Проект лекарственные растения 7 класс информационно познавательный

Информационно-познавательный проект «Чудо-растения. Лекарственные травы»

Наталия Уварова
Информационно-познавательный проект «Чудо-растения. Лекарственные травы»

ИНФОРМАЦИОННО — ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

СТАРШАЯ ГРУППА №1

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: информационно — познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: дети старшей группы № 1, воспитатели группы, родители воспитанников.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве. Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны.

Лекарственные растения – это бесценный дар самой природы. Поэтому относиться к нему следует с большой бережностью и глубоким уважением. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правилах сбора.

Цель проекта: формирование представлений детей дошкольного возраста о мире лекарственных растений, их ценности для здоровья.

• Расширить знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

• Воспитывать бережное отношение к растениям.

• Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы — описания, сказки, загадки.

• Заинтересовать родителей и привлечь их к совместной деятельности с детьми и педагогами детского сада

• Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают об их лечебных свойствах, научатся правилам сбора лекарственных трав.

• Дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их.

• Повысится уровень коммуникативных навыков общения в совместном труде.

• Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Роль родителей в реализации проекта: подбор информационного материала для проекта.

Продукты проектной деятельности: выставка детских работ «Лекарственные растения», создание картотеки экологических игр, подборки загадок о лекарственных травах, оформление книги о лекарственных травах (совместно с детьми).

Презентация проекта: Досуг «Зеленая аптека».

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

• Подбор методической и художественной литературы, наглядного, иллюстрированного материала (открытки, фотографии, плакаты). Разработка конспекта НОД, развлечений.

• Сбор фотоматериала, иллюстраций с изображением лекарственных растений (с описанием).

• Обеспечение материалами для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование).

• Оформление уголка с дидактическими играми, подборками стихов и загадок о лекарственных травах, экологическими играми.

Совместная деятельность с родителями

• Консультация для родителей «Лекарственные травы: польза и вред»

• С помощью родителей собрать фотоматериал и иллюстрации с изображением лекарственных растений (с описанием).

2 этап. Основной.

• Наблюдения на прогулке за лекарственными травами на территории детского сада

• Чтение художественной литературы:

— В. Бианки “О травах”

— Платонов А. “Неизвестный цветок”

— Н. Павлова “Хитрый одуванчик”

— А. Плешаков “Зеленые страницы”

— Чтение загадок и стихов о растениях.

Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их применением в лечении различных заболеваний.

“Сбор лекарственных трав и правила сушки”

Цель: познакомить дошкольников с правилами сбора лекарственных растений.

Цель: учить дошкольников как не навредить растениям.

Дидактическая игры: «Назови лекарственную траву», «Определи по запаху», «Определи растение по описанию».

Подвижные игры по данной тематике.

• Рисование на тему: «Лекарственные травы».

• Оформление книги «Лекарственные травы»

3 этап. Заключительный.

Выставка детских работ «Лекарственные растения».

Досуг «Зеленая аптека»

— Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

— Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : Вако, 2011.

— Проектная деятельность старших дошкольников / Автор – сост. В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2009.

— Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях /Автор – сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008

Детский экологический проект «Лекарственные растения» Введение: Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения — детского сада комбинированного.

Информационно-познавательный проект «К бабушке на оладушки» для второй младшей группы Цель: Развитие речи у детей через приобщение к русскому народному фольклору. Задачи: — познакомить детей с элементами русского народного.

Информационно-познавательный проект «Откуда берутся бабочки?» (средняя разновозрастная группа) Информационно-познавательный проект «Откуда берутся бабочки?» средняя разновозрастная группа «Золотая рыбка» воспитатель Третьякова С. Н.

Конспект занятия «Лекарственные травы» Задачи : Расширять представление детей о лекарственных растениях, особенностях их строения, роста и развития. Продолжать учить узнавать.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные травы» Цель: расширение знаний детей о лекарственных растениях нашего края и их полезных свойствах. Задачи: 1. Закреплять умение различать лекарственные.

