание 1. Проблемная ситуация. Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. И вот задание для родителей: Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).
Для детей: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).
Молодцы! Помощь оказать вы сможете.
Задание 2. Из предложенного материала (живые растения) отобрать съедобные виды растений и разложить в соответствии с карточками-символами: салатника – травы, из которых готовят салат, чайника – травы, из которых заваривают чай.
Задание 3. Расшифруй лекарственное растение. Перед вами на доске зашифрованы названия лекарственных растений – они состоят из первых букв предметов изображённых на картинках.
— Апельсин. Мяч. Танк. Якорь. (МЯТА)
— Обруч. Экскаватор. Лопата. Акула. (Алоэ)
Молодцы! Все справились с заданием! Давайте все вместе отправимся в гости.
Муха-Цокотуха — Что за гости в лес спешат?
Десять маленьких ребят!
Становитесь вот сюда: « Все на месте?»
Дети отвечают — да, да, да.
Встали друг за другом, руки положили на плечи.
Игра « Сороконожки» (Фото1).
По сухой дорожке (все идут паровозиком пружинящим шагом, держась за плечи друг друга).
Вдруг закапал дождик Кап!
Ой, промокнут сорок лап. (Останавливаются)
Насморк нам не нужен
Обойду я лужи ( Идут высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу (Остановка и трясут правой ногой)
Каждой лапкой потрясу (Трясут левой ногой)
И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром (Идут топающим шагом)
Включается запись звуков природы: шум ветра, голоса птиц.
Подходят к избе Дарьюшки и деда Матвея.
Муха-Цокотуха — Ну вот мы и пришли, смотрите, к нам навстречу идут и бабушка Дарья и дедушка Матвей.
(Из избы выходят бабушка Дарья, дед Матвей, с лекарственными травами).
Бабушка — Дарьюшка
— В нашей лесной аптеке
Нет йода и касторки
Зато есть мёд пчелиный
И мятная настойка.
Приходите все, кто болен
Вам я травки подберу,
От любой болезни, хвори
Дед Матвей
— Есть листики, травинки
На дне моей корзинки.
Здесь зверобой и мята,
Всех вылечу, ребята.
Бабушка Дарьюшка и дед Матвей (Фото2)
— Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, наши внучата и внученьки! Здравствуйте гости дорогие! И вас, Муха – Цокотуха и Клёпа приветствуем в своей избушке. С чем пожаловали, гости дорогие?
Муха-Цокотуха — Дорогая, бабушка Дарьюшка, дедушка Матвей, мы ведь вас на презентацию — открытие нашего фитобара приглашаем. Наслышаны о волшебстве ваших лекарственных трав, которые людям силу и здоровье дарят.
Бабушка Дарьюшка — За приглашение спасибо. А в гости придём.
А наш лес так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…
Клёпа — А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это, верно, только никаких загадок нет. Всё давно известно: кусты, цветы, деревья.
Муха-Цокотуха — А мы приготовили ЗАГАДКИ (Приложение)
— Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Под сугробом он растёт.
Снеговую воду пьёт (Ландыш)
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)
Он посмотрит на меня
И шепнёт мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовётся … (Незабудкой)
И в названье мёд таится
Узнаёте? Медуница)
Если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)
Лепесточки обрывают? (Ромашка)
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо…(Василёк)
Для коровок ядовит… (Зверобой)
- Только тронь — отдёрнешь ладонь.
Обжигает травка прямо, как огонь. (Крапива)
Бабушка Дарьюшка – Молодцы! Знаете лекарственные травы. Мои волшебные лекарственные растения дают силу только тем, кто любит природу.
Тренинг
Встанем в круг, поднимем руки к солнышку. Оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до окончания пальцев. Давайте скажем волшебные слова: « Небо, солнце, природа! Дайте здоровья мне, мои друзьям и родным – нашим дорогим родителям, бабушкам и дедушкам.
А теперь закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу. Постоим так немножко, подышим свежим воздухом — сделаем глубокий вдох.
