Проект лекарственные растения для дошкольников

«Лекарственные травы». Проект для детей старшей группы

Анна Брюханова
«Лекарственные травы». Проект для детей старшей группы

Место проведения исследования: территория, прилегающая к ДОУ п. Пашия

Сроки выполнения проекта: июль-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, педагоги, медсестра.

• Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

Актуальность: Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на территории, прилегающей к ДОУ в п. Пашия.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Содержание проекта:

1. Беседа «Лекарственные растения».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное — Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4.Чтение литературных произведений:

• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

• Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,

• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

• Н. Павловой «Загадки цветов»,

• А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

• Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

1. «На участке ищем полезные растения»

2. «Где лучше посадить растения?»

3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6. Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением — чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп — листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Мать — и — мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Читайте также:  Лечебная физкультура при спланхноптозе

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия на поляну.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего посёлка, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем посёлке, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на поляне (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

«На лугу» — рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

«Одуванчик» — объёмная аппликация.

Цель: учить детейпередавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

«Наш друг – подорожник» — рисование.

Цель: учить детейпередавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6.Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

1. Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

3. Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).

4. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).

9. Подведение итогов реализации проекта.

Экологическая игра-проект «Узнай, назови, расскажи» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-ПРОЕКТ «Узнай, назови, расскажи» Актуальность проекта Данная игра – проект позволит сформировать у дошкольников представления.

Проект «Полезные вершки и корешки» Проект»Полезные вершки и корешки». Участники проекта:дети,воспитатель. Цели проекта: Дать доступные дошкольникам теоретические знания.

Источник

Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения»

Наталья Дмитриевна Мовсумова
Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения»

ПРОЕКТ по экологии

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Лекарственные растения»

Актуальность: Дети по своей природе исследователи, с удивлением и радостью открывающие для себя окружающий мир. Поддержать ребенка в стремление к познанию, экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности- задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.

Проблема: Растения растут вокруг нас, узнать какое значение они имеют для человека. Расширить представление детей о полезных свойствах растений.

Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о названии, внешнем виде и пользе лекарственных растений. Узнать, что означает слово «фитотерапия».

Вид проекта: познавательно — исследовательский

Проект рассчитан на детей 5-7лет

Срок реализации проекта: долгосрочный – пять месяцев (с апреля по август)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Формирование представлений о мире растений, их ценности для здоровья человека. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально — доброжелательное отношение к миру природы.

Задачи для воспитанников:

Расширить представления детей о многообразии лекарственных растений, их пользе, и применении.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно – исследовательской деятельности;

• Формировать у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы;

Формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе

Развивать связную речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки.

Читайте также:  Народное средство для удаления волос с лица для женщин

• Развивать любознательность, познавательный интерес к природе, интерес к исследовательской деятельности, эстетическое восприятие окружающего мир

• Развивать у детей воображение,, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

• Воспитывать у детей уважительное отношение к природе, бережное отношение к растениям

Задачи для педагогов

1. Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).

2. Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта.

3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.

Задачи для родителей

1. Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей).

2. Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.

3. Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.

4. Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме «лекарственные растения«.

5. Обеспечить атмосферу доброжелательности,комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

Формы и содержание работы с детьми:

1. Игровая деятельность.

2. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

3. Досуговая деятельность

5. Этические, ситуативные беседы, составление описательных загадок, сказок.

6. Рассматривание альбомов экологической тематики.

7. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе.

8. Изготовление поделок из природного материала.

9. Слушание и разучивание музыкальных произведений.

Формы и содержание работы с родителями:

2. Выставка информационного материала экологической тематики.

3. Выставка детской художественной литературы экологической тематики.

4. Совместная деятельность.

5. Совместное творчество.

Этапы и сроки реализации проекта.Период выполнения: апрель 2016года –август 2016 года

1. этап Подготовительный

1. Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Подбор наглядных пособий, дидактического материала.

3. Подбор художественной литературы для чтения.

4. Составление перспективного плана практической деятельности.

5. Создание презентаций по теме.

2. этап Практический

План мероприятий по реализации проекта.

Для детей: Сбор фотографий, картинок с изображением лекарственных растений, оформление выставки «Зелёная аптека», загадок, стихов,

сказок, рассказов о лекарственных растениях

Дидактическая игра «Собери из частей целое»,

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, внешним признакам, запаху.

Дидактическое упражнение «Душистые мешочки»

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху,

закреплять знания о лекарственных растениях.

Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части есть у растения.

Сюжетно -ролевая игра «Аптека».

Цель: Умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли

«Назови растение», «Опиши, я отгадаю».

1. Беседа «Что мы знаем о растениях»с презентацией.

Рассказ воспитателя детям о том, какую большую пользу приносят человеку

лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений,

познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.

Беседа «Что такое фитотерапия».

Цель : познакомит с понятием «фитотерапия». Расширить активный словарь по теме. Развивать речь.