Читайте также:  Локтевой бурсит лечение народные средства

Проект «Красная книга Алтая. Лекарственные растения» Красная книга Алтая. Лекарственные растения Продолжая работу над проектом: «Зеленая аптека», мы познакомились с некоторыми редкими лекарственными.

Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино» Проект «Лекарственные растения» для детей.

Проект «Лекарственные растения родного края» Познавательный проект «Лекарственные растения родного края» Тип проекта: коллективный. По числу участников: 19 человек. Длительность проекта:.

Проект «Лекарственные растения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Проект на тему: «Лекарственные растения» МАДОУ детский сад №25 «Матрёшка».

Проект творческо-исследовательской познавательной деятельности «Лекарственные растения Нижегородской области» Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении.

Источник

Проект Лекарственные растения
творческая работа учащихся по географии (7 класс) по теме

Для учащихся 6-7 класса по географии и биологии

Скачать:

Вложение Размер
proekt_lekarstvennye_rasteniya.doc 562.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекарственные растения Ярославской области

учащаяся 8 класса

1.Введение (актуальность, проблема и цель проекта)……………….. .2-3

2. Описание лекарственных растений…………………………………….4-9

3. Правила сбора и обработки лекарственных растений………………. 10

Однажды я прочитала необычное стихотворение, которое и помогло мне выбрать тему проекта:

Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль,
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.

Клюква вылечит цистит,
Редька — кашель и бронхит,
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.

В наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины есть отличные лекарства, которые помогают организму бороться с болезнями, но порой разрушают его, оказывая побочные явления.
Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими недугами. Одним из ярчайших представителей природы являются лекарственные растения. Не зря современная фармакология все чаще и чаще обращается к природным компонентам при разработке лекарственных препаратов. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.
Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.

Если мы будем знать природу родного края и любить её, то сможем найти в природной кладовой нужные натуральные лекарства, которые помогают людям по-новому смотреть на будущее нашей планеты. Если мы будем знать лекарственные растения, то сможем грамотно применять их для сохранения и поддержания здоровья; объяснять окружающим, как бережно к ним относиться.

Какие лекарственные растения произрастают на территории Ярославской области? Могут ли растения заменить лекарство? На данные вопросы мне захотелось самостоятельно найти ответы.

-Познакомиться с группами, на которые делятся лекарственные растения.

— Узнать фармакологическое значение лекарственных растений, какие болезни они лечат, уточнить, какие части лекарственных растений используют в лечебных целях.

— Изучить, как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения .

Данный проект позволит познакомиться с видами лекарственных трав, растущих на территории родины, с правилами сбора некоторых трав, а также с их применением.

План работы над проектом:

  1. Выбор темы.
  2. Сбор материала о лекарственных растениях Ярославской области в научной

литературе. Поиск материала в Интернете

Описание лекарственных растений

Изучая справочник по лекарственным растениям, я выяснила, какие лекарственные растения произрастают на территории Ярославской области. Таких оказалось очень много, поэтому для описания растений в работе, мне пришлось выбрать только некоторые из них.

Аи́р — род многолетних вечнозеленых травянистых растений . Род состоит из двух видов, произрастающих в сырых местах или на мелководьях — по берегам ручьев, рек и озер, на окраинах болот. Народные и диалектные варианты: «явер», «яер», «ирный корень», «ир», «лепешник», «татарское зелье», «татарский сабельник». Высота взрослых растений — от 10 см до 120 см. Корневище толстое, ползучее, горизонтальное, бурого цвета, толщиной до 3 см, внутри бело-розового цвета, съедобное, с приятным ароматом, напоминающим запах корицы или мандарина. Стебель прямостоячий, трехгранный, с острыми ребрами. Листья длинные, линейно-мечевидные, ярко-зелѐные. Располагаются на корневище подобно вееру — как у ирисов. Листья срастаются друг с другом, окружая главный стебель, так что соцветие как бы выходит из середины листа. Цветки мелкие, зеленовато-жѐлтые, с околоцветником из двух узких чешуйчатых листочков. Плоды — многосемянные сухие (суховатые) продолговатые ягоды красного или зеленоватого цвета.

