Проект лекарственные растения с родителями

Совместный проект с родителями «Цветочная и лекарственная фантазия»

Бакланова Галия Сафиевна,

воспитатель высшей категории

Плешкова Елена Валерьевна,

МБДОУ центр развития ребёнка

детский сад №81 «Мальвина»,

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит

безопасность всего большого человечества

Совместный проект с родителями

«Цветочная и лекарственная фантазия»

Цель проекта.

С участием детей, родителей, воспитателей создать условия для ознакомления с миром целебных трав, правилами сбора, применения для оздоровления организма.

Задачи проекта.

  • Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, о практическом применении.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
  • Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада.

Проект познавательно-исследовательский, где дети и родители узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, родители и воспитатели.

Сроки выполнения проекта.

Май-август.

Методы исследования.

  • Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения.
  • Наглядные: тактильно-мышечная наглядность.
  • Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
  • Ароматерапия.
  • Слушание музыки.

Ожидаемый результат.

  • Осознанное правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
  • Сформированные знания о лекарственных растениях, ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры. Желание поделиться с коллективом своими знаниями и умениями.

Взаимодействие семьи и родителей детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий и от педагогов, и от родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Общение педагогов с родителями всегда было и остаётся актуальным вопросом. Результатом работы является создание единого инновационного пространства, интерактивных форм работы, объединяющих педагогов и родителей. Родители становятся помощниками педагогов, не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проекта, направленный на работу с родителями детей. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями разработали экологический проект «Цветочная и лекарственная фантазия». Этот проект:

Во-первых, позволяет детям почувствовать себя исследователем.

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

На территории нашего детского сада произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства…..

Всё лето участники проекта изучали растительный мир лекарственных растений, не только в детском саду, но и выезжая с родителями на природу. В ходе работы над проектом под руководством воспитателей и родителей дети научились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках лекарственных растений, использовали Интернет вместе с родителями, собирали и обобщали информацию о растениях. Эту информацию дети, родители и воспитатели использовали для изготовления игр, пособий, выпуска мини-энциклопедий, газет, буклетов, и всё это, несомненно, пополнило эколого-развивающую среду своей группы.

1 этап подготовительный

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап исследовательский

  • Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3 этап обобщающий

  • Обобщение результатов работы.

Работа с детьми.

  • Беседы «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что где растёт, когда цветёт». Цель: обогащать детей знаниями, побуждать в детях желание беречь природу.
  • Опыты, эксперименты. «Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растения?» Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путём.
  • Наблюдения «Наблюдаем как растёт подорожник», «Высадка мяты»
  • Дидактические игры «Узнай по описанию», «Найди, о чём расскажу», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов», «Мама, папа и я – цветочная семья». Цель: уметь находить лекарственное растение по описанию.

Игры с ИКТ «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом»

«Съедобное — несъедобное». Цель: закрепить знания о съедобных и ядовитых растениях.

«Чудесный мешочек». Цель: узнать лекарственное растение по запаху.

  • Чтение сказок, легенд, стихов, загадок, пословиц о лекарственных растениях.

«Сказка о лекарственных растениях» с применением ИКТ.

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на другую планету».Проходили обследовательские действия на планете. Всё живое погибло на планете: необходимо найти воду, землю, посадить растения.
    • Сюжетно-ролевая игра «Поможем тому, кто в этом нуждается». Цель: уточнить представление о знакомых лекарственных растениях.
  • Открытие зелёной аптеки в группе. Цель: знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
  • Викторины
Читайте также:  Зуд от перхоти как избавиться домашним

Работа с родителями

  • Консультации, беседы
  • Составление гербария
  • Выпуск буклетов «Зелёный доктор», «Берегите Землю», «Растения – наши лекари».
  • Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем».
  • Плакат
  • Составление кроссвордов.
  • Книги о лекарственных растениях. Дети совместно с родителями собирали информацию во время выезда на природу.
  • Рисунки совместно с детьми.
  • Викторина «Зелёная аптека».
  • Презентация проекта.

Опыт работы показал: Используя активные и интерактивные методы работы с родителями нам удалось затронуть все виды работы проводимые с родителями. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании.