Молодцы, детки, вы стали здоровее.
А у нас есть к вам ещё задание. Узнайте лекарственное растение по запаху и найти его на карточке-картинке или в гербарии. В мешочек заглядывать нельзя!
Игра «Чудесный мешочек»
Бабушка Дарьюшка и дед Матвей — Мы вам на открытие фитобара дарим травы:
«Каждая наша травинка, цветочек, листик вобрали в себя силы целебные Земли — Матушки, Солнышка Красного. Берите их, заваривайте чай и пейте на здоровье».
( Дают мешочки с травами)
Родители с детьми дарят рисунки.
Муха-Цокотуха — Спасибо вам, Дарьюшка, дедушка Матвей.
Давайте отдохнём, ведь путь обратный далёкий. Пока отдыхаем, выполним задание.
Викторина «Зелёная аптека» (Приложение)
- 1.Ты натёр ногу в пути. Какое растение может облегчить боль?(ПРИЛОЖИТЬ ЛИСТ ПОДОРОЖНИКА)
- 2.Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах и укусе насекомых?(ПОДОРОЖНИК)
- 3.Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха?
(ОТВАР ИЗ СУХИХ ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ – ХОРОШЕЕ СРЕДСТВО ОТ КАШЛЯ)
- 4.Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания (ЧИСТОТЕЛ)
- 5.Какое растение помогает от кашля?(РОМАШКА)
- 6.Какие растения помогут укрепить волосы?
— Да, вы знакомы с названиями лекарственных трав, умеете различать, много знаете об их свойствах, способах применения с целью оздоровления организма. Но самое главное, вы научились бережно относиться к природе родного края, видеть его красоту. Я рада, что у «растений-целителей» есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.
— Мы ещё приготовили письма лекарственным растениям: «Давай дружить». Дети читают письма.
- Мне мама сказала, что ты подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень люблю всем помогать. Ты будешь помогать мне, лечить болячки всем, а я буду тебя поливать.
СТАРОВОЙТОВА ЕВА
- Ландыш, ты очень красивый цветок. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а ещё буду тебя поливать.
ИГНАТЕНКО СОФИЯ
- Очень-очень хочу дружить с тобой, ромашка. Ты такая красивая. Я никогда не буду тебя рвать, потому что тебе будет больно»
САРЫЧЕВ АЛЕКСАНДР
- Одуванчик, ты очень похож на солнышко, а оно очень тёплое и ты тёплый. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться. Мама моя с тобой тоже будет здороваться. И она хочет с тобой дружить.
ГОЛУБЕВ АЛЁША
— Бабушка и дедушка обязательно передадут ваши письма лекарственным растениям. Спасибо вам за такие трогательные слова.
Муха-Цокотуха — День сегодня необычный,
День сегодня непростой.
Собрались на праздник дети,
Самовар здесь золотой
Ребёнок — Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного крутого,
Ребёнок — Хорошо чайку попить,
Обо всём поговорить.
Муха-Цокотуха — У нас открылся фитобар
У нас открылся фитобар
Дети — Закипел наш самовар, проходите в фитобар.
Муха-Цокотуха — Ну что же, наша презентация прошла отлично, правда. Клёпа
Клёпа — Правда- то, правда, но когда же мы по-настоящему чай пить будем?
Муха-Цокотуха — Сейчас, сейчас, всех обслужим. И не только сегодня. Добро пожаловать в наш фитобар, в любой день и в любой час.
Дети заходят в фитобар, обслуживают всех гостей по правилам этикета в общественных местах.
(Чай, напитки из трав, морсы — печенье, фрукты)
…Давайте пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
— Давайте всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашего края. Приглашаем вас к столу!
Во время чаепития посмотреть презентацию «Цветочная и лекарственная фантазия» (Приложение).
Приложение
Презентация «Цветочная и лекарственная фантазия».
Презентация Открытие фитобара «У Мухи-Цокотухи».
Источник