Установлено, что препараты из аира обыкновенного обладают, сосудорасширяющим, противомикробным, обезболивающим вяжущим, обволакивающим, кровоостанавливающим, и тонизирующим свойствами. В научной медицине, парфюмерии и пищевой промышленности используется аирное масло, извлекаемое из корневищ. Корневища аира обыкновенного в высушенном и засахаренном виде ещѐ в XIX веке считались лакомством. В 2011 году Роспотребнадзор включил аир злаковый и аир болотный в список растений, содержащих сильнодействующие, наркотические или ядовитые вещества.

Багульник болотный — растение ядовитое. Это низкорослый вечнозеленый кустарник высотой до 1 м с белыми мелкими цветками, сильно ветвистый и с резким запахом. Растет он на болотах, в заболоченных хвойных лесах, на торфяниках. Много его в Восточной Сибири. Сырье заготавливают в период полного цветения. Сушат под навесом, расстилая тонким слоем, или подвешенными в пучках.

Растение обладает бактерицидным, противовоспалительным, отхаркивающим действиями. Багульник применяют в виде настоев, отваров, мазей. Отвары, настойки, мази, масляные вытяжки применяют наружно при радикулитах, ушибах как обезболивающее средство. Отвар и настой используют в виде примочек как ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство при обморожениях, внутрь и наружно при диатезах, золотухе, как снотворное. Настой травы багульника рекомендуют как потогонное при простуде, бронхите, бронхиальной астме, кашле, туберкулезе легких. Прием настоя внутрь способствует расширению венозных сосудов. Снижению кровяного давления. При эпидемиях багульник используют как антисептическое средство в виде отвара внутрь, сухое растение нюхают и рассыпают в жилом помещении, производят окуривание. Стебли багульника, растертые в порошок и смешанные с березовым дегтем, наносят на пораженные места при экземе. Эфирное масло травы багульника применяют в качестве обезболивающего средства при радикулитных, невралгических болях в виде втираний. Эфирное масло багульника в больших дозах обладает способностью парализовать центральную нервную систему, вызывая паралич рук, ног. Передозировка препаратами может вызвать отравление, паралич мышц сердца и дыхательных путей.

Девяси́л, или Жѐлтый цвет — род многолетних растений семейства Астровые, произрастает в Европе, Азии и Африке. Многолетние, реже однолетние растения с цельными листьями и жѐлтыми крупными соцветиями. Цветки жѐлтые или оранжевые, одиночные или собраны в кистевидные или щитковидные общие соцветия.

Девясил обладает противовоспалительным, желчегонным, отхаркивающим действием. В консервной и рыбной промышленности корни и корневища девясила используют как пряность и в качестве заменителя имбиря. Из корней и корневищ можно получить синюю краску, если смешать настой с карбонатом калия или калиевой щѐлочью. Применяют девясил при заболеваниях дыхательных путей и бронхитах с повышенной секрецией густой вязкой мокроты, при кашле, гастритах, заболеваниях печени и жѐлчного пузыря. Он обладает антимикробным и противоглистным свойствами, особенно при аскаридозе. Отвар корня пьют при заболеваниях почек, мочевого пузыря, мочекаменной болезни. Растение обладает тонизирующими свойствами, улучшающими состояние организма, его применяют при головных болях, головокружении, болях в сердце, при гипертонии, эпилепсии, спазмах сосудов головного мозга. При лечении ревматизма корень девясила используют в смеси с корнем лопуха.

Другие названия — зверобой продырявленный, зверобой исколотый, пронзѐнный, зверобой обыкновенный и т.д. Зверобой — это широко известное в народе растение с ярко-жѐлтыми цветками и специфическим, слегка терпковатым запахом.