4. Непосредственно — образовательная деятельность

«Путешествие в царство растений»

Цели: знакомство детей с некоторыми видами лекарственных растений

Смоленской области; с правилами сбора и хранения растений; умение

разумно использовать дары природы на благо людей.

Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание,

приготовление травяных лекарственных напитков.

Игра –Квест : «В поисках цветика — семицветика»

.2.Темы наблюдений на прогулке: «Подорожник», «Клевер», «Мать и мачеха», «Крапива», «Одуванчик» на территории детского сада. «Мята», «Душица» — на грядке, «Календула»— на клумбе.

Общие цели для исследовательской деятельности, в наблюдениях за растениями.

Цели: познакомить детей с растением, с его внешним видом, строением.

Исследовательская деятельность: рассмотреть листья, стебли, цветы, найти отличия от других растений. Познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы растению, для того чтобы оно росло. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Наблюдение за одуванчиками, растущими в тени и на солнечном месте.

5. Художественно творческая деятельность

:«Одуванчик» объёмная аппликация.

Цель: учить детейпередавать характерные особенности одуванчиков:

жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

«Календула», «Ромашка» — пластилинография.

Цель : учить детей предавать особенности растения в технике пластилинография.

«Ромашка» рисование красками.

Цель: учить детей передавать в рисунке цвет и форму соцветий растения.

«Клевер», «Подорожник»- рисование карандашами.

Раскрашивание: «Растения луга»; «Растения леса»

Читайте также:  Способ оказания первой помощи при растяжении связок

Беседа: «Растения вокруг нас», «Полезные растения», Фитотерапия»

Общение : ««Живая и неживая природа»; «Чем помочь природе».

Ситуация: «Ты увидел, как твой друг бросил фантик с конфеты на территории детского сада. Твои действия».

Чтение художественной литературы

К. Ушинский «Утренние лучи»;

И. Соколов «Рассказы о природе»;

В. Бианки «Расссказы о природе»;

Стихи поэтов,классиков о природе: «Времена года»;

М. Пришвин «Про птиц и зверей»;

А. С. Пушкин «Стихи детям»;

Н. Сладков «Лесные сказки»

Прослушивание классического произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Музыкальное развлечение : «Едем в лес за чудесами».

Совместный труд воспитателя с детьми по уходу за растениями в уголке природы;

Приведение в порядок огорода, растение мята (сбор,сушка)

Посадка цветочных растений на клумбах;(календула)

Полив растений.

Работа с родителями

Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, составление папки — передвижки

«Рецепты «зеленой аптеки»», помощь детям в подборе информации.

Выставка творческих работ «Зеленая аптека»

Фотоколлаж «Природа и мы»

Консультации для родителей:«Эколог с пеленок»«Воспитание у детей правильного отношения к природе».

3. Этап. Заключительный. Подведение итогов

1. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

2. Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

3. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

4. Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы.

Развитие речи». Москва 2002

5. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2000

6. Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу.

Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

Отчет о проведение проекта «Лекарственные растения»

В ходе работы над проектомбыли достигнуты следующие результаты : обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического

воспитания путем применения научных методов и приемов.

Собрали материал о лекарственных растениях нашего края.

Родителями совместно с детьми была оформлена картотека по лекарственным растениям Вяземского района Смоленской области. В период работы над проектом у детей обогатился словарный запас по теме (дети знают стихи, загадки о растениях).

Могут рассказать, чем они полезны, и как используются, как правильно собирать растения и сушить.

У детей развился познавательный интерес к растениям, исследовательской деятельности, экспериментированию.

Развито уважительное отношение к природе, ее значимости для людей.

Расширились знания: если к началу проекта дети знали 2-4 лекарственных растения, то к окончанию проекта 11. Дети не только научились называть растения на картинках, но и находить их в природе.

Детский экологический проект «Лекарственные растения» Введение: Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения — детского сада комбинированного.

Конспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: — вызвать интерес к цветущим растениям нашего края; — воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Животные и растения Красной книги» ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ Слайд 1. На Земле очень много разных животных и растений. Все они живут в разных условиях: в определенном.

Презентация «Проект «Акции по экологии для детей младшего и старшего дошкольного возраста» Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей).

Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино» Проект «Лекарственные растения» для детей.

Проект «Лекарственные растения родного края» Познавательный проект «Лекарственные растения родного края» Тип проекта: коллективный. По числу участников: 19 человек. Длительность проекта:.

Проект «Лекарственные растения» (старшая группа) Вид проекта: информационно — творческий Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и.

Проект «Лекарственные растения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Проект на тему: «Лекарственные растения» МАДОУ детский сад №25 «Матрёшка».

Сценарий досуга из рубрики «Азбука здоровья» для детей старшего дошкольного возраста «Эти удивительные растения» Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Эти удивительные растения» Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях,.

Тематическая летняя экскурсия в группе детей дошкольного возраста 5–7 лет «Лекарственные растения» Время года: лето Место проведения: городской парк Время отправления: 9.00 Предварительная работа: Беседа о правилах поведения во время.

Источник

Оцените статью