Родители активно участвовали в

— озеленении оформлении участка детского сада

— регулярно участвуют в конкурсах и мероприятиях детского сада и группы

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

И завершилась работа над проектом презентацией. В группе был открыт фитобар «У Мухи-Цокотухи».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИТОБАРА «У МУХИ — ЦОКОТУХИ»

Цель.

Развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых.

Задачи.

  • Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях.
  • Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
  • Учить вежливо общаться, развивать умение употреблять слова приветствия, благодарности.
  • Активизировать родителей на участие в совместных играх и конкурсах.
  • Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
  • Воспитывать любовь и уважение друг к другу и окружающим людям, чувство коллективизма, умение дружить.

Материал.

  • Электронное учебное пособие
  • Мешочки с сухими лекарственными травами
  • Иллюстрации с изображением лекарственных трав
  • Оборудование для приготовления салата, чая, посуда.

В группу входят гости-родители, их встречают дети.

Дети — Здравствуйте, гости дорогие, мы вас очень ждали, проходите, пожалуйста. Рассаживайтесь, всем хватит места.

Муха–Цокотуха — Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости. Вы узнали меня? Совершенно верно, я Муха – Цокотуха, которая однажды по полю пошла и … правильно, денежку нашла. Хорошее было время… Но с тех пор мне как – то ничего не попадается. Вот я с детьми решила собственный бар открыть, да не простой, а фито! Кто знает. Что это значит? Даю подсказку: «фито – означает растение» Так что в моём баре будут разные напитки из целебных трав. Нынче это модно. А ещё модно проводить презентации. Нужно начинать именно с этого мероприятия. А ещё нужна реклама.

Муха–Цокотуха — И сейчас я объявляю —

Конкурс « Лучшая реклама фитобара»

— Пожалуйста, гости дорогие, как бы вы прорекламировали в устной форме наш фитобар?

  • «Посещайте фитобар, будете здоровы».
  • «Кто попил напитков в фитобаре – тот никогда не заболеет».
  • «От болезней и мучений нас спасут плоды растений!»
  • «Царство лекарственных растений».

— Молодцы. Хорошая реклама нашего фитобара.

Муха–Цокотуха — Отлично! А теперь приглашаю всех посетить наш фитобар.

Позвольте начать нашу презентацию.

Появляется клоун в марлевой повязке, обвешанный чесноком.

Клёпа — Где, где президент?

Муха-Цокотуха — К нам едет президент?! Это весьма кстати! Хотя ничего удивительного – такой замечательный детский сад, какая красивая группа, такой великолепный фитобар! Такая приятная хозяйка. Прихорашивается.

— Так, где же твой президент?

Клёпа. — Почему мой? Это ж вы только что сказали – «президент».

Муха-Цокотуха — Фу, какой глупый, я-то думала… А говорила я о презентации. Так в наше время называется праздничное открытие чего угодно, например, фитобара!

Клёпа — А разве разрешается открывать бар в детском саду?

Что-то я сомневаюсь. Ребята, а вы как думаете?

Муха-Цокотуха — Такой – можно. Здесь взрослые и дети смогут насладиться чашечкой целебного чая, чтобы укрепить своё здоровье.

Клёпа — Ой, тогда я с вами дружу! Всем известно, как я забочусь о здоровье. Вот повязку ношу, чтобы никто не начихал на меня, и чеснок — он всех убивает, то есть микробов я хочу сказать. Так что обязательно пойду на эту вашу, как её …ну, которая на президента похожа.

Читайте также:  Как лечит черепное давление народными средствами

Муха-Цокотуха (с сомнением) — Я, конечно, любому гостю рада, но всё же не мог бы ты представиться?

Клёпа — Я – Клёпа, клоун славный,

Весёлый и забавный,

Всех ребят я веселю,

С ними песенки пою.

Ни за что не отвечаю.

Муха-Цокотуха — Подожди, Клёпа, не торопись. До чаю ещё дело не дошло.

Для проведения нашей презентации не хватает важных гостей – бабушки Дарьюшки и деда Матвея. Это они нам травы целебные из своего леса поставлять будут.