Трава зверобой издавна в народе считался одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Она входит в состав очень многих сборов. Зверобой, для людей, является слаботоксичным растением, тогда как у животных он может вызывать серьезное отравление. Отсюда и пошло название — зверобой. Зверобой продырявленный в традиционной медицине используют как вяжущее, противовоспалительное и тонизирующее средство при кашле, болезнях печени, для укрепления дѐсен. Зверобой обладает прекрасными полезными и лечебными свойствами, из него делают растительные антибиотики — иманин и новоиманин, представляющие собой эффективные антибактериальные препараты, применяемые при тяжѐлых ожогах, гнойных ранах, острых катарах дыхательных путей. Препараты из травы зверобоя применяют для лечения при язвах, ревматизме, подагре, различных нервных заболеваниях. Используется он также для лечения депрессивных психозов. Крепкий настой зверобоя применяют в стоматологической практике для укрепления десен, устранения неприятного запаха изо рта, а также используют в качестве противовоспалительного средства.

Крапива двудомная (лекарственная) — это многолетнее травянистое растение 60-150 см высотой. Стебель и листья покрыты жгучими волосками. Оба вида цветков собраны в серѐжки. Растѐт на влажных, болотистых почвах, повсюду. Это растение широко используется в научной и народной медицине. Весной крапива одно из самых полезных растений и на нашем столе, она желанный и необходимый источник витаминов. В случае недомогания рекомендуют попить сок из свежих листьев крапивы. Крапива содержит аскорбиновую кислоту, витамины, соли железа, кальция. В народной медицине она используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, противосудорожное, отхаркивающее средство, а также как средство благоприятно действующее на обмен веществ. Листья крапивы при наружном применении способствуют более быстрому заживлению ран. Наружно применяются в виде настоя для компрессов и при ожогах первой степени, а также при выпадении волос. Крапива эффективно лечит заболевания кожи головы При различных внутренних кровотечениях крапива оказывает кровоостанавливающее действие. Кстати, она предупреждает появление ранней седины. При больших потерях крови также полезна крапива, так как она содействует увеличению эритроцитов в крови. Она также способствует снижению количества сахара в крови. Крапиву успешно применяют в натуральной косметике. Из нее делают кремы, лосьоны, маски для лица. Листья крапивы — источник хлорофила, в них содержится его до 5 %.

Ландыш майский — это многолетнее травянистое неприхотливое растение с сильным ароматом, его еще называют конвалией. Растение ядовитое. Растет в лиственных, смешанных лесах, на опушках, полянах, в лесных оврагах, образуя целые заросли. В последнее время им декорируют сады и парки. С лечебной целью используют наземную часть растения. Собирают ландыш в период цветения. Траву срезают ножом — срывать запрещается, так как нарушается корневая система. Сушат под навесом Ландыш майский — сильнодействующее лекарственное растение. Перед его применением надо посоветоваться с врачом. Ландыш нормализует сердечную деятельность, является общеукрепляющим, улучшающим кровоснабжение, мочегонным, успокаивающим средством. Растение используют при острой и хронической сердечной недостаточности, пороках сердца, неврозах, гипертонии как сосудорасширяющее, улучшающее кровообращение всего организма средство. Ландыш применяется как успокаивающее средство при возбуждении центральной нервной системы, как снотворное, при эпилепсии, головной боли, параличе, заболевании щитовидной железы. Не рекомендуется принимать ландыш при острых заболеваниях печени и почек, гастритах, остром миокардите, эндокардите. Необходимо строго следить за дозировкой, чтобы не было отравления. Настойку пьют при инфекционных заболеваниях. Настоем цветов с добавлением меда промывают глаза при воспалении.

Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

1.Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

2.Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

3.Заранее запаситесь всем необходимым для сбора( совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

4.Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

5.Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

6.Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.

Источник

Оцените статью