Клёпа — А где они живут? Может оттуда долго ехать?

Муха-Цокотуха — Да уж не близко, на лесной опушке. И мы решили, в поход идём, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки-травницы.

Задание 1. Проблемная ситуация. Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. И вот задание для родителей: Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).

Для детей: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).

Молодцы! Помощь оказать вы сможете.

Задание 2. Из предложенного материала (живые растения) отобрать съедобные виды растений и разложить в соответствии с карточками-символами: салатника – травы, из которых готовят салат, чайника – травы, из которых заваривают чай.

Задание 3. Расшифруй лекарственное растение. Перед вами на доске зашифрованы названия лекарственных растений – они состоят из первых букв предметов изображённых на картинках.

— Апельсин. Мяч. Танк. Якорь. (МЯТА)

— Обруч. Экскаватор. Лопата. Акула. (Алоэ)

Молодцы! Все справились с заданием! Давайте все вместе отправимся в гости.

Муха-Цокотуха — Что за гости в лес спешат?

Десять маленьких ребят!

Становитесь вот сюда: « Все на месте?»

Дети отвечают — да, да, да.

Встали друг за другом, руки положили на плечи.

Игра « Сороконожки» (Фото1).

По сухой дорожке (все идут паровозиком пружинящим шагом, держась за плечи друг друга).

Вдруг закапал дождик Кап!

Ой, промокнут сорок лап. (Останавливаются)

Насморк нам не нужен

Обойду я лужи ( Идут высоко поднимая колени)

Грязи в дом не принесу (Остановка и трясут правой ногой)

Каждой лапкой потрясу (Трясут левой ногой)

И потопаю потом

Ой, какой от лапок гром (Идут топающим шагом)

Включается запись звуков природы: шум ветра, голоса птиц.

Подходят к избе Дарьюшки и деда Матвея.

Муха-Цокотуха — Ну вот мы и пришли, смотрите, к нам навстречу идут и бабушка Дарья и дедушка Матвей.

(Из избы выходят бабушка Дарья, дед Матвей, с лекарственными травами).

Бабушка — Дарьюшка

— В нашей лесной аптеке

Нет йода и касторки

Зато есть мёд пчелиный

И мятная настойка.

Приходите все, кто болен

Вам я травки подберу,

От любой болезни, хвори

Дед Матвей

— Есть листики, травинки

На дне моей корзинки.

Здесь зверобой и мята,

Всех вылечу, ребята.

Бабушка Дарьюшка и дед Матвей (Фото2)

— Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, наши внучата и внученьки! Здравствуйте гости дорогие! И вас, Муха – Цокотуха и Клёпа приветствуем в своей избушке. С чем пожаловали, гости дорогие?

Муха-Цокотуха — Дорогая, бабушка Дарьюшка, дедушка Матвей, мы ведь вас на презентацию — открытие нашего фитобара приглашаем. Наслышаны о волшебстве ваших лекарственных трав, которые людям силу и здоровье дарят.

Бабушка Дарьюшка — За приглашение спасибо. А в гости придём.

А наш лес так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…

Клёпа — А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это, верно, только никаких загадок нет. Всё давно известно: кусты, цветы, деревья.

Муха-Цокотуха — А мы приготовили ЗАГАДКИ (Приложение)

— Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?

Под сугробом он растёт.

Снеговую воду пьёт (Ландыш)

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)

Он посмотрит на меня

И шепнёт мне: «Не забудь

Про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовётся … (Незабудкой)

И в названье мёд таится

Узнаёте? Медуница)

Если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)

Лепесточки обрывают? (Ромашка)

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо…(Василёк)

Для коровок ядовит… (Зверобой)

  • Только тронь — отдёрнешь ладонь.
Читайте также:  Народные средства потные ноги

Обжигает травка прямо, как огонь. (Крапива)

Бабушка Дарьюшка – Молодцы! Знаете лекарственные травы. Мои волшебные лекарственные растения дают силу только тем, кто любит природу.

Тренинг

Встанем в круг, поднимем руки к солнышку. Оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до окончания пальцев. Давайте скажем волшебные слова: « Небо, солнце, природа! Дайте здоровья мне, мои друзьям и родным – нашим дорогим родителям, бабушкам и дедушкам.

А теперь закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу. Постоим так немножко, подышим свежим воздухом — сделаем глубокий вдох.

Молодцы, детки, вы стали здоровее.

А у нас есть к вам ещё задание. Узнайте лекарственное растение по запаху и найти его на карточке-картинке или в гербарии. В мешочек заглядывать нельзя!

Игра «Чудесный мешочек»

Бабушка Дарьюшка и дед Матвей — Мы вам на открытие фитобара дарим травы:

«Каждая наша травинка, цветочек, листик вобрали в себя силы целебные Земли — Матушки, Солнышка Красного. Берите их, заваривайте чай и пейте на здоровье».

( Дают мешочки с травами)

Родители с детьми дарят рисунки.

Муха-Цокотуха — Спасибо вам, Дарьюшка, дедушка Матвей.

Давайте отдохнём, ведь путь обратный далёкий. Пока отдыхаем, выполним задание.

Викторина «Зелёная аптека» (Приложение)

  1. 1.Ты натёр ногу в пути. Какое растение может облегчить боль?(ПРИЛОЖИТЬ ЛИСТ ПОДОРОЖНИКА)
  2. 2.Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах и укусе насекомых?(ПОДОРОЖНИК)
  3. 3.Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха?

(ОТВАР ИЗ СУХИХ ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ – ХОРОШЕЕ СРЕДСТВО ОТ КАШЛЯ)

  1. 4.Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания (ЧИСТОТЕЛ)
  2. 5.Какое растение помогает от кашля?(РОМАШКА)
  3. 6.Какие растения помогут укрепить волосы?

— Да, вы знакомы с названиями лекарственных трав, умеете различать, много знаете об их свойствах, способах применения с целью оздоровления организма. Но самое главное, вы научились бережно относиться к природе родного края, видеть его красоту. Я рада, что у «растений-целителей» есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.

— Мы ещё приготовили письма лекарственным растениям: «Давай дружить». Дети читают письма.

  • Мне мама сказала, что ты подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень люблю всем помогать. Ты будешь помогать мне, лечить болячки всем, а я буду тебя поливать.

СТАРОВОЙТОВА ЕВА

  • Ландыш, ты очень красивый цветок. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а ещё буду тебя поливать.

ИГНАТЕНКО СОФИЯ

  • Очень-очень хочу дружить с тобой, ромашка. Ты такая красивая. Я никогда не буду тебя рвать, потому что тебе будет больно»

САРЫЧЕВ АЛЕКСАНДР

  • Одуванчик, ты очень похож на солнышко, а оно очень тёплое и ты тёплый. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться. Мама моя с тобой тоже будет здороваться. И она хочет с тобой дружить.

ГОЛУБЕВ АЛЁША

Бабушка и дедушка обязательно передадут ваши письма лекарственным растениям. Спасибо вам за такие трогательные слова.

Муха-Цокотуха — День сегодня необычный,

День сегодня непростой.

Собрались на праздник дети,

Самовар здесь золотой

Ребёнок — Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного крутого,

Ребёнок — Хорошо чайку попить,

Обо всём поговорить.

Муха-Цокотуха — У нас открылся фитобар

У нас открылся фитобар

Дети — Закипел наш самовар, проходите в фитобар.

Муха-Цокотуха — Ну что же, наша презентация прошла отлично, правда. Клёпа

Клёпа — Правда- то, правда, но когда же мы по-настоящему чай пить будем?

Муха-Цокотуха — Сейчас, сейчас, всех обслужим. И не только сегодня. Добро пожаловать в наш фитобар, в любой день и в любой час.

Дети заходят в фитобар, обслуживают всех гостей по правилам этикета в общественных местах.

(Чай, напитки из трав, морсы — печенье, фрукты)

Давайте пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

— Давайте всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашего края. Приглашаем вас к столу!

Во время чаепития посмотреть презентацию «Цветочная и лекарственная фантазия» (Приложение).

Приложение

Презентация «Цветочная и лекарственная фантазия».

Презентация Открытие фитобара «У Мухи-Цокотухи».

Источник

Оцените статью